Избыточное налоговое бремя

Избыточное налоговое бремя

                                      Содержание

Введение

  1. Избыточное налоговое бремя
    1. Эффект замещения, эффект дохода и избыточное налоговое бремя
    2. Правило Корлетта-Хейга (принцип «второго лучше»)
  1. Налоговые обязательства и перемещение налогов
    1. Сфера действия налогов и общее равновесие
    2. Искажающее действие налогов на доходы и капитал
  1. Налогообложение и излишек потребителя
  1. Налоговая политика в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Очевидно, что любому государству  для выполнения своих функций  необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство  собирает со своих “подданных” в  виде физических и юридических лиц.

Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Кроме того, являясь фактором перераспределения национального  дохода, налоги призваны:

а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;

б) заинтересовывать ( или  незаинтересовывать ) людей в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая  теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Подытоживая все вышесказанное  не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансово-банковской сферы.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

  1. Избыточное налоговое бремя

Зачастую налоги существенно  затрагивают доходы плательщика, и  в итоге изменение фактического уровня располагаемого дохода, а не только сдвиги в соотношениях (пропорциях) между ценами, влияет на потребительские  предпочтения.

Значительный по сфере  действия и размеру налог обычно вызывает двоякого рода изменения в  поведении потребителей. Во-первых, происходит полное или частичное  замещение налогооблагаемого товара другими на основе сопоставления  новых соотношений цен с прежними оценками денежных эквивалентов полезности. [1,с.

44-45]Во-вторых, объем и структура потребления приспосабливаются к новому реальному уровню дохода, что связано с пересмотром денежных эквивалентов полезности товаров и услуг. Следовательно, при прогнозировании и анализе результатов налогообложения требуется учитывать как эффект замещения, так и эффект дохода.

При этом логика предыдущих рассуждений побуждает связывать избыточное бремя именно с процессами замещения одних благ другими.

Избыточное бремя само по себе не является суммой денег. Оно  представляет собой изменение значения функции полезности, сдвиг в благосостоянии.

Его можно приравнять к денежной сумме, что мы и делаем, но при  этом одному и тому же сдвигу в благосостоянии могут соответствовать разные денежные суммы в зависимости от уровня цен, применительно к которому этот сдвиг рассматривается.

Своеобразное изменение денежного масштаба, в  котором измеряется избыточное налоговое  бремя, связано с эффектом дохода, а само это бремя – с эффектом замещения.

Избыточное налоговое  бремя представляет собой денежный эквивалент потерь полезности, которые  вызываются эффектом замещения, обусловленным  налогообложением. Эффект замещения  непосредственно выражает искажающее действие налога. Оно состоит в  искажении соотношений цен, на основе которых осуществляется аллокация ресурсов.

Оценка избыточного бремени  налогообложения на практике сопряжена  с немалыми трудностями. Как ясно из сказанного ранее, необходимо определить характер функции компенсированного  спроса, а также функции предложения. Кроме того, значение имеет взаимосвязь  между рынками различных налогооблагаемых товаров.

Сокращая производство и  потребление какого-либо товара, налог, как правило, вызывает рост производства и потребления его субститутов  (заменителей) и уменьшает производство и потребление товаров, взаимодополняющих по отношению к данному.

Так, дополнительный налог на персональные компьютеры может вызвать уменьшение объема продаж дискет и как следствие – не только падение поступлений от обложения этих продаж, но и некоторое изменение избыточного бремени, связанного с налогом на дискеты.

Повышение экономической  эффективности налогообложения  предполагает минимизацию избыточного  налогового бремени.

На практике основная часть налоговых поступлений  приходится, как правило, на обложение  доходов, прибыли и добавленной  стоимости.

Необходимо, очевидно, выяснить, формируется ли избыточное бремя  при использовании такого рода налогов, и если это происходит, то от чего такое бремя зависит.

Понятие избыточного бремени  позволяет поставить вопрос об оптимальном  налогообложении. В самом деле, добиваться минимизации избыточного бремени  приходится в рамках некоторых более  или менее фиксированных условий (ограничений).

Среди этих условий: величина налоговых поступлений, в которых  нуждается общественный сектор для  реализации возложенных на него функций, спектр возможностей самой налоговой  системы (виды налогов, которые можно  собрать в данной социально-экономической  ситуации при умеренных административных издержках), а также ограничения, накладываемые принятыми в данном обществе принципами справедливости. [2,с. 60]

    1. Эффект замещения, эффект доходов и избыточное налоговое бремя.

Соответствующие проблемы относятся  к числу наиболее сложных в  экономике общественного сектора.

Убедившись, что искажающее действие налогов и порождаемое  им избыточное бремя обусловлены  эффектом замещения, естественно поставить  вопрос, ведет ли к искажениям налог, которым облагается не отдельный  товар, а все личные доходы одновременно. [2,с.71-72]В начале главы отмечалось, что именно так построен не только подоходный налог, но и налог на добавленную стоимость, играющий важную роль в финансировании общественного сектора в России.

Подобного рода налоги не порождают  эффекта замещения, так как в  одинаковой степени касаются всех товаров  и, более того, всех видов экономической  деятельности. В то же время вполне очевидно, что они способны оказывать  дестимулирующее воздействие на экономическую активность и таким образом снижать эффективность использования ресурсов, находящихся в распоряжении общества.

Если изъятие чрезмерно  большой доли доходов в бюджет ведет к тому, что люди предпочитают уменьшать продолжительность и  интенсивность труда, то налицо замещение  труда досугом. Разумеется, и труд, и досуг понимаются здесь в  широком смысле.

Труд – это всякая требующая усилий деятельность, приносящая доход, который подлежит налогообложению.

Очевидно, это относится не только к наемному труду, но, например, и  к деятельности предпринимателя, поскольку  он изыскивает возможности прибыльных инвестиций, организует производство и т.д. Досуг – не только свободное  время, отводимое для развлечений.

С этим словом в данном случае ассоциируются  и перерывы в течение рабочего дня, и выбор работы, не требующей  напряжения и ответственности, и  пассивное поведение владельца  капитала, ведущего жизнь рантье.

Досуг представляет собой  один из компонентов благосостояния. В этом смысле он сопоставим с потребительскими благами. Собравшись приобрести, например, автомобиль, индивид может ради этой цели увеличить свои трудовые усилия, то есть пожертвовать частью досуга, а  может ограничить потребление других товаров, пожертвовав ими. В действительности оба пути вполне способны дополнять  друг друга.

Однако досуг, в отличие  от товаров и денежных доходов, непосредственно  не поддается налогообложению. Если все компоненты благосостояния, кроме одного, облагаются единообразным налогом, то чем выше налог, тем больше потребительский выбор смещается в пользу того компонента, который свободен от обложения, в данном случае в пользу досуга.

Каждый индивид многократно  осуществляет выбор наиболее предпочтительной для него степени экономической  активности. И на этот выбор, совокупные результаты которого решающим образом  предопределяют эффективность функционирования экономики, в существенной мере влияет налогообложение доходов. Если отвлечься  от процентов на капитал, то оно представляет собой налогообложение трудовых усилий.

Величина избыточного  бремени обложения дохода определяется как размерами налогообложения, так и эластичностью функции  компенсированного предложения  труда. Эта функция отражает выбор, который при данном уровне дохода люди делают между приростом потребления  товаров и услуг, с одной стороны, и увеличением досуга, с другой.

На первый взгляд, представление  о компенсированном предложении  труда выглядит не очень естественным: трудовые усилия затрачиваются именно ради увеличения дохода. Компенсация  потерь дохода, в том числе вызываемых налогообложением, представляет собой  альтернативу таким усилиям.

Общеизвестно, однако, что есть люди, предпочитающие относительно меньше трудиться и, как следствие, меньше потреблять, и те, кто в высокой степени склонны жертвовать досугом во имя увеличения дохода. [3,с.

13]Если и те, и другие поставлены в одинаковые стартовые условия и могут свободно выбирать устраивающее их соотношение компонентов благосостояния (досуга, с одной стороны, и денежного дохода, с другой), то дело обстоит примерно так же, как когда два индивида располагают одинаковыми денежными суммами, но одному нравится тратить больше средств на видеокассеты, а другому – на книги.

Избыточное налоговое  бремя связано как раз с  тем, что налогоплательщик отказывается от наиболее предпочитавшейся в доналоговом периоде комбинации факторов (компонентов) благосостояния.

Компенсированная функция предложения труда показывает, к каким денежным суммам налогоплательщики приравнивают свои трудовые усилия при данном уровне доходов, например, сколько денег они потребовали бы за дополнительный рабочий час или день.

Компенсированное предложение  труда всегда возрастает с повышением его цены (ставки заработной платы), если и досуг, и деньги представляют ценность для индивида.

Повышение  цены труда при стабильном уровне благосостояния ведет к тому, что  относительная привлекательность  дохода и досуга изменяется в пользу дохода, а снижение этой цены предполагает изменение в пользу досуга. [3,с.

52]Между тем эмпирически наблюдаемое предложение труда может иногда реагировать на изменение цены труда противоположным образом.

Дело в том, что на некоторых  участках этой кривой эффект дохода перекрывает  эффект замещения. Говоря более конкретно, уменьшение вознаграждения ведет к  тому, что люди начинают намного  выше ценить каждую заработанную денежную единицу и именно поэтому увеличивают  свои трудовые усилия.

Если бы за счет какого-либо внешнего источника, непосредственно  не связанного с трудовыми усилиями налогоплательщиков, их благосостояние поддерживалось на фиксированном уровне, то реакция на изменение справки  заработной платы свелась бы к  эффекту замещения, а именно к  сокращению предложения труда.

При снижении цены труда  эффект замещения ведет к относительному уменьшению его предложения, а эффект дохода – к увеличению. Возможны ситуации, когда первый сильнее второго (нижний участок кривой предложения труда) и когда второй сильнее первого (средний участок, повернутый налево и вверх), а также ситуация, когда  они примерно равны между собой (верхний участок кривой).

Последняя ситуация довольно типична: на практике умеренные изменения  подоходного налога или налога на добавленную стоимость не очень  заметно сказываются на предложении  труда. Тем не менее, они способны вести к существенным сдвигам  в величине избыточного налогового бремени, то есть быть значимыми с  точки зрения эффективности.

Субъективная готовность отказаться от части досуга ради дополнительного  заработка бывает неодинаковой не только у разных индивидов, но и у разных сообществ.

Если оставить в стороне  другие факторы формирования избыточного  бремени, оно может оказаться  более высоким в таком обществе, в котором стремление к высоким  доходам преобладает над стремлением  располагать свободным временем. [4,с.27-28]

Итак, величина избыточного  бремени обложения доходов зависит  от налоговой ставки и от склонности налогоплательщиков при прочих равных условиях затрачивать дополнительные усилия ради увеличения заработков.

В действительности некоторая  часть налогооблагаемых доходов  может иметь своей ближайшей  основой накопление. Зачастую налоги взимаются и непосредственно  с накопленного имущества.

Источник: http://stud24.ru/taxation-law/izbytochnoe-nalogovoe-bremya/435855-1637757-page1.html

Что такое налоговое бремя?

Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Избыточное налоговое бремя и его последствия

Налоговое бремя в России в 2016 году

Итоги

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой).

Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.

).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

О налогах в 2015 году читайте в статье «Федеральные, региональные и местные налоги в 2015 году»

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Важно! Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

Читайте также:  Декрет: запись в трудовой книжке

Нн = Ну / В,

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Об изменениях законодательства относительно страховых взносов читайте в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы: изменения 2015 года»

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2016 году

Озвучивая свои планы в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет.

Важно! Увеличения налоговых ставок в 2016 году не произойдет.

Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:

  1. Новые производства, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ). Для них может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.
  2. Малое предпринимательство. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.
  3. Самозанятых физических лиц. Для них планируется упростить процедуру регистрации и уплаты налогов. Это делается для того, чтобы лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и не встающие на учет как ИП, все-таки зарегистрировались и платили налоги. В результате бюджет получит дополнительный доход, а физические лица — гарантию того, что их не привлекут к ответственности за ведение деятельности без регистрации.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/chto_takoe_nalogovoe_bremya/

Налоговое бремя – это что такое? Уровень налогового бремени :

Для того чтобы экономические показатели стабильно росли, со стороны государства должна осуществляться грамотная налоговая политика.

В этом случае бюджет будет наполняться в нужном объеме, а предприятия возьмут ориентир на расширение производства и привлечение инвестиций.

Но в процессе реализации данной стратегии возможно появление некоторых препятствий. Например, чрезмерной налоговой нагрузки.

Налоговое бремя: значение термина

Под налоговым бременем стоит понимать показатель, отражающий совокупное воздействие налогов на конкретного плательщика и экономику страны в целом. Его можно определить как соотношение доходов, которые были получены в течение определенного промежутка времени, и налогов, подлежащих уплате за этот же период.

Данный процесс является крайне важным экономическим показателем, поэтому стабильно находится под вниманием государства. При этом уровень налогового бремени зависит от таких факторов, как размер ставки и база налогообложения.

Опыт многих стран доказал тот факт, что чем выше данный показатель, тем ниже количество средств, поступающих в бюджет.

По этой причине западные государства в большинстве своем двигаются в сторону постепенного понижения налоговых ставок.

Роль такого показателя, как налоговое бремя

Есть несколько причин, по которым этот показатель очень важен:

  • Он необходим государству для того, чтобы успешно разрабатывать налоговую политику. Посредством ввода новых налогов и отмены старых, изменяя таким образом льготы и ставки, государство принимает обязательство применить и более не переступать те уровни давления на экономику, за чертой которых есть риск формирования негативных процессов, способных повлиять на всю страну.
  • Определение налогового бремени важно и по той причине, что с его помощью правительство проводит анализ налоговой нагрузки в разных странах и впоследствии реализует актуальные реформы.
  • Фиксация уровня налоговой нагрузки на общегосударственном уровне важна и для успешного формирования социальной политики. Изучение тяжести налогообложения для разных групп населения позволяет сделать распределение нагрузки более равномерным.
  • Налоговое бремя – это показатель, который часто выполняет функцию индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Поскольку именно данный показатель определяет тот факт, каким будет их решение относительно размещения инвестиций, производства и т. д.

Налоговое бремя никогда нельзя определить одной лишь суммой уплаченного налога. Всегда присутствуют еще и другие затраты, имеющие отношение к выполнению обязательств различными хозяйствующими субъектами. Речь идет о следующих категориях расходов:

  • затраты, которые связаны с уплатой штрафов, ставших следствием нарушения налогового законодательства:
  • платежи, имеющие отношение к содержанию штата консультантов и бухгалтеров;
  • судебные издержки, причиной которых является нарушение прав налогоплательщиков (согласно НК РФ).

Реальный и номинальный формат нагрузки

Номинальное налоговое бремя – это не что иное, как абсолютная сумма сборов, которая была исчислена согласно установленным ставкам, умноженным на потенциальную налоговую базу.

В качестве примера можно привести следующую схему.

Если ставка подоходного налога будет составлять 13 % и облагаемые доходы населения достигнут уровня 4 трлн рублей, то налоговое бремя будет колебаться на уровне 520 млрд рублей.

Говоря о реальном налоговом бремени, стоит отметить, что этот показатель определяется в качестве суммы фактических обязательных платежей и налогов, которые были уплачены.

В некоторых случаях данный показатель может быть использован для определения степени участия государства в экономике страны. Но стоит учитывать, что в таком формате налоговое бремя – это актуальный показатель только в случае, когда бюджет сводится с профицитом или сбалансирован.

Влияние на экономические показатели

В условиях современных рыночных отношений роль инвестиций переоценить трудно. Но для того чтобы потенциальные инвесторы сочли привлекательными конкретные проекты в рамках страны, необходима благоприятная обстановка, подразумевающая определенные перспективы. В этом формате налоговое бремя экономики играет одну из ключевых ролей.

Данный показатель подразумевает отношение всех налогов, которые поступили от физических и юридических лиц к валовому внутреннему продукту. Таким образом, оценивается доля ВВП, перераспределяемая посредством налогов.

Такой тип налогового бремени можно рассчитать при помощи следующей формулы: Бр = Нюф:ВВП. В этом случае «Бр» является уровнем налогового бремени, «ВВП» – стоимостным выражением количества выпущенных товаров в рамках страны, «Нюф» – это весь объем налогов, которые уплатили юридические и физические лица.

Но у данного показателя есть и недостаток. Подобное налоговое бремя расчет подразумевает такого типа, при котором определение уровня гнета обычного плательщика производится без учета особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.

Определение уровня бремени для населения

Чтобы разобраться в том, каким является налоговое бремя налогоплательщика, необходимо учитывать сумму всех платежей, поступивших от населения в соответствии с действующими ставками. Но точно определить данный показатель не так уж и просто.

Это объясняется тем фактом, что конечным потребителем почти всех товаров, которые производятся в экономике, является население страны, а значит, именно на простых обывателей и перекладывается часть налоговой нагрузки. Если брать во внимание эти условия, то определить долю как прямых, так и косвенных налогов с математической точностью не получится.

Но приблизительный уровень налогового бремени, которое накладывается на простых плательщиков, вычисляется по следующей формуле: Бр=Н:Чн.

В этом случае «Бр» отображает непосредственно само бремя, «Н» – весь объем налогов, уплаченных населением, «Чн» является показателем численности населения страны.

Справедливо будет заметить, что уровень налогового гнета обычных граждан зависит не только от величины платежей, но и от благосостояния населения, в частности от размеров заработной платы.

Избыточный уровень налогообложения

В том случае, когда государство инициирует избыточное налоговое бремя, часто происходит искажение планируемого эффекта.

Прежде всего, хозяйствующие субъекты начинают ориентироваться на минимизацию своих обязательств посредством изменения интенсивности и структуры производства, покупок и продаж.

К тому же плательщики предпринимают определенные меры для того, чтобы переложить налоговую нагрузку на контрагента. В итоге конечная цель, ради которой государство усиливало бремя налогообложения, не достигается.

Стоит отметить и тот факт, что перенос степени нагрузки в сторону контрагентов возможен только при сопутствующем отказе от той формы структуры, потребления и производства, использование которой было бы оптимальным.

Поскольку избыточное налоговое бремя – это причина потери эффективности (благосостояния субъекта), его можно определить как меру, которая искажает действие налога. Эту мысль подтверждает и следующий факт: чем меньше степень снижения уровня покупок (уменьшение эластичности спроса), являющаяся следствием воздействия косвенного налога, тем больше средств собирает государство.

Таким образом, на уровень потребления в стране может влиять не только изменение цен, но и искажение налогов, которые ощутимо затрагивают доходы обывателей, что, в свою очередь, ведет к понижению фактического уровня располагаемых денежных средств.

Как происходит переложение налогового бремени

Стоит повторить ту мысль, что в большинстве случаев хозяйствующие субъекты, не желая делать значительные отчисления, переходят на такую схему работы, которая подразумевает смещение налогового гнета на контрагентов. Это означает, что в государственный бюджет средства поступают часто не из тех источников, которые изначально были для этого определены.

Таким образом, анализ налогового бремени позволяет прийти к очевидному выводу: оно может смещаться от одних субъектов, подлежащих налогообложению, к другим.

Сам процесс переложения может происходить следующим образом:

  1. Налог на прибыль корпораций. Один из способов смещения нагрузки – это повышение цен, что перекладывает часть бремени на потребителей. Но определенные ограничения существуют: если предприятия-монополисты начнут увлекаться радикальной ценовой политикой, то государство может отреагировать соответствующе – посредством санкций со стороны антимонопольных комитетов.
  2. Поимущественный налог. Такая форма налогообложения ориентирована на тех, кто является объектом формального бремени (налоги на квартиру, частный дом, наследство или землю). Поэтому переложить нагрузку в данном случае крайне проблематично. Но часть налогового гнета все же может быть смещена посредством сдачи собственности в аренду.
  3. Качественные налоги, распространяемые на акциз и продажи. Фактически основная масса налоговой нагрузки в этой сфере перекладывается на потребителя посредством повышения цен. В данном случае можно сказать, что налоговое бремя – это показатель, равноценный налогу на доход, который охватывает достаточно большой спектр товарной группы. Такая схема возможна по той причине, что конечный потребитель не имеет возможности переориентироваться на более доступные цены. То же происходит и с такими акцизными группами, как алкоголь, бензин и табачные изделия, поскольку найти аналоги, которые были бы значительно дешевле, трудно.
  4. Личный подоходный налог. В большинстве случае такой тип налога уплачивается так, как и должен согласно законодательству, но некоторые лазейки все же есть. В качестве актуального примера можно привести врачей, частных преподавателей, адвокатов и других специалистов, которые имеют возможность поднимать цены на свои услуги. Такая схема позволяет переложить бремя налогов на клиентов.
Читайте также:  Приказ о выдачи денежных средств подотчет

Эта информация еще раз подтверждает тот факт, что неправильное распределение налогового бремени ведет к изменению стимулов и принципов осуществления деятельности.

Принцип равенства

Одной из основ гармоничного взаимодействия государства и общества является принцип социальной справедливости. При этом стоит отметить, что такая позиция правительства неизбежно подразумевает грамотно реализованное равное налоговое бремя, при котором не будет чрезмерного давления на конкретные социальные группы.

Суть принципа равенства сводится к тому, что обстоятельства налогоплательщиков учитываются без формального равноправия и притом в максимальной степени. Следствием будет являться соблюдение и равенства неформального.

При этом идея социальной справедливости будет реализована посредством применения различных видов налоговых стимулов, например льгот.

В нынешнем обществе схема, ведущая к равенству, должна выглядеть следующим образом: одинаковые доходы при аналогичных условиях их получения облагаются равными по своей величине налогами, но при различных условиях генерации прибыли налогообложение также должно отличаться.

Исходя из такого понимания, социально ограниченным группам (студенты, безработные, инвалиды, пенсионеры) должны быть предоставлены льготы, определенные виды преимуществ и разные формы грамотной поддержки, компенсирующей отсутствие возможности иметь стабильный полноценный доход.

Эффективные методики, позволяющие снизить бремя налогов

Есть несколько взглядов на решение такой проблемы, как чрезмерный налоговый гнет.

Некоторые политики предлагают снизить ставки на НДС и прибыль, при этом сохранив льготы.

Но данная методика не получила предельного признания, поскольку, по мнению специалистов, она может привести к подрыву доходной базы бюджета государства.

Сторона, занимающая противоположную позицию, утверждает, что в этом случае придется расширять налоговую базу, находить дополнительные источники финансирования и уменьшать бюджетные расходы.

При этом стоит отметить, что была разработана альтернативная схема, позволяющая осуществить снижение налогового бремени. Речь идет о поэтапной отмене некоторых льгот и налогов (на протяжении нескольких лет). Вследствие воздействия различных факторов, данная стратегия не получила должной реализации.

Либеральные экономические специалисты настаивают на том, что снижать налоговый гнет стоит прежде всего посредством уменьшения тех отчислений, базой для которых служит заработная плата, а не прибыль с продаж. Более того, параллельно с данными действиями было предложено увеличить ставки подоходного налога.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, со своей стороны, внесла предложение о неизменности НДС и полной отмене налога на прибыль, равно как и сборов в дорожные фонды.

При этом была озвучена идея о том, что подоходный налог должен иметь низкую фиксированную ставку (до 20 %).

А для компенсации выпадающей прибыли – ввести налог на вмененный доход и прогрессивную налоговую ставку на автотранспорт и частное имущество.

Существует также позиция, согласно которой стоит сохранить следующие виды налогов:

  • импортные пошлины;
  • патентный сбор для предприятий услуг и торговли;
  • НДС;
  • госпошлины и сборы;
  • налог на некоторые виды имущества – ценные бумаги, жильё повышенного уровня комфортности, собственность организаций, транспортные средства и др.;
  • акцизы, включающие сборы с топливно-энергетических ресурсов.

Наряду с этим была презентована актуальность присоединения к группе федеральных налогов, акцизов, импортных пошлин и др.

Итоги

Как показывает опыт многих стран, эффективное снижение налогового бремени возможно путем уменьшения ставок для компаний с небольшим товарооборотом и реализации системы покрытия убытков за счет прибыли как полученной ранее, так и будущей. Ну и конечно, значительно изменят ситуацию грамотно разработанные и реализованные льготы.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-nalogovoe-bremya-eto-chto-takoe.html

Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка) – презентация

1 Избыточное налоговое бремя (определение, характеристика, оценка)<\p>

2 Налогообложение приводит к тому, что чистая отдача от некоторых вариантов использования ресурсов снижается. Соответственно более привлекательными становятся другие варианты, в большей степени свободные от налогообложения.<\p>

3 Избыточное налоговое бремя Избыточное налоговое бремя характеризует потери эффективности от налогообложения.<\p>

4 Избыточное налоговое бремя Избыточное налоговое бремя – количественная характеристика искажающего действия налога.<\p>

5 Избыточное налоговое бремя Введён акциз Налогоплательщики теряют больше, чем получает государство, и разница представляет собой ИНБ<\p>

6 Избыточное налоговое бремя Избыточное налоговое бремя – разность между денежным эквивалентом происходящего под влиянием налога уменьшения излишка потребителя и производителя, с одной стороны, и доходом, получаемым государством от данного налога, с другой.<\p>

7 Факторы, влияющие на величину ИНБ 1) начальное (доналоговое) состояние; 2) налог; 3) функция спроса; 4) функции предложения.<\p>

8 При увеличении налога ИНБ растет опережающим темпом по сравнению с доходами государства<\p>

9 ИНБ на монопольном рынке Потери потребителей<\p>

10 ИНБ на монопольном рынке Потери производителей<\p>

11 ИНБ на монопольном рынке Доход государства<\p>

12 ИНБ на монопольном рынке Налогообложение сокращает прибыль, достающуюся монополисту, в том числе за счет поглощения части доналоговой прибыли избыточным бременем.<\p>

13 В условиях монополии размер, на который, приданной величине налоговых поступлений снижается объем продаж, зависит от формы налогообложения: специфической или стоимостной. Меньшему сокращению объема продаж соответствует и меньшая величина ИНБ.<\p>

14 Исходные ситуации одинаковы. Посленалоговые значения совпадают. Посленалоговые значения совпадают. ИНБ одинаковы. P S V < P S U T V > T U Специфический налог Стоимостной налог<\p>

15 В условиях монополии для стоимостного налогообложения по сравнению со специфически характерно, при прочих равны условиях, более благоприятное соотношение собираемых доходов и избыточного налогового бремени<\p>

16 Эффект замещения и ИНБ Эффект замещения это изменение величины спроса, которое непосредственно обусловлено изменением соотношений цен. ИНБ обусловлено той частью уменьшения излишка потребителя, которая связана с эффектом замещения.<\p>

17 Эффект замещения и ИНБ Компенсирующее изменение излишка покупателя<\p>

18 Эффект замещения и ИНБ Эквивалентное изменение излишка покупателя<\p>

19 Эффект замещения и ИНБ Налоговый платёж государству<\p>

20 Избыточное бремя налогообложения доходов Обложение дохода налогом означает повышение цены, которую приходится уплачивать за его единицу. Повышение цены дохода, выраженной в единицах досуга, вызывает эффект замещения и эффект дохода. Функция компенсированного предложения труда – зависимость предложения труда от его цены при фиксированном доходе.<\p>

21 Избыточное бремя налогообложения накоплений Аллокация ресурсов во времени зависит от налогового режима. Значение имеют налоги: 1) на средства, сберегаемые и инвестируемые в данном году (наличие или отсутствие соответствующих освобождений); 2) на накопленный запас (налогообложение имущества и отдельных его видов, а также налоги на наследство); 3) на доходы от инвестиций (налогообложение процентов по депозитам и т. п.).<\p>

22 ИНБ в контексте общего равновесия<\p>

23 Правило Корлетта-Хейга При налогообложении товаров и услуг те из них, которые представляют субституты досуга, должны облагаться в меньшей степени, чем взаимодополняющие по отношению к досугу.<\p>

24 P x – цена товаров для досуга. Р y – цена товаров для зарабатывания дохода. Если налогообложение существенно повышает P x, затрагивая Р y лишь в небольшой степени или не затрагивая вовсе, спрос на досуг, при прочих равных условиях, сокращается. При таком налогообложении полноценное проведение досуга обходится дороже по отношению к доходу, чем если бы все товары облагались по единой ставке. Результат подобен тому, как если бы налогообложению подвергся сам досуг.<\p>

25 Масштабы чистых потерь Каждый дополнительный доллар, полученный государством, обходится налогоплательщикам фактически примерно в $1,2 – 1,4.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/90704/

3. Перемещение налогового бремени. Избыточное налоговое бремя

Налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он в действительности несет.

Сфера действия налога представляет собой совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, т.е. чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением налога [10; С. 26]. Под ухудшением положения понимается снижение значения функций индивидуальной полезности.

Перемещение налогового бремени происходит на рынках. Это расхождения между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств (кругом плательщиков) и экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рыночной сделки.

В отличие от государства рыночные агенты не имеют возможности принудить других разделить свои обязательства, но они могут изменять совокупность добровольных сделок, в которые вступают.

Если в результате налогообложения экономический агент не заинтересован принимать участия в данной сделке, то в проигрыше также остаются потенциальные партнеры, интересам которых отвечали бы эти сделки.

Способность полностью или частично покидать сферу действия налога, перемещая бремя на других лиц, определяется гибкостью экономического поведения, под которой понимается сокращение участия в сделках без больших экономических потерь.

Гибкость предполагает готовность замещать налогооблагаемые товары, услуги, ресурсы и виды деятельности другими благами. Если налогоплательщик под воздействием налога сокращает покупки, то налоговое бремя перемещается назад, т.е. на его рыночных партнеров – продавцов [7; С. 39].

Если сокращается объем продаж, то бремя перемещается вперед, на рыночных партнеров – покупателей.

Перемещение налогового бремени существенно изменяет относительное положение поставщиков различных факторов производства, прежде всего труда и капитала, что, в конечном счете, отражается на уровнях благосостояния различных социальных слоев, отраслевых и региональных сообществ и поколений. Количественной характеристикой искажающего действия налога служит избыточное налоговое бремя (ИНБ).

Оно возникает вследствие следующих причин:

– отдача от налогооблагаемых ресурсов снижается, что приводит к перемещению ресурсов в другие секторы экономики, в результате формируется новая структура производственного и потребительского поведения. Таким образом, более ценными становятся те, варианты которые в отсутствии налога, представляли меньший интерес, т.е. снижается аллокационная эффективность

– предоставление налоговых льгот является нерыночным стимулом к аллокационным сдвигам в экономике, т.е. принудительно изменяются соотношения между величинами предельных чистых выгод от различных способов использования ресурсов.

На величину ИНБ бремени влияют следующие факторы:

– начальное (доналоговое) состояние вид налога функции спроса и предложения.

Необходимо отметить, что исчисление ИНБ в различных рыночных структурах имеет свои особенности.

рынок государство общественный сектор

Источник: http://econ.bobrodobro.ru/30846

Бремя налоговое избыточное – Энциклопедия по экономике

Бремя налоговое избыточное

БРЕМЯ НАЛОГОВОЕ ИЗБЫТОЧНОЕ — налоговые платежи, уплата которых приводит к потере общественной выгоды, связанная с тем, что вследствие введения обременительных налоговых ставок происходит падение уровня производства и потребления товаров, что в дальнейшем приводит и к существенному сокращению налоговых поступлений.

Подобные меры фискальной политики могут привести к необратимым последствиям, в том числе бегству капитала.  [c.67]
Бремя налоговое избыточное 67  [c.778]

Рассмотрим гипотетический акцизный налог с виноделов. Платят ли они этот налог сами или перекладывают его на потребителей.

В случае введения акцизного налога потребители и производители делят налоговое бремя поровну производители переносят половину налога на потребителей в виде более высокой цены, а вторую половину налогового бремени несут сами. Существуют два правила распределения налогового бремени в зависимости от колебаний эластичности.

Первое правило чем менее эластичен спрос на товар, тем большая часть налога ложится на плечи потребителей. Второе правило чем менее эластично предложение, тем большую часть налога платят производители. Акцизный налог на вино, увеличивая его рыночную цену, уменьшает равновесное количество производимого и потребляемого вина.

Ухудшение благосостояния, связанного с недопроизводством (2,5 млн бутылок вина), указывает на потерю эффективности от налогов, или на избыточное налоговое бремя. Избыточное  [c.175]

ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ -та часть экономического бремени налога, которая принимает форму потребительского излишка и излишка производителя и утрачивается полностью из-за того, что налог сокращает равновесную величину спроса и предложения.

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ – затраты живого и овеществленного труда в денежной форме, опосредуемые товарным обращением. И. о. делятся на чистые, обусловленные актом купли-продажи товаров, и дополнительные, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Дополнительные И. о.

носят производительный характер и увеличивают стоимость товаров, состоят из затрат на заготовку, транспортировку.  [c.90]

Избыточное налоговое бремя 90  [c.294]

Сегмент аЪ кривой спроса D на рис. 31-5 демонстрирует готовность платить – предельную выручку – за каждую из этих 2,5 млн бутылок, купленных до введения налога. При этом сегмент сЪ кривой предложения S отражает предельные издержки на каждую бутылку вина.

Мы видим, что для всех 2,5 млн бутылок, за исключением самой последней, предельная выручка (показанная сегментом ab) превышает предельные издержки (показанные сегментом b).

Ухудшение благосостояния, связанное с недопроизводством этих 2,5 млн бутылок, показано треугольником ab . Этот треугольник указывает на потерю эффективности от налогов, или избыточное налоговое бремя.

Избыточное бремя акцизного налога — это потеря для общества чистой выручки, потому что потребление и производство облагаемого налогом товара падают ниже их оптимальных уровней.  [c.692]

Роль эластичности. Большинство налогов создает общее налоговое бремя, превышающее налоговые поступления, но величина избыточного бремени в большой степени зависит от эластичности предложения и спроса. Еще раз посмотрев на рис. 31-3, мы убеждаемся в том, что на рис.

31-За, где спрос относительно эластичен, треугольник, обозначающий избыточное налоговое бремя, значительно больше, чем на рис. 31-36, где спрос относительно неэластичен. Сопоставление рис.

31-4а и 31-46 также показывает, что избыточное налоговое бремя (площадь ab ) больше в том случае, когда предложение более эластично.  [c.692]

Основной вывод, к которому приводит наш анализ, состоит в том, что размер избыточного бремени (общее бремя минус налоговые поступления)  [c.692]

Задание повышенной сложности. Предположим, что уравнение для кривой спроса на товар X имеет вид Р = 8 – 0,6 Q, а для кривой предложения уравнение таково Р = 2 + 0,4Q. Определите равновесную цену и равновесное количество этого товара. Теперь предположим, что на товар ЛТ введен такой акцизный налог, что новое уравнение предложения будет иметь вид Р= 4 + 0,4Q.

Какой доход получит правительство от этого акцизного налога Вычертите график кривых и обозначьте область, которая представляет собой собранные налоги, и область, представляющую собой избыточное налоговое бремя. Кратко объясните, почему область избыточного налогового бремени указывает на потерю эффективности, а область собранных налогов не указывает.  [c.

701]

Во-первых, налогоплательщики будут платить более высокие налоги, чтобы финансировать государственные закупки избытков. На рис. 33-6 это добавочное налоговое бремя будет равно объему избыточной продукции QQS, умноженному на ее цену Р что  [c.733]

ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ – потеря обществом чис-  [c.245]

ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ -потеря для общества чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального.  [c.139]

В этой главе рассматриваются следующие вопросы чем определяется приспособление людей к налогообложению Чем определяется величина ухудшения благосостояния в результате использования искажающего налогообложения Наконец, как измерить вред, связанный с использованием искажающего налогообложения Этот вред называется избыточным налоговым бременем. Мы также рассматриваем это бремя как чистые потери от налога. Как мы увидим, они могут иметь денежное измерение.  [c.411]

Классификация налогов. Переложение налогового бремени. Избыточное налоговое бремя. Оптимальное налогообложение. Правило Рамсея.  [c.129]

При прочих равных условиях чем больше эластичность предложения и спроса, тем больше избыточное бремя данного налога. Два налога, дающие одинаковые поступления, не обязательно влекут за собой одинаковое общее налоговое бремя.

Этот факт затрудняет работу правительства при определении наилучшего способа налогообложения. Правительство должно принимать во внимание избыточное налоговое бремя при разработке оптимальной системы налогообложения1.  [c.

176]

Введение акцизного налога в 1 дол. на каждую бутылку вина увеличивает цену одной бутылки до 4,50 дол. и сокращает равновесное количество бутылок на 2,5 млн. Налоговые поступления в государственный бюджет составляют 12,5 млн дол. [прямоугольник efa ]. Избыточное налоговое бремя, или потеря эффективности, составляет величину, выраженную треугольником ab .  [c.692]

ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ (ex ess burden of a tax)- потеря для общества чистой выгоды вследствие падения уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, вызванного введением налогов.  [c.346]

Известны две применяемые на практике меры потерь эффективности от налогообложения.

Предложенная Морингом мера потерь эффективности предполагает, что избыточное бремя налога – это величина разницы между той суммой, которую готов заплатить индивидуум, чтобы отказаться от уплаты налога, и текущими налоговыми поступлениями. Таким образом, мера Моринга может быть выражена в терминах функции расходов и налоговых поступлений  [c.101]

Источник: http://economy-ru.info/info/69267/

Избыточное налоговое бремя

Проблема определения оптимального уровня взимаемых налогов волновала экономистов еще в средние века.

Министру финансов при дворе короля Людовика XIV Жану-Батисту Кольберу приписывают фразу: «Сбор налогов – это искусство ощипать живого гуся так, чтобы получить максимум перьев при минимуме писка».

Количество собранных перьев, о котором говорил Кольбер — это и есть налоговая нагрузка, или как ее часто называют – налоговое бремя.

Налоговое бремя – это показатель, отражающий влияние собираемых налогов на деятельность экономических субъектов. Оно может определяться как для отдельного налогоплательщика (юридического или физического лица), так и для экономики в целом.

Формула налогового бремени в общем случае – это отношение уплаченных налогов к доходу. Однако по поводу формул уровня налогового бремени применительно к конкретным экономическим субъектам среди экономистов на сегодня не существует единого мнения.

Например, для того, чтобы определить, чему равно налоговое бремя на работника, в числитель дроби можно поставить подоходный налог:

  • Бр. = НДФЛ / Д, где Д – доход налогоплательщика.

Но данный подход имеет как минимум два недостатка. Во-первых, физические лица платят не только подоходный налог, а еще некоторые другие – налог на имущество, транспортный и т.д.

Во-вторых, здесь не учитываются косвенные налоги, включенные в цену товара, которые также являются нагрузкой на налогоплательщика.

Правда, учесть влияние косвенных налогов применительно к конкретному физическому лицу достаточно сложно.

При расчете налогового бремени на уровне предприятия сумму начисленных налогов делят на показатель доходности, которым, в зависимости от принятой методики, может быть выручка, прибыль или добавленная стоимость.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя определяют, как отношение всех поступивших в бюджет налогов к валовому внутреннему продукту.

Так сколько же перьев можно вырвать у гуся? Другими словами, до какой степени допустимо повышать налоговые ставки?

График, выражающий зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня ставок, был предложен в 1974 г. американским экономистом Артуром Лаффером.

Согласно его теории, при росте налоговых ставок объем поступлений в бюджет сначала возрастает и достигает максимума при некотором оптимальном размере ставки, а затем начинает падать, и при ставке 100% сумма собираемых налогов будет стремиться к 0.

Теория, позволяющая точно рассчитать размер оптимальной налоговой ставки, пока не создана, однако мировая практика показывает, что для эффективного функционирования экономики налоговое бремя не должно превышать 30-40% от доходов.

Если ставки существенно превышают этот уровень, то большинству экономических субъектов становится невыгодно заниматься бизнесом, и они либо полностью прекращают деятельность, либо «уходят в тень». И в том и в другом случае развитие экономики замедляется, а объем налоговых поступлений – сокращается. Следовательно – возникает необходимость в снижении налогового бремени.

Государство в этом случае может как снизить общий уровень фискальной нагрузки (путем снижения ставок или полной отмены некоторых налогов), так и осуществить переложение налогового бремени.

Распределение налогового бремени между экономическими субъектами зависит от фискальной политики государства.

Например, если большую часть поступлений в бюджет дают косвенные налоги, входящие в цену товара (НДС, акцизы), то большая часть нагрузки в итоге ложится на конечного потребителя.

Если же имеют место высокие ставки по налогу на прибыль юридических лиц, то налоговое бремя несут на себе производители.

Меняя уровень ставок по этим налогам, правительство может «перекладывать» налоговое бремя между населением и бизнесом.

Также возможно осуществить поддержку тех или иных отраслей экономики путем введения различных налоговых льгот.

Налоговое бремя – это отношение суммы взимаемых налогов к доходу экономического субъекта или ВВП государства. Его оптимальная величина – не более 30-40% от дохода. Оптимизацию избыточной налоговой нагрузки можно осуществлять как путем снижения ставок, так и путем перераспределения бремени между хозяйствующими субъектами или отраслями экономики.

Источник: http://mari-a.ru/v-pomoshh-predprinimatelyu/izbytochnoe-nalogovoe-bremya-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector