Коллективные переговоры

Коллективные переговоры: порядок проведения, образцы документов

Коллективные переговоры и их проведение чётко регламентированы трудовым законодательством. Кто может представлять интересы работников на переговорах по заключению или изменению коллективного договора? В какие сроки они должны быть проведены? Как быть, если согласие между сторонами не достигнуто?

Суть коллективных переговоров

Существует определение системы отношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Социальное партнёрство призвано согласовать интересы всех вышеперечисленных сторон, урегулировать трудовые взаимоотношения.

Теме социального партнёрства посвящена ст. 27 ТК РФ, в которой описаны как формы коллективных переговоров, так и процедуры подготовки к их согласованию и заключению.

Проведение коллективных переговоров предполагает наличие двух главных сторон: работника и его работодателя.

При этом коллективные переговоры, стороны которых достигли компромисса, завершаются соглашениями – правовыми актами, регулирующими социальное и трудовое взаимодействие сторон и определяющими уровень экономического взаимодействия между ними. Соглашения могут относиться к федеральному, региональному или отраслевому уровню.

Сам термин «коллективные переговоры» сформулирован Конвенцией Международной Организации Труда №154 от 19.06.1981г. «О содействии коллективным переговорам».

Коллективные переговоры могут проводиться между предпринимателем или их группой, одной или сразу несколькими организациями трудящихся. Темой переговоров могут стать:

  • занятость и ежедневные условия труда;
  • отношения между работодателем и сотрудниками;
  • отношения между предпринимателем и организацией трудящихся.

Основные принципы коллективных переговоров:

  • соблюдение законодательства;
  • распределение полномочий между сторонами;
  • заключение коллективных переговоров требует равноправия сторон;
  • сотрудничество, основанное на взаимном уважении интересов сторон;
  • глубокая заинтересованность со стороны участников;
  • принятые сторонами обязательства должны иметь добровольное начало и быть исполнимыми;
  • коллективные переговоры требуют наличия контроля соблюдения договоров;
  • исполнение договоров носит обязательный характер, неисполнение договоров влечёт за собой серьёзную ответственность провинившейся стороны.

Основные лица, участвующие в коллективных переговорах

Организация коллективных переговоров требует участия работников

В соответствии со статьёй 36 ТК РФ, обе стороны, ведущие коллективные переговоры и привлечённые к их заключению или изменению, имеют право на инициативу. В соответствии со статьей 29 ТК РФ, работников могут представлять:

  • профсоюзы и приравненные к профсоюзам объединения;
  • прочие организации, определённые уставом межрегиональных или общероссийских профсоюзов;
  • прочие представители, предусмотренные ТК и выбираемые работниками.

Проведение коллективных переговоров, приуроченное к разрешению споров, заключению или внесению изменений в соглашения, является поводом для формирования специальной комиссии. Комплектация комиссии, деятельность которой направлена на урегулирование спорных вопросов, как правило, поручается профсоюзам.

Источник: https://www.gd.ru/articles/9270-kollektivnye-peregovory

Коллективные переговоры

Коллективные переговоры

Коллективные переговоры являются основной формой социального партнерства, используемой для достижения соглашений по поводу условий труда между работниками и работодателями, решения иных спорных вопросов.

На практике коллективные переговоры в организации чаще всего ведутся по поводу заключения коллективного договора. Вместе с тем в соответствии со ст. 37 ТК РФ участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

В Конвенции МОТ N 154 о содействии коллективным переговорам (Женева, 19 июня 1981 г.

) указывается, что коллективные переговоры ведутся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся, – с другой, в следующих целях:

  1. определения условий труда и занятости и/или
  2. регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися и/или
  3. регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся (ст. 2).

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон. Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры. Коллективные переговоры обычно ведут не сами работники и работодатели, а их представители.

Трудовой кодекс РФ закрепляет определенные гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.

Во-первых, лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением.

Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Во-вторых, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

В ходе коллективных переговоров стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров (ст. 37 ТК РФ).

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения. Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий.

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с ТК РФ.

Кодекс предусматривает такие меры по разрешению коллективных трудовых споров, как примирительные процедуры, рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. ст. 401 – 404 ТК РФ) и как крайнюю меру – забастовку (ст. 409 ТК РФ).

Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.

Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа.

После утверждения коллективного договора он подписывается представителями сторон, причем они сами определяют, кто конкретно должен это сделать.

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в орган по труду соответствующего уровня по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

Роль регистрации заключается в том, что в ее процессе осуществляется выявление условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Читайте также:  Оплата сверхурочных часов при сменном графике работы

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

В то же время вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Источник: http://xn—-ctbbdccf4eebbnlpq5kj.xn--p1ai/kollektivnye-peregovory

Коллективные переговоры

Коллективные переговоры (КП) – это один из важнейших видов социального взаимодействия. В ходе КП происходит подготовка и заключение коллективных соглашений и договоренностей, которые обеспечивают социальную защиту сотрудников, а также разрешение споров.

Инициатор переговоров обязан уведомить оппонента о намерении начать КП, на что последний должен отреагировать в течение недели. Место и сроки стороны определяют совместно, как и порядок работы. КП могут проводиться, например, в форме консультаций.

Традиционно этот вид переговоров происходит между работодателем и его сотрудниками. Если работодатель или администрация уклоняются или даже отказываются от вступления в переговоры, другая сторона может начать коллективный трудовой спор.

В основе ведения КП, обсуждения, разработки соглашений лежит равноправие. Все участники могут свободно выбирать вопросы для урегулирования социально-трудовых отношений.

Коллективные переговоры можно считать оконченными, когда коллективное соглашение подписано

Важный момент: все участники КП, организаторы и любые другие лица, вовлеченные в их проведение, категорически не могут разглашать сведения, полученные в ходе переговоров, если они являются коммерческой, служебной, государственной или любой другой тайной, охраняемой законом. Тот, кто сделает эти сведения общедоступными, привлекается к ответственности, установленной федеральными законами.

В социальном партнерстве можно выделить несколько важных принципов: правовые нормы, которые установлены законодательством, должны быть соблюдены; представители ведущих переговоры сторон должны быть наделены определенными полномочиями; равноправие, удовлетворение интересов обеих сторон и взаимное уважение должны быть соблюдены. В договорных отношениях исключительно важны взаимная заинтересованность сторон, добровольное принятие обязательств, а также реальность исполнения этих обязательств.

Очевидно, что, как и в любом другом виде переговоров, в КП требуются определенные навыки. Как мы уже заметили, в основе КП – взаимное уважение и равноправие. Чтобы достичь своей цели, представители обеих сторон могут использовать определенные приемы и методы, влияющие на поведение оппонента и принятие им решений.

Техники и методики, которые будут полезны при ведении переговоров, предлагают наши тренеры. Главное в тренингах – их высокая результативность. Любые переговоры можно провести максимально успешно с минимальными энергетическими и эмоциональными затратами.

Защищать свою точку зрения, не позволять оппоненту манипулировать собой, а, напротив, прийти к решению, выгодному вам, в любой непростой ситуации находить адекватное решение – всему этому можно научиться.

В коллективных переговорах важным моментом является приход к согласию. В противном случае, будет составлен протокол разногласий, который передается примирительной комиссии. Протокол влечет за собой коллективный трудовой спор. Чтобы переговоры были результативными, вести их должны грамотные специалисты, владеющие определенными техниками.

Они должны всесторонне анализировать ситуацию и прогнозировать действия оппонента, умело владеть эмоциями, видеть сильные и слабые точки противной стороны, уметь работать в конфликтной ситуации.

Эти и многие другие, необходимые в ведении таких переговоров умения и навыки можно получить на наших тренингах и отработать во время многочисленных практических занятий.

Источник: http://www.espadas.ru/articles/peregovory/302-kollektivnyeperegovory

Коллективные переговоры: понятие, принципы, порядок проведения

Коллективные переговоры – это законом регламентированный период коллективно-договорного процесса взаимоотношений между работниками (представителями работников) и работодателей (представителями работодателей), обеспечивающий им возможность свободно участвовать в выборе круга вопросов регулирования социально-трудовых отношений, обстоятельном их обсуждении, а также в подготовке и согласовании проектов коллективных договоров и соглашений для их подписания. При этом одновременно должен составляться протокол установленных разногласий.

Права и обязанности сторон вступать в коллективные переговоры относятся к числу основных трудовых прав работников и работодателей, закрепленных в статьях 2, 21 и 22 ТК РФ.

Применительно к работнику в ст. 21 ТК указывается, что работник имеет право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей. Гарантии этого права включают также право работника на объединение, в частности их право на создание профессиональных союзов и вступления в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

Применительно к работодателям в ст. 22 ТК РФ их право вести коллективные переговоры непосредственно увязано с их обязанностью заключать коллективные договоры в порядке, установленном ТК РФ.

Эта обязанность также неразрывно увязана в ст.

22 ТК с их обязанностью предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.

Инициаторами проведения переговоров могут быть представители любой стороны.

Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, другая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Неисполнение обязанностей по вступлению в коллективные переговоры влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.28 КоАП).

Чтобы не допускать ослабления позиции заинтересованных организаций работников в процессе ведения коллективных переговоров и заключения соответствующих договоров и соглашений, запрещается их ведение и заключение от имени работников лицами, представляющими работодателя (ч. 3 ст. 36 ТК, ч. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

В соответствии с ч. 2 ст.

36 ТК представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

Сторона, получившая такое предложение, должна отправить ответ инициатору предложения с указанием представителей от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссий по проведению коллективных переговоров.

Под «коллективными переговорами» понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников – с другой, в целях:

а) определения условий труда и занятости;

б) и (или) регулирования отношений между работодателями и работниками;

с) и (или) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.

Принципиально важным для обеспечения реальной защиты интересов работников в процессе ведения коллективных переговоров является закрепленное в ч. 3 ст.

36 ТК РФ требование соответствующих международно-правовых норм о недопущении к ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров и соглашений от имени работников лиц, представляющих интересы работодателей, а также организаций или органов, созданных либо финансируемых работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК.

Многие важные вопросы, в частности, и процедурные, связанные с обеспечением законности в процессе коллективных переговоров, отражены в статье 37 ТК, определяющей порядок ведения коллективных переговоров, направленный на реализацию демократических принципов взаимоотношений сторон, коллективных переговоров и прежде всего принципов свободы и равноправия сторон, участвующих в коллективных переговорах. В ней подчеркивается, что представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. В ней также отражена приоритетная роль профсоюзов в реализации их права представлять и защищать права и интересы работников на всех уровнях ведения коллективных переговоров (См. ст.ст. 26, 45 ТК РФ).

Читайте также:  Квотирование импорта

Срок, место и порядок ведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, выступающими в качестве их участников. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, составляющих предмет их переговоров.

Стороны и участники коллективных переговоров наделены взаимными правами и обязанностями, строгое соблюдение которых обеспечивает успешное их проведение и достижение соответствующих практических результатов (ч.

6 и 7 ст. 37 ТК). Так, стороны взаимно обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Коллективные переговоры могут быть организованы либо непосредственно между их сторонами, либо при участии единого представительного органа. Возможность непосредственного ведения переговоров предусмотрена в ч. 3 ст.

37, согласно которой первичная организация, объединяющая более ½ работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того, коллективные переговоры возможны непосредственно между работодателем и первичной профсоюзной организацией или иным представителем (представительным органом), выступающим от имени всех работников в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 37 ТК, при обязательном соблюдении установленных в ней правил.

Источник: https://cyberpedia.su/6xdf97.html

Коллективные переговоры на локальном уровне

Статья посвящена коллективным переговорам представителей работников и работодателей на уровне организации: порядок ведения переговоров, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах и т.д.

Ключевые слова: социальное партнерство, коллективные переговоры, коллективные договоры, профсоюзная организация, представители работников и работодателей.

Право на ведение коллективных переговоров – одно из основополагающих прав в сфере труда.

Право работников и работодателей (предпринимателей) на ведение коллективных переговоров закреплено в Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г.

Участники данной Хартии обязуются поощрять там, где это необходимо и возможно, создание механизма коллективных переговоров между предпринимателями или предпринимательскими организациями и организациями работников с целью регулирования условий труда посредством коллективных договоров.

В одном из главных документов международного трудового права – Филадельфийской декларации Международной организации труда (МОТ) 1944 г. – признается «торжественное обязательство Международной Организации Труда способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью действительное признание права на коллективные переговоры»[1].

Нормы международного права нашли отражение и в национальном законодательстве.

Среди основных задач трудового законодательства названо правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений (ст. 1 ТК РФ).

В ст. 21 ТК РФ провозглашено право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений, а в ст. 22 ТК РФ – право и обязанность работодателей вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.

Принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений – одна из форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ).

В ТК РФ отсутствует легальное определение термина «коллективные переговоры».

В Конвенции МОТ 1981 г.

№ 154 «О содействии коллективным переговорам» термин “коллективные переговоры” означает все переговоры, кторые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников — с другой, в целя:- определения условий труда и занятости- регулирования отошений между работодателями и работниками; и/или

– регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей [1](ст. 25 ТК РФ).

Органы социального партнерства (локальный уровень)

На локальном уровне на равноправной основе по решению сторон образуется комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия) из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

К функциям Комиссии относятся:

– обеспечение регулирования социально-трудовых отношений,

– ведение коллективных переговоров и подготовка проекта коллективного договора,

– заключениеколлективного договора,

– организация контроля за выполнением коллективного договора (ст. 35 ТК РФ).

   Стороны вправе самостоятельно определять процедурные вопросы работы Комиссии, утверждать положение о Комиссии и регламент ее деятельности. По взаимному согласию сторон решается вопрос и о необходимости обсуждения проекта коллективного договора в структурных подразделениях организации, вынесения его на обсуждение и утверждение общего собрания (конференции) работников.

Закон не устанавливает обязательное утверждение коллективного договора на общем собрании (конференции) работников и обсуждение его в структурных подразделениях.

Ведение коллективных переговоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Инициативу проведения переговоров могут проявить представители любой из сторон.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий (ст. 36 ТК РФ).

 Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (ст. 36 ТК РФ).

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Рекомендация МОТ 1967 г. № 129 “О связях между администрацией и трудящимися на предприятии” содержит примерный перечень вопросов, информация по которым должна предоставляться представителям работников:

– общие условия занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;

– описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и место конкретной работы в структуре предприятия;

– возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по службе на предприятии;

– общие условия труда;

– правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

– процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их применение, и условия, дающие право прибегать к ним;

Читайте также:  Бухгалтерский учет труда и заработной платы

– социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т. д.);

– системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии;

– положения национальных систем социального обеспечения, распространяющиеся на работников в силу того, что они работают на предприятии;

– общее положение предприятия и перспективы или планы его дальнейшего развития;

– разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников на предприятии;

– методы консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и работниками и их представителями, с другой.

Предоставляемая администрацией информация должна в зависимости от своего характера быть адресована либо представителям работников, либо работникам, и должна по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению работников в настоящее время и в будущем, поскольку передача такой информации не причинит ущерба сторонам.

В Рекомендации МОТ 1981 г. № 163 «О содействии коллективным переговорам» уточняется:

– работодатели частного и государственного секторов должны по просьбе организаций работников представлять информацию о социально-экономическом положении производственного подразделения, в рамках которого ведутся переговоры, и предприятия в целом, необходимую для компетентного ведения переговоров;

– если разглашение части этой информации может нанести ущерб предприятию, ее предоставление может быть обусловлено обязательством считать ее в необходимой мере конфидециальной;

– предоставление информации может определяться соглашением, заключенным между сторонами, ведущими коллективные переговоры.

Конфиденциальность переговоров

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 37 ТК РФ).

Административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом установлена в ст. 13.

14 КоАП РФ: Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.

Уголовная ответственность за разглашение охраняемой законом тайны установлена в частности, в ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» и ст. 283 «Разглашение государственной тайны» УК РФ.

Гражданско-правовая ответственность возможна за разглашение секрета производства. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю (п. 1 ст. 1470 ГК РФ).

В ст. 37ТК РФ не указано на возможность привлечения работников к материальной ответственности за разглашение информации ограниченного доступа, однако, представляется, что работники за разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, могут привлекаться к полной материальной ответственности (п. 7 ст. 243 ТК РФ).

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров

Сроки, место проведения коллективных переговоров, процедурные нюансы определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

В ТК РФ закреплено лишь общее ограничение: при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (ст. 40 ТК РФ).

Соответственно, если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий; неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами (ст. 38 ТК РФ). Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном ТК РФ, т.е. в порядке, установленном для разрешения коллективных трудовых споров (глава 61 ТК РФ).

Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более 3-х месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

К дисциплинарным проступкам, в частности, относится совершение действий, предусмотренных пп. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336 или ст. 348.11 ТК РФ, а также п. 7 или 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Применяя указанную норму необходимо руководствоваться позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 24.01.

2002 № 3-П, согласно которой запрет на привлечение к дисциплинарному взысканию работника, совершившего противоправное деяние, представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и субъекта экономической деятельности и собственника; подобное ограничение не обусловлено необходимостью защиты прав и свобод, закрепленных ст. 30 (ч. 1), 37 (ч. 1) и 38 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности, искажает существо принципа свободы труда и в силу этого противоречит предписаниям ст. ст. 8, 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ. В этой связи, по нашему мнению, несогласие представительного органа с привлечением к дисциплинарной ответственности работника должно быть основано на четких мотивах и может быть обжаловано в суд.

Дополнительные гарантии устанавливаются актами социального партнерства. Например, в соответствии с п. 12.2.3 Отраслевого соглашения по атомной энергетике, промышленности и науке на 2009 – 2011 г.

[4] члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные Профсоюза по охране труда, представители Профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения обязанностей в интересах коллективов работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы.

Источник: http://www.srrosatom.ru/node/326

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector