Инвентаризация источников выбросов

Инвентаризация источников выбросов

Проведем инвентаризацию источников выбросов и разработаем проект ПДВ. Стоимость проведения инвентаризации – от 25000 рублей и определяется количеством источников. Сроки – от 2 недель.

Что такое проект инвентаризации?

Заказать разработку проекта инвентаризации – значить объединить комплекс данных, собранных на основании материалов:

  1. предоставляемых заказчиком,
  2. визуального обследования оборудования и территории,
  3. а также инструментальных измерений.

Этот массив данных состоит из информации:

  1. об источниках выделения загрязняющих веществ,
  2. сведений об их расположении на территории объекта инвентаризации,
  3. о химическом составе и количестве выделяемых веществ.

Данный процесс охватывает описание технологии, сведения об установках очистки газа, а также полное описание как стационарных организованных, так и неорганизованных источников. Таким образом, инвентаризация становится начальной стадией для составления проекта ПДВ и служит для дальнейшей разработки природоохранных мероприятий, направленных на защиту воздушного бассейна.

Необходимость проведения инвентаризации регламентируется Законом РФ «Об охране атмосферного воздуха» от4 мая 1999 года N 96-ФЗ.

Кто выполняет проект инвентаризации источников выбросов?

Чаще всего для проведения инвентаризации предприятие привлекает специализированную стороннюю организацию.Возможно проведение инвентаризации и службами самогозаказчика.

В любом случае, исполнитель проекта инвентаризации обязан соблюдать все требования и условия содержания экологического законодательства Российской Федерации: нормативных документов и инструкций по проведению инвентаризации.

Во время инвентаризации для каждого источника загрязнения атмосферы:

  • устанавливается соответствующее территориальное расположение,
  • присваивается персональный номер,
  • определяется объем выброса,
  • формируется перечень выбрасываемых загрязняющих веществ,
  • определяются параметры установленных очистных устройств и издержки на очистку.

Стоимость инвентаризации источников выбросов

Говоря о стоимости данного проекта, необходимо в первую очередь обратить внимание на масштабы объекта.

Соответственно, чем больше объект, тем больше на нем различных источников загрязнения атмосферы выбросами и тем большая сумма будет затрачена на данное исследование.

Также стоимость будет зависеть от выбранного руководством предприятия исполнителя, так как каждая фирма задает свою стоимость, которая зависит от нынешней рыночной стоимости данной услуги.

Еще одним критерием, определяющим стоимость инвентаризации выбросов, является способ ее осуществления. Это может быть как более точный измерительный метод, который не может обойтись без участия аккредитованной лаборатории, так и менее затратный расчетный метод.

Также стоимость будет зависеть и от срочности проекта, запрашиваемой руководством исследуемого объекта.

Инвентаризация является первым, довольно важным и неотъемлемым этапом, необходимым для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), который регламентирует деятельность предприятия в отношении защиты окружающей среды. Очевидно, что при заказе разработки проекта ПДВ его стоимость в итоге напрямую будет зависеть от цены инвентаризации.

Когда проводят инвентаризацию источников выбросов?

Основываясь на содержании статьи 22 и 30 «Закона об охране атмосферного воздуха», инвентаризацию необходимо проводить во время выполнения производственного экологического контроля.

Также, обращаясь к содержанию данного постановления, можно сделать вывод, что проведение такой процедуры требуется обеспечить всем природопользователям, в ведении которых имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Все тот же Закон говорит о необходимости пересмотра материалов инвентаризации, который проводится природопользователем тогда, когда меняются объем, масса или состав выбросов. Это происходит в следующих случаях:

  • преобразование технологии,
  • изменение процессов и производственного оборудования,
  • при замене используемого сырья и материалов.

Также, корректировка может потребоваться в случае пересмотра условий проведения инвентаризации.

Кто и когда обязан проводить инвентаризацию источников выбросов?

В первую очередь данная процедура требуется на первом этапе образования цены при заказе разработки проекта нормативов допустимых выбросов. Соответственно,данную процедуру проводят все предприятия, действующие промышленные объекты и производственные объединения, независимо от формы собственности, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Согласно экологическому законодательству РФ («Приказ об утверждении порядка проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников») в обязанности природопользователя входит ее проведение с периодичностью один раз в пять лет. Для нововведенных объектов эту процедуру необходимо осуществить не позднее двух лет после ввода их в эксплуатацию, и далее – согласно установленному законодательством сроком.

Время составления проекта по инвентаризации зависит от масштабов предприятия, на котором она проводится. Как правило, от 1 месяца. При этом очень много зависит от скорости сбора исходной информации, основанной на техническом регламенте производства.

Инвентаризация выбросов в составе проекта ПДВ

Самостоятельно проект инвентаризации выбросов не требует согласования в каких-либо специализированных уполномоченных органах. Согласуется он в составе проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и рассматривается в следующем порядке:

  1. этап. 30 дней экспертиза для получения экспертного заключения.
  2. этап. 30 дней в Управлении Росприроднадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения.
  3. этап: 30 дней – согласование в Росприроднадзоре.
  4. этап: 30 дней – получение разрешения на выбросы.

Ответственность при невыполнении инвентаризации источников выбросов?

Проведение инвентаризации является обязательным требованием экологического Законодательства, поэтому несоблюдение его накладывает юридическую ответственность на природопользователей.

Согласно «Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях» несоблюдение оных требований обойдется юридическому лицу штрафом в размере от 20 до 100 тысяч рублей.

При несвоевременном сообщении, сокрытии или искажении экологической информации юридическое лицо несет ответственность в виде штрафа, в размере от 20 до 80 тысяч рублей. При этом величина и сроки наказания регулируются «Кодексом об Административной ответственности РФ».

Основным законом, регламентирующим необходимость проведения инвентаризации выбросов, служит «Закон об охране атмосферного воздуха» N 96-ФЗ от 04.05.1999 года.

Источник: http://sot1.ru/proektirovanie/inventarizatsiya-istochnikov-vyibrosov

Инвентаризация источников загрязнения атмосферы (ИЗА)

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух состоит из следующих этапов :

  • Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу ПДВ предприятия;
  • Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);
  • Установление источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;
  • Оценка экологичности используемых технологий;
  • Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия.

Инвентаризация является основным этапом перед разработкой тома ПДВ:

1 этап. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбор исходных данных и документов. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет руководитель предприятия

Далее идет 2 этап. Проведение расчетов и оформление результатов работы в соответствии с инвентаризацией и «Рекомендациями по содержанию и оформлению проектов для предприятий». Состав проекта нормативов ПДВ зависит от группы (категории) сложности объекта (предприятия). К основным разделам относятся следующие:

• общие сведения о предприятии; • характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы; • проведение инвентаризации выбросов инструментальными методами; • выполнение расчетов выбросов ЗВ; • проведение расчетов рассеивания ЗВ в атмосферном воздухе; • предложения мероприятий по снижению выбросов и нормативов ПДВ; • мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях; • контроль за соблюдением нормативов на предприятии.

Третий  этап в работе с проектом ПДВ очень зависит от правильно проведенной инвентаризации ИЗА представляет собой согласование проекта ПДВ и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ, которое осуществляется в следующих инстанциях:

• ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или другая организация, аккредитованная на проведение экспертизы проектной документации для получения экспертного заключения по проекту; • Территориальное управление Федеральной службы по надзору прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии документации санитарным нормам и правилам;

• Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.

Источник: http://eco-consalting.ru/uslugi/sostavlenie_proektnoy_dokumentatsii/inventarizaciya-istochnikov-zagryazneniya-atmosfery-iza/

Инвентаризация ПДВ, источников выбросов вредных веществ в атмосферу

Инвентаризация ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории предприятия, количестве и составе выбросов.

В соответствии  со статьей 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96 «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В ходе проведения инвентаризации происходит выявление и учет загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, от всех стационарных источников загрязнения и от автотранспорта, имеющегося на предприятии, определяются количественные и качественные характеристики выбросов загрязняющих веществ.

Проведение инвентаризации выбросов осуществляется через каждые 5 лет. При проведении реконструкции на предприятии или в случае изменения технологии, производится уточнение данных инвентаризации. 

Проведение инвентаризации ПДВ

Проведение инвентаризации необходимо для:

  • подготовки данных для определения нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ) предприятия;
  • контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
  • разработки и установления технических нормативов выбросов загрязняющих веществ от технологических процессов и оборудования;
  • контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок;
  • подготовки данных для оценки уровня загрязнения атмосферы и формирования базы данных об источниках загрязнения.

Проверку достоверности и полноты инвентаризации выбросов осуществляют территориальные органы Росприроднадзора, в рамках государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Этапы проведения инвентаризации источников

1. Изучение существующей документации и подготовительные мероприятия

  • изучение технологического регламента предприятия;
  • подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;
  • определение места расположения, координат, и параметров всех источников выбросов;
  • составление перечня загрязняющих веществ, которые образовываются в ходе технологических процессов, данные проектной документации.

2. Сбор исходных данных

  • обследование газоочистных установок и вентиляционных систем, выбросы которых содержат в своём составе загрязняющие вещества, оценка их эффективности и технического состояния;
  • отбор проб выбросов, их анализ на содержание вредных веществ.

3. Обработка результатов  и оформление документов

  • Расчет выделений и выбросов с применением утвержденных методик;
  • При необходимости проведение инструментального контроля, для подтверждения теоретических результатов; 
  • Систематизация и обобщение полученных результатов;
  • Составление технического отчета по инвентаризации выбросов, содержащего расчетно-пояснительную записку, результаты обследования, выводы и рекомендации;
  • Формирование акта инвентаризации выбросов и загрязняющих веществ, и его утверждение руководителем предприятия.

Срок проведения инвентаризации выбросов в атмосферу

Срок проведения инвентаризации ПДВ составляет от одного  до трех месяцев. На сроки выполнения инвентаризации оказывают влияние: количество источников выбросов, сложность производственного процесса, расположение и типы объектов, количество образующихся загрязняющих веществ.

Качество проведенной инвентаризации во многом определяет обоснованность устанавливаемых нормативов ПДВ, что также влияет и на размер экологических платежей

Вы можете заказать проведение инвентаризации ПДВ и источников загрязняющих веществ в нашей компании, оставив заявку на сайте или позвонив по телефонам:  8 (812) 493-57-44, 907-17-22. Наши специалисты всегда готовы ответить на имеющиеся у Вас вопросы.

Читайте также:  Бухгалтерские проводки по ндс: примеры

Экологические Решения

Источник: http://ecoldoc.ru/inventarizaciya-istochnikov-vybrosov/

Инвентаризация источников выбросов

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников (инвентаризация источников выбросов) – это систематизация сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов. Результатом проведенной инвентаризации является отчет по инвентаризации, утвержденный руководителем предприятия.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация источников выбросов является одним из этапов разработки и согласования проекта ПДВ.

Во время инвентаризации для каждого источника загрязнения атмосферы:

  • устанавливается соответствующее территориальное расположение,
  • присваивается персональный номер,
  • определяется объем выброса,
  • формируется перечень выбрасываемых загрязняющих веществ,
  • определяются параметры установленных очистных устройств и издержки на очистку.

Кому необходимо?

Процедуру инвентаризации проводят все предприятия, действующие промышленные объекты и производственные объединения, независимо от формы собственности, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Согласно экологическому законодательству РФ («Приказ об утверждении порядка проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников») в обязанности природопользователя входит ее проведение с периодичностью один раз в пять лет. Для нововведенных объектов эту процедуру необходимо осуществить не позднее двух лет после ввода их в эксплуатацию, и далее — согласно установленному законодательством сроком.

Когда проводить?

Инвентаризация проводится 1 раз в 5 лет, либо если произошли изменения в производственном процессе:

  • преобразование технологии;
  • изменение процессов и производственного оборудования;
  • при замене используемого сырья и материалов.

Ответственность

Проведение инвентаризации является обязательным требованием экологического Законодательства, поэтому несоблюдение его накладывает юридическую ответственность на природопользователей.

Согласно «Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях» несоблюдение оных требований обойдется юридическому лицу штрафом в размере от 20 до 100 тысяч рублей.

При несвоевременном сообщении, сокрытии или искажении экологической информации юридическое лицо несет ответственность в виде штрафа, в размере от 20 до 80 тысяч рублей. При этом величина и сроки наказания регулируются «Кодексом об Административной ответственности РФ».

Как сделать?

Провести инвентаризацию можно как внутренними силами организации, так и при помощи сторонних лиц.

Наша компания выполняет инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников как в рамках разработки нормативных экологических проектов, так и отдельной процедурой. Все работы проводят специалисты-экологи в короткие сроки с последующим утверждением документа в контролирующих органах.

Источник: https://normativ.org/uslugi/ecology/inventarizatsiya-istochnikov-vyibrosov/

Инвентаризация выбросов

Инвентаризация источников выбросов в атмосферный воздух необходима, если на Вашем предприятии есть выбросы в атмосферный воздух:

  • Котельная газовая, на твердом топливе, на жидком топливе и т.п.
  • Закрытая парковка с системой вентиляции или открытая
  • Станки и оборудование с вытяжной вентиляцией
  • Кухни с приготовлением пищи, оборудованные приточно-вытяжной вентиляцией
  • Автономные источники энергоснабжения (ДГУ, ГГУ и т.п.)

Для выполнения инвентаризации выбросов для предприятия надо знать все источники выбросов (определить возможность применения расчетного метода), для того чтобы понимать их воздействие на окружающую среду.

Стоимость работ по инвентаризации источников выбросов

Инвентаризация выбросов — важное мероприятие на производстве, которое проводится в рамках программы охраны окружающей среды. В его процессе уточняются данные о видах загрязняющих выбросов, классе опасности и других параметров выбросов.

При инвентаризации источников выбросов происходит описание:

  • Промышленных объектов, которые выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу;
  • Их параметров — расположения, занимаемой площади, высоты;
  • Количества видов загрязняющих веществ, оказывающих вредное воздействие на атмосферу, определяется их соответствие ПДК (предельно допустимой концентрации);
  • Их объемов, интенсивности и состава;
  • Возможных масштабов незапланированных аварийных и залповых выбросов.

По итогам проведенной инвентаризации предприятию выдается отчет, который впоследствии используется, чтобы разработать Проект ПДВ и получить разрешение на выброс.

Основание инвентаризации

В соответствии с Федеральным законом № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 22, 30.

Об услуге инвентаризации выбросов

Для проведения инвентаризации неорганизованных источников выбросов требуется выезд инженера-эколога к Вам на предприятие (промыш­ленную площадку).

Для получения разрешения на выбросы и проведения инвентаризации организованных источников выбросов требуется прив­лечение аккредитованной лаборатории с соответствующей областью аккредитации.

Чтобы замеряемые вещества присутствовали в области аккре­дитации привлекаемой лаборатории.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ проводиться 1 раз в 5 лет перед разработкой проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ). Отчет об инвентаризации источников выбросов согласовывается с руководством инвен­таризируемого предприятия.

Возможные неприятности для предприятия при отсутствии инвентаризации

В соответствии с Федеральным законом № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:

  • Потеря времени и денег при простое предприятия в случае проверки Росприроднадзора и разбирательстве задним числом с документацией объекта;
  • Солидные штрафы за загрязнение атмосферного воздуха или приостановка деятельности предприятия по предписанию госорганов надзора и по решению суда; Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ, 1999 г., Статья 31.
  • Весьма тяжелое уголовное наказание при нарушении установленных законом правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, повлекшем причинение вреда здоровью людей. Уголовный кодекс РФ 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, Статья 251.

Источник: http://specology.ru/inventarizacija_vybrosov

Моя экология – Инвентаризация стационарных источников и выбросов

Инвентаризация стационарных источников и 

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Основные понятия из статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:

источник выброса – сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества;

стационарный источник – источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника (передвижной источник – транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса);

вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Росприроднадзора от 15.11.2012 N ВК-03-01-36/15437 “О направлении Методических рекомендаций

по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха”

п.3.8.3 Материалы инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:

Проведение инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу является первым этапом работ по нормированию выбросов. Работа по проведению инвентаризации источников выбросов проводится предприятием самостоятельно либо с привлечением специализированных сторонних организаций.

Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу представляет собой систематизацию следующих сведений:

– наличии источников выделения и источников выбросов;

– о распределении источников выбросов загрязняющих веществ по территории;

– о качественной и количественной характеристике выбросов;

– о параметрах выбросов газовоздушной смеси из источников выбросов (аэродинамические характеристики);

– о параметрах источников выбросов (диаметре устья, высоте);

– об оснащенности источников выбросов газоочистными установками (далее – ГОУ).

Требования к порядку и периодичности проведения инвентаризации выбросов установлены Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991).

Инвентаризация проводится один раз в пять лет. В случае реконструкции, изменения технологии проводится уточнение данных ранее проведенной инвентаризации. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации.

Определение качественного и количественного состава вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферу, осуществляется прямыми инструментальными замерами в соответствии с действующими стандартами и методиками при максимальной загрузке оборудования. Инструментальные замеры должны осуществляться лабораторией предприятия либо аккредитованной лабораторией по договору.

В настоящее время отсутствуют нормативные документы, регламентирующие разграничение предприятий и источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по применению инструментальных и расчетных методов.

Инструментальные методы являются превалирующими при инвентаризации и контроле выбросов вредных (загрязняющих) веществ, которые в совокупности формируют повышенное загрязнение атмосферного воздуха в жилой зоне (более 0,5 ПДК).

Расчетные методы применяются в основном для определения характеристик неорганизованных выделений (выбросов).

Расчетные методы применяются также при определении выбросов вредных (загрязняющих) веществ организованными источниками, формирующими приземные концентрации в атмосферном воздухе жилых зон менее 0,5 ПДК и, в первую очередь, для определения выбросов от типичных для многих предприятий производств: сварочные и окрасочные работы, механическая обработка материалов, нанесение металлопокрытий гальваническим способом, котельные и другие топливосжигающие устройства малой производительности.

Для любых типов организованных источников, выбросы вредных (загрязняющих) веществ которых в жилой зоне не формируют приземных концентраций более 0,1 ПДК и за пределами промплощадки более ПДК, используются расчетные методы. В случае их отсутствия используются инструментальные методы.

Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Утв. Госкомприроды СССР)

Инвентаризация выбросов (ГОСТ 17.2.1.04-77) представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной целью инвентаризации выбросов загрязняющих веществ является получение исходных данных для:

– оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ предприятия на окружающую среду (атмосферный воздух);

– установления предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы;

– организация контроля соблюдения установленных норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

– оценки состояния пылегазоочистного оборудования предприятия;

– оценки экологических характеристик, используемых на предприятии технологий;

– оценки эффективности использования сырьевых ресурсов и утилизации отходов на предприятии;

– планирования воздухоохранных работ на предприятии.

При проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии.

Приказ МПР РФ от 07.08.2018г. №352 “Об утверждении порядка инвентаризации стационарных источников и

выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных,

документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризаций и корректировки”

Приказом устанавливается:

– перечень лиц, обязанных проводить инвентаризацию;

– порядок оформления решения о проведении инвентаризации;

– перечень источников, загрязняющих атмосферный воздух, в отношении которых должна проводиться инвентаризация;

Читайте также:  Служебная записка на командировку: образец 2017

– содержание работ при проведении инвентаризации выбросов;

– порядок осуществления систематизации сведений об источниках выбросов;

– механизм определения показателей выбросов при инвентаризации выбросов;

– порядок документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации выбросов;

– механизм корректировки данных инвентаризации выбросов;

– ответственность за проведение инвентаризации выбросов.

В приказе приводятся формы таблиц для документирования:

результатов анализа нестационарности выбросов; 

результатов инструментального определения показателей выбросов;  

результатов выявления стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, определения их характеристик и определения качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ.

Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и ИП (далее – хозяйствующие субъекты), осуществляющими деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

(далее ИЗАВ – источники загрязнения атмосферного воздуха, ЗВ – выбросы и загрязняющие вещества).

Решение о проведении инвентаризации выбросов оформляется в виде распорядительного акта или внутреннего документа хозяйствующего субъекта, в котором определяются сроки проведения инвентаризации выбросов и назначается ответственный за проведение инвентаризации выбросов.

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем НВОС, систематизируются и документируются полученные результаты.

В качестве стационарных ИЗАВ учитываются:

организованные – тип ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов (установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства и др.);

неорганизованные – тип ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, неплотности, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта НВОС или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом (например, пылящие поверхности хвостохранилищ);

точечные – вид организованных ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия;

линейные – вид ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, (например, аэрационные фонари цехов);

площадные – вид неорганизованных ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности (площади);

ИЗАВ, перемещаемые передвижными средствами и функционирующие в стационарном режиме.

При проведении инвентаризации выбросов:

обследуется территория объекта НВОС, анализируется проектная документация объекта НВОС, виды деятельности (технологии производства), данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;

выявляются все ИЗАВ, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества, а также определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (источники выделения);

систематизируются сведения о пространственном размещении ИЗАВ на объекте НВОС;

изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа (ГОУ – газоочистные установки);

устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики ИЗАВ (длина, ширина, высота, при наличие устья – вид и размеры устья источника);

определяются координаты стационарных ИЗАВ;

устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учетом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух, а также определяются показатели отходящих газов (скорость, объемный расход, температура, давление, влажность);

документируются результаты инвентаризации выбросов.

Обследование состояния и условий эксплуатации ГОУ и систем вентиляции проводится с учетом требований правил и инструкций по их эксплуатации.

Определение характеристик ИЗАВ и показателей выбросов осуществляется:

при эксплуатации технологического оборудования в режиме его максимальной производительности, допускаемой установленным регламентом работы;

при эксплуатации систем вентиляции и ГОУ в режиме их наибольшей допустимой нагрузки, определяемой инструкциями по их эксплуатации.

В ходе инвентаризации выбросов при определении качественных и количественных показателей выбросов должна быть выявлена, учтена и проанализирована нестационарность выбросов – изменения показателей выбросов во времени, обусловленные неодновременной, неравномерной работой оборудования, изменениями режимов работы оборудования и стадийностью процессов, в ходе которых образуются и выделяются загрязняющие вещества.

При выявлении нестационарности выбросов анализируется изменение качественных и количественных показателей выбросов для разных стадий многостадийных технологических процессов и для разных режимов работы оборудования.

Для ИЗАВ, выбросы которых изменяются в течение года, сезона, месяца, недели, суток, производственной смены, выявляются факторы, влияющие на нестационарность выбросов в различные периоды времени: характеристики и расход сырья или топлива; загруженность, продолжительность и одновременность работы оборудования и устройств, являющихся частями технологического процесса.

Определения показателей выбросов при инвентаризации выбросов

Определение качественного и количественного состава выбросов из выявленных ИЗАВ осуществляется инструментальными, инструментально-расчетными и расчетными методами. Выбор метода определения качественного и количественного состава выбросов из каждого ИЗАВ при инвентаризации выбросов должен быть обоснован.

Для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные и инструментально-расчетные методы.

Использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях:

отсутствие аттестованных в установленном порядке методик измерения загрязняющего вещества;

отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов;

отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику, неорганизованный или линейный стационарный источник и др.).

На ИЗАВ, оснащенных ГОУ, определение показателей выбросов осуществляется только инструментальными методами в специально оборудованных местах отбора проб, предусмотренных Правилами эксплуатации ГОУ  и проектной документации изготовителя ГОУ.

В случаях, если в ходе инвентаризации выбросов используются климатические и (или) метеорологические данные, такие данные должны определяться юридическими лицами, имеющими лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Документирование и хранение данных, полученных в результате инвентаризации выбросов

По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, утверждаемый хозяйствующим субъектом, которому принадлежит объект НВОС.

В отчет о результатах инвентаризации выбросов включается описание проведенных работ по инвентаризации выбросов и особенности выполнения данных работ с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения выбросов ЗВ.

В качестве максимальных разовых (в г/с) значений выбросов ЗВ используются средние значения каждого показателя выбросов за двадцатиминутный интервал времени.

При наличии арендаторов, вопросы, связанные с проведением инвентаризации выбросов арендатора, могут оговариваться в договоре аренды.

Источник: https://www.xn--c1akeedmbb5ktah.xn--p1ai/inventarizaciya-istochnikov

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это комплекс работ по контролю на предприятиях организованных и неорганизованных источников загрязнения атмосферного воздуха, направленный на систематизацию информации о распределении их на территории предприятия, о техническом состоянии вентиляционных систем и газоочистных устройств, о количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится юридическими лицами во исполнение ст. 30 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», которая гласит:

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

Задачи инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

  1. классификация источников загрязнения атмосферы, действующих на территории предприятия;
  2. определение количественного содержания загрязняющих веществ в отходящем от источника загрязнения газе или воздухе;
  3. оценка степени влияния выбросов загрязняющих веществ на окружающую природную среду;
  4. оценка эффективности очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и технического состояния газоулавливающих установок (ГОУ) при соблюдении проектного режима работы;
  5. оценка экологических характеристик используемых на предприятии технологий и сырьевых ресурсов;
  6. получение объективных результатов аналитического контроля выбросов загрязняющих веществ для разработки и расчёта нормативов ПДВ (ВСВ) загрязняющих веществ как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферного воздуха;
  7. разработка природоохранных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ за счёт совершенствования технологических процессов, применения менее токсичных материалов, герметизации оборудования, оснащения источников загрязнения газоулавливающими установками, модернизации и ремонта газоулавливающих установок;
  8. использование информации по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу для заполнения форм статистической отчётности.

Организация, проводящая инвентаризацию выбросов предприятий, при выполнении работ и оформлении их результатов обязана соблюдать действующие законодательные, нормативные и общегосударственные инструктивные документы.

В ходе работ по инвентаризации определение качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу с использованием инструментальных методов осуществляется аккредитованными аналитическими лабораториями в строгом соответствии с установленной областью аккредитации.

При проведении работ по инвентаризации силами собственного подразделения по охране окружающей среды предприятия оформление специальной лицензии не требуется (при условии проведения необходимых для инвентаризации инструментальных замеров аккредитованной лабораторией).

Инвентаризация выбросов ЗВ в атмосферу должна проводиться периодически, но не реже, чем один раз в пять лет.

Этапы проведения инвентаризации

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ на предприятиях проводится поэтапно:

  • 1-й этап – подготовительный;
  • 2-й этап – инвентаризационное обследование;
  • 3-й этап – обработка и оформление результатов обследования.

Подготовительный этап инвентаризации

На первом этапе инвентаризации необходимо:

разработать Программу работ по инвентаризации источников выбросов ЗВ в атмосферу.

Программу разрабатывают руководитель экологической службы предприятия совместно с представителями организаций, участвующих в инвентаризации в качестве исполнителей

издать приказ о проведении работ по инвентаризации выбросов ЗВ.

В приказе необходимо определить ответственного за организацию и проведение работ в целом по предприятию, ответственных лиц за проведение работ, непосредственно в подразделениях предприятия и состав комиссии по оценке технического состояния ВС и ГОУ;

специалистам-исполнителям изучить проектную и техническую документацию, технологический процесс, сырье и материалы, используемые в производстве, определить наименование загрязняющих веществ, выделяющихся в процессе производства.

