Резервы предстоящих расходов

Резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете учреждения — статья

Объекты и схемы учета материалов, основных средств или расчетов с контрагентами прозрачны, потому что близки к реалиям жизни. Но когда бухгалтер начинает работать с будущими периодами, предстоящими расходами, иллюзорность объектов и событий вносит путаницу. Такие участки учета требуют особого внимания.

Данное понятие впервые появилось в Инструкции № 157н от 01.12.2010 и описывает суммы, для которых нельзя определить величину или время исполнения.

Это слабо прогнозируемые статьи расходов, тем не менее их нужно каким-то образом относить на финансовый результат учреждения.

Резервы предстоящих расходов и платежей формируются именно для того, чтобы равномерно распределять такие суммы в течение года. Подход к их учету особый и не всегда понятный даже опытным бухгалтерам.

Инструкция № 157н не обязывает учреждения закладывать такие расходы на будущее, но, учитывая рекомендации Минфина России (письмо № 02-07-07/28998 от 20.05.2015) формировать резервы все-таки стоит для некоторых видов затрат:

  • штрафных санкций/пеней/компенсаций;
  • выплат за предстоящие отпуска по фактически отработанному времени;
  • компенсаций за неиспользованные работниками отпуска, в том числе суммы за социальное страхование;
  • финансовых обязательств, которые могут возникнуть в силу реструктуризации или ликвидации учреждения;
  • резервы на гарантийное обслуживание;
  • иных обязательств, для которых нельзя установить точную сумму и/или время исполнения.

Суммы отпускных и компенсаций — самый наглядный и распространенный вид предстоящих расходов. Подробные разъяснения по ним дал Минфин России в том же письме № 02-07-07/28998.

В каждом учреждении может быть свой перечень предстоящих расходов. Важно, чтобы он был зафикисрован в учетной политике с указанием вида резерва, даты его создания, периодичности расчета (раз в месяц, квартал или год) и пр.

Резерв предстоящих расходов vs расходы будущих периодов

Несмотря на то что оба понятия определяют суммы, которые будут потрачены в будущем, существует определенная разница в содержании и учете этих расходов.

В отличие от резервов, расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы. Размер этих затрат определен, они относятся к одному или нескольким периодам в будущем и в бухгалтерском учете признаются согласно датам

В бухгалтерском учете доходы такого типа отражаются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). Когда наступает период, к которому относятся ранее учтенные доходы, суммы переходят на текущие доходы учреждения.

Резервы предстоящих доходов и платежей отличаются прежде всего тем, что нельзя точно спрогнозировать величину и/или время исполнения: будут ли они потрачены полностью, во II или в III квартале и пр.

Учет резервов предстоящих расходов

Резервы предстоящих расходов и платежей зачисляются на отдельный счет 0 401 60 000 (п. 302 Инструкции № 157н). Анализ потраченных средств по этому счету позволяет учреждению определять резервные суммы, чтобы покрыть отложенные обязательства.

Минфин России в письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» рекомендует учреждениям детализировать счет и в приложении № 1 приводит пример такой детализации.

Рис. 1. Рабочий план счетов

Учреждение может разработать собственную детализацию расходных статей, но ее также следует утвердить в учетной политике учреждения.

Чтобы в бухгалтерском учете правильно отразить операции по счету, надо опираться на положения инструкции, соответствующей типу учреждения:

— для казенных — Инструкция № 162н от 06.12.2010;

— для бюджетных — Инструкция № 174н от 16.12.2010;

— для автономных — Инструкция № 183н от 23.12.2010.

Рис. 2. Основные операции, используемые для учета

Счет 401 60 требует равномерно относить расходы на финансовый результат. С учетом трудозатрат учреждение может установить удобную для него периодичность — раз в месяц или реже.

Учреждение вправе менять или списывать суммы резервов. Их корректировка проводится с опорой на результаты инвентаризации в порядке, утвержденном учетной политикой. Изменяется сумма резерва той же операцией, что используется при формировании, но методом «красное сторно».

Резерв можно потратить только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Если резерв не был израсходован в отчетном году, остаток надо скорректировать и перенести на следующий год на ту же статью расходов. Если такого же вида затрат учреждение не планирует, резервная сумма должна быть скорректирована.

Пример. МАУ «Петровская районная школа искусств» на 30 июня 2017 года начислило резервы предстоящих расходов на отпускные выплаты — 400 000 рублей и уплату страховых взносов — 120 000 рублей. Резервы были сформированы из средств, полученных от коммерческой деятельности.

В августе 2017 года пять сотрудников отправились в отпуск. Бухгалтерия начислила им отпускные в сумме 90 000 рублей, сумма страховых взносов составила 27 000 рублей.

Данные операции будут выглядеть так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражены затраты по формированию резерва расходов на отпускные выплаты 2 109 61 2112 109 60 213 2 401 61 2112 401 61 213 400 000120 000
Отражены обязательльства по формированию резервов на отпускные выплаты сотрудникам и страховым взносам 2 506 90 2112 50690 213 2 502 99 2112 502 99 213 400 000120 000
Начислены отпускные 2 401 61 211 2 302 11 000 90 000
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды 2 401 61 213 2 303 02 000 2 303 06 000 2 303 07 0002 303 10 000 27 000
Приняты обязательства по отпускным выплатам текущего года  2 506 10 2112 506 10 213 2 502 99 2112 502 11 213 90 00027 000
Уменьшено отложенное обязательство по отпускным выплатам методом «красное сторно» 2 506 90 2112 506 90 213 2 502 99 2112 502 99 213 (90 000)(70 000)

Несмотря на очевидную пользу, резервы предстоящих расходов — достаточно трудоемкий участок учета. Хорошим подспорьем для бухгалтера будет автоматизация этих процессов. Современные учетные программы позволяют отслеживать суммы резервов, корректно разносить их по счетам и учитывать при подготовке отчетности.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1629

Резерв Предстоящих Расходов Проводки и Примеры

 Расчет Отпускных     Расходы Будущих Периодов     Резерв по Сомнительным Долгам

Расчет Процентов по Кредитам      СДЗ и Расчет Среднего Заработка

Резерв Предстоящих Расходов

Оценочные Обязательства по Отпускам


Организации могут создавать резервы на:

  • предстоящую оплату отпусков;
  • выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
  • выплату вознаграждений по итогам работы за год;
  • ремонт основных средств;
  • гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание
  • покрытие иных предвиденных затрат;
  • другие цели.

.

.

Резерв на Оплату Отпусков

НДФЛ с Туристических Путевок

Резерв на оплату отпусков подлежит инвентаризации на конец налогового периода.

Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного

резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода,

бухгалтер обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить

в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и сумму страховых взносов на:

Резерв должен быть уточнен:

  • исходя из количества дней неиспользованного отпуска,
  • среднедневной суммы расходов на оплату труда;
  • отчислений страховых взносов в фонды.

Если по итогам инвентаризации резерва сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного

отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней

неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва

на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда.

Если по итогам инвентаризации резерва сумма оказалась меньше фактического остатка

неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав

внереализационных доходов.

Расчет СДЗ

 Оценочные Обязательства по Отпускам

Неиспользованные дни отпуска за конкретный календарный год могут быть определены только по состоянию на последний день календарного года.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков должен быть уточнен исходя:

  • из количества дней неиспользованного отпуска;
  • среднедневной суммы расходов на оплату труда (с учетом расчета среднего заработка);
  • обязательных отчислений страховых взносов по каждому работнику.
Читайте также:  Учет торгового сбора

Сумма остатка резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года,

в котором он был начислен, включается  в состав внереализационных доходов текущего налогового

периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период бухгалтер посчитает нецелесообразным формировать этот резерв.

В случае если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва на оплату

отпусков на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода организация

может иметь определенный результатами инвентаризации остаток недоиспользованного резерва.

Письмо Минфина N 03-03-06/1/4

.

.

.

Резерв на Выплату Ежегодных Вознаграждений


Организация обязана отразить в учетной политике 
способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей бухгалтер обязан составить специальный расчет,

в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из

сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов.

Процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Отчисления в резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год производятся в порядке, аналогичном порядку для резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников.

Резерв на выплату вознаграждений по итогам работы за год должен быть уточнен на конец налогового периода.

По итогам работы за год бухгалтер в учетной политике должен определить способ резервирования и порядок расчета предельной суммы отчислений в резерв, а также критерий, по которому на последнюю дату налогового периода он будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период (например, процент от прибыли или сумма на одного работника и т.д.).

Если налогоплательщик продолжает создавать данный резерв, остаток неиспользованной суммы может не включаться в состав внереализационных доходов и будет учитываться при формировании резерва на выплату вознаграждений по итогам работы за год.

Письмо Минфина N 03-03-06/2/11148

.

.

 Бухгалтерские  Проводки


По расчетам бухгалтера отчисления в текущем месяце в резерв составили:

– работники основного производства  – 30 000 руб.;

– административный персонал – 25 000 руб.;

– менеджеры отдела продаж – 8 000 руб.;

– строители здания склада – 18 000 руб.

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 96

– 30 000 руб. – в расходах учтены отчисления в «отпускной» резерв по работникам основного цеха;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 96 
– 25 000 руб. –  учтены отчисления в «отпускной» резерв по администрации;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 96 
– 8 000 руб. –  в расходах учтены отчисления в «отпускной» резерв по менеджерам отдела продаж;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 96 
– 18 000 руб. –  в расходах учтены отчисления в «отпускной» резерв по строителям.

Резервирование сумм отражают по счету 96 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу.

В учетной поли­тике необходимо предусмотреть, в состав каких статей расходов компания будет включать отчисления в резерв на предстоящую оплату отпусков.

Пример


В учетной политике бухгалтер предусмотрел
следующие условия расчета резерва:

– отчисления в резерв рассчитываются исходя из зарплаты за месяц и начисленных страховых взносов;

– зарплата новых сотрудников и выплаты уволившимся в месяце не включаются в расчет суммы отчислений в резерв;

– за каждый месяц работы сотрудник накапливает 2,33 дня ежегодного оплачиваемого отпуска;

– при расчете величины ежемесячных отчислений в резерв нужно исходить из того, что ФОТ с учетом страховых взносов за месяц равен сумме отпуск­ных с учетом страховых взносов за год;

– чтобы учесть повышения и понижения зарплаты при резервировании сумм отпускных, сумма отчислений в резерв определяется ежемесячно на последнее число исходя из ФОТ с учетом страховых взносов;

При расчете размера отчислений бухгалтер использует формулу:

Сумма отчисления в резерв =  (ФОТ + страховые взносы за месяц) : 28 x 2,33. 

В организации два подразделения: отдел продаж и администрация.

Бухгалтер ежемесячно рассчитывает по ним сумму отчислений в резерв.

В учете будут сделаны такие записи на последний день месяца:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70, 69 
– 340 000 руб. — начислена зарплата работникам администрации и страховые взносы;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 70, 69 
– 300 000 руб. — начислена зарплата работникам отдела продаж и страховые взносы;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 96 
– 28 293 руб. — начислен резерв на оплату отпусков работникам администрации;

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 96 
– 24 964 руб. — начислен резерв на оплату отпусков работникам отдела продаж.

Организация вправе сама выбрать, будет она рассчитывать размер отчислений в резерв по каждому

работнику, или по подразделениям, или по организации в целом.

Это условие должно быть прописано в учетной политике.

.

.

. . . .

Расчет Процентов по Кредитам      Оценочные Обязательства по Отпускам

 Расчет Отпускных   Расходы Будущих Периодов   Резерв по Сомнительным Долгам

Источник: https://nicolbuh.ru/rezerv-predstoyaschikh-raskhodov

Учет резервов предстоящих расходов

Для равномерного включения будущих расходов в производственные издержки отчетного периода предприятие может создавать резервы на покрытие предполагаемых расходов.

Разрешено создавать резервы:

  • на будущую оплату отпусков работникам;
  • на выплату вознаграждения за выслугу лет ежегодного;
  • на выплату вознаграждений по результатам работы за год;
  • на ремонт основных фондов;
  • на затраты производственного характера по подготовительным работам;
  • на будущие затраты, обусловленные рекультивацией земель, осуществление прочих природоохранных мероприятий;
  • на предстоящие затраты по ремонту имущества, предназначенного для сдачи в аренду по договорам проката;
  • на гарантийный ремонт и обслуживание;
  • на покрытие прочих предвиденных затрат;
  • на иные цели, предусмотренные законодательством РФ.

Для отражения созданных резервов предстоящих расходов предназначен 96 счет «Резервы предстоящих расходов». Резервирование определенных сумм отражается по дебету счетов:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • 20 счет “Основное производство”,
  • 23 счет “Вспомогательные производства”,
  • 25 счет “Общепроизводственные расходы”,
  • 26 счет “Общехозяйственные расходы”,
  • 29 счет “Обслуживающие производства и хозяйства”,
  • 44 счет “Расходы на продажу”,
  • 97 счет “Расходы будущих периодов” в корреспонденции с кредитом 96 счета «Резервы предстоящих расходов».

Фактические расходы, на которые ранее был сформирован резерв, отражаются в дебете 96 счета «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции с соответствующими счетами.

Аналитический учет по 96 счету «Резервы предстоящих расходов»

Аналитический учет по 96 счету «Резервы предстоящих расходов» должен вестись по отдельным резервам.

интернет-биржа студенческих работ”>

Рисунок 1. Резервы предстоящих расходов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В соответствии с ПБУ4/99 данные о составе резервов будущих расходов, наличии на начало и конец периода, о их движении обязательно должна быть раскрыта в пояснении к бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках.

Замечание 1

Следует отметить, что создание резервов необязательно. Если предприятие на основе принятой учетной политики не создает резервы предстоящих платежей, то она имеет право сразу отнести на себестоимость продукции расходы, под которые создаются резервы.

Начисление резервов будущих расходов – это предмет рассмотрения учетной политики предприятия. Также в компании издается приказ о создании резерва предстоящих платежей.

Читайте также:  Сокращение на работе, права работника 2017 - выплаты

Алгоритм расчета резерва на оплату предстоящих отпусков представлен на рисунке:

Рисунок 2. Алгоритм расчета резерва на оплату предстоящих отпусков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Предстоящие расходы включаются в издержки производства отчетного периода равномерно.

Для обеспечения стабильных финансовых результатов хозяйственной деятельности именно равномерное списание предстоящих расходов на себестоимость выпущенной продукции является основной целью создания резервов предстоящих расходов. Всегда требуется подтверждение первичными документами суммы ежемесячного отнесения на себестоимость продукции резерва при его образовании.

Резервы предстоящих расходов формируются сроком на 1 отчетный год.

Резервы предстоящих расходов никогда не имеют остатка на конец года за исключением некоторых:

  • на будущую оплату отпусков сотрудникам;
  • на выплату ежегодной премии за выслугу лет;
  • на выплату премий по итогам работы за год;
  • на ремонтный фонд.

Отчетный год предприятие должно закончить согласно принятой учетной политике на текущий год, а уже в январе следующего года прибавить остатки резервов к финансовым результатам, если предприятие сочтет нецелесообразным начислять далее резервы.

Для налогового учета в декабре отчетного года необходимо произвести корректировку на размер переходящего остатка резерва, подлежащего прибавлению к финансовым результатам в январе следующего года.

А в январе года, который следует за отчетным, надо сделать обратную проводку для избегания двойного налогообложения одних и тех же сумм.

Резервирование осуществляется на основании составленных предприятием специальных расчетов. Обоснованность и правильность сумм по резервам периодически сверяется с данными расчетов и в случае необходимости корректируется.

В конце каждого года при ревизии резервов, излишне зарезервированные суммы подлежат частичному сторнированию, а недостаток резерва компенсируется прямой бухгалтерской проводкой. Для уточнения при инвентаризации остатков резервов, которые имеют переходящие остатки, производится сходная корректировка себестоимости продукции.

При отсутствии ревизионной проверки остатки резервов на конец года должны отсутствовать, они полностью должны быть присоединены к прибыли текущего года и принимать участие в налогообложении.

При списании затрат на себестоимость выпущенной продукции при наличии на балансе резервов для их финансирования данные затраты не принимаются для целей налогообложения.

Основные требования, которые предъявляются к порядку учета резервов, заключаются в следующем:

  • условия расходования и формирования резервов должны обязательно соответствовать текущему законодательству;
  • порядок создания, использования резервов и методику расчета их оценки необходимо зафиксировать в учетной политике предприятия;
  • размер резервов должен быть обоснован соответствующими бухгалтерскими расчетами и оформлен бухгалтерскими справками;
  • неиспользованные суммы резервов подлежат обязательной инвентаризации в конце года и корректировке на основе уточненных расчетов.

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/uchet_rezervov_predstoyaschih_rashodov/

Актуальные вопросы по формированию резерва предстоящих расходов

На вопросы отвечает Станислав Сергеевич Бычков, государственный советник РФ 3-го класса

Вопрос

Создание резерва предстоящих расходов – это право или обязанность учреждения?

Из положений п. 302.1 Инструкции № 157н[1] следует, что резерв предстоящих расходов создается в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения. Данный документ не обязывает учреждения создавать такие расходы.

Он предоставляет возможность путем формирования резерва предстоящих расходов, списывать их равномерно в течение года на финансовый результат учреждения.

Таким образом, с точки зрения норм Инструкции № 157н формирование резерва предстоящих расходов является правом, а не обязанностью учреждения.

В то же время орган исполнительной власти, выполняющий функции учредителя, своим ведомственным нормативным актом может установить в отношении подведомственных учреждений обязанность по формированию резерва предстоящих расходов. Например, Приказом Минздрава и ТФОМС Нижегородской области от 20.05.

2014 № 1109/128-о «О реализации пилотного проекта по внедрению принципа финансирования скорой медицинской помощи по подушевому нормативу в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи» установлено, что учреждение, оказывающее скорую медицинскую помощь или имеющее в своем составе структурное подразделение скорой медицинской помощи, финансируемое по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи на застрахованных лиц, проживающих (имеющих постоянную регистрацию) в зоне его ответственности обязано за счет средств положительного финансового результата формировать резерв средств на предстоящие расходы на случай возникновения отрицательного финансового результата.

Вопрос

Статьей 324.1 НК РФ установлен порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в налоговом учете. Можно ли в учетной политике учреждения прописать, что такой же порядок действует при формировании резерва в бухгалтерском учете?

Пунктом 302.1 Инструкции № 157н установлено, что порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.

) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Таким образом, учетной политикой учреждения может быть установлен любой порядок формирования такого резерва, включая порядок, утвержденный НК РФ.

Вопрос

Может ли на конец финансового года иметься остаток средств на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»?

Все зависит от того, на какой период в учреждении формируется резерв. Если резерв предстоящих расходов формируется на год (например, резерв на оплату отпусков), то по состоянию на 1-е число года, следующего за отчетным, резерва быть не должно.

В случае если период предстоящих расходов формируется на период превышающий год, то на отчетную дату по счету 0 401 60 000 будет иметься показатель, который подлежит отражению в отчетных формах. Возможность наличия показателя по этому счету в отчетных формах рекомендуем согласовать с учредителем.

Как показывает практика, нередко учредитель дает рекомендации об отсутствии показателей по отдельным счетам, строкам форм отчетности

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/48911-aktual-nye-voprosy-po-formirovaniyu-rezerva-predstoyaschih-rashodov.html

Формируем резервы предстоящих расходов (Сильвестрова Т.)

Дата размещения статьи: 13.06.2015

Приказом Минфина России N 89н в Инструкцию N 157н введена норма, согласно которой государственные (муниципальные) учреждения могут создавать резервы предстоящих расходов, которые должны формироваться на счете 0 401 60 000 “Резервы предстоящих расходов”.

Однако Минфин, введя данное понятие, порядок формирования таких резервов отдал на откуп самим государственным (муниципальным) учреждениям.

О методике формирования данных резервов и отражении расходных операций в бухгалтерском учете мы поговорим в настоящей статье.

——————————–

Приказ Минфина России от 29.08.2014 N 89н “О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г.

N 157н “Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению”.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Какие резервы можно создавать? 

Резервы предстоящих расходов создаются с целью резервирования сумм для последующего их равномерного отнесения на финансовый результат деятельности учреждения.

Несмотря на то что возможность создавать резервы появилась благодаря Приказу Минфина России N 89н только сейчас, некоторые учреждения уже несколько лет создают такие резервы. Чаще всего это учреждения образования, которые формируют резервы расходов на выплату отпускных.

В таких учреждениях в летний период одновременно уходит в отпуск почти весь коллектив, поэтому с целью равномерного признания расходов им удобно создавать подобные резервы.

Пунктом 302.1 Инструкции N 157н установлена возможность создавать резервы предстоящих расходов в отношении следующих обязательств, неопределенных по величине и (или) времени исполнения:

1) возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

а) предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

б) предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

в) иной аналогичной предстоящей оплаты;

2) возникающих в силу законодательства РФ при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе при создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов его деятельности, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

3) возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления к публично-правовому образованию претензий (исков) о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

4) возникающих по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

5) в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики.

Несмотря на то что Инструкция N 157н предлагает достаточно большой перечень обязательств, по которым можно создавать резервы, на практике чаще всего возникает необходимость создания резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, поэтому ниже при рассмотрении методики создания резервов предстоящих расходов мы будем говорить о формировании резерва расходов на выплату отпускных.

Статьей 122 ТК РФ установлено, что право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков (ст.

123 ТК РФ). График отпусков утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, в график отпусков могут быть внесены изменения.

К таким случаям относятся:

1) перенос отпуска с согласия работника (ст. 124 ТК РФ);

2) отзыв работника из отпуска (ч. 2 ст. 125 ТК РФ);

3) прием на работу новых лиц после утверждения графика отпусков (ст. 123 ТК РФ), увольнение работников.

То есть за работником оставляется право поменять принятое первоначально решение о периоде отпуска, нашедшее свое отражение в графике отпусков.

Следовательно, всегда есть вероятность того, что количество отпусков, указанных в том или ином месяце первоначально составленного графика отпусков, может измениться.

А это значит, что целесообразно рассчитать годовую величину резерва и затем определить ежемесячную величину отчислений в данный резерв.

Что следует прописать в учетной политике? 

Учетная политика – это внутренний (локальный) акт учреждения, который устанавливает совокупность способов ведения бухгалтерского учета (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”). В отношении резервов предстоящих расходов в учетной политике, в частности, устанавливаются (п. 302.1 Инструкции N 157н):

1) виды формируемых резервов. Например, в учетной политике учреждения может быть предусмотрена возможность формирования резерва на оплату отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, резерва на восстановление основных средств и др.;

2) методы оценки обязательств. Поскольку в Инструкции N 157н ничего не сказано о том, с помощью каких методов производится оценка обязательств, для решения этого вопроса предлагаем обратиться к нормам ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” .

Нормы данного ПБУ не распространяются на государственные (муниципальные) учреждения, но им можно пользоваться как справочным документом. При этом информацию, которая содержится в ПБУ 8/2010, учреждение вправе отразить в своей учетной политике и применять в работе.

Пунктом 15 ПБУ 8/2010 определено, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для осуществления расчетов по этому обязательству.

Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату.

Величина оценочного обязательства определяется учреждением на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также (при необходимости) мнений экспертов. Учреждение обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки;

3) дата признания в учете. В отношении определения даты признания в учете резервов предстоящих расходов учреждение, опираясь на нормы ПБУ 8/2010, может установить, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

а) у учреждения существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий его хозяйственной жизни, исполнения которой оно не может избежать. В случае когда у учреждения возникают сомнения в наличии такой обязанности, оно признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;

б) уменьшение экономических выгод учреждения, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

——————————–

Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н. 

В качестве даты признания в учете может быть установлена отчетная дата, последний рабочий день календарного месяца или любая другая дата.

В учетной политике учреждения следует также прописать методику формирования резерва предстоящих расходов. 

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/8978

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector