Независимая оценка квалификации работников

Что нужно знать работодателю и работнику о независимой оценке квалификации

Прежде всего, в проведении независимой оценки заинтересованы работодатели, которые обязаны применять профессиональные стандарты.

Напомним, что к ним, в частности, относятся компании и ИП, принявшие на работу сотрудников, квалификация которых должна соответствовать установленным требованиям законов и иных нормативных правовых актов. Использовать профстандарты полагается в части указанных требований.

Такое правило закреплено в статье 195.3 Трудового кодекса (см. «Профессиональные стандарты: когда и как их должны применять работодатели»).

В качестве примера можно привести предприятие, где трудятся водители внедорожных автомобилей. Их квалификация должна соответствовать требованиям, утвержденным приказом Минтранса России от 28.09.15 № 287.

Также для них разработан и введен в действие профстандарт «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» (утв. приказом Минтруда России от 02.11.15 № 833н).

Руководство транспортной компании обязано применять данный профстандарт в части требований, установленных приказом Минтранса.

Таким образом, работодателю нужна уверенность в том, что водители внедорожников и претенденты на эту должность соответствуют профстандарту. Данную уверенность можно получить, направив работника или кандидата в работники на независимую оценку квалификации.

Обратите внимание: привлечение независимых оценщиков — это право, а не обязанность работодателя. Существует альтернативный способ проверить квалификацию специалистов.

Для этого нужно своими силами провести аттестацию, и по ее итогам сделать вывод о соответствии работника требованиям профстандарта.

Это нам подтвердил заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Шкловец.

Что касается работодателей, которые не должны применять профстандарты, то они тоже могут прибегнуть к услугам независимых оценщиков. В этом случае результаты оценки квалификации можно использовать при решении различных кадровых вопросов: повышение сотрудников, кадровые перестановки и проч.

Независимая оценка по инициативе работника

Обратиться за независимой оценкой квалификации может не только работодатель, но и сам работник. Кроме того, инициатором в проведении оценки может выступить человек, претендующий на ту или иную должность.

Предполагается, что положительное заключение оценщика поможет устроиться на работу, удержаться на ней и продвинуться по карьерной лестнице.

Но, как и в случае с работодателями, участие в независимой оценке является правом, а не обязанностью работника.

Что такое независимая оценка квалификации

Это профессиональный экзамен, при помощи которого можно выявить, соответствует ли квалификация человека положениям профстандарта. Такие экзамены проводятся уже сейчас, то есть до вступления в силу комментируемого закона.

Сдать экзамен, в том числе дистанционно, можно в специальных центрах (по нашим сведениям, на сегодняшний день открыто несколько десятков таких центров).

Но в настоящее время центры оценки квалификации действуют обособленно друг от друга.

Начиная с января 2017 года, когда Закон о независимой оценке квалификации вступит в силу, профэкзамены станут частью целой системы. Она будет сформирована объединениями работодателей и профсоюзами, а в роли координатора выступит национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Проводить профэкзамены по-прежнему будут центры оценки квалификаций, но работа их станет строго регламентированной. Так, оценка претендентов будет проходить в соответствии с порядком, который утвердит правительство РФ (сейчас подобный документ отсутствует).

Для каждого центра определят перечень квалификаций, по которым он сможет проводить профэкзамен. Работу центров станет проверять надзорный орган, и в случае выявления нарушений или фальсификации данных лишит центр полномочий по проведению оценки квалификации.

Добавим, что в 2017 году и далее прохождение независимой оценки квалификации и для работодателей и для сотрудников по-прежнему останется делом добровольным.

Документальное оформление независимой оценки

Сегодня нет утвержденного списка бумаг, которые нужно предъявить в центр независимой оценки, чтобы получить допуск к профэкзамену. Также нет формата документа, выдаваемого по результатам оценки.

На практике центры запрашивают, как правило, паспортные данные, дипломы о высшем или среднем образовании и «корочки» о прохождении курсов.

После завершения оценки специалист получает квалификационный сертификат или иной аналогичный документ.

С января 2017 года оформление процедуры оценки будет выглядеть следующим образом. Специалисту придется подать в центр письменное заявление установленного образца.

К заявлению необходимо приложить копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Плюс к этому понадобятся иные бумаги, перечень которых пока не установлен.

По итогам экзамена центр оценки в тридцатидневный срок выдаст свидетельство о квалификации. Данные о каждом свидетельстве будут занесены в единый реестр.

Если результаты окажутся отрицательными, специалист вместо свидетельства получит другой документ — заключение о прохождении профэкзамена с рекомендациями.

Такой вердикт можно оспорить в специально созданной апелляционной комиссии. Для этого работодатель или человек, проходивший оценку, вправе подать письменную жалобу.

Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней с даты получения информации о результатах экзамена.

Финансовая сторона вопроса

Оплатить услуги центра оценки квалификаций должен тот, кто за ними обратился. Так, если профэкзамен проводится по инициативе работодателя, то платит за него работодатель.

Если же инициатором оценки является сотрудник (либо кандидат в сотрудники), то именно он должен оплачивать экзамен.

Де-факто данное правило действует уже сейчас, а де-юре оно будет закреплено в статье 187 ТК РФ с января 2017 года.

В следующем году работодатели получат право списать на расходы сумму, потраченную на независимую оценку квалификации.

Новшество распространится на тех, кто применяет общую систему налогообложения, «упрощенку», либо платит единый сельхозналог.

Правда, включить стоимость экзамена в расходы можно будет только в ситуации, когда экзаменуемый является сотрудником компании. Если же оценке подвергнется кандидат в сотрудники, плата за экзамен не уменьшит облагаемый доход.

Помимо этого, с будущего года вводится норма, согласно которой доходы сотрудника в виде стоимости независимой оценки квалификации, оплаченной работодателем, освобождаются от НДФЛ. При самостоятельной оплате профэкзамена специалист получит право на социальный налоговый вычет (см. «Затраты на независимую оценку квалификации работников можно будет учитывать в расходах»).

Также с 2017 начнет действовать новая редакция статьи 187 ТК РФ, согласно которой за сотрудником, направленным на независимую оценку, сохранится его рабочее место. Появится и другая гарантия: обязанность работодателя начислить среднюю заработную плату и возместить командировочные расходы за все время прохождения оценки.

Последствия несданного профэкзамена для работодателей

Какими будут последствия отрицательного решения по независимой оценке квалификации для работодателя, обязанного применять профстандарты? Ответ зависит от того, кто проходил оценку — сотрудник или кандидат в сотрудники.

Если профэкзамен «завалил» действующий сотрудник, то работодатель не должен торопиться с его увольнением. Дело в том, что Трудовой кодекс не предусматривает такого основания для увольнения, как «недостаточная квалификация».

Чтобы расторгнуть трудовой договор, необходима более веская причина — несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Это следует из пункта 3 статьи 81 ТК РФ.

Проще говоря, если работник хорошо выполняет свои обязанности, то уволить его нельзя даже в случае несданного профэкзамена. Такое мнение высказал заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Шкловец.

Иначе обстоит дело с кандидатом в сотрудники. Работодатель, обязанный применять профессиональные стандарты, не вправе заключить договор с человеком, который этим стандартам не соответствует.

Данный вывод содержится в пункте 6 Информации Минтруда России от 05.04.16. Таким образом, увидев отрицательное заключение оценщиков, работодатель должен отказать претенденту в устройстве на работу.

В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2016/7/11330

Независимая оценка квалификаций

Независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.

Основаниями для оценки являются профессиональные стандарты и иные квалификационные требования, отражающие актуальные запросы рынка труда.

Методологическими и институциональными рамками независимой оценки квалификации выступают единство принципов, информационная интеграция и прозрачность, возможность проверки (верификации), учет отраслевой специфики и самостоятельность профессиональных сообществ и объединений работодателей.

Независимость обеспечивается процедурами, независимыми от соискателя, конкретного работодателя, образовательной организации – при ведущей роли профессиональных объединений в контроле за оценкой.

Независимая оценка квалификации – это:

—        Подтверждение соответствия квалификации соискателя профессиональному стандарту;

—        Свидетельство о квалификации общероссийского образца;

—        Единственная процедура подтверждения профессиональной квалификации, установленная законодательно;

—        Прямой контроль объединений работодателей за проведением профессиональных экзаменов;

—        Независимость оценки квалификаций от образовательных организаций, осуществляющих подготовку;

—        Широкое применение информационных технологий.

Принципы независимой оценки:

— добровольность, доступность; открытость;

— компетентность оценки, подготовленные эксперты из реального сектора, единые процедуры, методики и оценочные средства;

— исключение конфликта интересов, дискриминации и принятия пристрастных решений;

— право соискателя на апелляцию, помощь в подготовке, конфиденциальность персональных данных;

— поддержка работодателей в оценке персонала.

Бенефициары независимой оценки:

Независимая оценка квалификации в отношении соискателя обеспечивает:

1) Возможность подтверждения и признания квалификации вне зависимости от способов ее получения

2) Продвижение в профессии

3) Повышение шансов на рост зарплаты, допуск к определённым видам работ

4) Расширение возможности трудоустройства

5) Целевой характер затрат времени и средств на профессиональное образование и обучение.

Независимая оценка квалификации в отношении работодателя обеспечивает:

1) Возможность подтвердить репутацию компании, доказав наличие квалифицированного персонала

2) Получение конкурентного преимущества в международных и российских торгах

3) Существенная экономия на подборе и обучении работников

4) Повышение эффективности внутренних процедур управления персоналом, трудовых отношений с работниками.

Независимая оценка квалификации в отношении органов государственной власти обеспечивает:

1) Обоснованность выделения бюджетных ресурсов на подготовку кадров

2) Формирование программ развития экономических кластеров с опорой на реальные данные о качестве трудовых ресурсов

3) Аргументированность распределения бюджетных средств и проведения закупок

4) Повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и страны в целом

5) База для международного взаимодействия в сфере квалификаций и рынков труда

Независимая оценка квалификации в отношении образовательных организаций обеспечивает:

1) Подтверждение качества подготовки кадров по своим программам

2) Высокая репутация организации перед учредителями и контрольными органами

3) Обеспечение профессионально – общественной аккредитации своих программ

4) Рост конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, увеличение внебюджетных доходов

Нормативные документы:

—     Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций»

—     Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

—     Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»»

—     Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 18 декабря 2016 г. № 676)

—     Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

—     Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г.

№ 758н «Об утверждении примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2016 г.

№ 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

Читайте также:  Возражения на акт пфр (сзв-м)

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 701н «Об утверждении положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01 ноября 2016 г. № 601н «Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации»

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02 декабря 2016 г. № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и порядка подачи такого заявления»

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. № 649н «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

—     Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 декабря 2016 г. № 729н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

Участники системы независимой оценки квалификации:

Регуляторы:

— Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

— Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;

— Национальное агентство развития квалификаций;

Исполнительные органы:

— Советы по профессиональным квалификациям;

— Центры оценки квалификаций;

Пользователи:

— Работодатели;

— Соискатели.

Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям — консультативный орган при Президенте Российской Федерации, образованный в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации.

Совет по профессиональным квалификациям — орган управления, создаваемый на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более пятидесяти процентов работников, занятых определенным видом профессиональной деятельности, наделенный в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности

Центр оценки квалификаций — юридическое лицо, осуществляющее в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ деятельность по проведению независимой оценки квалификациии и наделенное советом по профессиональным квалификациям полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Соискатель — работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ

Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации:

—        информационный ресурс для комплексной поддержки всех участников системы независимой оценки квалификаций;

—        обеспечивает все процедуры оценки квалификаций;

—        содержит всю необходимую информацию о квалификациях, центрах оценки, фактически выданных и действующих свидетельствах о квалификации;

—        обеспечивает мониторинг и контроль за процессами оценки:

—        дает возможность проверить подлинность документов о квалификации работодателям, службам подбора персонала и др.

Источник: https://nark.ru/nok/

Независимая оценка квалификации работника — Ида Тен

1 января 2017 года начали действовать положения о независимой оценке квалификации работников. В соответствии с п.3 ст.2 ФЗ от 03.07.

2016 № 283-ФЗ «О независимой оценке квалификации», независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификации согласно названному Федеральному закону.

Независимая оценка квалификации проводится для подтверждения соответствия квалификации сотрудника положением профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное положение закреплено

  • Постановлении Правительства РФ от 16.11.2016 г. № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

Также независимая оценка квалификации осуществляется целях:

  • создания условий для участия работников в непрерывном образовании;
  • повышения профессиональной мобильности работников;
  • повышения роли работодателей в развитии профессиональных квалификаций;
  • установления и (или) подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта;
  • оценки и повышения.
  • Независимая оценка квалификации сотрудника не является обязательной для сотрудников. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель с учетом мнения представительного органа работников.

При возникновении вопросов о применении профстандартов и направлении сотрудников на НОК работодатели могут обращаться за методической поддержкой и консультациями в Национальное агентство и Минтруд.

Кроме того, работодателю нужно получить письменное согласие сотрудников, чтобы направить их на независимую оценку. Порядок и условия направления на оценку квалификации определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст.196 ТК РФ).

Вместе с тем допускается, что физлицо может пройти эту процедуру и по своей инициативе. В этом случае, заключает договор с центром и оплачивает экзамен сам соискатель.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

Профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством. В соответствии со ст.

187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, непосредственно производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Если соискатель успешно прошел оценку, то в течение 30 дней он получит свидетельство о квалификации, а в случае неудовлетворительной оценки — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Все выданные свидетельства будут внесены в специальный реестр, поэтому любой работодатель, к которому пришел работник с таким свидетельством, сможет по реестру проверить, выдавалось ли оно 2 . Последствия отрицательного решения по независимой оценке квалификации для работодателя зависят от того, кто проходил оценку — сотрудник или кандидат сотрудники.

Если профессиональный экзамен «завалил» действующий сотрудник, то работодатель не должен торопиться с его увольнением.

Дело в том, что Трудовой кодекс не предусматривает такого основания для увольнения, как «недостаточная квалификация».

Чтобы расторгнуть трудовой договор, необходима более веская причина — несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Это следует из пункта 3 статьи 81 ТК РФ.

Проще говоря, если работник хорошо выполняет свои обязанности, то уволить его нельзя даже в случае несданного профессионального экзамена. Такое мнение высказал заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Иван Шкловец.

Иначе обстоит дело с кандидатом в сотрудники. Работодатель, обязанный применять профессиональные стандарты, не вправе заключить договор с человеком, который этим стандартам не соответствует (п.6 Информации Минтруда России от 05.04.16). Таким образом, увидев отрицательное заключение оценщиков, работодатель должен отказать претенденту в устройстве на работу.

В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. Итак, введён новый институт независимой оценки квалификации работников.

Предполагается, что данный способ оценки будет иметь значительные преимущества, как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом.

Более того, не придется подвергать проверке знаний и умений, поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки. Данное новшество является, безусловно, важным для трудовой сферы.

Также с введением Фз № 238 в законную силу, за каждым из участников НОК закреплены свои полномочия, что тоже немаловажно, ведь соблюдается определенная структура прохождения НОК.

Стоит напомнить, что данная процедура добровольная, если работник откажется её проходить, то заставить его будет нельзя.

Статья на тему независимая оценка квалификации работника

Источник: https://idaten.ru/law/trudovoe/nezavisimaya-ocenka-kvalifikacii-rabotnika

Направляем работников на независимую оценку квалификации

Независимая оценка квалификации поможет работодателю определить, соответствует ли квалификация работника профстандарту или иным требованиям, установленным в нормативно-правовых актах.

Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников? Вправе ли работник самостоятельно пройти такую оценку? Какие гарантии предусмотрены для работников, направляемых на независимую оценку квалификации? Какова процедура направления работников на экзамен по независимой оценке квалификации? В статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников?

Для начала разберемся с тем, что представляет собой независимая оценка квалификации (НОК). Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 238‑ФЗ[1]:

под независимой оценкой квалификации понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

независимая оценка квалификации проводится центром оценки квалификаций (ЦОК) в соответствии с правилами Федерального закона № 238‑ФЗ;

работодатель проводит НОК в отношении работников, с которыми заключены трудовые договоры.

К сведению:

Работодатель может направить на прохождение НОК и соискателей на должность, которые не являются сотрудниками организации. Однако в дальнейшем связанные с этим расходы нельзя будет признать при исчислении налога на прибыль.

Обязательно ли оценивать квалификацию работников? Статьей 196 ТК РФ установлено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Читайте также:  Реквизиты платежного поручения

Как видим, трудовое законодательство не обязывает работодателя оценивать квалификацию работников, а разрешает ему принимать соответствующие решения самостоятельно исходя из спе­цифики деятельности.

Работодатели с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, определяют:

  • формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
  • перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение НОК.

Вместе с тем ч. 4 ст. 196 ТК РФ установлено: в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение работников или обеспечивать получение ими дополнительного профессионального образования, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Например, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.09.

2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» при наличии в штате организации работников, занимающихся управлением внедорожниками, они подлежат обязательной оценке квалификации.

К сведению:

НОК может проводиться только центрами оценки квалификаций. Вместе с тем работодатель вправе проводить оценку квалификации работников через процедуру их аттестации.

Какие гарантии предусмотрены для работников, направляемых на НОК?

Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования, в том числе на НОК, перечислены в ст. 187 ТК РФ.

Обязанности работодателя при направлении работника на НОК: Сохранять за сотрудником место работы (должность)
Выплатить среднюю зарплату по основному месту работы
Возместить расходы в размере, предусмотренном для служебных командировок:– на выплату суточных;– на оплату стоимости проезда;– на оплату стоимости проживания

Вправе ли работник самостоятельно пройти НОК?

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона № 238‑ФЗ прямо предусмотрена возможность прохождения НОК лицами, претендующими на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

В частности, работник может выступить в роли инициатора проведения оценки в случае, если он претендует на ту или иную должность.

Предполагается, что положительное заключение независимого оценщика поможет устроиться на работу, удержаться на ней и продвинуться по карьерной лестнице.

В случае, когда НОК проводится по инициативе работника, она финансируется за счет его средств.

При этом следует обратить внимание на пп. 6, который был введен в п. 1 ст. 219 НК РФ Федеральным законом № 251‑ФЗ[2].

Положениями данного подпункта предусмотрено предоставление социального вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность согласно законодательству РФ.

Такой вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на прохождение НОК. Кроме того, надо помнить об общем ограничении размера социального вычета по НДФЛ: в совокупности он должен составлять не более 120 000 руб. за налоговый период (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Данный вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Какова процедура направления работника на НОК?

Порядок и условия направления работников на НОК необходимо прописать в коллективном или трудовом договоре. Такое требование установлено в ст. 196 ТК РФ.

Прохождение НОК является добровольной процедурой, то есть работодателю необходимо получить письменное согласие работника. В частности, согласие можно получить на уведомлении. Специальная форма уведомления законодательством не установлена, так что оно составляется в произвольном виде. Ниже приведем образец уведомления о необходимости пройти НОК.

Общество с ограниченной ответственностью «Матрица»

Кому:

электромонтажнику Д. Н. Копосову

Уведомление

01.03.2017   г. Н. Новгород

Уважаемый Дмитрий Николаевич!

Источник: http://hr-portal.ru/blog/napravlyaem-rabotnikov-na-nezavisimuyu-ocenku-kvalifikacii

ЦОК| О независимой оценке квалификаций

3 июля 2016 года Президент России подписал Федеральный закон №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»
ФЗ вступил в силу с 1 января 2017 года и является базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.

Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК).


При Национальном совете действуют отраслевые Советы по профессиональным квалификациям, которые наделяются полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации).

Центры оценки квалификации (далее ЦОК) проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты.
ЦОК – это юридическое лицо, наделенное полномочиями и осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

Независимая оценка квалификации – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификации для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий успешное прохождение профессионального экзамена в рамках №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сведения о выданных свидетельствах вносятся в единый реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Процедура независимой оценки квалификации

Соискатель на основе профстандарта выбирает уровень квалификации для проведения независимой оценки квалификации, направляет пакет документов исходя из требований к данному уровню квалификации, проходит профессиональный экзамен в форме теоретической и практической части, получает свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий уровень квалификации соискателя.

Профессиональный стандарт — это документ, определяющий характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Цель введения системы профстандартов – повышение качества трудовых ресурсов, рост профессионализма работников и, как результат, повышение конкурентоспособности экономики страны в целом. Профстандарты создаются с привлечением работодателей, т.е.

отражают актуальные требования работодателей к подготовке специалистов.

Применение профстандартов организацией означает:

  • Приведение в соответствие профстандартам штатного расписания организации трудовых договоров (в части наименования профессии)
  • Проверка на соответствие профстандартам персонала организации (в Центрах оценки квалификации)
  • По результатам оценки провести меры по обучению (переобучению) персонала, не соответствующего необходимому уровню квалификации

Применение профстандартов в организациях (на предприятиях и т.д.) позволяет контролировать затраты на персонал и его развитие, т.е. повысить эффективность бизнеса в целом.
Профстандарты регистрируются в Минюсте России как нормативные правовые акты, т.е. «общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение».

В соответствии с изменениями, внесенными в «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений», ФГОС профессионального образования должны соответствовать профстандартам.


Образовательные организации согласно ФЗ «О независимой оценке квалификации» не могут быть аттестованы в качестве Центров оценки квалификации.

ЦОК и образовательные организации могут сотрудничать в рамках использования материально-технической базы друг друга, а также обмена опытом между экспертами ЦОК и преподавателями.

Налоговые льготы при прохождении независимой оценки квалификации.

Источник: http://cok-rf.ru/o_nezavisimoi_ocenke.php

Проведение независимой оценки квалификации — обязанность или право?

Проведение независимой оценки квалификации работников и соискателей – новое явление в трудовых отношениях.

1 января 2017 года в законную силу вступил федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”. Проведение независимой оценки квалификации стало реальностью и вызывает много вопросов как у работников, так и у работодателей. В связи с этим Министерство труда и социальной защиты РФ подготовило ответы на часто задаваемые вопросы по реализации федерального закона.

Всего Минтруд подготовил ответы на тринадцать вопросов. Кратко остановимся на наиболее интересных вопросах и предоставленных ответах. С полной версией информации Минтруда от 21.04.2017 г. “Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации” можно ознакомиться ниже.

Проведение независимой оценки квалификации – вопросы и ответы

Что даст проведение независимой оценки квалификации работнику и работодателю?

При успешной сдаче профессионального экзамена работник или соискатель получают свидетельство о квалификации, что должно способствовать в карьерном росте и поиске работы.

Если профессиональный экзамен не сдан, то выдается заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю. Заключение должно помочь соискателю и работодателю в повышении профессионального уровня.

Прохождение независимой оценки квалификации – это обязанность или право?

Независимая оценка квалификации носит добровольный характер, как для работника, так и для работодателя.

За чей счет осуществляется проведение независимой оценки квалификации, какие существуют расценки?

Прохождение независимой оценки квалификации оплачивается тем, кто выступил инициатором ее проведения.

Проведение оценки осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Стоимость оценки должна размещаться на официальном сайте центра оценки квалификации.

Где можно получить информацию о центрах оценки квалификации?

Получить информацию о центрах проведения независимой оценки квалификации можно на сайте «Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации»  Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и АНО «Национальное агентство развития квалификаций».

В разделе «Центры оценки квалификации» можно получить всю необходимую информацию и сделать выборку по региону, где требуется пройти оценку квалификации.

Чем проведение независимой оценки квалификации отличается от аттестации, проводимой работодателем?

Аттестация является внутренней формой контроля работодателя за квалификацией и профессиональной пригодностью работников. В установленных случаях она носит обязательный характер. Несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе, установленное в ходе аттестации, может служить основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Проведение независимой оценки квалификации не порождает никаких негативных последствий. По ее результатам принять решение о прекращении трудовых отношений с работником нельзя.

Скачать документ (PDF, 165KB)

Источник: https://prava-rabotnika.ru/provedenie-nezavisimoj-ocenki-kvalifikacii.html

Оценка квалификации персонала на соответствие квалификации работников профстандарту

Профессиональный уровень подготовки работников является одним из важнейших аспектов не только при его трудоустройстве, но и в ходе осуществления трудовой деятельности.

Для работодателя данный показатель является возможностью оценить работоспособность сотрудника, то, насколько эффективность его труда окупает затраты на его содержание.

На основе полученных данных принимаются соответствующие решения, которые могут быть направлены как на сокращение штата, так и на повышение профессионального уровня отдельных работников (по аналогии с переобучением в ЦЗН).

Оценка уровня квалификации персонала

Оценка уровня квалификации персонала является одним из основных критериев общей системы оценки персонала. Такой анализ представляет собой комплексные меры, которые направлены на установление соответствия подготовки работника профстандарту занимаемой должности. В ходе проведения соответствующих мероприятий могут оцениваться следующие аспекты:

  • имеющееся образование, чаще всего такой показатель важен при приеме на работу;
  • опыт работы и дополнительные навыки;
  • личностные характеристики, особенно важны целеустремленность и желание работать;
  • профессионализм, знание всех вопросов, касающихся занимаемой должности.
Читайте также:  Куда сдавать декларацию по налогу на имущество

Вместе с реальными данными, работодатель в зависимости от используемых методов получает также возможность выявить и потенциал сотрудника. На основе полученных результатов он может принимать решение о переводе работника на другую должность, которая соответствует показанному уровню навыков.

Центр оценки квалификации — управление персоналом

Центр оценки квалификации персонала является той структурой, которая занимается проведением оценивающих мероприятий и составлением результатов. Такой центр может работать в организации и являться частью системы управления персоналом. Однако данная структура может работать и как отдельное специализированное учреждение, оказывающее по договору соответствующие услуги.

Центр занимается не только оцениванием работников, но и всесторонним анализом. В него могут включаться следующие аспекты:

  • соответствие профессиональной подготовки сотрудника занимаемой им должности;
  • изучение условий работы, насколько оцениваемый может проявить свои профессиональные качества;
  • учет мотивации персонала, как сильно они заинтересованы работодателем в исполнении своих обязанностей;
  • анализ действий руководства, структурного разделения и других организационных моментов, влияющих на работу;
  • прогнозирование ситуации по полученным данным.

На основе полученных результатов центр предоставляет руководству и сотрудникам рекомендации. Они могут касаться как организационных вопросов, так и необходимости повышения профессионального уровня.

Независимая оценка квалификации персонала

Независимая оценка квалификации персонала, как и создание и функционирование соответствующих центров, регулируется Федеральным законом 238-ФЗ. Данное положение вступило в силу с началом 2017 года и отображает актуальную ситуацию на сегодняшний день.

Основные понятия указывают, что независимый анализ профессионального уровня сотрудника направлен на выявление его соответствия профстандарту.

Необходимость проведения соответствующих мероприятий может возникнуть как у самого работника, так и у работодателя.

При этом предписывается, что независимая оценка квалификации персонала подлежит оплате за счет средств соискателя в том случае, если он же является ее инициатором. Однако допускается его возможность привлекать третьи лица в оплате данных услуг.

Если же работник направлен на аттестацию руководителем, то услуги независимого центра оплачиваются компанией работодателя. Для инициирования процесса требуется заявление соискателя и копия паспорта. Результаты экзамена выдаются в течение месяца.

Соответствие квалификации работника профстандарту

Центр независимой оценки квалификации персонала выявляет соответствие профессиональной подготовки работника профстандарту. Такая аттестация проводится посредством письменного экзамена.

В случае, если результаты неудовлетворительные, соискателю выдается соответствующее свидетельство. В нем указываются не только итоги аттестации, но и рекомендации, которые могут помочь повысить свою подготовку.

Система оценки квалификации персонала

Система оценки квалификации персонала формируется исходя из специфики компании и может быть отражена в соответствующем положении. Она подразумевает собой те методы, которые используются для выявления профессионализма сотрудников.

Используемые системой методы различается в зависимости от целей, которые преследуются. Чаще всего используется комплексный подход даже для анализа узкопрофильных данных.

Это обусловлено тем, что весь трудовой процесс — это комплекс событий и взаимосвязанных факторов, которые так или иначе влияет на выработку сотрудника.

Поэтому оценивать его профессиональный уровень лишь по определенным данным или в сравнении с другими является ошибкой.

Именно для разрешения данной ситуации и разрабатывается система оценки. Комплексные меры помогают выявить не только эффективность труда, но потенциал работника, а также те факторы, которые положительно или отрицательно влияют на текущие показатели.

Оценка системы обучения и повышения квалификации персонала

Оценка эффективности повышения квалификации — это мера, направленная на анализ результативности профессионального обучения. Такое оценивание осуществляется с целью установить, насколько сотрудник повысил свой уровень и улучшил имеющиеся навыки. В отдельном порядке проводится соответствующий анализ текущих показателей и прошлых, их разница и показывает эффективность обучения.

На основе отдельных данных составляется общее оценивание имеющейся системы повышения квалификации. Такой анализ ставит перед собой цель выявить эффективность обучения в целом, насколько оно улучшает навыки работников.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://www.samso.ru/ocenka-personala/ocenka-kvalifikacii-personala-na-sootvetstvie-kvalifikacii-rabotnikov-profstandartu.html

Независимая оценка квалификации работников в здравоохранении

Масштабные изменения в трудовых компетенциях работников, связанные, прежде всего, с введением эффективного контракта и профессиональных стандартов, остро поставили задачу оценки реальной квалификации работников.  

До недавнего времени было несколько вариантов оценки квалификации работников здравоохранения: 

  1. Формальное сопоставление квалификации работников, предусмотренной требованиями квалификационных справочников, профессиональных стандартов, с номинальной квалификацией работников, подтверждаемой дипломами, сертификатами и т.д. Однако формальная оценка – она и есть формальная, не учитывающая реального уровня квалификации.
  2. Проведение аттестации медицинских работников на предмет присвоения квалификационных категорий, осуществляемая комиссиями, создаваемыми на уровне субъектов Российской Федерации. Но эта аттестация носит добровольный характер и имеет ряд других ограничений. Она не распространяется на молодых специалистов в силу предъявления определенных требований к стажу работы. Кроме того, подобная аттестация касается, как правило, только медицинских работников (а также тех, в отношении которых федеральными или региональными правовыми актами установлен соответствующий порядок проведения аттестации), то есть далеко не всех сотрудников медицинской организации.
  3. Проведение оценки соответствия уровня квалификации работника занимаемой должности или выполняемой работе в форме аттестации работников в соответствии с положениями Трудового кодекса. Однако это очень хлопотная работа, предполагающая создание большого числа аттестационных комиссий, наличия в учреждении достаточного числа специалистов, превышающих по квалификации уровень аттестуемого специалиста, которые могли бы войти в состав этих комиссий и т.д. Специалистов, имеющихся в учреждении в единственном числе или специалистов с максимальной квалификацией, оказывается вообще невозможно аттестовать на уровне медицинской организации – некого включать в состав аттестационной комиссии.
  4. Сертификация медицинских работников, ныне заменяемая на аккредитацию. Она касается только медицинских работников, да и то – не всех (например, не распространяется на младший медицинский персонал и ряд должностей). 

На практике проблема оценки квалификации возникает не так уж часто. Однако с появлением профессиональных стандартов задача оценки соответствия квалификации работника требованиям профессиональных стандартов приобретает большие масштабы. 

Учитывая все вышесказанное, возникла идея создать независимую систему оценки квалификации, которая помогла бы выявить — соответствует ли квалификация работника профессиональному стандарту.

Независимую в том смысле, что она не зависит ни от работодателя, ни от образовательных организаций (заинтересованных показать высокий уровень знаний, полученных в этих организациях). Эта идея реализовалась в Федеральном законе от 03.07.

2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Федеральный закон N 238-ФЗ), регулирующем проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. 

Однако этот закон распространяется не на всех работников. Может применяться и иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, если это установлено другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В частности, данный закон не распространяется на тех медицинских работников, которые подлежат процедуре сертификации (ныне поэтапно заменяемой на аккредитацию).

Поэтому под этот закон подпадают преимущественно немедицинские работники медицинских организаций, а также тот медицинский персонал, на который не распространяется требование наличия сертификата (свидетельства об аккредитации), например, младший медицинский персонал. 

Подтверждать соответствие установленным квалификационным требованиям будут центры оценки квалификаций — специально аккредитованные организации.

Независимая оценка квалификации осуществляется в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 

По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена — заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя.

Независимая оценка квалификации является исключительно добровольным мероприятием – администрация медицинской организации не может заставить работника при его несогласии проходить эту процедуру. 

Работодатели не смогут отказывать в приеме на работу без документа, подтверждающего соответствие профстандарту. Тем не менее, наличие такого документа повышает шансы работника на трудоустройство, создавая ему конкурентное преимущество. Работодатель вправе отдать предпочтение работнику, имеющему документ, подтверждающий его соответствие требованиям профессиональных стандартов. 

Невозможно также провести увольнение сотрудника, если по итогам независимой оценки квалификация работника будет признана не соответствующей требованиям профессионального стандарта. Таким образом, возможность увольнения, как при неудовлетворительных итогах аттестации, отсутствует. 

Однако последнее обстоятельство (возможность увольнения по итогам аттестации, проводимой в самой медицинской организации) как раз и дает возможность работодателю оказывать давление на работника, «де-факто» превратив независимую оценку квалификации в обязательную для работника процедуру. Скорее всего работник предпочтёт пройти независимую оценку квалификации, не имеющую для него явных негативных последствий, чем альтернативный вариант – аттестацию, последствия которой могут быть крайне неприятными для работника. 

При этом итоги прохождения независимой оценки квалификации не освобождают работника от прохождения аттестации в рамках медицинской организации, если работодатель посчитает необходимым её провести. Другое дело, что положительные итоги независимой оценки квалификации будут дополнительным аргументом в пользу работника, в том числе, и в случае оспаривания работником итогов аттестации. 

Инициатором независимой оценки квалификации может выступить как работодатель, так и сам работник. Поскольку эта процедура будет платной, то инициатор и будет оплачивать эту процедуру (если стороны не договорятся о другом). 

Законодательством предусмотрены гарантии и компенсации работникам, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации.

Так, при направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

При этом работникам, направляемым с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Но это касается только основных работников.

Порядок направления работников на прохождение оценки целесообразно закрепить в коллективном или трудовом договоре. 

В целях стимулирования проведения независимой оценки квалификации работников Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Согласно данным изменениям затраты на проведение независимой оценки квалификации работников на соответствие профстандартам могут учитываться в расходах при налогообложении (ст. ст. 217 и 219 НК РФ). 

Если инициатором и плательщиком является сам сотрудник, для него будут предоставляться социальные налоговые вычеты по НДФЛ в сумме фактически произведённых им расходов на проведение такой оценки. 

Как видим, Федеральный закон N 238-ФЗ, вводящий механизм независимой оценки квалификации, является одним из немногих документов, предоставляющих медицинским организациям достаточно большие возможности и обеспечивающих работнику больше прав, чем обязанностей.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/nezavisimaja-ocenka-kvalifikacii-rabotnikov

Ссылка на основную публикацию