Отраслевое соглашение

Отраслевых соглашения — Все о кадрах

Зачастую работодатели не знают или забывают о том, что нормы трудового права, обязательные для исполнения, установлены не только в ТК РФ, но и в отраслевых соглашениях. В статье речь пойдет о соглашениях, заключенных на федеральном уровне.

Причем если организация в установленный срок не откажется от присоединения к такому соглашению в письменном виде, то его нормы будут обязательны для данного работодателя и его работников.

Рассмотрим порядок принятия соглашений, вступления их в силу и процедуру отказа от присоединения.

Для начала определимся, что такое соглашение, кто его заключает, а также в каких случаях оно обязательно для работодателей и работников. Согласно ч. 1 ст.

 45 ТК РФ соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства.

Как правило, в соглашение включают обязательства сторон по оплате труда, режимам работы и отдыха, охране труда и т.д.

При этом конкретное содержание и структуру соглашения определяют по договоренности между представителями сторон (ч. 1 ст. 46 ТК РФ). Срок действия соглашения устанавливается сторонами, но не может превышать трех лет.

При этом возможна одна пролонгация соглашения на аналогичный период — не более трех лет (ч. 2 ст. 48 ТК РФ).

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие соглашения (ст. 45 ТК РФ):

— генеральное (устанавливает принципы регулирования на федеральном уровне);

— межрегиональное (устанавливает принципы регулирования на уровне двух и более субъектов РФ);

— региональное (устанавливает принципы регулирования на уровне субъекта РФ);

— отраслевое (межотраслевое) (определяет условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли);

— территориальное (включает условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории муниципального образования) и др.

Кто заключает соглашение

Сторонами выступают работодатели и работники. Только они представляют интересы не одной организации, а целой отрасли, какого-то региона или иной территории.

Поэтому заключают соглашение с одной стороны объединения работодателей, с другой — профсоюзы работников.

Если соглашение требует финансирования из бюджета (частичного или полного), то третьей стороной должен быть государственный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления.

Зная это, можно понять, какое соглашение будет обязательно для работодателя, а какое — нет. Так, по общему правилу, соглашения действуют в отношении тех работодателей, которые являются членами объединений, заключивших данные соглашения. Также они обязательны для лиц, которые уполномочили объединения работодателей от их имени участвовать в коллективных переговорах (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).

Обязательность для исполнения

Получается, если организация не входит в объединение работодателей или не уполномочивала другую организацию представлять ее интересы, то соглашение на нее не распространяется.

Однако есть некоторые соглашения, условия которых необходимо соблюдать всем работодателям.

Это отраслевые соглашения, подписанные на федеральном уровне, в отношении которых действует особая процедура их распространения, регламентированная в ст. 48 ТК РФ.

Речь здесь идет о соглашениях, устанавливающих обязанности в сфере труда для работодателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации в соответствующей отрасли.

Напомним, что в отраслевых (межотраслевых) соглашениях прописываются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

Данные соглашения могут заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

По отраслевым соглашениям, выдвинутым на федеральном уровне, органы государственной власти вправе предложить работодателям присоединиться, а те вправе отказаться. Рассмотрим процедуру опубликования и присоединения к указанным соглашениям подробнее.

Порядок опубликования

В течение семи дней со дня подписания соглашения оно должно быть передано на уведомительную регистрацию в Федеральную службу по труду и занятости (ч. 1 ст. 50 ТК РФ).

Затем в течение трех календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) Роструд направляет его текст и регистрационные сведения в Минздравсоцразвития РФ для размещения на официальном сайте министерства (www.minzdravsoc.ru) и опубликования в газете «Ваше право». Об этом сказано в п.

 1 Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2007 N 260 (далее — Порядок).

Пример. Форма предложения о присоединении к соглашению

После опубликования документа стороны могут предложить министру здравоохранения и социального развития обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в его заключение, с предложением присоединиться к нему (п. 2 Порядка). Форма обращения министра приведена в Примере. Предложение должно быть официально опубликовано в «Российской газете», с указанием сведений о регистрации соглашения и источнике опубликования (п. 3 Порядка).

Отказ от присоединения

Со дня опубликования предложения о присоединении у работодателя есть 30 календарных дней, чтобы подготовить и направить в Минздравсоцразвития России мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению (ч. 8 ст. 48 ТК РФ). Причем к отказу следует приложить протокол консультаций работодателя с профсоюзом работников (ч. 8 ст. 48 ТК РФ). Если же профсоюза в организации нет, то в отказе следует на это указать.

При этом министр здравоохранения и социального развития вправе пригласить представителей данного работодателя и профсоюзной организации для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения (ч. 9 ст. 48 ТК РФ). Делается это с целью выяснить, по объективным ли причинам работодатель не может выполнить условия соглашения.

В свою очередь, если работодатели не воспользовались своим правом на отказ от присоединения, то со дня официального опубликования данного предложения соглашение считается автоматически распространенным на них (ч. 8 ст. 48 ТК РФ).

В настоящее время Минздравсоцразвития РФ обратилось к работодателям с предложением о присоединении далеко не по всем подписанным федеральным отраслевым соглашениям. Среди таких соглашений, например, тарифное в сфере ЖКХ, отраслевое в оценочной деятельности, по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту.

Несмотря на небольшое количество предложений о присоединении, такое предложение может поступить от Минздравсоцразвития России в любой момент. Поэтому не лишним будет ознакомиться с перечнем отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства по состоянию на 01.04.2012 (см. Таблицу на стр. 52).

В заключение добавим, что если работодатель нарушит обязательства, прописанные в соглашениях, то он может быть оштрафован в размере от трех до пяти тысяч рублей (ст. 5.31 КоАП РФ).

Если же в отношении работников одновременно действует несколько соглашений, применяются условия тех из них, которые наиболее благоприятны для работников (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).

Таблица

Перечень действующих федеральных отраслевых соглашений

N п/п Наименование соглашения Срок действия Уведомление о регистрации — письмо Роструда (регистрация: дата и номер) Предложение о присоединении — письмо Минздравсоцразвития
1 2 3 4 5
1 Отраслевое тарифное соглашение в гражданской авиации России 2007-2009, продлено до 29.08.2012

Источник: http://info-personal.ru/zakon/otraslevyh-soglasheniya/

Как применять отраслевые соглашения — НалогОбзор.Инфо

Отраслевое соглашение регулирует трудовые отношения сотрудников определенной отрасли и может быть заключено на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровнях. Если действие соглашения распространяется на сотрудников нескольких отраслей, то оно считается межотраслевым. Это установлено частью 8 статьи 45 Трудового кодекса РФ.

Разработка проекта соглашения

Проект отраслевого соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров (ч. 1 ст. 47 ТК РФ). По общему правилу в них участвуют представители работодателей и сотрудников данной отрасли. Интересы работодателей представляют объединения работодателей (ч. 2 ст. 33 ТК РФ). Интересы сотрудников – соответствующие профсоюзы или их объединения (ч. 3 ст. 29 ТК РФ).

Кроме того, в коллективных переговорах могут участвовать органы государственной власти или местного самоуправления (ч. 3 ст. 45 ТК РФ).

В зависимости от состава участников коллективных переговоров отраслевое соглашение, принятое по результатам таких переговоров, может быть двусторонним или трехсторонним (ч. 2 ст. 45 ТК РФ).

Порядок и сроки разработки проекта и заключения соглашения определяет комиссия по ведению коллективных переговоров, которая состоит из уполномоченных представителей сторон переговоров (ч. 2 ст. 36, ч. 5 ст. 47 ТК РФ).

Работодателям отрасли, которые не являются членами объединения, ведущего коллективные переговоры, также может быть предложено участие в переговорах.

Для этого комиссия направит в их адрес соответствующие уведомления с предложением форм возможного участия.

В частности, таким работодателям может быть предложено направить для участия в переговорах собственных представителей или делегировать право представлять свои интересы уже сформированному объединению.

Работодатели, получившие уведомление, не обязаны участвовать в коллективных переговорах. Однако они обязаны проинформировать об уведомлении профсоюзную организацию (при ее наличии).

Решение об участии или отказе от участия в коллективных переговорах работодатель принимает в ходе консультаций с профсоюзом, а при его отсутствии – самостоятельно.

Такой порядок установлен частью 5 статьи 47 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу отраслевые соглашения, требующие бюджетного финансирования, стороны заключают до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, который относится к сроку действия соглашения (ч. 2 ст. 47 ТК РФ).

Содержание соглашения

Содержание и структура отраслевого соглашения определяются по договоренности между представителями сторон коллективных переговоров, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения их в соглашение (ч. 1 ст. 46 ТК РФ).

Частью 2 статьи 46 Трудового кодекса РФ определен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть урегулированы в отраслевом соглашении. К ним, в частности, относятся:

  • развитие социального партнерства.

Срок соглашения

Срок действия отраслевого соглашения также определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Такое правило установлено частью 2 статьи 48 Трудового кодекса РФ.

Вступление соглашения в силу

Отраслевое соглашение подписывают представители сторон, участвовавших в коллективных переговорах (ч. 8 ст. 47 ТК РФ). Со дня подписания оно вступает в силу, если иное не установлено самим соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ).

В течение семи календарных дней со дня подписания соглашение направляют на уведомительную регистрацию (ч. 1 ст. 50 ТК РФ). При этом вступление отраслевого соглашения в силу не зависит от факта уведомительной регистрации (ч. 2 ст. 50 ТК РФ).

Действие соглашения по кругу лиц

Подписанное отраслевое соглашение действует в отношении:

  • всех работодателей, являющихся членами объединения, которое заключило соглашение. Прекращение членства в объединении после подписания соглашения не освобождает работодателя от его выполнения. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять предусмотренные соглашением обязательства;
  • работодателей, которые не входили в подписавшее соглашение объединение, однако уполномочили это объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение;
  • работодателей, которые присоединились к соглашению после его заключения;
  • органов государственной власти и местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
  • всех работников, состоящих в трудовых отношениях с перечисленными выше работодателями.
Читайте также:  Новые коды доходов в справке 2 ндфл

Такой порядок установлен частями 3 и 5 статьи 48 Трудового кодекса РФ.

Если в отношении сотрудника действует сразу несколько отраслевых соглашений, работодателю следует применять соглашение, условия которого наиболее благоприятны для сотрудника (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).

Ситуация: нужно ли после подписания отраслевого соглашения вносить изменения в трудовые договоры с сотрудниками? Отраслевым соглашением установлены дополнительные выплаты в пользу сотрудников.

Да, нужно, если организация планирует учитывать такие выплаты в целях налогообложения.

Трудовое законодательство не обязывает работодателя вносить изменения в трудовые договоры с сотрудниками после того, как на организацию было распространено действие отраслевого соглашения.

Положения отраслевого соглашения являются нормами прямого действия, которые регулируют социально-трудовые отношения, в частности устанавливают трудовые гарантии и льготы сотрудникам (постановление ФАС Дальневосточного округа от 6 августа 2003 г. № Ф03-А51/03-2/1775).

Это значит, что работодатель обязан осуществлять выплаты, предусмотренные отраслевым соглашением, независимо от того, внесены соответствующие изменения в трудовые договоры с сотрудниками или нет.

Вместе с тем, дополнить трудовые договоры положением о дополнительных выплатах необходимо для того, чтобы такие выплаты можно было включить в состав расходов на оплату труда. Указать на определенные условия в трудовом договоре можно в виде ссылки на нормы соглашения, без конкретной их расшифровки. Об этом говорится в письме Минфина России от 5 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/99.

Присоединение к соглашению

По предложению сторон отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, руководитель Минтруда России может предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему.

Предложение о присоединении к соглашению официально публикуют в «Российской газете» и на официальном сайте Минтруда России. Рекомендуемый образец предложения о присоединении к соглашению приведен в приказе Минтруда России от 12 ноября 2015 г. № 860н.

Порядок публикации заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложений о присоединении к ним утвержден приказом Минтруда России от 12 ноября 2015 г. № 860н.

Работодатели соответствующей отрасли в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению могут направить в Минтруд России мотивированный письменный отказ.

При этом к отказу должен быть приложен протокол консультаций с профсоюзом (при наличии его в организации).

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель Минтруда России может пригласить для проведения консультаций представителей этого работодателя и представителей его сотрудников (профсоюза – при наличии). Участие приглашенных в консультациях является обязательным.

Работодатели, которые такой отказ не направили, автоматически считаются присоединившимися к соглашению со дня официального опубликования предложения о присоединении.

Такой порядок установлен статьей 48 Трудового кодекса РФ.

Изменение и дополнение соглашения

При необходимости отраслевое соглашение может быть изменено или дополнено. Изменения и дополнения вносятся в соглашение по результатам коллективных переговоров или по упрощенной процедуре, которая может быть предусмотрена самим соглашением (ст. 49 ТК РФ).

Внимание: нарушение или невыполнение работодателем обязательств по отраслевому соглашению является нарушением трудового законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 5.28 КоАП РФ).

Действующие отраслевые соглашения

В настоящее время отраслевые соглашения действуют во многих отраслях, например в строительстве, сельском хозяйстве, транспорте. Полный перечень действующих соглашений в той или иной отрасли см. в таблице.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_v_otrasljakh/stroitelstvo/kak_primenjat_otraslevye_soglashenija/107-1-0-2734

Методические рекомендации по подготовке, заключению или изменению отраслевого соглашения

Методические рекомендации по подготовке, заключению или

изменению отраслевого соглашения

Методические рекомендации по подготовке, заключению или изменению отраслевого соглашения разработаны на основе методических рекомендаций, разработанных Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, и предназначены для практической помощи профсоюзному активу и работодателям при ведении коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению отраслевого соглашения.

Общие правила ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению отраслевого соглашения установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Новосибирской области «О социальном партнерстве в Новосибирской области» (в ред. Закона Новосибирской области от 07.06.2007 N 106-ОЗ).

Отраслевое соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей, областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления на отраслевом уровне социального партнерства в пределах их компетенции. Соглашение может заключаться на региональном (областном) и территориальном (уровень муниципального образования) уровнях.

Отраслевое соглашение (областное и территориальное) по договоренности сторон, участвующих в переговорах может быть трехсторонним и двухсторонним.

Отраслевое соглашение, заключаемое на областном уровне, устанавливает нормы оплаты и иные условия труда, социальные гарантии и льготы для работников соответствующей отрасли экономики области и взаимные обязательства сторон.

Отраслевое соглашение, заключаемое на территориальном уровне, устанавливает нормы оплаты и иные условия труда, дополнительные социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли экономики муниципального образования, взаимные обязательства сторон.

Отраслевое соглашение (областное и территориальное) принимается, как правило, после принятия Регионального (областного) соглашения и учитывается при принятии соответствующих нормативных правовых актов.

Размер средств бюджетного финансирования по обязательствам областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области или местной администрации предусматривается в соответствующих бюджетах.

Отраслевое соглашение на уровне области заключается между областным отраслевым профсоюзом, соответствующим областным объединением работодателей и (или) работодателями отрасли и соответствующим областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области.

Отраслевое соглашение на уровне территории (муниципального образования) области заключается между территориальным отраслевым профсоюзом, соответствующим территориальным объединением работодателей и (или) работодателями отрасли территории и соответствующим представителем органа местного самоуправления.

Отраслевые соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителя областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области или местной администрации.

Полномочия сторон на ведение коллективных переговоров и подготовку проекта отраслевого соглашения подтверждаются постановлением (решением) соответствующего профсоюзного органа, руководящего органа объединения работодателей, областного исполнительного органа государственной власти, местной администрации.

При наличии в отрасли нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов), создается единый представительный орган, формируемый с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. Если договоренность о создании единого представительного органа не достигнута, то право на ведение переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза.

В случае отсутствия объединения работодателей в переговорах участвуют представители отдельных организаций и их полномочия подтверждаются решением правления, совета директоров, приказом руководителя или письмом собственника организации.

Работодатель, не входящий ни в одно из объединений работодателей, вправе уполномочить одно из объединений представлять его интересы при переговорах и заключении соглашения.

При отсутствии в отрасли, на территории объединений работодателей, работодатели вправе образовать временный орган, уполномочив его представлять свои интересы на переговорах.

Подтверждением полномочий служит решение собрания работодателей отрасли или письменное заявление от каждого работодателя о наделении полномочиями какого-либо представительного органа.

Представители работодателей – государственных и муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений могут уполномочить областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления представлять их интересы специальным решением работодателей. Это может быть протокол общего собрания, совещания представителей работодателей.

Образец протокола решения собрания (совещания)

Протокол решения собрания (совещания) работодателей организаций (учреждений) ___________________ отрасли

__________________ __________2013г.

Присутствовали руководители организаций (учреждений): перечень организаций.

Слушали: ФИО о делегировании департаменту (комитету, управлению, отделу)

________________________________________________________

(наименование департамента, комитета, управления, отдела)

прав на ведение переговоров и заключение отраслевого соглашения от имени руководителей организаций (учреждений)___________________________ отрасли.

Решили: поручить департаменту (комитету, управлению, отделу) ________________________________

(наименование департамента, комитета, управления, отдела)

представлять работодателей организаций (учреждений) ___________________________ отрасли при ведении переговоров и заключении отраслевого соглашения.

Подписи руководителей организаций:

  1. Порядок ведения переговоров.

Инициатором коллективных переговоров по заключению отраслевого соглашения вправе выступать любая из сторон.

Для начала переговоров необходимо одной из сторон направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров.

Предложение может быть составлено в произвольной форме, однако в нем целесообразно указывать предлагаемую дату начала переговоров, место их проведения, состав комиссии по ведению переговоров (со своей стороны).

Сторона, получившая письменное предложение о начале переговоров от другой стороны, обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней. Неисполнение обязанности по вступлению в коллективные переговоры влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению соглашения, подвергаются штрафу в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда. Необоснованный отказ от заключения соглашения влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Для ведения переговоров и подготовки проекта соглашения создается отраслевая комиссия из равного количества представителей сторон.

При наличии нескольких представителей работников или представителей работодателей состав комиссии от соответствующей стороны определяется по согласию между данными представителями с учетом численности либо представляемых работников, либо числа представляемых работодателей соответственно.

Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией и оформляются ее решением. На заседаниях комиссии ведется протокол, в котором фиксируются предложения представителей сторон и принятые решения.

В ходе переговоров представители каждой стороны вправе проводить консультации, экспертизы, запрашивать необходимые сведения, обращаться к специалистам-экспертам для поиска и выработки правильных решений.

Если в ходе переговоров представители сторон в комиссии не смогли прийти к согласию по всем или отдельным вопросам, ими составляется протокол разногласий.

В соглашение включаются лишь те обязательства, по которым стороны пришли к согласию. Наличие протокола разногласий не является причиной не заключения отраслевого соглашения.

Урегулирование разногласий по отраслевому соглашению производится в соответствии с главой 61 Трудового кодекса Российской Федерации. Разногласия, возникшие при заключении соглашения, могут быть урегулированы в ходе переговоров после его заключения на согласованных условиях.

  1. Содержание отраслевого соглашения.

Содержание отраслевого соглашения определяется комиссией. Законодательством определен примерный перечень обязательств, которые могут включаться в отраслевое соглашение (ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашением могут предусматриваться положения:

— об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

— о механизме регулирования оплаты труда, индексации заработной платы;

Читайте также:  Новый отчет в роструд с 1 октября

— о доплатах компенсационного характера;

— о содействии занятости, переобучении работников;

— об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников и членов их семей;

— о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей;

— о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

— о льготах предприятиям создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

— о развитии социального партнерства и трехстороннем сотрудничестве, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, об укреплении трудовой дисциплины.

Условия оплаты труда работников организаций бюджетной сферы предусматриваются в отраслевом тарифном соглашении, являющимся приложением к отраслевому соглашению.

В отраслевом соглашении могут содержаться положения по другим трудовым и социальным вопросам, не противоречащие законодательству.

При определении содержания соглашения в конкретной отрасли необходимо исходить из финансовых возможностей организаций отрасли и социальных проблем, актуальных для данной отрасли.

В тексте соглашения необходимо установить срок действия соглашения, порядок контроля за его выполнением.

Существуют общие требования, предъявляемые к содержанию соглашения и определяющие его соотношение с иными нормативными актами. Условия отраслевого соглашения, ухудшающие, по сравнению с законодательством, положение работников, являются недействительными.

Отраслевое соглашение должно разрабатываться применительно к содержанию отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне и Регионального соглашений, как правило, после их подписания. Согласно ч. 3 ст.

26 Закона «О социальном партнерстве в Новосибирской области» соглашение нижестоящего уровня не должно ухудшать положение работников по сравнению с соглашением вышестоящего уровня.

  1. Действие отраслевого соглашения.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами, либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить соглашение от их имени, на областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области и местную администрацию в пределах взятых ими на себя обязательств, на работодателей, вступивших в объединение работодателей в период действия соглашения, а также на работников и работодателей, присоединившихся к отраслевому соглашению после его заключения.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

Профсоюзные органы и их объединения, работодатели и их объединения, зарегистрированные на территории области, муниципального образования вправе присоединиться к любому соглашению, в подготовке и заключении которого они не участвовали. Присоединяющиеся к соглашению добровольно принимают на себя обеспечение в полном объеме условий соглашения и приобретают право контроля за его выполнением.

Решение о присоединении к соглашению нового участника принимает соответствующая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Процедура присоединения определяется комиссиями самостоятельно и может быть записана в тексте соглашения.

Для распространения действия соглашения на организацию, не участвующую в заключении соглашения, необходимо заявление о присоединении, как от стороны работников, так и от стороны работодателей.

  1. Контроль за выполнением отраслевого соглашения.

В соответствии с законодательством организацию выполнения соглашения и контроль за его выполнением обеспечивают стороны, отраслевая комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также соответствующий орган по труду.

Оперативный контроль за выполнением отраслевых областных соглашений осуществляет департамент труда и занятости населения Новосибирской области, за выполнением отраслевых территориальных соглашений — орган по труду соответствующего муниципального образования.

В соглашении следует предусмотреть сроки отчета сторон (как правило, два раза в год) о его выполнении. При проведении контроля стороны обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений подводит итоги выполнения отраслевого соглашения и публикует их в средствах массовой информации.

Законодательством установлена ответственность сторон за нарушение или невыполнение соглашения (статья 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае нарушения работодателем условий соглашения представители работников вправе направить работодателю представление об устранении этих нарушений.

В случае отказа устранить нарушения представители работников имеют право обратиться в суд для привлечения работодателя к ответственности или прибегнуть к разрешению коллективного трудового спора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

  1. Регистрация отраслевого соглашения.

Подписанное сторонами отраслевое областное соглашение с приложениями (в трех экземплярах) в семидневный срок со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя в департамент труда и занятости населения Новосибирской области, а отраслевое территориальное соглашение в соответствующий орган по труду муниципального образования для уведомительной регистрации.

Регистрация отраслевых соглашений осуществляется для выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и их устранения, что позволяет предупредить случаи нарушения законодательства и избежать конфликтных ситуаций между представителями работников и работодателей. О выявленных противоречиях департамент труда и занятости населения Новосибирской области (орган по труду муниципального образования) сообщает представителям сторон соглашения, а также в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области.

Такой же порядок регистрации действует при внесении изменений и дополнений в соглашение, а также в случае продления срока действия уже зарегистрированного соглашения.

Источник: http://profkultura.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-zaklyucheniyu-ili-izmeneniyu-otraslevogo-soglasheniya/

Отраслевое соглашение для мед.учреждений

В октябре 2013 года Минздрав и Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации заключили отраслевое соглашение по вопросам оплаты труда, режимов труда и отдыха, повышения квалификации работников, мер социальной поддержки, условий и охраны труда, развития социального партнерства. О том, какие условия включает в себя данное соглашение, расскажем в настоящей статье.

Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Минздрава, на 2013-2016 годы (далее — Соглашение) является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и устанавливающим общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений. Оно заключено между полномочными представителями работников и работодателей на отраслевом уровне социального партнерства в пределах их компетенции.

Соглашение содержит взаимные обязательства сторон по вопросам:

— оплаты труда;

— режимов труда и отдыха;

— занятости, повышения квалификации работников;

— условий и охраны труда;

— мер социальной поддержки;

— гарантий и компенсаций;

— гарантий социально-экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи;

— развития социального партнерства;

— обеспечения гарантий прав профсоюза в сфере создания условий для осуществления деятельности выборными органами первичных профсоюзных организаций.

Соглашение является обязательным для выполнения как работниками, так и работодателями и не ограничивает права последних в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам при наличии собственных средств для их обеспечения.

Оно состоит из 11 разделов. Остановимся на некоторых из них.

Оплата труда в медицинских учреждениях

В соответствии с Соглашением остаются приоритетными обещания Президента РФ об оплате труда, данные им в Указе от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

При этом обе стороны Соглашения обязались проводить мониторинг ситуации по достижению целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено названным указом.

Вторым по значимости моментом для сторон стал эффективный контракт. В частности, п. 3.1.2 Соглашения рекомендовано создавать условия для оплаты труда на основе эффективного контракта с работниками в зависимости:

— от результатов и качества их труда;

— от заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений, повышении качества оказываемых услуг.

Для этого следует заключать дополнительные соглашения с работниками учреждений в целях конкретизации трудовых функций по соответствующим должностям, установления показателей, критериев, условий и размеров осуществления выплат стимулирующего характера.

Для успешной реализации перехода на эффективный контракт стороны обязались проводить разъяснительную работу в части совершенствования системы оплаты труда и оформления трудовых отношений с работниками на основе эффективного контракта (п. 2.1.

3 Соглашения), а работодатели — установить дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности, на основе оценки сложности труда работников, оптимизации структуры заработной платы и штатной численности работников.

Отметим, что дифференциация оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизация расходов в части административно-управленческого и вспомогательного персонала с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения должна составлять не более 40%.

Установленная или измененная заработная плата (без учета премий и иных стимулирующих выплат) в силу п. 3.2.

4 Соглашения должна быть не меньше заработной платы (без учета премий и других стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Также не осталось без внимания установление систем оплаты труда в бюджетных и казенных учреждениях, подведомственных Минздраву.

В частности, системы оплаты труда работников названных учреждений, включающие размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Особое внимание уделено установлению размеров отдельных выплат.

1. Оклады (должностные оклады). Пунктом 3.2.

5 Соглашения определено, что размеры окладов (должностных окладов) работников должны устанавливаться на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. При этом фиксированный размер оклада подлежит включению в трудовой договор.

Относительно размеров должностных окладов заместителей руководителей и главных бухгалтеров сказано, что они должны быть на 10-30% ниже должностных окладов руководителей (п. 3.2.9 Соглашения).

Примечание. Размеры выплат компенсационного характера предусматриваются в трудовом договоре с работником.

2. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Оплата труда таких работников должна производиться в повышенном размере.

Конкретные размеры повышения заработной платы устанавливаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст.

 372 ТК РФ, и не могут быть ниже 4% тарифной ставки (оклада), определенной для различных видов работ с нормальными условиями труда .

3. Оплата работы в ночное время. Напомним, что ночным считается время с 22 до 6 часов.

Читайте также:  Северный стаж для пенсии для женщин

Работа в это время должна оплачиваться также в повышенном размере — не менее 20% часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в ночное время.

При наличии финансовых средств данная доплата может быть установлена в размере до 50%. А работникам, оказывающим экстренную, скорую и неотложную медицинскую помощь, за работу ночью можно доплачивать до 100% (п. 3.2.7 Соглашения).

В любом случае конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным или трудовым договором, локальным нормативным актом.

4. Выплаты стимулирующего характера. Размеры данных выплат устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников коллективными договорами и локальными нормативными актами. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера и условия их осуществления предусматриваются в трудовом договоре (п. 3.2.8 Соглашения).

Размеры выплат стимулирующего характера заместителям руководителей учреждений должны определяться с учетом показателей эффективности работы, устанавливаемых руководителем.

Обратите внимание! В силу п. 3.2.12 Соглашения работодатели обязаны обеспечить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, направленную на увеличение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов).

Режимы труда и отдыха медицинских работников

В разделе IV Соглашения стороны определили особенности режимов труда и отдыха работников учреждений, подведомственных Минздраву. Так, в соответствии со ст.

 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 39 часов в неделю.

При этом в зависимости от должности или специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 и иным нормативным правовым актам.

Обратите внимание! На основании п. 4.1.4 Соглашения работодатели имеют право привлекать работников к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для выполнения данными работниками сверхурочной работы в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, или (с их согласия) работы по совместительству, оформленной по отдельному трудовому договору.

Порядок привлечения работников к работе в выходные, нерабочие праздничные дни регламентируется трудовым законодательством, как и порядок установления продолжительности рабочего времени при работе ночью.

Про ежегодные оплачиваемые отпуска скажем лишь то, что предоставляются они на общих основаниях в соответствии с утвержденным графиком отпусков, а п. 4.6 Соглашения гарантировано право на такой отпуск работникам, имеющим детей-инвалидов, в удобное для них время. А вот дополнительным отпускам уделим особое внимание.

Пунктом 4.2 Соглашения определено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются:

1) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — в соответствии с приложением к коллективному договору, разработанным с учетом:

— Приказа Минздрава РФ N 225, Минобороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003 ;

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/otraslevoe-soglashenie-dlya-med-uchrezhdeniy

Отраслевое соглашение Минобрнауки и Профсоюза на 2018-2020 годы

Отраслевое соглашение Минобрнауки и Профсоюз подписали 06 декабря 2017  года в в центральном офисе Общероссийского Профсоюза образования на 2018-2020 годы. Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в сфере образования и науки , устанавливающим общие условия оплаты труда работников образования и науки, их гарантии, компенсации и льготы.

От  Общероссийского Профсоюза образования документ подписала Председатель Профсоюза Галина Меркулова, со стороны федерального ведомства – министр Ольга Васильева.

Перед подписанием Галина Меркулова отметила важность взаимодействия с профильным министерством именно в рамках Соглашения, которое служит, по сути, дорожной картой в построении слаженной совместной работы.

Ольга Васильева в свою очередь подтвердила важность сотрудничества министерства с Общероссийским Профсоюзом образования, и напомнила о  том, что взаимодействие общественных организаций с властными структурами в нашей стране имеет давнюю историю и особенно актуально на сегодняшний день.

22 декабря 2017 года Федеральная служба по труду и занятости зарегистрировала Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении министерства образования и науки Российской Федерации на 2018-2020 годы (регистрационный номер 28/18-20).

Отраслевое соглашение содержит следующие разделы:

  1. Общие положения
  2. Обязательства представителей сторон Соглашения
  3. Развитие социального партнерства и участие профсоюзов органов в управлении организациями
  4. Трудовые отношения
  5. Оплата труда и нормы труда
  6. Рабочее время и время отдыха
  7. Условия и охрана труда
  8. Содействие занятости, повышение квалификации и закрепление профессиональных кадров
  9. Социальные гарантии, льготы и компенсации
  10. Гарантии прав профсоюзных организаций и членов Профсоюза
  11. Контроль за выполнением Соглашения

Приложения к Отраслевому соглашению:

  1. О ведомственной регистрации коллективных договоров образовательных организаций
  2. Особенности исчисления заработной платы преподавателей образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и профессионального обучения
  3. Рекомендации о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, в коллективных договорах положений об оплате труда педагогических работников с учетом имеющейся квалификационной категории за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, но которой не установлена квалификационная категория, а также в других случаях

Источник: http://olgasofronova.ru/otraslevoe-soglashenie-minobrnauki-i-profsoyuza-na-2018-2020-gody.html

Тарифное (отраслевое) соглашение

Поиск Лекций

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.

Таким образом, принятие соглашений на различных уровнях предполагает разную степень конкретизации решений социально-экономических проблем.

Основой для тарифных и местных соглашений являются положения генерального соглашения, включающие минимум требований, которые не могут быть уменьшены при заключении отраслевых и местных соглашений.

Генеральное соглашение включает общие установки социально-экономической политики данного периода времени и охватывает совокупные интересы всех работников и нанимателей.

В нем, как правило, должны предусматриваться положения о принципах регулирования заработной платы и минимальных социально-экономических гарантиях исходя из роста цен и уровня инфляции.

В соответствии с ч. 1 ст. 359 ТК Республики Беларусь сторонами соглашения на отраслевом уровне могут быть соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;

При этом профсоюзы (их объединения) не имеют права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями (или представителями нанимателей), заключения с ними соглашений.

Тарифные соглашения зачастую являются двухсторонними. В них не представлены соответствующие объединения нанимателей. Основной причиной данного явления является то, что такие объединения еще не везде сформированы.

Сторонами тарифных соглашений обычно выступают республиканские отраслевые профсоюзы и республиканские органы государственного управления (министерства и др.).

Тарифные соглашения ориентируются главным образом на интересы работников и нанимателей данной отрасли, но с учетом решения социально-экономических проблем в межотраслевом плане. Это необходимо для определения места отрасли в единой экономической системе и обеспечения социальной защиты ее работников.

Тарифные соглашения могут включать:

− отраслевой уровень минимальной заработной платы, соотношения ее размеров по квалификационным группам (или конкретные размеры ставок и окладов);

− гарантированные размеры доплат и надбавок компенсационного характера, пособий;

− порядок регулирования заработной платы, минимальные гарантии, связанные с ростом цен, уровнем инфляции, повышением стоимости жизни;

− правила найма и увольнения, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха;

− положения о содействии занятости, переквалификации работников, о мерах по социальной защите работников отдельных групп (инвалидов, пожилых людей, молодежи, женщин и др.);

− гарантии обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья;

− мероприятия по соблюдению интересов работников при приватизации государственных предприятий, ведомственного жилья и др.;

− процедуру заключения тарифных соглашений, методы контроля и ответственности сторон за их выполнение и порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Остановимся на примере тарифного соглашения по отрасли между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусским профессиональным союзом работников образования и науки на 2010-2012 годы.

В соглашении указано, что в течение срока действия соглашения стороны вправе вносить в него дополнения и изменения на основе взаимной договоренности.

Так, Министерство образования Республики Беларусь и Белорусский профсоюз работников образования и науки дважды на протяжении действия соглашения вносили в него изменения и дополнения 23 февраля 2011 года и 29 февраля 2012 года. Как правило, все предложения по дополнению и изменению положений соглашения являлись инициативой профсоюза.

Они касались конкретизации действий, улучшения условий и участие профсоюзной организации в принятии решений.

Особенно были дополнены разделы: организация, нормирование и оплата труда; правовое обеспечение трудовых отношений, развитие социального партнерства; гарантии занятости; охрана труда; социальные гарантии, жилищно-бытовые условия, охрана здоровья и организация отдыха молодежи, а также п.5 общих положений соглашения.

Местное соглашение

В соответствии с ч. 1 ст. 359 ТК Республики Беларусь сторонами соглашения на местном уровне могут быть соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.

При этом профсоюзы (их объединения) не имеют права требовать от органов исполнительной власти, не являющихся нанимателями (или представителями нанимателей), заключения с ними соглашений.

На практике заключаются трехсторонние и двухсторонние соглашения. Генеральные соглашения являются трехсторонними. В отличие от них тарифные и местные соглашения зачастую являются двухсторонними. В них не представлены соответствующие объединения нанимателей. Основной причиной данного явления является то, что такие объединения еще не везде сформированы.

Сторонами местных межотраслевых (областных, городских, районных) соглашений обычно выступают:

− соответствующие территориальные объединения профессиональных союзов (областной, городской, районный координационный совет председателей комитетов (советов) профсоюза);

− соответствующие объединения нанимателей (союзы, ассоциации);

− местные исполнительные и распорядительные органы (облисполкомы, горисполкомы, райисполкомы, местные администрации).

В этом виде соглашений основным признаком является территория. Местные межотраслевые соглашения могут объединять несколько отраслей, расположенных на одной территории (области, районе, городе).

Сторонами местных отраслевых (областных, городских, районных) соглашений обычно являются:

− местные отраслевые объединения профсоюзов (структуры) соответствующих уровней;

− местные отраслевые объединения нанимателей (структуры) соответствующих уровней;

− отраслевые органы управления исполкомов соответствующих уровней и местных администраций.

Местные отраслевые соглашения полноправно можно сравнить с тарифным соглашением по отрасли. Они имеют более конкретные, подходящие для соответствующей области, города, района цели и задачи и, в результате, собственно характер действий, направленный на их выполнение.

Сторонами соглашений на местном уровне могут быть также структурные подразделения соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Источник: https://poisk-ru.ru/s8177t2.html

Ссылка на основную публикацию