Специалистов знакомят с результатами предшествующих обследований и материалами, характеризующими оборудование и состав выбросов по отдельным производствам и веществам, технологическим системам и агрегатам, подлежащим обследованию.

Обеспеченность технологического процесса сырьем и расходными материалами подтверждается справкой за подписью главного инженера предприятия.

Читайте также:  Отчет о финансовых результатах: пример

Материалы и документы, необходимые для изучения ГОУ и источников выбросов, предоставляются руководителем экологической службы или другим лицом по согласованию с главным инженером предприятия;

визуально обследовать все ВС, ГОУ, выбросы от которых содержат ЗВ.

определить места их расположения, размеры, координаты источников выбросов ЗВ.

По результатам обследования определяют объем работ, сроки их проведения, необходимое материально-техническое обеспечение работ, необходимость оборудования точек отбора проб выбросов и проведения измерений, ремонта вспомогательного оборудования и средств защиты;

осмотреть и оценить техническое состояние вентиляционных систем, оборудования источников выбросов, ГОУ.

Технический осмотр и оценку работоспособности ГОУ и ВС проводит комиссия из представителей предприятия и представителей организации- исполнителя инвентаризации выбросов. Результаты осмотра оформляют Актом, где дается заключение о работоспособности и техническом состоянии всех ГОУ и ВС, использующихся на предприятии.

Акт подписывается членами комиссии и утверждается главным инженером.

При выявлении неисправностей в работе ВС и ГОУ, необорудованных точек отбора проб выбросов и проведения измерений (отсутствия лестниц, площадок, ограждений, освещения) специалисты организации-исполнителя под руководством главного механика (главного энергетика) и контролем руководителя экологической службы предприятия выполняют работы по устранению неисправностей и приведению рабочих мест в соответствие с требованиями нормативно-технической документации. После завершения работ проводится повторный осмотр. Если выполнение отдельных работ невозможно к установленному сроку, их включают в Акт с указанием с текущих сроков выполнения, повторного осмотра и замеров фактических параметров.

Инвентаризационное обследование

На втором этапе проводят:

  1. аэродинамические испытания ГОУ и ВС;
  2. отбор проб выбросов и их анализ на содержание загрязняющих веществ в воздуховодах, на входе и выходе ГОУ;
  3. определение эффективности работы ГОУ.

Аэродинамческие испытания ВС и ГОУ проводят в соответствии с:

  • ГОСТ 17.2.4.06-90 «Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения»,

Источник: http://ecosfera.pro/ekologiya-dlya-biznesa/inventarizaciya-vybrosov/

Инвентаризация выбросов предприятий в атмосферный воздух. Акт инвентаризации выбросов – Статьи Компании ИНСТ (029/044) 587-22-22

Инвентаризация выбросов предприятий в атмосферный воздух

В одной статье трудно передать все нюансы процесса инвентаризации выбросов загрязняющих веществ, но изложенное, надеюсь, позволят представить весь процесс.

Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица (природопользователи) осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в числе прочего обязаны:

  • вести учет в области охраны атмосферного воздуха;
  • проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – инвентаризация выбросов).

Данные обязанности заключаются в подготовке акта инвентаризации выбросов, в соответствии с постановлением Минприроды Республики Беларусь от 23 июня 2009 г.

№ 42 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

В указанном постановлении приводятся как инструктивные требования, так и формы заполняемых таблиц и картосхем.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится:

  для новых, модернизируемых, реконструируемых стационарных источников выбросов в срок не позднее чем через два года с даты выхода на проектную мощность технологического оборудования;

  для действующих стационарных источников выбросов один раз в:

4 года для объектов воздействия на атмосферный воздух отнесенных к 1-й категории;

5 лет для объектов воздействия на атмосферный воздух отнесенных ко 2-й или 3-й категории;

6 лет для объектов воздействия на атмосферный воздух отнесенных к 4-й категории;

10 лет для объектов воздействия на атмосферный воздух отнесенных к 5-й категории.

Об указанных категориях поговорим ниже.

Прежде чем заказывать работы по инвентаризации выбросов каждому руководителю предприятия или организации надо выяснить с исполнителем работ один важный вопрос: следует ли проводить инвентаризацию расчетными методами или привлекать для этого специально аккредитованные лаборатории по проведению инструментальных замеров. От этого зависит стоимость работ по инвентаризации выбросов – расчетным методом, естественно, дешевле.

На этот вопрос ответят, прежде всего, специалисты по учету выбросов, но и сам предприниматель может знать, что более дешевым расчетным методом определяются выбросы по утвержденным в Республике Беларусь методикам. Что же это за методики?

Методики утверждаются техническими нормативными правовыми актами (технические кодексы установившейся практики – ТКП), а иногда и специальными постановлениями Минприроды.

В частности постановление Минприроды от 28 мая 2002 г.

№ 11 «Об утверждении руководящего документа по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» содержит методику расчета выбросов от использования лакокрасочных материалов.

По состоянию на начало 2013 года, кроме упомянутой, есть методики по расчетам выбросов от:

  • сжигания топлива в котлах теплопроизводительностью до 25 МВт;
  • того же в котлах теплопроизводительностью более 25 МВт;
  • сварки, резки, механической обработки металлов;
  • производства металлопокрытий гальваническим способом;
  • механических транспортных средств в населенных пунктах;
  • производства и переработки изделий из пластмасс;
  • солеотвалов при производстве калийных удобрений;
  • объектов магистральных трубопроводов;
  • объектов газораспределительных систем;
  • животноводческих комплексов, звероферм и птицефабрик;
  • предприятий железнодорожного транспорта;
  • объектов выброса стойких органических загрязнителей;
  • объектов выброса тяжелых металлов;
  • объектов нефтедобычи и газопереработки;
  • объектов предприятий нефтехимической отрасли;
  • предприятий по производству цемента и извести.

Источник: https://instr.deal.by/a22826-inventarizatsiya-vybrosov-atmosfernyj.html

Природоохранный центр

ОТДЕЛ РАСЧЕТА ПЛАТЕЖЕЙ, РАЗРАБОТКИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ, ежегодная статотчетность по форме 2-ТП (воздух)

Специалисты отдела разрабатывают следующие виды экологических документов:

  • Инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу

Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды» (Росприроднадзор).

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем «инвентаризацию») проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов.

Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности.

Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:

  • подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;
  • подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);
  • контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
  • ведения статистической отчетности о выбросах;
  • контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;
  • разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;
  • оценки экологичности используемых технологий;
  • формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города, региона;

Работы по проведению инвентаризации включают следующие этапы:

  • подготовительный
  • проведение инвентаризационного обследования
  • обработка результатов обследования и оформление выходных материалов

На первом этапе изучаются технологические процессы, данные проектной документации (для вновь вводимых в действие или реконструируемых объектов). Проводится анализ предыдущей инвентаризации (для действующих объектов).

На втором этапе специалист выезжает на предприятие и проводит обследование источников выделения и загрязнения атмосферы, определяет параметры источников загрязнения. Производится подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация. Производится кодификация и определение координат ИЗА.

На третьем этапе систематизируются результаты, проводится подбор методик для определения выбросов расчетным путем (при отсутствии методик учитываются результаты инструментального определения выбросов). Проводится расчет выбросов загрязняющих веществ.

Осуществляется заполнение бланков формы № 1 – воздух.

Составляетсяотчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия с кратким описанием технологических процессов (с учетом их нестационарности) и характеристикой технологического оборудования с точки зрения загрязнения атмосферы.

Отчет по инвентаризации утверждается руководителем предприятия. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя). Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет. Вопросы возникающие в ходе согласования инвентаризации и касающиеся методик расчетов валовых и максимально разовых выбросов устраняет разработчик инвентаризации.

Для разработки инвентаризации предприятие предоставляет:

  • Топографический план либо ортофотоплан с файлом координатной привязки tab или dxf с учетом нормативной СЗЗ, в масштабе, на диске.
  • Кадастровый паспорт либо межевое дело, кадастровая выписка о земельном участке.
  • Выезд специалиста на предприятие, проведение инвентаризационного обследования производства (цеха, участка) с выявлением источников загрязнения, источников выделения, определение их параметров.
  • Паспорта на ПГУ (если источник выделения обеспечен ПГУ).
  • При отсутствии методики расчета, предприятие предоставляет протокол инструментальных замеров акредитованной лаборатории в соответствии с предметным указателем допущенных к использованию методов измерения.
  • Предприятие предоставляет исходные сведения по разработке и оформлению инвентаризации и проекта ПДВ и ответы на типовые вопросы по разработке и оформлению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Методики:

  • «Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», Ленинград, 1991
  • Перечень методик, используемых в 2015 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Санкт-Петербург, 2014 г.
  • «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», Санкт-Петербург,2015 г.

Нормативные акты:

— Федеральный Закон № 96 ФЗ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха» глава 4 ст. 22, глава 7 ст. 30 часть 1.

Граждане и юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны обеспечиватьпроведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта ПДВ (предельно допустимых выбросов).

— КОАП — статья 8.21. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа.

В некоторых случаях возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него также влечет наложение штрафа.

Источник: http://naturesecur.ru/?page_id=80

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector