Расчет налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка: формула расчета

Каждый предприниматель, стремясь увеличить свою выручку, ощущает давление налогового бремени. И желание сделать его как можно менее существенным вполне понятно.

Но, применяя разные способы снижения налоговой нагрузки, стоит помнить, что ее величина не должна быть слишком низкой, так как это будет означать, что предприниматель нарушил НЗ, а это чревато налоговыми проверками.

Конечно, причиной низкого налога может стать и неправильно рассчитанная налоговая нагрузка, формула расчета даже сейчас не всем предпринимателям известна.

Налоги являются основными источниками дохода государства. Поэтому одной из важных задач для государства является создание максимально благоприятных условий для развития бизнеса и контроль за уплатой налоговых средств.

Кто должен знать о ее величине

Расчет налоговой нагрузки носит аналитический характер. Хотя стоит заметить, что получаемая вследствие расчетов величина каждым пользователем используется для разных целей. Интересует чаще всего налоговая нагрузка ФНС и предпринимателя. Так, при ознакомлении с налоговым бременем налоговики в первую очередь обращают внимание на соответствие ее имеющимся средним показателям по отрасли.

Но если даже при самом неудачном квартальном периоде налоговиками будет выявлено снижение налогового бремени до критического минимума, это станет серьезным поводом для проверки предприятия. Предпринимателю также очень важно знать, как рассчитать налоговую нагрузку, ведь это позволяет выявить возможные пути к снижению налогооблагаемой базы с применением законных способов.

Действующие нормативы

Несмотря на то, что базу для обложения налога выбирает предприниматель сам, он должен помнить, что применение неправомерных мер для снижения рассчитываемого налога либо искусственное его занижение приблизит день, когда налоговики решат прийти с проверкой. И в первую очередь, будет подлежать проверке используемая для расчета налога величина дохода.

Независимо от того, каким способом будет осуществляться расчет налогового бремени, основной суммой для расчета будет является сформированная предпринимателем налогооблагаемая база.

Для каждой отрасли имеется своя величина нагрузки, и она всегда берется во внимание во время налоговых проверок. Так, для сельскохозяйственных предприятий она составляет 2,9 коэффициент. Существенно выше среднеотраслевый норматив у горнодобывающего производства, он составляет 35,2.

У рыболовецкого всего 7,1, чуть выше у предприятий, чья деятельность связана с обрабатыванием отраслей, для них действующий среднеотраслевый норматив составляет всего 7,5. Для предприятий, занимающихся топливодобычей, коэффициент составляет 39.

Для предприятий издательского бизнеса утвержден коэффициент 13,6.

Так как указанные показатели имеют пусть и косвенную, но все же связь с начисляемой прибылью, они требуют к себе определенного внимания предпринимателей.

Формула расчета

В проведении процедуры расчета применяются два направления. Одним из них является структура налогов, которые подлежат уплате предприятием и используются в соотношении в процедуре расчета.

Вторым направлением является средний показатель. Он необходим для сверки обязательного отчисления. Для процедуры расчета существует два способа.

Предложенная Минфином формула состоит из таких элементов:

НН=(Нсум/(В+Вд)) х 100%.

Расшифровка формулы достаточно проста. НН обозначает нагрузку. Соединяемые В и Вд являются доходами, где В — это суммы, получаемые от реализации, а Вд — доход, получаемый от внереализационной деятельности.

Проводя расчеты таким методом, стоит помнить, что этот способ не дает возможности выяснить уровень зависимости величины налогового бремени от используемых видов налогов. Но она позволяет выяснить величину налогоемкости на реализованную либо выпущенную продукцию.

Хотя  полученная величина и тут не дает четкого понимания величины нагрузки.

В другом способе используется сумма налогов и сборов, которые были фактически перечислены в бюджет, умножается на величину имеющегося по этим показателям долга.

То есть по факту происходит использование суммы, которая была начислена к платежу. При этом в сумму налогов не надо вносить НДФЛ, так как этот вид налога не оплачивается предприятием, он им просто перечисляется.

Включены в сумму должны быть также и платежи, несущие косвенный характер.

Дело в том, что эти суммы влияют на экономику предприятия. Эта методика расчета дает возможность выяснить не только абсолютную величину бремени, но и относительную. Как посчитать налоговую нагрузку предприятия, решать лично его руководителю.

Помимо этих двух способов, существуют и другие, позволяющие высчитать налоговую нагрузку. Каждый из них дает возможность получить нужную информацию для анализа налоговой нагрузки предприятия, от которого часто зависит дальнейшее применение выбранной налоговой системы налогообложения.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/optimizatsiya-nalogov/kak-rasschitat-nalogovuyu-nagruzku.html

Формула для расчета налоговой нагрузки

Налоговая нагрузкаслужит для налоговиков критерием, ориентируясь на который, они решают, назначать или нет контрольные мероприятия. В статье пойдет речь о сути этого показателя и о том, как его рассчитать в условиях предприятия.

