Изменение учетной политики организации

Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить? — статья

Изменить учетную политику и дополнить – разные понятия. В отличие от изменений, порядок дополнений учетной политики организации четко не регламентирован. Сравним и посмотрим отличия на примере.

  1. Учетную политику (УП) утверждает руководитель организации.
  2. УП обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями компании (запрещено, чтобы в разных подразделениях применялись разные правила бухгалтерского учета).
  3. Приказ об учетной политике к формам бухгалтерской отчетности не относится! При этом основные элементы принятой учетной политики следует отразить в пояснительной записке, включенной в состав годовой бухгалтерской отчетности.
  4. УП формируется один раз — при создании организации — и применяется последовательно из года в год. Вовсе необязательно ежегодно формировать учетную политику для бухгалтерского учета. Но это необходимо, если изменилось законодательство РФ.
  5. УП можно дополнить или изменить. В чем разница?

Дополнить или изменить. В чем разница?

Учетная политика дополняется, если в деятельности компании появилось что-то новое, для чего в УП нет правил учета (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Дополнили учетную политику — применяйте новые правила.
  2. В течение года дополнять УП можно несколько раз — ограничений по количеству дополнений нет!
  3. Нет необходимости пересчитывать предыдущие показатели.
В отличие от дополнений, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован:

  1. Изменить учетную политику можно только в трех случаях (перечислены в п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
  2. Сроки вступления в силу изменения строго регламентированы, по общему правилу — с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).
  3. По общему правилу организация должна отразить результаты изменения УП ретроспективно, то есть пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов (п. 13-16 ПБУ 1/2008).

Случаи изменения учетной политики:

  1. Изменилось законодательство РФ либо нормативные правовые акты по бухучету (например, вступил в силу новый закон о бухучете).

  2. Организация разработала или выбрала новые способы ведения бухучета с целью повысить качество информации об объекте бухучета (например, изменила способ начисления амортизации, посчитав его более выгодным).

  3. Существенно изменились условия хозяйствования (компания реорганизована, изменились виды деятельности и пр.) (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Пример. Когда в учетную политику вносить изменения, а когда дополнения?

Представьте ситуацию… В 2012 году магазин «Прорыв» хорошо заработал на продаже нано-пончиков.

Прибыль возросла втрое! Вдохновленный головокружительным успехом, директор Игнатий Васечкин решил расширить горизонты бизнеса и с нового года заняться оптовой торговлей.

Подумал — сделал! В феврале директор нанял пять новых сотрудников, арендовал два новых склада, договорился о продажах с нужными людьми.

А что же в это время делала трудолюбивая Мария — главный бухгалтер компании? В начале месяца она подготовила необходимый пакет документов, а также дополнила учетную политику:

  • прописала способы ведения учета операций, связанных с оптовой торговлей;
  • прописала способы оценки товаров;
  • установила порядок расчета цен.

Компания устремилась к новым вершинам бизнеса! Мария знает, что дополнить учетную политику можно, если в деятельности компании появится что-то новое. А вот изменять учетную политику — только в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ, перечислены выше).

Интересно, а что будет делать главный бухгалтер компании «Прорыв», если директору придет еще одна гениальная идея о развитии бизнеса? Например, если помимо нано-пончиков он решит производить нано-коржики и реализовывать их на мировом рынке? В этом случае Мария тут же дополнит учетную политику. И будет делать это сколько угодно раз в течение года, поскольку ограничений на внесение дополнений в этот документ в законодательстве нет!

С какой даты вступают в силу изменения в учетную политику?

Изменения в учетную политику вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Узнайте 5 правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, в статье.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/52

Изменение учетной политики

Учетная политика позволяет экономить на налогах либо наоборот. Например, выбор варианта определения первоначальной стоимости объектов ОС и порядка начисления амортизации.

Организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может определять первоначальную стоимость ОС не как сумму фактических затрат на приобретение (сооружение) объекта, а только по цене продавца либо в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью сооружения (приобретения, изготовления ОС) (п. 8.1 ПБУ 6/01 «Учет объектов основных средств»). Понятно, что использование данного упрощенного варианта позволяет снизить первоначальную стоимость объектов ОС и, как следствие, уменьшить размер налога на имущество (если он уплачивается исходя из среднегодовой, а не кадастровой стоимости объектов). Противоположные последствия — увеличение базы по указанному налогу — возникнут, если такая организация будет начислять амортизацию не ежемесячно, а единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года (п. 19 ПБУ 6/01).

Положения учетной политики для целей налогообложения могут произвести еще больший налоговый эффект. Один из примеров — выбор способа расчета пропорции для распределения сумм общего «входного» НДС. Другой — определение перечня прямых расходов для оценки стоимости незавершенного производства и остатков готовой продукции.

Если сократить этот перечень, можно увеличить размер учитываемых расходов, но тут главное не переборщить. Почему? Потому что ИФНС может указать на получение необоснованной налоговой выгоды и тогда налогоплательщику придется убеждать суд в обратном.

Какие аргументы использовать? Ответим на этот вопрос, опираясь на ситуации из судебной практики.

При камеральной налоговой проверке декларации по налогу на прибыль инспекторы:

  • обратили внимание, что организация изменила перечень прямых расходов, исключив из него суммы амортизации по объектам основных средств, непосредственно участвующим в производстве продукции;
  • признали действия организации неправомерными;
  • пересчитали суммы расходов, учитываемых в целях налогообложения;
  • указали на завышение размера убытков.

Организация в суде ссылалась на следующее:

  • абзац 10 п. 1 ст. 318 НК РФ предоставляет организации право самостоятельно определять перечень прямых и косвенных расходов с учетом технологического процесса предприятия;
  • спорное оборудование участвует в производстве нескольких видов продукции, в различных технологических процессах, в связи с чем невозможно разделить суммы амортизации по видам произведенной продукции, поэтому предприятие квалифицировало амортизацию всех объектов ОС как косвенные расходы;
  • под косвенными затратами следует понимать расходы, связанные с производством нескольких видов продукции;
  • размер амортизации не зависит от результатов производства и объемов произведенной продукции;
  • налогоплательщик не обязан представлять экономическое обоснование применяемой им учетной политики;
  • оценка целесообразности внесения изменений в учетную политику выходит за пределы компетенции налогового органа.

Арбитры согласились с мнением инспекции о том, что законодательство не обязывает учитывать суммы амортизации по каждому виду продукции.

Суммы амортизационных расходов достаточно распределить на две группы: относящиеся к производству и не относящиеся.

Если плательщик все амортизационные отчисления относит к косвенным расходам, он получает налоговую выгоду, увеличивая размер расходов.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

Арбитры указали: общество ссылается на право самостоятельного определения состава расходов в учетной политике. Это действительно так, но в силу ст.

252, 318, 319 НК РФ выбор налогоплательщика в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, должен быть обоснованным.

Механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономические показатели, обусловленные технологическим процессом. Право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения.

В период 2014 — 2015 годов значительных изменений в составе основных производственных фондов организации не произошло. Ранее спорные расходы на амортизацию относились к прямым расходам.

Поскольку технологический процесс производства невозможен без основных средств и оборудования, которые заняты в производстве либо в какой-либо момент не заняты, но предназначены исключительно для производства, суммы амортизации должны быть отнесены к прямым расходам.

Учетная политика налогоплательщика не содержит экономического обоснования исключения из состава прямых расходов сумм амортизации, начисленных на основные средства, непосредственно используемые при производстве выпускаемой продукции.

Таким образом, суд подтвердил: суммы амортизации по производственному оборудованию — это прямые расходы, несмотря на то, что оборудование используется для производства нескольких видов продукции (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.

11.2016 N 18АП-14094/2016 по делу N А76-14348/2016). Применительно к подрядным строительным организациям эта точка зрения означает, что использование техники на разных объектах не является достаточным основанием для отнесения сумм амортизации к косвенным расходам.

Читайте также:  Расчет человека часов в 2016, стоимость человеко часа в строительства, как посчитать отработанные человеко часы

Источник: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/izmenenie-uchetnaya-politika-2017

Учетная политика организации

Руководитель организации формирует учетную политику на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.98 г. № 64н, введенного в действие с 1 января 1999 г.

В соответствии с данным положением под учетной политикой организации понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе применения принципов бухгалтерского учета.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, гашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности, а раскрывают — только те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам или по собственной инициативе.

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики осуществляется разработка соответствующего способа исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика оформляется приказом (распоряжением и т.п.) и применяется с первого января года, следующего за годом издания приказа (распоряжения). При этом она применяется всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику приказом (распоряжением) до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Изменения в учетной политике предприятия могут иметь место в случае: существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией (слияние, разделение, присоединение), сменой собственников, изменением видов деятельности; изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, являющихся более рациональными или менее трудоемкими, без снижения достоверности информации.

Не считаются изменениями учетной политики принятие способов учета хозяйственных фактов, отличных по существу от имевших место ранее фактов или возникших впервые в деятельности организации.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованны и оформлены приказом (распоряжением). Последствия изменений в учетной политике, оказывающие существенное влияние на финансовое положение предприятия, должны быть оценены в стоимостном выражении.

Оценка в стоимостном выражении последствий изменений в учетной политике производится на основании выверенных данных на дату, с которой применяются измененные способы ведения бухгалтерского учета.

Для обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

При изменении учетной политики бухгалтерская отчетность за отчетный период включает в себя данные за периоды, предшествующие отчетному, откорректированные в соответствии с измененным способом ведения учета. Изменения в учетной политике подлежат обособленному раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Вместе с приказом (распоряжением) по учетной политике утверждаются также: • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; • правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Источник: https://psyera.ru/5717/uchetnaya-politika-organizacii

Как составить (изменить) учетную политику для целей бухгалтерского учета — НалогОбзор.Инфо

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008). Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Для чего нужна учетная политика

Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.

Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:

  • полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
  • своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
  • приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).

Сдача в инспекцию

В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

Состав учетной политики

Учетная политика должна включать в себя:

  • формы первичных документов;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

Такие правила устанавливает пункт 4 ПБУ 1/2008.

Кто должен разрабатывать учетную политику

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008.

Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.

Ситуация: обязана ли организация, применяющая упрощенку, разрабатывать учетную политику для целей бухучета?

Да, обязана.

Организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому организация, применяющая упрощенку, обязана разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета. Такие выводы позволяют сделать положения пунктов 1–3 ПБУ 1/2008 и статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Когда и как часто утверждать учетную политику

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации.

Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008.

При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Перечень возможных вариантов, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

Однако в нормативных документах имеются способы учета не для всех операций. В таком случае разработайте свою методику исходя из положений других ПБУ или правил МСФО.

Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 1/2008.

Организации, которые относятся к категории микропредприятий или некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи.

Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ситуация: можно ли в учетной политике для целей бухучета закрепить различные способы оценки для разных групп материально-производственных запасов?

Да, можно.

Для каждой группы (вида) материально-производственных запасов организация вправе выбрать наиболее удобный способ их оценки при выбытии (списании в производство) (п. 16 ПБУ 5/01). Каждый из выбранных способов применительно к каждой группе материально-производственных запасов нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Читайте также:  Новое пособие при рождении ребенка в 2018 году

Информация об учетной политике в отчетности

Информацию об учетной политике нужно раскрывать в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Там же потребуется привести сведения об измененной учетной политике.

Так, обновив учетную политику в отчетном году, в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию:

  • содержание обновленных или новых пунктов;
  • порядок того, как будут отражены последствия изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – в той степени, в которой это практически возможно.

Такой порядок предусмотрен пунктом 21 ПБУ 1/2008.

При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, нужно показывать в бухгалтерской отчетности обособленно (п. 16 ПБУ 1/2008).

Дополнения учетной политики

Учетную политику для целей бухучета организация должна применять последовательно из года в год. Тем не менее, в этот документ можно вносить необходимые изменения и дополнения. Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Дополнением учетной политики является описание факта хозяйственной жизни или операции, которые возникают в деятельности организации впервые (п. 10 ПБУ 1/2008).

Если учетная политика была дополнена в течение года, то информацию об этом необходимо раскрыть в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к промежуточной отчетности.

А те новые способы ведения учета, которые применяются с начала года, следует привести в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к годовой бухгалтерской отчетности (п.

 24 ПБУ 1/2008).

Дополнения в учетную политику вносите на основании приказа (распоряжения) руководителя организации (п. 8 ПБУ 1/2008). Типового образца для такого приказа нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Изменения учетной политики

Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.

Изменения в учетную политику можно вносить только в случаях, когда:

  • изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;
  • организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, снижающие трудоемкость и повышающие достоверность данных и качество информации (например, переходит на компьютерную обработку бухгалтерской информации);
  • существенно меняются условия деятельности организации (реорганизация, смена собственников, перепрофилирование).

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в течение текущего года (ч. 7 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008).

Если же изменения в учетной политике обусловлены изменениями в законодательстве, то они вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте, который их вносит (п. 14 ПБУ 1/2008).

Если изменения в учетной политике существенно повлияли на финансовые результаты (движение денежных средств) организации, их необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

Пример, как внести изменения в учетную политику для целей бухучета. Организация меняет способ учета долгосрочных обязательств

В учетной политике ООО «Альфа» на 2015 год записано, что займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, учитываются в составе долгосрочной задолженности.

Для повышения достоверности информации, которая отражается в разделе IV «Долгосрочные обязательства» Бухгалтерского баланса, принято решение об изменении учетной политики. Начиная с бухгалтерской отчетности 2016 года займы и кредиты, привлеченные на срок более 12 месяцев, будут переводиться в состав краткосрочной задолженности, когда до их погашения останется меньше 365 дней.

Как минимум в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах за год, в котором были утверждены изменения в учетной политике, необходимо указать:

  • причину изменения учетной политики в отчетном году;
  • содержание изменения учетной политики в отчетном году;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

Такой порядок установлен пунктами 21, 25 ПБУ 1/2008.

При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

Ситуация: как отразить изменение учетной политики в бухгалтерской отчетности?

Ответ на этот вопрос зависит от того, относится организация к субъектам малого предпринимательства или нет.

Организациям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, при изменении учетной политики нужно пересчитать показатели отчетности за прошлые периоды (ретроспективный пересчет). Однако прежде следует определить период такого перерасчета и оценить возможность его проведения.

В ситуации, когда меняется способ ведения бухучета, период ретроспективного пересчета определяйте исходя из предположения, что измененный способ бухучета применялся с момента возникновения деятельности данного вида. Если перерасчет нельзя сделать с достаточной степенью точности, не проводите его и применяйте измененный способ бухучета перспективно. То есть с начала нового отчетного периода.

Если принимается новый или изменяется существующий нормативно-правовой акт, в нем может быть установлен конкретный период или порядок перерасчета. Тогда перерасчет проводите в установленном этим документом порядке.

Такой порядок следует из пунктов 14 и 15 ПБУ 1/2008.

При ретроспективном пересчете показатели отчетности нужно пересчитать исходя из предположения, что новая учетная политика применялась в течение всего периода перерасчета.

Поскольку это приведет к изменению остатков активов и обязательств, информацию о результатах пересчета нужно отразить в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к отчетности.

Это будет документальным обоснованием внесенных изменений.

После этого нужно внести изменения в данные бухгалтерской отчетности текущего периода. И отразить в них результаты перерасчета показателей предыдущих периодов (п. 21 ПБУ 1/2008).

А в бухучете следует отразить разницу между фактическими данными и результатами перерасчета. Необходимые записи внесите в учет в межотчетном периоде между 31 декабря и 1 января.

В итоге они не попадут в заключительное сальдо баланса за отчетный год, но будут включены во вступительное сальдо баланса следующего года. Различия между этими двумя показателями покажут денежную оценку изменений в учетной политике.

Результаты перерасчета относите на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При переоценке статей баланса в межотчетном периоде используйте этот счет, а также связанные счета, участвующие в перерасчете.

Такой порядок установлен пунктом 15 ПБУ 1/2008.

Организации, признаваемые субъектами малого предпринимательства, ретроспективный пересчет могут не проводить и все изменения в отчетности отражать перспективно.

Это означает, что измененный способ ведения бухучета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после внесения изменений в учетную политику.

Такое право малым предприятиям предоставлено пунктом 15.1 ПБУ 1/2008.

Изменения учетной политики нужно раскрыть в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах за отчетный год. Здесь указывают:

  • причину изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухотчетности;
  • суммы корректировок по каждой статье бухотчетности за каждый из представленных в отчетности периодов;
  • сумму корректировки, которая относится к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, насколько это практически возможно.

Если такое раскрытие по предшествующему периоду, представленному в отчетности, или по более ранним отчетным периодам является невозможным, раскройте такую информацию в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах и укажите период, в котором начинается применение изменений.

Читайте также:  Электронная сдача отчетности в фсс

Если изменение учетной политики вызвано изданием нового или изменением существующего нормативно-правового акта, раскрывайте информацию о последствиях изменения учетной политики согласно нормам, предусмотренным этим актом.

Такой порядок следует из пунктов 21 и 25 ПБУ 1/2008.

Пример, как отразить в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики. Изменение оказало существенное влияние на финансовый результат деятельности организации. Ретроспективный пересчет

ООО «Альфа» внесло следующее изменение в учетную политику на 2016 год: «Списание сумм, накопленных в течение отчетного месяца на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей», производится в полном объеме на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не будет превышать 5 процентов».

По данным бухучета на счете 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» числился остаток:

  • на 31 декабря 2014 года – 20 000 руб.;
  • на 31 декабря 2015 года – 15 000 руб.

Такое изменение учетной политики оказало существенное влияние на финансовый результат деятельности организации. Поэтому последствия изменения учетной политики бухгалтер отразил в бухгалтерской отчетности 2016 года ретроспективно.

Бухгалтер скорректировал данные балансов следующим образом.

По состоянию на 31 декабря 2014 года:

  • показатель строки 1210 «Запасы» уменьшен на 20 000 руб.;
  • показатель строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» уменьшен на 20 000 руб.

По состоянию на 31 декабря 2015 года:

  • показатель строки 1210 «Запасы» уменьшен на 15 000 руб.;
  • показатель строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» уменьшен на 15 000 руб.

В отчете о финансовых результатах за 2016 год показатель строки 2120 «Себестоимость продаж» за 2015 год уменьшен на 5000 руб. (20 000 руб. – 15 000 руб.).

Соответственно, бухгалтер пересчитал показатель по строке 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения» за 2015 год.

Показатель строки 2120 «Себестоимость продаж» за 2016 год равен себестоимости продаж, определенной с учетом изменения способа учета отклонений в стоимости материальных ценностей.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/kak_sostavit_uchetnuju_politiku_dlja_celej_bukhgalterskogo_ucheta/42-1-0-1065

Основные положения по формированию и изменению учетной политики организации

Все организации имеют право самостоятельно разрабатывать свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующи­ми бухгалтерский учет.

Целью учетной политики является обеспечение возможности пользователям бухгал­терской информации объективно судить о состоянии дел в организации.

Под учетной политикой организации понимается принятая организацией совокуп­ность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельно­сти.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы:

  • группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
  • погашения стоимости активов;
  • организации документооборота;
  • инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
  • применения счетов бухгалтерского учета;
  • обработки информации и иные соответствующие способы.

Все перечисленные выше способы ведения бухгалтерского учета подробно раскрыты в предыдущих главах настоящего пособия.

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета должна формироваться главным бухгалтером (бухгалтером) организации в виде отдельного документа, утвер­ждаемого приказом или распоряжением руководителя организации. Сама форма приказа или распоряжения по учетной политике организации нормативными документами не рег­ламентируется.

Учетная политика организации является важным документом, в котором должны быть раскрыты все особенности ведения бухгалтерского учета в организации. В действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика организации является документом IV уровня и относится к рабочим документам организации.

Принятая организацией учетная политика должна применяться с 1 января года, сле­дующего за годом утверждения приказа или распоряжения по учетной политике организа­ции. Например, приказ по учетной политике организации на 2008 г. должен быть датирован не позднее 31 декабря 2007 г.

Учетная политика организации должна включать следующие основные составляющие организации и ведения бухгалтерского учета:

  • организационно-техническую, предусматривающую выбор способа организации учетной работы, выбор техники и формы ведения бухгалтерского учета;
  • методическую, предусматривающую выбор способов ведения бухгалтерского учета применительно к специфике деятельности организации.

Помимо специфики деятельности организации на выбор и обоснование учетной поли­тики влияют следующие факторы:

  • организационно-правовая форма;
  • виды и масштабы деятельности организации;
  • стратегия финансово-хозяйственного развития (долгосрочные перспективы развития организации, инвестиционные перспективы и т. п.);
  • уровень материальной базы и информационного обеспечения (наличие и уровень компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, баз данных и т. п.);
  • масштабы управленческой структуры организации (в целом) и бухгалтерии (в частности);
  • уровень квалификации руководства организации, бухгалтерских и экономических кад­ров.

Основным моментом при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета является обоснованный выбор одного способа из нескольких способов организации и ведения бухгалтерского учета, до­пускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгал­терского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка орга­низацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Методологические основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (прида­ния гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08.

ПБУ 1/08 распространяется:

  • в части формирования учетной политики — на все организации, независимо от организационно-правовых форм;
  • в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтер­скую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подраз­делениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация оформляет свою учетную политику до первой публика­ции бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридиче­ского лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учет­ная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица.

При формировании и раскрытии учетной политики должны соблюдаться основные тре­бования и допущения, установленные нормами ПБУ 1/98.

В частности, при формировании учетной политики должны обеспечиваться требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, рациональности, а также должны предусматриваться допущения имущественной обособ­ленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной полити­ки, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Одновременно с утверждением учетной политики организация должна разрабатывать и утверждать в виде приложений к приказу по учетной политике следующие рабочие документы:

  • рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитиче­ские счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требования­ми своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяй­ственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями.

Требования к составлению рабочего Плана счетов как элемента учетной политики ор­ганизации рассмотрены в п. 3 данной главы.

Здесь же кратко отметим, что к учету должны приниматься первичные учетные доку­менты, составленные по формам, содержащимся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации.

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяй­ственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности разра­батываются организацией самостоятельно и утверждаются в виде приложений к приказу по учетной политике организации.

При утверждении организацией форм первичных учетных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы, следует руководствоваться нормой, согласно которой такие документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа (формы), код формы;
  • дату составления;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хо­зяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной опера­ции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

ПБУ 1/98 требует отражения в учетной политике принятого порядка проведения инвен­таризации активов и обязательств организации. Как правило, данный порядок определяет формы и сроки проведения плановых и. внеплановых инвентаризаций, а также перечень имущества и финансовых обязательств организации, подлежащих инвентаризации.

Источник: http://glavbuh-info.ru/index.php/2012-07-12-06-22-19/9463-2012-08-16-06-20-55

Ссылка на основную публикацию