Ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютный контроль и штрафы: санкции за нарушение законодательства

В статье рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за нарушение валютного контроля. Разберемся, какие санкции ждут юридических лиц за непредоставление справки о подтверждающих документах, паспорта сделки, а также за просрочку оплаты. Мы подготовили для вас таблицу штрафов и изменения в законе.

Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

  1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
  2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
  3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
  4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

  • Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
  • Административная (штрафные санкции).
  • Уголовная (вплоть до лишения свободы).

Таблица штрафов по валютному контролю

Главные штрафы за нарушение валютного контроля в 2017 году мы собрали в таблице. Указанные в ней суммы относятся к юридическим лицам.

Нарушение Статья законодательства (КоАП РФ) Штрафные санкции
Неполучение резидентом оплаты за продажу товара, оказание услуг иностранному партнеру (согласно договору), а также невозврат средств за товары, не ввезенные в Российскую Федерацию. п. 4-5 3/4 — 1 сумма контракта
Несоблюдение сроков оформления и переоформления паспорта сделки п. 6 40 — 50 тыс. руб.
Непредоставление в срок справок (корректирующих справок) о валютных операциях, о подтверждающих документах 5 — 50 тыс. руб.
Отказ в предоставлении документов по запросу банка 40 — 50 тыс. руб.
Повторное (в течение года) нарушение процедуры или сроков предоставления документов 400 — 600 тыс. руб.
Непредоставление документов об изменениях, связанных со счетами в иностранных банках п. 2.1 800 тыс. — 1 млн руб.
Предоставление сведений об открытии, закрытии иностранных счетов позже срока п. 2 50 — 100 тыс. руб.
Нарушение порядка ведения валютных расчетов п. 1 3/4 — 1 сумма незаконной операции

Штрафы по валютному контролю в 2017 году

Штрафы за просрочку и другие взыскания за несоблюдение правил валютных операций указаны в статье 15.25 КоАП РФ. Исходя из ее содержания, штрафы юридическим лицам могут быть оформлены за несоблюдение сроков предоставления документов для валютного контроля, за их неверное хранение или оформление.

Особую роль играет несвоевременное предоставление:

  • Отчетности о движении валюты.
  • Паспортов сделки.
  • Сведений об изменениях, касающихся заграничных счетов резидентов РФ.
  • Непредоставление прочих подтверждающих документов и информации о подлинности сделки.

Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.

Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:

Сумма Штраф Срок тюремного заключения
Более 9 млн руб. 200 000 — 500 000 руб. До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы
Более 45 млн руб. До 1 000 000 руб. До 5 лет

Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб.

либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет.

Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.

Новости в России в 2017 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2017 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года.

 Валютное законодательство в РФ в 2017 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей.

Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

Срок исковой давности

За несоблюдение валютного законодательства предприниматель может быть привлечен к ответственности в течение двух лет. Сейчас этот срок действителен для всех нарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ.

До 2016 года срок исковой давности по этим нарушениям был на год меньше. Решение о продлении связано в первую очередь с медленным документооборотом между ФНС, таможенной службой и банками. Многим предпринимателям ранее удавалось избегать санкций, ссылаясь на истечение срока исковой давности, но теперь такие ситуации стали крайне редкими.

Можно ли оспорить штраф

Практически всегда есть шанс оспорить через суд или уменьшить сумму штрафа. Здесь существуют два пути: поставить акцент на малозначительности проступка или указать на смягчающие обстоятельства.

Первый способ может сработать, если штраф выставлен за фактические ошибки (например, в оформлении справок). В ситуациях с несоблюдением сроков малозначительность доказать не удастся, даже если опоздание составило пару дней.

(1

Источник: https://rko-bank.ru/vk/valyutnyj-kontrol-i-shtrafy.html

Ответственность за нарушение валютного законодательства

ст. 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» потребитель газа (абонент, субабонент газоснабжающей организации) — юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Судебные инстанции, рассматривая многочисленные иски, вытекающие из оспаривания правомерности в отказе в заключении публичных договоров либо исследуя требования об оспаривании применения норм о нарушении антимонопольного законодательства, в ряде случаев также вынуждены толковать требования ст. 426 ГК и правила специального законодательства при квалификации гражданско-правовых договоров как публичных в случаях, когда обеими сторонами договора выступают коммерческие юридические лица. Более того, в текстах судебных постановлений используется следующая формулировка для определения публичных договоров в случаях, когда речь идет о коммерческих организациях: «Публичный договор — это договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем» (постановление Президиума ВАС РФ от 27 сентября 2005 г. № 4279/05).

Суды устанавливают прежде всего, имеются ли у коммерческого лица, приобретающего товар (например, электроэнергию, газ) или получающего услуги или работы, признаки потребителя с учетом его предпринимательской природы.

К таковым признакам судебно-арбитражная практика относит, во-первых, факт приобретения (получения) товаров, работ, услуг для собственных бытовых и (или) производственных нужд и, во-вторых, отсутствие в договоре цели последующей перепродажи (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2005 г.

№ 2733/05). И в этом случае не имеет решающего правового значения, назван ли договор публичным в специальном законодательстве или нет.

Эта практика применяется к договорам энергоснабжения, поставки природного газа, договорам на отпуск питьевой воды, договорам по приему и сбросу сточных вод (постановления Президиума ВАС РФ от 25 апреля 2006 г. № 14939/05 от 15 июня 2005 г. № 15378/04).

Хотя в ГК и не была четко и однозначно выделена тенденция на расширение учета специфики предпринимательских договорных отношений, но попытка выстроить специальные приемы правового регулирования предпринимательских отношений в рамках обязательственного права явно обнаруживается.

Несмотря на отсутствие в ГК общих разделов, учитывающих особенности обязательственных отношений с участием предпринимателей, формирование современного экономического пространства невозможно без разработки новых правовых форм и институтов, адекватных характеру и природе складывающихся отношений, среди которых ключевую роль играют предпринимательские отношения.

1 Иоффе О.С. Избранные труды : в 4 т. Т. III: Обязательственное право. СПб., 2004. С. 87.

2 Брагинский М.И. Гражданское право и объекты права собственности // Журнал рос. права. 1997. № 11. С. 80.

3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. М., 1998. С. 4-5.

4 Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 323.

5 Ойгензихт В.А. Специфика регулирования некоторых гражданских правоотношений // Сов. гос-во и право. 1978. № 3. С. 44—52; Садиков О.Н. Нетипичные институты в советском гражданском праве // Сов. гос-во и право. 1979. № 2. С. 32—39.

6 Борисова А.Б. Дистрибьютерский договор // Журнал рос. права. 2005. № 3.

7 Волянская Р.В. Правовое регулирование оборота гражданского оружия : автореф. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 159—168.

8 Илюшина М.Н. Проблемы типизации новых договорных конструкций в коммерческом обороте // Законы России. 2008. № 11. С. 73—77.

Читайте также:  Торговый сбор. ставки-2019 (таблица)

9 Илюшина М.Н. Особенности статуса коммерческих организаций как потребителя в публичных договорах // Законы России. 2008. № 3. С. 82—85.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ю.П. КАЛИНЧЕНКО, Преподаватель кафедры гражданского права и процесса МосУ МВД России, старший лейтенант милиции 12.00.00 — юридические науки

Аннотация. На основе анализа действующего валютного законодательства автором рассматриваются гражданская, уголовная и административная виды и меры ответственности.

Ключевые слова: валютное законодательство, валютное регулирование, легализация денежных средств, поддельные деньги, ответственность.

RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF CURRENCY LEGISLATION

Y.P. KALINCHENKO, Lecturer of the department of civil law and procedure of The Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

senior lieutenant of militia

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-za-narushenie-valyutnogo-zakonodatelstva

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Закон 10 апреля 2012

Для любого государства валютное регулирование всегда выступало важной частью обеспечения государственного суверенитета и стабильности национальной финансово-экономической системы. Такое же значение этому вопросу придается и в нашей стране, где принят специальный Закон РФ «О валютном регулировании».

Этот законодательный акт определяет налоговые органы в качестве полномочного института валютного контроля, головной инстанцией которого является МНС РФ. Законом предусмотрено, что ответственность за нарушение валютного законодательства осуществляется в соответствии с положениями КоАП РФ, в частности статьями 15.25 и 23.60.

Кроме того, нарушение валютного законодательства санкционируется в соответствии с требованиями уже упоминавшегося выше закона. Предметом его регулирования выступают операции с валютными ресурсами, драгоценными металлами и ценными бумагами, которые отнесены к исключительной компетенции государства.

К числу нарушений в области валютно-финансовой деятельности относятся:

— осуществление валютных операций лицами и организациями, которые не имеют соответствующих разрешений (лицензий) для ведения данных видов деятельности. К нарушениям также относится деятельность субъектов, которые хоть и получили соответствующие разрешения, но проводят ее с нарушениями законодательства.

В частности, довольно распространенным явлением стало открытие счетов резидентов, которое произведено с нарушениями установленного порядка вне границ РФ.

Данное нарушение предусматривает административное наказание для физлиц и организаций в виде штрафа, величина которого определяется в зависимости от размера проведенной операции, в пределах от 1/10 до одного полного ее размера.

— нарушение порядка и сроков обязательного ввоза на территорию страны товаров, величина стоимости которых равна стоимости использованных за их уплату денежных ресурсов.

Также нарушением является невозвращение в установленные законом сроки, переведенных денежных ресурсов.

Это нарушение влечет ответственность за нарушение валютного законодательства в виде применения штрафных санкций в размерах, указанных в предыдущем пункте;

— нарушение порядка и правил зачисления на счета выручки, которая получена за экспорт товаров, продуктов интеллектуальной собственности, услуг. Здесь ответственность за нарушение валютного законодательства предусматривает штраф, величина которого определяется в соответствии со всей полной стоимостью оказанных услуг, работ или продуктов интеллектуальной собственности.

— устанавливается и ответственность за нарушение валютного законодательства, если не соблюден установленный порядок осуществления учета операций в области валютной деятельности.

Равным нарушением является и непредставление отчетов по этим операциям, несоблюдение сроков хранения этих документов.

В данном случае административное взыскание представляет собой штраф величиной от 50 до 100 (для физлиц) и от 400 до 500 (для юрлиц) МРОТ.

Законом предоставлено право рассмотрения дел о нарушениях валютного законодательства налоговым органам по их территориальной компетенции. Кроме того, так как эти органы уполномочены осуществлять контроль за соблюдением закона о валютной деятельности, они сами несут ответственность за нарушение валютного контроля.

На основании данных оснований для привлечения к ответственности, все органы налогового ведомства обязаны привлекать к ответственности резидентов за нарушения в области валютной деятельности.

В особых случаях, за нарушение правил ведения валютных операций предусматривается и уголовная ответственность. Эта ответственность наступает при невозврате из-за пределов РФ крупных сумм валютных ресурсов, которые подлежат зачислению на счета уполномоченного банка на территории РФ.

Источник: fb.ruЗакон
Ответственность за нарушение налогового законодательства физических лиц

Ответственность за нарушение налогового законодательства напрямую зависит от формы вины. Умышленными признаются те деяния, которые были совершены налогоплательщиком с осознанием их противоправного характера и с целью …

Закон
Ответственность за нарушение трудового законодательства нанимателем и работником

Проблема, вынесенная в заголовок статьи, представляет особую актуальный вопрос, потому что касается огромного количества граждан, которые в своей повседневной жизни постоянно связаны трудовыми правоотношениями. Ответс…

Закон
Виды нарушений и ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушения в области существующего бюджетного законодательства представляют собой сегодня одну из важных проблем функционирования этой государственной системы. Поэтому законодательства различных стран всегда устанавлив…

Закон
Ответственность за нарушение лесного законодательства. Лесной кодекс Российской Федерации

Лес представляет высокую ценность для государства и для населения. Об этом свидетельствует внушительный блок нормативных актов, устанавливающих ответственность за нарушения лесного законодательства. Различные противоп…

Закон
Нарушение авторских прав: примеры. Ответственность за нарушение авторского права

Оно интерпретируется как несанкционированное правообладателем копирование или распространение материала, который защищен авторским правом: музыкальные композиции, книги, программное обеспечение, фильмы и др. Право на …

Закон
Незнание закона не освобождает от ответственности. Какая существует ответственность за нарушение закона?

Система права возникла в обществе как объективная необходимость, она придает ему необходимую устойчивость и позволяет каждому человеку быть уверенным в защите своих прав от разного вида посягательств. Это и есть ответ…

Закон
Ответственность за нарушение обязательств и возмещение убытков

Понятие «ответственность за нарушение обязательств» подразумевает возмещение убытков вследствие неисполнения обязательств, возникающих из договора, подписанного двумя участниками сделки. Тот, кто нарушил условия и не …

Закон
Правовая охрана лесов: понятие, определение и ответственность за нарушение

В Лесном кодексе закреплены меры, направленные на обеспечение рационального использования, воспроизводства, защиту лесного фонда от истощения, загрязнения, уничтожения, в т. ч. вследствие болезней, пожаров, жизнедеяте…

Закон
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. КоАП РФ Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

«Огонь, вода, медные трубы…» — в сказке пройти через эти испытания должен каждый. Но что стоит человеку встретиться с этими стихиями в обычной жизни? Например, безудержный огонь нередко наводит стра…

Закон
Статья нарушение авторских прав и ответственность за такой вид правонарушений.

К авторским правам в юридической литературе относят совокупность прав создателя какого-либо объекта или произведения, закрепленных законом и направленных на применение объекта прав, а также на осуществление неимуществ…

Источник: http://monateka.com/article/79688/

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Финансовое право (Белоусов Д.С.) » Ответственность за нарушение валютного законодательства

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ.

Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию РФ товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают финансовые и экономические интересы юридических лиц, государства в целом, права граждан в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок управления, правила проведения различных видов валютных операций.

Читайте также:  Может ли муж получить декретные

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 193 УК РФ.

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей.

Известно, что одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства является формирование его валютных резервов. Россия не составляет исключения.

Более того, в силу сложившейся в стране непростой экономической ситуации проблема пополнения валютных резервов становится жизненно важной. Это вопрос экономической и политической стабильности государства. При том одними мерами валютного и таможенного контроля проблему не решить. Либерализация внешнеэкономической деятельности и выход на внешний рынок большого числа субъектов предпринимательской деятельности при отсутствии надлежащего правового обеспечения и контроля повлекли бесконтрольный вывоз валютных средств за границу.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=35965

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Основные виды ответственности установлены п.1 ст.14 Закона ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ:

ü взыскание в доход государства всœего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;

ü взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты и нерезиденты несут ответственность за следующиевиды нарушений валютного законодательства:

ü отсутствие учета валютных операций;

ü ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;

ü непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации, за что нарушители несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая;

а) не была учтена;

б) была учтена ненадлежащим образом;

в) по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.

При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде:

ü взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;

ü приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

ü других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

Должностные лица юридических лиц-резидентов и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля:

ü с юридических лиц — в бесспорном порядке;

ü с физических лиц — в судебном порядке.

Вопросы ответственности за нарушение валютного законодательства регулируются правовыми нормами, содержащимися в источниках финансового (Закон РФ ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ и др.), административного, гражданского, таможенного, уголовного права.

В Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены санкции за незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами (ст.153), а также за незаконную продажу платежных документов, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту (ст.154). Так, в ст.

153 указано, что незаконная скупка, продажа, обмен или использование в качестве средства платежа в небольших размерах иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте или банковских платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту с правом обращения их в такую валюту, в т.ч.

спекуляция этими ценностями, в случае если стоимость предмета незаконной операции не превышает 25 руб., наказываются штрафом в размере до 100 руб. с конфискацией валюты и платежных документов. За те же действия, совершенные повторно в течение года, предусмотрено наложение штрафа в размере до 200 руб.

с конфискацией валюты и платежных документов.

В Таможенном кодексе РФ в разделœе VI ʼʼВалютный контрольʼʼ глава 29 посвящена валютному контролю таможенными органами Российской Федерации.

Функции и полномочия таможенных органов Российской Федерации при осуществлении валютного контроля определяются Государственным таможенным комитетом РФ в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации в области валютного контроля.

Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств (ст.199). Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом РФ применительно к таможенному контролю (ст.200).

В статье 201 Таможенного кодекса РФ предусмотрена ответственность за правонарушения, выявленные при осуществлении валютного контроля таможенными органами РФ, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

В Уголовном кодексеРФ уголовно наказуемыми являются следующие преступления:

1) легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст.174);

2) незаконное получение кредита (ст.176);

3) злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст.177);

4) злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст.185);

5) изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст.186);

6) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст.187);

7) незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст.191);

8) нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст.192);

д) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте ,ст.193).

Вместе с тем, в Федеральном законе ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ в ст.14 предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства. В частности, в п.1 этой статьи сказано, что резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2—8 настоящего закона несут ответственность в виде:

а) взыскания в доход государства всœего полученного по недействительным в силу настоящего закона сделкам;

б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Закон ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ относит к валюте драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

Валютой являются ценности, которые могут служить средством платежа. К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде, за исключением ювелирных, бытовых изделий и лома таких изделий.

Природные драгоценные камни включают: алмазы, рубины, изумруды и другие, перечисленные в Законе от 9 октября 1992ᴦ.

В соответствии с Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации от 30 июня 1994ᴦ.

№756 Центральный банк РФ и специально уполномоченные банки — коммерческие банки, специально уполномоченные ЦБ РФ по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами, могут совершать данные сделки в пределах предоставленных им прав. Денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте Российской Федерации.

Центральный банк РФ и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра за свой счёт либо за счёт своих клиентов (по договорам комиссии или поручения) у пользователœей недр.

При этом ЦБ РФ может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных указанным выше Положением, с учетом требований ЦБ РФ могут:

а) совершать сделки купли-продажи слитков золота и серебра как за свой счет, так и за счёт клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, ЦБ РФ, промышленными потребителями, инвесторами;

б) совершать операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой и с учетом требований вышеуказанного Положения;

в) совершать золотые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета золота через специально уполномоченные банки.

При этом не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в т.ч. путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям.

Монета͵ содержащая золота͵ серебро, платину и металлы платиновой группы и выпущенная в обращении Центральным банком РФ, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории Российской Федерации во всœе виды платежей без ограничений, а также для зачислений на счета͵ во вклады, на аккредитивы и для перевода.

Особенности проведения в Российской Федерации операций с монетой устанавливаются Центральным банком РФ.

Читайте также:  Оформление пенсионера на работу
  • — Юридическая ответственность за нарушение валютного законодательства

    За нарушение валютного законодательства может наступать административная, уголовная и финансовая ответственность. Предусмотрены штрафные санкцииза следующие правонарушения: · штраф в размере от десяти до пятидесяти базовых величин (за незаконное принятие… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/finansy/view/529777_otvetstvennost_za_narushenie_valyutnogo_zakonodatel_stva

    § 1. Виды юридической ответственности за нарушения валютного законодательства

    Административная и уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства

    Нарушение правил валютного регулирования влечет, как правило, административную ответственность. Из всей системы валютных ограничений два обеспечиваются мерами не только административной, но и уголовной ответственности – нарушение правил репатриации валюты и нарушение правил перемещения наличной валюты и валютных ценностей через границу России .

    ——————————–

    В той части, в какой эти правила сохранили действие, т.е. в части декларирования.

    Применительно к валютному контролю уголовно наказуемо представление органам и агентам валютного контроля заведомо подложных документов. Все прочие нарушения правил контроля, допускаемые подконтрольными субъектами, наказываются в административном порядке.

    В сфере валютного регулирования может иметь место и имущественная ответственность, но в очень ограниченных пределах. Предусмотренные валютным законодательством обязанности лиц, совершающих валютные операции, относятся по своему характеру к публично-правовым.

    За нарушение таких обязанностей может наступать исключительно и только публично-правовая ответственность – административная, а в наиболее серьезных случаях – уголовная.

    Если же органы и агенты валютного контроля, вторгающиеся в сферу частных операций в целях проверки соблюдения публично-правовых обременений, выходят за рамки своих полномочий, действуют незаконно и причиняют вред, то может идти речь об имущественной ответственности за причинение вреда, поскольку вред причинен частным деловым интересам субъектов валютных отношений. Строго говоря, это не ответственность за нарушения валютного законодательства, ее основанием будет имущественный вред, хотя и находящийся в причинно-следственной связи с несоблюдением норм, регламентирующих контрольную деятельность органов и агентов валютного контроля.

    В том, что государство предусматривает применение к нарушителям валютного законодательства преимущественно административных мер воздействия, проявляется более мягкий характер валютного регулирования по сравнению с валютной монополией.

    Напомним, что в период валютной монополии (1937 – 1991 гг.) уголовная ответственность наступала за совершение любых действий, нарушавших режим государственной монополии на валютные ресурсы.

    Отграничение административных и уголовных составов проводилось только по критерию крупного размера предмета правонарушения .

    ——————————–

    См.: ст. 88 УК РСФСР и ст. 153 КоАП РСФСР. Административной ответственности подлежали лица, совершавшие незаконные операции с валютой и платежными документами в валюте на сумму, не превышавшую 25 руб. В ином случае применялась уголовная ответственность за нарушение правил о валютных операциях и за спекуляцию валютными ценностями и ценными бумагами.

    Первоначально, при переходе России к режиму валютного регулирования, законодатель предпринял попытку сконструировать все (кроме уголовных) санкции за нарушения валютного законодательства по модели имущественной гражданско-правовой ответственности .

    Не соответствующие валютному законодательству валютные операции признавались недействительными сделками, а все полученное по таким сделкам подлежало взысканию в доход государства.

    Этот подход может быть объяснен влиянием ошибочного представления о том, что мерами такой ответственности защищаются нормы некоей комплексной отрасли права, состоящей из гражданско-правовых и публично-правовых норм, регулирующих валютные операции.

    Отождествление норм, устанавливающих валютные ограничения и меры валютного контроля, с нормами, устанавливающими гражданско-правовой режим валютных операций, приводило к представлению о том, что защита мер государственной политики в валютной сфере может проводиться с помощью имущественной гражданско-правовой ответственности или ее разновидности (“финансовой”, “валютной” ответственности) . Это приводило к нескольким негативным последствиям:

    ——————————–

    См.: ст. 14 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” 1992 г.

    Об этом приходится так подробно упоминать, поскольку, во-первых, такой подход может встретиться читателю в специальной литературе 1990-х гг.

    , а во-вторых, заблуждения относительно правовой природы мер юридической ответственности, защищающих интересы государства в сфере финансов, частично не изжиты до сих пор. Ярким примером этого служат споры вокруг правовой природы ст.

    74 Закона о Центральном банке, применяемой, среди прочего, к уполномоченным банкам, нарушившим валютное законодательство.

    – сделка и валютная операция далеко не всегда совпадают, особенно если речь идет о внешнеторговых контрактах; тем не менее буквальная формулировка нормы об ответственности ставила под угрозу недействительности весь контракт, если хоть одна операция по нему нарушала валютный закон;

    – конструкция нормы об ответственности внешне напоминала норму Гражданского кодекса РФ о последствиях недействительности сделок, что приводило к попыткам применять по аналогии гражданско-правовые правила об ответственности предпринимателей без вины;

    – процедура привлечения к ответственности была не урегулирована правом.

    Известны одиозные случаи, когда организация, обратившаяся в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности со своего контрагента, получала в итоге судебное решение о взыскании с истца и ответчика всего полученного по незаконной сделке в доход государства.

    Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил, что ответственность за нарушения валютного законодательства признается публично-правовой и, следовательно, не может применяться без учета вины .

    Тем самым была пройдена половина пути к признанию того факта, что это вид административной ответственности. Принятый в 2003 г.

    новый Закон о валютном регулировании уже не содержал норм, непосредственно регулирующих вопросы ответственности, и соответствующие составы наконец-то обрели свое место в Кодексе РФ об административных правонарушениях, где им и следовало быть изначально.

    ——————————–

    См.: п. п. 5 и 7 информационного письма ВАС РФ от 31 мая 2000 г. N 52.

    Позитивный эффект от этого очевиден: применение мер некогда экзотической “валютной” ответственности стало подпадать под действие общих принципов административной ответственности. Процедура привлечения к ответственности также оказалась по большей части введена в четкие правовые рамки производства по делам об административных правонарушениях.

    Весь комплекс процессуальных правовых норм вырабатывался в административном праве десятилетиями, искусственное ограничение сферы их действия наносит правовой системе несомненный вред.

    Очень отрадно, что законодатель пошел по пути признания нарушений валютного законодательства, не содержащих признаков преступления, административными проступками, отказавшись от конструирования отраслевого вида ответственности.

    Меры государственного принуждения предусматриваются законом и применяются в определенном процессуальном порядке, с тем чтобы избежать привлечения к ответственности невиновных, избежать ошибок и негативных последствий излишнего административного рвения чиновников. Этот аспект юридической ответственности был блестяще проанализирован О.Э. Лейстом.

    Процитируем его вывод: “В современном государстве бытие юридической ответственности возможно лишь в рамках законов, определяющих составы правонарушений и санкции за их совершение, а также порядок (процедуру) исследования обстоятельств правонарушения, принятие обоснованного решения о правонарушении и (если оно действительно было) применении санкции, порядок исполнения принятого решения” .

    ——————————–

    Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2008.

    Многообразие общественных отношений, защищаемых мерами административной ответственности, их закрепление различными отраслевыми (подотраслевыми) законами всегда приводят к тому, что возникают “новые” виды ответственности, в отношениях снова утрачивается ясность:

    – каковы принципы применения ответственности, а именно: должна ли учитываться вина и в каких формах, должны ли приниматься во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства и каковы эти обстоятельства, каковы сроки давности привлечения к ответственности и т.д.;

    – какова процедура привлечения к ответственности, в том числе каковы гарантии обеспечения прав лиц, привлекаемых к ответственности.

    Может показаться, что применительно к валютному регулированию эти соображения сугубо теоретические, поскольку сам законодатель положил конец спорам о правовой природе мер ответственности за нарушения валютного законодательства, не являющиеся преступлениями, включив соответствующие составы в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Но наличие специальных составов в Кодексе еще не дает гарантии того, что никогда в будущем параллельно им не будут сконструированы какие-то дополнительные меры ответственности, пусть и с самыми благими намерениями .

    ——————————–

    Вспомним о параллельном существовании норм об ответственности за нарушения налогового законодательства в Налоговом кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

    Кроме того, определенные следы представления о “самостоятельной” ответственности за нарушения валютного законодательства сохраняются до настоящего времени даже в применении норм административной ответственности, закрепленных нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях:

    – применительно к материальному праву – это конструкция административной ответственности за нарушение правил репатриации валюты (ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ), допускающая, если называть вещи своими именами, ответственность без вины, ответственность за риск ;

    ——————————–

    См.: § 5 настоящей главы.

    – применительно к процессуальному праву – это отсутствие стыковки между процедурой проверки, проводимой органом или агентом валютного контроля, и возбуждением производства по делу об административном правонарушении.

    К содержанию

    No votes yet.

    Please wait…

    Источник: http://zakoniros.ru/?p=3673

    Ссылка на основную публикацию