Какие документы определяют содержание налоговой нагрузки

Налоговая нагрузка: определение и сущность

Для каких целей определяется налоговая нагрузка

Как рассчитать налоговую нагрузку

На какой уровень налоговой нагрузки ориентироваться, чтобы избежать риска проверки

 

Какие документы определяют содержание налоговой нагрузки

Определить, что подразумевается под понятием «налоговая нагрузка», можно по следующим распоряжениям и разъяснительным документам:

  • Приказ ФНС РФ «Об утверждении Концепции…» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ — здесь определены принципы, на которых происходит планирование выездных контрольных мероприятий. В приложении 3 к этому приказу приводится список показателей нагрузки по сферам экономики отдельно и по РФ в суммарном выражении. Эти данные постоянно меняются, информация обновляется каждый год до 5 мая за счет сведений по прошлому году и доступна для налогоплательщиков на сайте ФНС.
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов…» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 — здесь определены структура и функции комиссий, создаваемых налоговиками для легализации налоговой базы, приводятся формулы, по которым производится расчет налоговой нагрузки по видам налогов и систем налогообложения.

Налоговая нагрузка важна как для налоговой службы, так и для налогоплательщика. Об этом свидетельствуют следующие факты: этот показатель поставлен в приказе на первое место в числе критериев, использующихся для подбора объектов для налоговых проверок, а в письме указаны его значения, которые привлекают внимание налоговых инспекторов к работе организации или предпринимателя.

Налоговая нагрузка: определение и сущность

В современном экономическом словаре есть несколько определений налоговой нагрузки. Из них к теме нашей статьи ближе то, которое определяет нагрузку как степень выделения денежных средств на налоги.

То есть налоговая нагрузка в числовом выражении показывает, какова доля внесенных в бюджет налогов в выбранной экономической базе. Расчет ведется за конкретный период, что позволяет сделать оценку, как влияют уплаченные налоги на рентабельность бизнеса в конкретном временном отрезке.

Расчет данного показателя ведется практически на всех уровнях экономической системы РФ, как то:

  • на государственном уровне;
  • на региональном;
  • по группе компаний, входящих в одну сферу экономики;
  • по отдельным предприятиям;
  • на уровне отдельного человека.

В качестве экономической базы, от которой ведется расчет налоговой нагрузки, может выступать один из следующих показателей, взятый за определенный период:

  • выручка (с налогом на добавленную стоимость или без него);
  • доходы;
  • источник, за счет которого уплачивается налог (прибыль или расходы);
  • создаваемая стоимость;
  • предполагаемый доход или ожидаемая прибыль.

Нагрузка по налогам имеет общие черты с эффективной ставкой налога, представляющей собой отношение начисленного налога к соответствующей налоговой базе. По сути, эффективная ставка — это не что иное, как налоговая нагрузка, рассчитанная по соответствующему налоговому платежу.

Для каких целей определяется налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка, посчитанная для выбранной экономической базы, служит:

  • Для аналитической работы, составления планов и формирования прогнозов по ситуации в экономике. Потребителями данных здесь являются Минфин РФ, госорганы, занимающиеся экономическими вопросами на государственном и местном уровне.
  • Планирования контрольных мероприятий налоговыми органами.
  • Аналитической работы на уровне налогоплательщиков для оценки, насколько велик риск налоговых проверок и просто для определения правильности выбранного курса.

Примечательно, что налоговая служба сама призывает к определению уровня нагрузки для того, чтобы привести показатель к среднему по отрасли значению. Если субъекту удастся добиться этой цели, то налоговики обещают с высокой вероятностью:

  • не включать его в график налоговых проверок;
  • установить режим наибольшего благоприятствования при обращении в налоговые органы.

Помимо описанных возможностей налоговая нагрузка помогает предприятию:

  • понять, как снизить налоговое бремя;
  • выбрать наиболее подходящий налоговый режим для использующегося вида занятий;
  • сформировать реальный прогноз результативности работы в будущем.

Как рассчитать налоговую нагрузку

В обоих указанных выше документах разъясняется, какие формулы следует использовать, чтобы найти значение налоговой нагрузки:

  • в приказе № ММ-3-06/333@ приведена одна формула, которую надлежит использовать для нахождения совокупного значения нагрузки;
  • в письмо № АС-4-2/12722 налоговики включили несколько математических выражений, позволяющих рассчитывать нагрузку по системам налогообложения и по видам налоговых платежей.

В приказе присутствует формулировка: совокупная нагрузка по налогам — это частное от деления общей налоговой суммы, взятой из годового отчета, на размер выручки за этот же период.

В перечень налогов, суммируемых для расчета, входит НДФЛ, но исключены все выплаты в адрес страховых фондов, так как эти взносы налоговое законодательство не причисляет к категории налогов.

Подсчет в 2017 году ведется по прежней методике, и получение налоговой службой полномочий по контролю над уплатой страховых взносов не нарушило это правило.

Формул расчета налоговой нагрузки достаточно много. Они определены для каждого случая, как то:

  • Для налога на прибыль: Нагрузка = Нпр / (Дп + Дв),

где:

Нпр — начисленная сумма налога;

Дп — доход от продаж;

Дв — внереализационный доход.

В формуле используются данные из декларации по налогу на прибыль.

  • По НДС (способ № 1): Нагрузка = Нндс / НБрос,

где:

Нндс — начисленная сумма налога (данные из декларации);

НБрос — налоговая база (показатель определяется по 3-му разделу декларации только для российского рынка).

  • По НДС (способ № 2): Нагрузка = Нндс / НБрфэ,

где НБрфэ — налоговая база, определяемая по 3-му и 4-му разделу в сумме. Здесь учитываются данные для российского рынка и экспортных операций.

  • Для ИП по НДФЛ: Нагрузка = Ннд / Днд,

где:

Ннд — размер начисленного налога (данные из декларации);

Днд — размер дохода, указанный в 3-НДФЛ.

  • Для УСН: Нагрузка = Нусн / Дусн,

где:

Нусн — единый налог (данные из декларации);

Дусн — размер дохода, указанный в декларации по упрощенке.

  • Для ЕСХН: Нагрузка = Несхн / Десхн,

где:

Несхн — размер налога, который начислен в рамках этого спецрежима (данные из декларации);

Десхн — размер дохода, указанный в декларации по этому налогу.

  • Для ОСНО: Нагрузка = (Нндс + Нп) / В,

где:

Нндс — размер НДС (из декларации по этому налогу);

Нп — размер налога на прибыль (из декларации по этому налогу);

В — выручка, рассчитанная по отчету о прибылях и убытках (НДС не учтен).

Для четырех последних формул в письме ФНС есть некоторое уточнение, заключающееся в том, что при наличии и других налогов вроде транспортного, водного и прочих, их в расчет тоже следует включать. НДФЛ к ним не причисляется, и значение налоговой нагрузки именно по системам налогообложения, в отличие от совокупной нагрузки, определяется без его учета.

Читайте также:  Налогоплательщики ндс

Все значения налоговой нагрузки вычитываются в процентах.

На какой уровень налоговой нагрузки ориентироваться, чтобы избежать риска проверки

Налоговая нагрузка в 2017 году рассчитывается по тем же правилам и формулам, что и в предыдущие периоды.

Если руководство компании решит самостоятельно определить, насколько нагрузка на его предприятие соответствует критериям безопасности, то действовать примерно по следующей схеме:

  • Сделать расчет совокупной налоговой нагрузки и сопоставить полученный результат с той информацией, которая указана в 3-м приложении к приказу № ММ-3-06/333@.
  • Определить этот показатель для налога на прибыль. Если он окажется ниже 3-процентного уровня для производственной фирмы, то это считается низким уровнем. Для торговой сферы минимально безопасный порог равен 1%.
  • Определить, каково отношение вычетов по НДС к сумме этого налога. Превышение 89-процентного налога — весьма тревожный фактор.

Если налогоплательщик «перешагнул» предельные значения показателей, ему надлежит предпринять ряд действий, позволяющих скорректировать курс. Но еще важнее подготовиться к объяснениям с налоговым органом. Низкая налоговая нагрузка может быть объяснена следующими причинами:

  • ошибками в определении ОКВЭД;
  • трудностями с продажами;
  • разрастанием доли расходов из-за изменения в сторону увеличения цен поставщиков;
  • инвестиционными вложениями;
  • увеличением экспортной доли;
  • увеличением товарных запасов и проч.

***

Налоговая нагрузка рассчитывается, чтобы сориентироваться, насколько велика опасность контрольных мероприятий. ФНС в своих распоряжениях и разъяснениях помогает налогоплательщикам в этом деле, приводя формулы расчета такой нагрузки и предельные значения, которые нежелательно превышать, чтобы не создавать проблем.

Источник: https://buhnk.ru/uplata-nalogov/formula-dlya-rascheta-nalogovoj-nagruzki/

Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия

Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:

– по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

– по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Методика 1. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = (НП / В + ВД) x 100%,

где НН – налоговая нагрузка на организацию; НП – общая сумма всех уплаченных налогов; В – выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД – внереализационные доходы.

Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Методика 2. Существует иная методика расчета налоговой нагрузки, согласно которой:

– сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;

– в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;

– сумма косвенных налогов, подлежащих перечислению в бюджет, включается в состав налоговых платежей при расчете, поскольку они оказывают существенное влияние на финансовую устойчивость организации;

– сумма налогов соотносится с вновь созданной организацией стоимостью продукции, которая определяется как разность добавленной стоимости и амортизации.

В этом случае налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды и может быть исчислена по формуле:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН – абсолютная налоговая нагрузка; НП – налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП – уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД – недоимка по платежам.

Поскольку абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени, для определения уровня налоговой нагрузки возможно использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Вновь созданная стоимость продукции организации может быть определена по формулам:

ВСС = В – МЗ – А + ВД – ВР

или

ВСС = ОТ + НП + ВП + П,

где ВСС – вновь созданная стоимость; В – выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС); МЗ – материальные затраты; А – амортизация; ВД – внереализационные доходы; ВР – внереализационные расходы (без налоговых платежей); ОТ – оплата труда; НП – налоговые платежи; ВП – платежи во внебюджетные фонды; П – прибыль организации.

Относительная налоговая нагрузка в этом случае определяется по формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) x 100%

По этой методике:

– на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги;

– в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией;

– отраслевая принадлежность и масштабы самого субъекта хозяйственной деятельности на объективность расчета влияния не оказывают.

Однако эта методика не позволяет прогнозировать изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика 3. Существует методика, основанная на включении в состав налоговой нагрузки количества налоговых платежей, их структуры и механизма взимания.

По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

НН = (Сумма (НП + ВП) / Сумма ИС) x 100%,

где Сумма (НП + ВП) – сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; Сумма ИС – сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

Эта методика предполагает рассчитывать налоговую нагрузку по группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость, которая исчисляется по формулам:

ДС = В – МЗ

или

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,

где ДС – добавленная стоимость.

Данная методика в отличие от предыдущей не предполагает исключения из добавленной стоимости амортизационных отчислений.

Она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции, но в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация, являясь налоговым агентом, налоговой нагрузки по этому налогу не несет.

Методика 4.

Следующая методика позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию.

Налоговое бремя при этом определяется как доля отдаваемой государству добавленной стоимости, а налоги соотносятся с источником их уплаты. Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,

где ДС – добавленная стоимость; А – амортизация; ОТ – оплата труда; ЕСН – единый социальный налог; НДС – налог на добавленную стоимость; П – прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат по формуле:

В = ДС + МЗ.

Эта методика предполагает применение структурных коэффициентов, как то:

– доля заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную плату), рассчитываемой по формуле:

Кот = (ОТ + страховые взносы) / ДС;

– удельный вес амортизации в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ка = А / ДС;

– удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке, рассчитываемый по формуле:

Ко = ДС / В.

По действующей системе налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:

– НДС (расчет по ставке 18%):

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС;

– страховые взносы (расчет в 2010 г. по ставке 26%):

Страховые взносы = (ДС / 126%) x 26% x Кот = 0,206ДС x Кот ;

– налог на доходы физических лиц:

Нп = 0,13 x (1 – (0,356 / 1,356)) x Кот x ДС = 0,096ДС x Кот ;

– налог на прибыль:

Нпр = 0,24 x (1 – НДС – Кот – Ка ) x ДС = 0,24 ДС x (0,847 – Кот – Ка ).

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить налоговую нагрузку как долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нп + Нпр .

При применении указанных выше коэффициентов формула имеет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,069Кот – 0,24Ка ).

Таким образом, по этой методике сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода, но при этом в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

Методика 5. Существует методика, представляющая собой модификацию предыдущей методики. Основные принципы этой методики заключаются в следующем:

– в расчет включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению организацией в бюджет и внебюджетные фонды, т.е.

не суммы произведенных платежей, а суммы начисленных платежей, поскольку определение налоговой нагрузки по фактически уплаченным суммам налогов уменьшает реальный уровень налогового бремени в силу возможного несовпадения по тем или иным причинам начисленных и фактически перечисленных по принадлежности налоговых платежей;

– налог на доходы физических лиц не включается в расчет как не относящийся к налоговой нагрузке на организацию, поскольку она является налоговым агентом;

– добавленная стоимость продукции, рассчитываемая по формуле:

ДС = В – МЗ,

является общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи.

Кроме применяемых в приведенной выше методике коэффициентов (коэффициент оплаты труда и коэффициент амортизации), в данной методике в состав структурных коэффициентов введены дополнительные коэффициенты, как то:

– удельный вес налогов, относимых на себестоимость продукции, за исключением единого социального налога (поскольку он уже включен в коэффициент оплаты труда), в добавленной стоимости, рассчитываемый по формуле:

Ко = Нсс / ДС,

где Нсс – сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции;

– доля налогов, относящихся к внереализационным расходам и уменьшающих прибыль организации до налогообложения (налог на имущество, рекламу и т.д.), рассчитываемая по формуле:

Кнпр = Нпр / ДС,

где Нпр – сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.

По данной методике расчет НДС и страховых взносов производится аналогично предыдущей методике, т.е. по формуле:

НДС = (ДС / 118%) x 18% = 0,153ДС

Страховые взносы = (ДС x Кот / 126%) x 26% = 0,206ДС x Кот

Формула определения налога на прибыль организаций должна быть скорректирована на суммы налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых из прибыли организации:

Читайте также:  Сзв-м без работников, как заполнить и сдать сзв-м, если нет сотрудников

Нпр = 0,24 x [ДС – НДС – (ОТ + страховые взносы) – А – Нсс – Нпр ].

Применением указанных выше структурных коэффициентов формула определения налога на прибыль организаций может быть преобразована следующим образом:

Нпр = 0,24 x ДС x (0,847 – Кот – Ка – Кнсс – Кнпр ').

Общая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов по формуле:

НН = НДС + страховые взносы + Нпр + Нсс + Нпр '.

В силу указанных выше причин из расчета исключен налог на доходы физических лиц.

При замене расчетных составляющих структурными коэффициентами формула налоговой нагрузки примет следующий вид:

НН = ДС x (0,356 + 0,034Кот + 0,076Кнсс + 0,076Кнпр ' – 0,24Ка ).

Кроме того, в данной методике предполагается также применение коэффициента денежного изъятия, представляющего собой отношение начисленных налоговых платежей к реально полученным организацией финансовым ресурсам, который рассчитывается по формуле:

НН = (НП / ДС – КБ) x 100%,

где НП – начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды (без учета налога на доходы); ДС – сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период; КБ – заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.

Источник: http://www.pnalog.ru/material/metody-raschet-nalogovoi-nagruzki-predpriyatiya

Что такое налоговая нагрузка? Определение термина, расчет, изменения 2018 — Контур.Бухгалтерия

Что такое налоговая нагрузка, как ее вычислить и какова ее роль в предпринимательской деятельности? Расскажем в нашей статье.

Коэффициент налоговой нагрузки: что это и как он рассчитывается

Что такое налоговая нагрузка? Это один из показателей финансовой стабильности вашей компании.  Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов.

Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов.

Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год.

Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный.

Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность.

Для расчет этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.

Налоговую нагрузку полезно считать на разных уровнях экономики:

  • для государства или регионов;
  • по типам отраслей;
  • по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  • по конкретным хозсубъектам;
  • на одного человека.

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.

Коэффициент налоговой нагрузки и среднеотраслевой показатель

Коэффициент налоговой нагрузки зависит от типа экономической деятельности компании: для каждого типа индивидуально на уровне законов определено конкретное среднее значение.

Может так получиться, что показатель КНН вашей компании ниже, чем средний по всей отрасли. Это не всегда хорошо: к вам могут нагрянуть налоговики.

«Ниже среднего» означает, что существует вполне реальная возможность того, что вы платите налогов меньше других игроков отрасли. Или у вас ошибки в расчетах.

Чтобы узнать среднеотраслевое значение, ездить или звонить в налоговую не нужно — вся информация размещена на сайте ФНС, налоговики ее выкладывают ежегодно до 5 мая последующего года.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС

Нагрузку по налогу на прибыль можно определить исходя из данных налоговой декларации.

Показатель менее 2–3 % означает, что ваша налоговая нагрузка низкая.

Значения по вычетам и начисленному НДС надо взять за четыре предыдущих квартала.

Что изменилось в 2018 году

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году считается без страховых взносов. Нужно учитывать все «личные» налоги компании как налогоплательщика и НДФЛ. Ориентироваться нужно также на показатели налоговой нагрузки за прошлый год.

Однако уже в первом квартале 2018 года, вероятно, учитывать страховые взносы придется. В нынешнем году налоговая имеет право проверить ваши данные за предыдущие три года (начиная с 2014-го), поэтому вам нужно тщательно сравнить текущие показатели нагрузки с прошлыми годами. Если есть сильное отклонение, то вас наверняка попросят объяснить причину или назначат проверку.

Хотите быстро рассчитывать и уплачивать налоги? Облачный веб-сервис Контур.Бухгалтерия позволяет вести все необходимые операции через интернет. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 30 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, отчитывайтесь онлайн и работайте в сервисе совместно с коллегами.

Источник: https://www.b-kontur.ru/enquiry/383-koefficient-nalogovoy-nagruzki

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка – это общая сумма налогов, которые компания должна уплатить в бюджет. Читайте, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия в целом и по отдельным налогам, как анализировать показатели и какие цифры привлекут внимание налоговиков.

Используйте пошаговые руководства:

Одним из приоритетных направлений деятельности финансового директора является снижение суммы налогов к уплате. Ведь переплачивать государству, недополучая заработанную прибыль, не хочет ни один собственник.

Особо ценятся те специалисты, которые могут в рамках законодательства, используя различные инструменты, приблизить сумму налогов к критическому порогу – среднестатистической налоговой нагрузке на бизнес, определенной фискальной службой по отраслям деятельности.

Переход через пороговое значение будет чреват для предприятия выездной проверкой.

Что такое налоговая нагрузка предприятия и зачем ее считать

Вначале разберемся с терминами. Налоговая нагрузка в абсолютном исчислении – это общая сумма налогов, которые предприятие должно уплатить в государственную казну. В относительном исчислении – это общая сумма уплаченных предприятием налогов, отнесенная к сумме выручки, полученной предприятием за релевантный период, исчисляется в процентах.

Именно вторым показателем пользуется Федеральная налоговая служба для формирования плана выездных налоговых проверок на следующий год, сравнивая показатель в сданной финансовой отчетности со среднестатистическим по отрасли.

Те компании, чьи показатели ниже нормы, попадают в список подозрительных.

У налоговиков возникают сомнения, не использовала и компания противозаконные налоговые схемы, ведь в рамках закона получить столь позитивный результат теоретически невозможно.

Как контролировать налоговую нагрузку

Финансовому директору нужно пристально следить за тем, чтобы фактическая налоговая нагрузка предприятия не отличалась от плановой и от среднестатистической по отрасли долее чем на 1% в меньшую сторону. В большую – пожалуйста, но это влечет за собой переплату по налогам.

Чтобы не вызывать подозрений у ФНС, нужно из года в год последовательно выполнять шаги:

  1. Свериться с текущим законодательством, узнать изменения, среднестатистическую нагрузку по отрасли.
  2. Спланировать нагрузку по каждому из налогов и в целом по предприятию на год.
  3. Наметить методы, с помощью которых будет достигаться плановый уровень показателя. Закрепить их в налоговой политике.
  4. Контролировать выполнение плана и использование методов.

Периодический самостоятельный расчет налоговой нагрузки будет полезен по нескольким причинам. Во-первых, вы поймете, стоит ли ждать в скором времени выездную проверку, и успеете предпринять меры по предотвращению негативных последствий этого мероприятия. Или же примете решение поменять налоговую политику с целью небольшого повышения нагрузки и возможностью избежать проверки.

Во-вторых, вы сможете оперативно проверять эффективность проводимой налоговой политики и получите еще один понятный механизм оценки вашей работы со стороны собственников.

Расчет налоговой нагрузки организации

Формула расчета общей налоговой нагрузки на бизнес в относительном исчислении проста:

Где: ННобщ – общая налоговая нагрузка

∑налог к уплате – общая сумма начисленных налогов за период, чаще за год

Выручка – выручка предприятия за аналогичный период

В включаются все виды применимых к предприятию налогов, а именно:

Внимание! В расчет нельзя включать:

  • социальные взносы;
  • другие взносы во внебюджетные фонды;
  • НДС налогового агента по ввозимым товарам;
  • таможенные пошлины;
  • штрафы и пени по налогам и сборам.

Показатели налоговой нагрузки на бизнес по экономическим видам деятельности обновляются ФНС на ежегодной основе и публикуются в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» на сайте ФНС.

Пример расчета

Посчитаем плановую налоговую нагрузку на бизнес на примере производственного предприятия, занимающегося производством химикатов.

Таблица

Источник: https://fd.ru/articles/159111-nalogovaya-nagruzka

Налоговая нагрузка. Что это и зачем ее считать?

Сегодня мы поговорим о налоговой нагрузке. Что это и зачем нужно  ее считать?

Понятие “налоговая нагрузка” я, прежде всего,  связала бы с понятием “налоговое планирование”, ведь  грамотное налоговое планирование данного показателя помогает снизить налоговые риски, связанные с началом выездной проверки, а также претензиями налоговых органов в уклонении от уплаты налогов и необоснованной налоговой выгоде.

Снижение или распределение налоговой нагрузки всегда вызывает вопросы у проверяющих. Несмотря на то, что есть множество законных  способов налоговой оптимизации, иногда, снижение  показателя  «налоговая нагрузка» может привести к  внеплановой выездной налоговой проверке, которая, в большинстве случаев, заканчиваются доначислением налогов и штрафами.

Как грамотно планировать данный показатель?

Во-первых:

Налоговую нагрузку надо воспринимать, как один из самых основных критериев   планирования выездных налоговых проверок. Мы должны изучить документы регламентирующие понятие «налоговая нагрузка». Вот эти документы:

Во-вторых:

Рассчитаем налоговую нагрузку:

Совокупная налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

НН = Н : Д * 100%

где,

НН – Налоговая нагрузка (в %)

Н – сумма налогов, начисленных за период расчета.

Д – Доходы по данным бухгалтерского учета без НДС и акцизов. Включаются все доходы (доходы от реализации и прочие доходы).

Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

По налогу на прибыль:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

По НДС (1-й способ):

ННндс = Нндс / НБрф,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

По НДС (2-й способ):

ННндс = Нндс / НБобщ,

где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

Для ИП:

ННндфл = Нндфл / Дндфл,

где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;

Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

Для УСН:

ННусн = Нусн / Дусн,

где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;

Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Дусн — доход по УСН-декларации.

Для ЕСХН:

ННесхн = Несхн / Десхн,

где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;

Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

Для ОСНО:

ННосно = (Нндс + Нп) / В,

где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;

Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

Читайте также:  Счет 77

К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

Какой же уровень налоговой нагрузки можно назвать допустимым и каков порядок действий при налоговом планировании данного показателя?

1 шаг. Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за предшествующие периоды.

На данном этапе необходимо сравнить полученные данные с данными за предшествующие периоды, а затем сравнить с данными в Приложении № 3 Приказа ФНС России  от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.  на сайте ФНС.   Необходимо помнить, что  каждый год данные обновляются.

На 2017  установлены следующие величины совокупной налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, вот некоторые из них: 

Сельское хозяйство 9.8%
Рыболовство 3.4%
Добыча полезных ископаемых 38.5%
Производства по обработке различных материалов 7.1%
Распределение электричества, газа, воды 4.8%
Строительство 12.3%
Торговля оптовая и розничная 2.6%
Гостиницы и рестораны 9%
Связь, транспорт 7.8%
Различного рода операции с недвижимостью, аренда 17.5%
Поставка различного рода коммунальных услуг 25.8%

2 шаг. Рассчитать нагрузку по всем налогам в раздельности.

Необходимо учитывать, что , например, по налогу на прибыль для предприятий производственной сферы показатель менее 3% – будет считаться низким. Для торговых организаций показатель налоговой нагрузки менее 1%

Источник: http://smartbusinessmy.ru/2017/07/18/nalogovaya-nagruzka-chto-eto-i-zachem-ee-schitat/

Расчет налоговой нагрузки на предприятие

УДК 336.02

РАСЧЕТ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ПРЕДПРИЯТИЕ

Скороходова Ольга Николаевна

Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск e-mail: Skоrоhоdоvaоlga@yandex.ш

CALCULATION OF TAX BURDEN ON ENTERPRISES

Olga Skоrоkhоdоva

Mоrdоvia humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена проблема определения налоговой нагрузки организаций, приведены наиболее распространенные методики ее определения и расчет для конкретной организации.

ABSTRACT

The article insiders the problem оf determining the tax burden оf оrganiza-tfons, are the mоst cоmmоn mettods оf determinate and calculate for a particular оrganizatiоn.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговое планирование и прогнозирование, налоговые платежи, налоговая политика, упрощенная система налогообложения.

Key wоrds: tax burden, tax planning and forecasting, tax payments, tax pоlicy, simplified tax system.

Налоговая нагрузка представляет собой налоговое бремя или совокупность налогов и страховых взносов, которую должен заплатить налогоплательщик в государственную казну [1].

Налоговые органы рассчитывают налоговую нагрузку как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Такой метод расчета простой, но не достаточно точно позволяет оценить реальную налоговую нагрузку на организацию.

Организации должны рассчитывать налоговую нагрузку для того, чтобы понять, насколько их деятельность и уплата налогов может привлечь внимание

налоговых органов, которые могут принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Помимо этого, расчет налоговой нагрузки может иметь еще одну важную для организации цель – это прогнозирование налогового бремени на будущий период.

Деятельность организации обычно не стоит на месте – одни направления демонтируются, другие развиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка может изменяться.

Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельности организации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих на порядок исчисления и уплаты налогов.

Дополнительно можно рассчитать долю налогов в выручке, прибыли, «зарплатных» налогов в фонде оплаты труда и т.д. Все это должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. При этом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиять на увеличение налоговой нагрузки.

Таким образом, налоговая нагрузка применяется для сравнения предлагаемых вариантов налогообложения, посредством определения налогового бремени, а также для оценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия. Такой показатель зависит от множества факторов: начиная от вида деятельности, а это лежит в основе классификации налоговых органов и заканчивая особенностями ведения налогового и бухгалтерского учета.

Первой методикой к рассмотрению является общепринятая методика определения налогового бремени на организацию, разработанная Департаментом налоговой политики Министерства финансов России, согласно которому уровень налоговой нагрузки — это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН = ((НП / (В + ВД)) х 100 %, (1)

где: НН – налоговая нагрузка на предприятие; НП – общая сумма всех уплаченных налогов; В – выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД – внереализационные доходы.

Таблица 1 – Исходные данные для расчета налоговой нагрузки по методике Департаментом налоговой политики Министерства финансов России, тыс. руб.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Общая сумма всех уплаченных налогов (НП) 1895,9 2206,4 2147,7

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) (В) 15785 22863 17629

Внереализационные доходы (вд) 20276,2 22863 17629

НН 2012 г. = (1895,9/ (15785+ 20276,2)) х 100 %

НН 2012 г. = 5,3 %

Налоговая нагрузка в 2012 г. составляет 5 копеек на 1 рубль выручки или 5,26 % составляют налоги в выручке предприятия.

НН 2013 г. = (2206,4/ (22863+ 22863)) х 100 %

НН 2013 г. = 4,8 %

Налоговая нагрузка в 2013 г. составляет также 5 копеек на 1 рубль выручки или 4,8 % составляют налоги в выручке предприятия.

НН 2014 г. = (2147,7/ (17629+ 17629)) х 100 %

НН 2014 г. = 6,1 %

Налоговая нагрузка в 2014 г. составляет 6 копеек на 1 рубль выручки или 6,1 % составляют налоги в выручке предприятия.

Данная методика может успешно применяться для организаций, использующих специальные налоговые режимы, ведь у них именно выручка от реализации является полноценным источником уплаты налогов [3].

Второй методикой к рассмотрению является методика Лазутиной Д.В., согласно которой налоговая нагрузка определяется по формуле:

НН =(((Д – Р) х СН + (ПФ х (1 – СН)) / (Д – Р))) х100%, (2)

где: НН – налоговая нагрузка; Д – сумма полученных доходов; Р – сумма произведенных расходов; СН – ставка налога; ПФ – сумма уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды [59].

Таблица 2 – Исходные данные для расчета налоговой нагрузки по методике Лазутиной Д.В.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Сумма полученных доходов, тыс. руб. 20276,2 22863 17629

Сумма произведенных расходов, тыс. руб. 20072,1 22355,8 17372,3

Ставка налога, % 15 15 15

Сумма уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды тыс. руб. 1693,1 1977,7 1971,4

НН 2012 г= (((20276,2-20072,1)х0,15 +(1693,1 х (1- 0,15)) / (20276,220072,1 )))х100%=7,2 %;

НН 2013 г= (((22863-22355,8)х0,15 +(1977,7х(1- 0,15)) / (22863 -22355,8)))х100%= 3,5%

НН 2014 г= (((17629-17372,3)х0,15 +(1971,4х(1- 0,15)) / (17629 -17372,3))) х100%= 6,7%.

Следующей методикой к рассмотрению является методика Литвина М.И., согласно которой налоговая нагрузка определяется по формуле:

НН = SN/ SI х 100% (3)

Где НН – налоговая нагрузка; SN – сумма налогов; SI – сумма источника средств для уплаты.

Таблица 3 – Исходные данные для расчета налоговой нагрузки по методике Литвина М.И.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Сумма налогов, тыс. руб. 1895,9 2206,4 2147,7

Сумма источника средств для уплаты, тыс. руб. 15785 22863 17629

НН 2012 г = 1895,9 /15785х 100%= 0,12%; НН 2013 г = 2206,4 / 22863 х 100% = 0, 1%; НН 2014 г = 2147,7 / 17629 х 100% = 0,12%

Таблица 4 – Сводная таблица показателей налоговой нагрузки предприя-

тия

Методика расчета Налоговая нагрузка, % Отклонения

2012 г. 2013 г. 2014г. 2013 г. к 2012 г. 2014 г. к 2013 г. 2014 г. к 2012 г.

Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ 5,3 4,8 6,1 -0,5 1,3 0,8

Методика Лазутиной Д.В 7,2 3,5 6,7 -3,7 3,2 -0,5

Методика Литвина М.И. 0,12 0,1 0,12 -0,02 0,02 0

Произведенные расчеты по трем методикам показывают, что уровень налоговой нагрузки сократился в 2013 году в связи с ростом произведенных расходов за налоговый период, которые свели к минимальному разрыву доходов и расходов учитываемых в целях налогообложения.

Абсолютную налоговую нагрузку можно рассчитать, используя методику Кировой Е.А., согласно этой методики налоговая нагрузка определяется по формуле:

АНН = НП + ВП + НД, (4)

где:

АНН – абсолютная налоговая нагрузка; НП – налоговые платежи, упла-

ченные организацией; ВП – уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД – недоимка по платежам.

АНН 2012 г = 2027,6 + 16931,3 + 0 = 1895,9 тыс. руб.;

АНН 2013 г = 2286,32 + 19777,2 + 0 = 2206,4тыс. руб.;

АНН 2014 г = 1762,9 + 19714,4 + 0= 2147тыс. руб.

Абсолютная налоговая нагрузка отражает сумму налоговых обязательств без учета влияния налогового бремени. В связи с этим Е.А. Кирова использует показатель относительной налоговой нагрузки, который есть отношение абсолютной налоговой нагрузки (АНН) к вновь созданной стоимости или это соотношение налоговых платежей и с источниками их уплаты [2].

Рассчитаем эффективность налогообложения ООО «Домоуправление №24» на основе коэффициента налогового эффекта, который непосредственно характеризует эффективность налоговой политики организации. Для расчета используем формулу:

КНЭ = ЧП / SН х 100%, (5)

где:

ЧП – чистая прибыль; SН – сумма налоги с учетом платежей во внебюджетные фонды.

КНЭ12 = 120тыс. руб./ 1895,9 тыс. руб.х 100% = 0,06

КНЭ13 = 507 тыс. руб./ 2206,4 тыс. руб.х 100% = 0,2

КНЭ14 = -131 тыс. руб./ 2147,7 тыс. руб.х 100% = – 0,06

Рассчитанные показатели указывают на соотношение чистой прибыли, и общей суммы налоговых платежей организации.

Увеличение показателя 2013 года по сравнению со значениями данного показателя в предыдущем налоговом периоде свидетельствует о превосходстве полученной предприятием прибыли по сравнению с налоговыми издержками, а это в свою очередь свидетельствует о повышении эффективности налоговой политики и соответственно противоположная тенденция 2014 года говорит об обратном.

Список литературы:

1. Батюков М. В. Управление налоговой нагрузкой как фактор повышения эффективности экономики // Экономика социум. 2015. № 1. С. 34.

2. Кудрина О.Ю. Анализ способов определения налоговой нагрузки предприятия [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbuv.gоv

3. Лапина Е. Н. Специальные налоговые режимы как метод оптимизации малого бизнеса// Экономика социум. 2015. № 1. С. 94.

References:

1. Batjukov M. V. Upravlenie nalogovoj nagruzkoj kak faktor povyshenija jeffektivnosti jekonomiki // Jekonomika socium. – 2015. – № 1. – S. 34.

2. Kudrina O.Ju. Analiz sposobov opredelenija nalogovoj nagruzki predprijatija [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.nbuv.gov

3. Lapina E. N. Special'nye nalogovye rezhimy kak metod optimizacii malogo biznesa// Jekonomika socium. – 2015. – № 1. – S. 94.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/raschet-nalogovoy-nagruzki-na-predpriyatie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector