Экспедиторская расписка заменяет ттн или нет?

Порядок и правила оформления транспортных накладных | Наши публикации

После того, как были приняты Правила перевозки, у многих предпринимателей возникали вопросы о том, как грамотно и правильно оформить новую форму транспортной накладной, которая подтверждает договор перевозки какого-либо груза.

Как заполнить ТТН нового образца? Она составляется на одну партию груза или несколько, однако только в том случае, если в договоре не предусмотрено других мер и условий. Причем партия или партии должны перевозиться только с помощью одного конкретного транспортного средства. Составляется она в трех экземплярах:

  • для грузоотправителя;
  • для грузополучателя;
  • для перевозчика.

На одну машину создается только одна накладная по специальному и официальному принципу. Однако в том случае, если одним транспортам перевозятся грузы различным грузополучателям, то для каждой партии груза для отдельного получателя нужно составлять разные накладные.

Транспортная накладная оформляется, если транспортировка выполняется с привлечением стороннего перевозчика, а также тогда, когда груз поставляется непосредственно к клиенту транзитом.

В документе не прописывается цена транспортируемого груза, а в бланке может быть указана объявленная стоимость, однако только тогда, когда товары относятся к категории ценных.

Если в транспортной накладной имеются какие-либо исправления, то они должны быть заверены подписями сторон.

Оформление документов выполняется только в следующих случаях

  1. Перевозка организуется поставщиком, однако выполняется сторонним перевозчиком.

    В этой ситуации оформляются отдельно документы на доставку, а также на куплю-продажу товаров. Нужно создавать три экземпляра накладной по новой официальной форме. Один вариант отдается продавцу, который с его помощью подтверждает свои расходы на транспортировку.

    Другой переходит непосредственно покупателю, который подтверждает с его помощью реальность операции. Третий экземпляр накладной переходит к перевозчику.

    В том случае если транспортировка груза осуществляется в специальных контейнерах, то дополнительно составляется сопроводительную ведомость.

  2. Транспортировка осуществляется покупателем с помощью стороннего перевозчика.

    В данной ситуации поставщик оформляет ТОРГ-12, поскольку он должен лишь подготовить товар к транспортировке, а также известить об этом покупателя.

    Покупатель в этом случае выступает в качестве грузоотправителя, а право собственности на груз переходит к нему в то время, когда продавец передает товар перевозчику.

    Однако это происходит только тогда, когда другие условия не прописываются в договоре. Оформлением транспортных накладных должен в этом случае заниматься именно покупатель.

  3. Груз транспортируется транзитом непосредственно покупателю от продавца, не проходя через перекупщиков.

    Обычно различные оптовые фирмы закупают у поставщиков всевозможные товары и перепродают их непосредственно конечным потребителям. Однако все эти операции прописываются по документам, а на самом деле перевозчик просто доставляет товар от продавца к потребителю, не сгружая его на склад перекупщика.

    Для данной ситуации нужно составить две ТОРГ-12. В первом документы перевозчик – это покупатель, а во втором – продавец. После подписания первой накладной он становится собственником груза, который полностью принадлежит ему, поэтому во время оформления накладной в графе грузоотправитель указывается перевозчик, а в качестве грузополучателя выступает конечный покупатель.

    Заполняется документ грузоотправителем и перевозчиком. Однако стороны могут изменять порядок заполнения транспортной накладной, поэтому не редки случаи, когда ее заполняет только перевозчик.

    Заказчик подает заявку перевозчику, который должен рассмотреть ее в течение 3-х дней и дать ответ заказчику о том, будет ли принята заявка или отклонена. Отказ должен составляться в письменном виде.

    Официальной формы заявки нет, однако стороны могут самостоятельно ее создать и утвердить. На основании заявки перевозчик первоначально оформляет накладную, поэтому в заявке должна прописываться вся необходимая информация о грузе и расчет цены.

Форма заявки

  • Перевозчик по принятию заявки ставит специальную отметку о ее принятии, печать и подпись.
  • Заказчик с перевозчиком при рассмотрении конкретной заявки определяют все важнейшие условия и правила транспортировки. Перевозчик заполняет с 8 по 11, а также 13, 15 и 16 пункты накладной.
  • Заказчик заполняет пункты с первого по седьмой. Можно дополнительно прописывать в договоре, что именно перевозчик самостоятельно заполняет все пункты заявки. Пункты 6 и 7 не заполняются на данном этапе, поскольку они необходимы для приемки товара и его сдачи грузополучателю.
  • В 16 пункте обе стороны ставят дату, когда была составлена данная накладная, а также расписываются и ставят печати. Если все это присутствует в документе, то это означает, что все условия и правила транспортировки согласованы обеими сторонами.
  • В 6 пункте заказчик должен поставить печать и расписаться, а перевозчик после выполнения транспортировки должен в этом же пункте поставить подпись.
  • В 12 пункте перевозчик после завершения транспортировки может написать какие-либо замечания или примечания о приемке груза.
  • В 7 пункте грузополучатель должен поставить свою печать и расписаться. Сдавший груз водитель должен также поставить свою подпись.
  • Все графы, в которых ничего не заполнены, должны содержать прочерки, которые можно сделать ручкой.
  • В случае если все подписи выполняются по специальным доверенностям, то печати можно не ставить.

Вышеуказанные правила не учитывают много различных важных факторов и особенностей, которые возникают на практике, например таких:

  • заказчик действует от лица грузоотправителя, но не является им;
  • заказ может поступить в электронном виде, поэтому заказчик не может подписать накладную и оформить ее вручную.

Если заказчик перевозки и сам перевозчик не могут быстро и в установленные сроки поставить подписи на накладной, то следует возлагать обязанность заполнения документа на перевозчика.

Согласование может осуществляться с помощью факса или писем электронной почты. В этом случае перевозчик должен заполнить накладную, подписать ее и поставить на ней печать, отсканировать документ и в электронном виде отправить по факсу или почте заказчику, чтобы он оформил необходимые пункты.

Однако такая накладная может стать причиной недовольства налоговых органов и приведет к возникновению множества вопросов. Поэтому окончательный вариант накладной со всеми важными и необходимыми подписями и отметками должен быть отправлен заказчику любым способом. Данный документ считается подтверждением того, что перевозчик полностью выполнил все свои обязанности.

Полностью оформленная накладная со всеми заполненными пунктами должна находиться у:

  • заказчика;
  • грузоотправителя;
  • перевозчика;
  • грузополучателя.

Как заполнить ТТН

Существует несколько алгоритмов, применяемых для различных ситуаций.

Грузоотправитель – это заказчик перевозки.

  • Грузоотправитель – заполняет грузоотправитель и прописывает всю детальную информацию о себе и своих представителях.
  • Грузополучатель – заполняет грузополучатель и размещает детальные данные о себе.
  • Наименование груза – заполняет грузоотправитель. В данной графе пишется информация о грузе, его параметрах и особенностях.
  • Сопроводительные документы — заполняет грузоотправитель только при наличии важнейших официальных сертификатов и др. документов.
  • Указания грузоотправителя- заполняет грузоотправитель и прописывает характеристики транспортного средства, которые важны для того, чтобы осуществить качественную транспортировку груза.
  • Прием груза – заполняет как грузоотправитель, так и перевозчик. Здесь прописывается адрес приемки груза, а также дата и время, когда будет подан транспорт, в котором будет осуществляться перевозка.
  • Сдача груза – заполняет как грузоотправитель, так и перевозчик. Здесь прописывает адрес, на котором будет выполнена выгрузка товара, а также дата и точное время, когда прибудет транспортное средство с грузом под выгрузку.
  • Условия перевозки – заполняет перевозчик, а если данный пункт пустой, то правила должны быть взяты из специального ФЗ.
  • Данные о принятии заявки к исполнению – оформляется перевозчиком. Здесь прописывается информация о точном времени принятия заказа и о месте. Также ставится подпись перевозчика и его печать.
  • Перевозчик – заполняет перевозчик и прописывает важную информацию о себе и водителе, который будет выполнять транспортировку.
  • Транспортное средство – заполняет перевозчик и указывает вид транспортного средства, его марку, номер, вместимость и грузоподъемность.
  • Оговорки и замечания – заполняет перевозчик после погрузки груза.
  • Прочие условия – заполняет перевозчик, если транспортируются опасные грузы, тяжеловесные или же крупногабаритные.
  • Переадресовка – заполняет перевозчик, если во время перевозки произошла смена адреса, куда нужно доставить груз.
  • Порядок расчета и стоимость услуг транспортировки – заполняет перевозчик.
  • Дата составления договора и подписи всех сторон.
  • Отметки грузоотправителей,перевозчиков и грузополучателей. Данный пункт заполняется в том случае, если были нарушены какие-либо условия договора.

Заказчик перевозки – это не грузоотправитель и не грузополучатель.

В этой ситуации все соглашения и условия транспортировки, а также стоимость перевозки оговариваются с заказчиком, который не считается отправителем груза или его получателем. С 1 пункта по 7 в накладной заполняются либо заказчиком, либо перевозчиком, но не грузоотправителем.

Читайте также:  Что такое валовая прибыль простыми словами

В 16 пункте печать и роспись ставит заказчик, поскольку в данном случае подтверждается договорённость и согласование всех условийс перевозчиком. Также подтверждается правдивость и грамотность всей информации, располагающейся в накладной.

По остальным пунктам все происходит таким же образом, как и в предыдущей ситуации.

В 16 пункте можно указать грузоотправителя, а также и заказчика. В данной ситуации лучше всего указывать в договоре, что все обязанности по заполнению накладной лежат на перевозчике, а сам документ оформляется в четырех экземплярах.

Заказчик перевозки – грузополучатель.

С 1 пункта по 7 накладной заполняются именно заказчиком. Однако при согласованности сторон на основании заявки данные пункты может заполнять и перевозчик. В 16 пункте грузополучатель ставить печать и расписывается.

Это является подтверждением согласованности всех условий с перевозчиком на основании заявки, а также подтверждением того, что вся информация является правильной, релевантной и достоверной.

Все остальные пункты заполняются так же, как и в первом случае.

В 16 пункте накладной можно будет указать и грузоотправителя, а также и заказчика.В данной ситуации лучше всего указывать в договоре, что все обязанности по заполнению накладной лежат на перевозчике.

Накладная для заказчика является официальным и важным подтверждением всех затрат на транспортировку. Все налоговые органы признают затраты на транспортировку только в случае официального подтверждения, которым и является транспортная накладная.

Перевозка груза выполняется при наличии экспедитора.

С договором о транспортировке груза не отождествляется транспортная экспедиция, однако экспедитор может перевозить товары самостоятельно. Договор транспортной экспедиции имеет специфические особенности и характеристики, поэтому и документальное оформление данных услуг отличается от обычного договора перевозки.

Договор транспортной экспедиции – это важный и основной документ, с помощью которого осуществляется регулирование отношений, складывающихся между самим экспедитором и клиентом.

Все стороны договора должны согласовать и установить порядок выполненияперевозки, способ расчетов, метод подтверждения окончания оказания услуг, виды различных экспедиторских документов, которые не предусмотрены в законе, но необходимы для перевозки и др.

В 5 пункте Правил транспортно-экспедиционной деятельности можно ознакомиться с перечнем необходимых и важнейших экспедиторских документов. К ним относится: поручение, расписка экспедитора, складская расписка и прочее.

Акт оказанных услуг подписывается сторонами по факту выполнения обязанностей экспедитором. Его можно не оформлять официально, поскольку данный документ не предусмотрен в законодательстве и не является обязательным.

Дополнительно не существует каких-либо особенных требований и условий, предъявляемых к отчету об оказании услуг.

Однако рекомендуется оформлять акт, чтобы полностью предотвратить какие-либо недовольства или вопросы со стороны налоговой инспекции. Претензии с их стороны могут образоваться из-за того, что нужно подтверждать факт оказания услуг экспедитора, а также их стоимость, которая учитывается при налогообложении фирмы.

Составить акт оказанных экспедиторских услуг можно в любой удобной форме и виде, однако необходимо указывать все важные для любого первичного документа реквизиты. Обязательными элементами акта являются:

  • наименование;
  • дата составления;
  • наименование предприятия, от которого был составлен акт;
  • содержание, особенности и специфика операции;
  • стоимость операции в денежном выражении или же натуральном;
  • имена всех должностей лиц, которые ответственны за данную операцию и за грамотность ее оформления;
  • росписи всех должностных лиц;
  • детальное наименование всех оказанных услуг, а также их стоимость.

Транспортные накладные должны обязательно присутствовать в любом предприятии, поскольку их постоянно требуют налоговые органы и при их не обнаружении могут возникнуть серьезные проблемы. Однако в законодательстве прописывается, что при оказанииэкспедиционных услугне обязательно должны быть накладные. Они необходимы только в том случае, если экспедитор самостоятельно перевозит груз.

Если для перевозки груза привлекается экспедитор, то у покупателя и продавца будут разное количество документов. Все зависит от того, кто именно должен доставлять товары по договору.

Доставку должен осуществлять поставщик.

В этом случае у поставщика должны быть следующие документы: договор поставки, договор транспортной экспедиции и поручение конкретному экспедитору, расписка, ТОРГ-12 и акт услуг.

Также лучше всего иметь на руках грамотно и правильно оформленную транспортную накладную, однако данное условие не считается обязательным. Обычно экспедиторы не выдают доверенность на получение ТМЦ.

В том случае если экспедитор самостоятельно выполняет транспортировку, то транспортная накладная должны быть обязательно. Поскольку в этом случае экспедитор – не обычный посредник, а непосредственно перевозчик.

У покупателя должны быть следующие документы: договор поставки, транспортная накладная, ТОРГ-12, копия путевого листа, доверенность для представителя на получение ТМЦ.

В этой ситуации обязательно должна быть транспортная накладная, поскольку экспедитор обязательно воспользуется услугами перевозчика.

Если покупатель – это не грузополучатель, то у него не будет накладной и путевого листа. Поэтому нужно будет потребовать у поставщика копию накладной, чтобы было официальное и документальное подтверждение доставки груза.

Доставку груза осуществляет покупатель

В этом случае у покупателя имеется: договор поставки, договор транспортной экспедиции, поручение и расписка, ТОРГ-12, акту оказания услуг. Также если покупатель – это грузополучатель, то у него должна быть и накладная.

Один экземпляр накладной должен быть у грузополучателя, поскольку экспедитор в любом случае воспользуется услугами перевозчика.

Поставщик имеет следующие документы: договор поставки, накладную, копию поручения экспедитору,ТОРГ-12, копию путевого листа, а также доверенность на водителя на получение ТМЦ.

Во время передачи груза, поставщик должен убедиться, что передает его официальному представителю. В транспортной накладной прописывается, кто именно является заказчиком транспортировки.

Все вышеуказанные рекомендации и советы созданы в соответствии с законами РФ. Благодаря грамотному оформлению всех документов, можно существенно снизить риск возникновение проблем и недовольства налоговых органов.

Однако, даже не смотря на правильность оформления документов, полностью предотвратить претензии от инспекции невозможно в том случае, если контрагент окажется недобросовестным. Поэтому в суде налогоплательщик сможет выиграть только в случае наличия полного комплекта правильно и грамотно оформленных документов.

Источник: http://www.buhgalter-s.ru/poleznoe/publikacii/pravila-oformleniya-transportnyx-nakladnyx/

Экспедиторская расписка — правила составления и ответственность сторон!

Многие компании нуждаются в доставке каких-то материалов или продукции к месту назначения, однако не у каждой есть собственный транспорт. И при оформлении договоров, касающихся транспортировки, нередко возникают различные неточности и нарушения. Но обо всем по порядку.

Пример экспедиторской расписки

Согласно контракту транспортной экспедиции, в обязанности самого перевозчика входит выполнение указанных в этом документе услуг (за счет отправителя или получателя груза).

И если договор не разовый, то в нем обязательно должны содержаться отсылки к приложениям, составляемым для каждой новой перевозки, и оговорки, что все они, то есть приложения – это неотъемлемые части документа. Но в некоторых случаях такая оговорка не требуется вовсе, т. к.

факт неотъемлемости ряда договорных приложений предусмотрен законодательством.

Именно таким образом обстоят дела с экспедиторским поручением, где указывается список услуг и условия их выполнения посредством складской расписки, которая, в свою очередь, говорит о том, что экспедитор принял у отправителя груз на временное хранение, а еще с экспедиторской распиской (подтверждено постановлением №554 от сентября 2006-го года). Иными словами, благодаря этой расписке экспедитор получает право на временное владение грузом.

О необходимости экспедиторской расписки

Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Чтобы лучше понять, насколько важна описываемая в статье расписка, приведем в качестве примера типичную ситуацию.

Пример.

Получатель груза обратился к экспедитору, чтобы тот выполнил транспортировку от его имени. Был оформлен соответствующий контракт, на основании которого исполнителю выдали:

  • товаротранспортную накладную;
  • доверенность.

Но все случилось не так, как изначально планировалось – определенная часть груза была утеряна. Стороны некоторое время безрезультатно переписывались, после чего получатель обратился в суд. Он потребовал, чтобы с экспедитора взыскали стоимость потерянного груза, но спор ему так и не удалось выиграть, причем ни в одной из инстанций.

Причина проста: получатель груза не смог предоставить суду экспедиторскую расписку, а значит, формально никаких договорных обязательств между фирмами не было вовсе.

Как видим, из-за отсутствия расписки, которая должна обязательно прилагаться к договору, нельзя добиться возмещения стоимости потерянного груза, поскольку никаких обязательств по контракту с юридической точки зрения в таком случае быть не может.

Читайте также:  Штраф за неоткрытие обособленного подразделения

Что подтверждает расписка?

Итак, экспедитор выдает расписку после того, как получит груз, подтверждая тем самым сам факт передачи. Кроме того, экспедитор получает право владеть грузом на время его транспортировки. Выдача этого документа подтверждает как минимум четыре важных момента.

  1. Отправка уже состоялась, а экспедиторская фирма ответственна за выполнение своих транспортных обязательств.
  2. Упаковка груза или тара, в котором он находится, в нормальном состоянии.
  3. Содержание документа полностью согласовано с инструкциями, которые были переданы экспедитору, иными словами, отсутствуют любые разночтения.
  4. Условия, указанные в транспортной документации, не противоречат тем обязательствам, которые взяла на себя экспедиторская фирма.

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

Основные требования к документу

Отдельное внимание следует уделить форме описываемой в статье расписки. Согласно общепринятым нормам экспедитор обязан заполнить и подписать бланк сразу в двух экземплярах (один для себя, другой для отправителя груза или клиента).

К бланку документа предъявляются следующие требования:

  • он должен быть распечатан на листах формата А4;
  • при этом должен использоваться шрифт 14-го размера (зачастую используется Times New Roman);
  • заполнять следует или на компьютере, или вручную, но исключительно с помощью шариковой ручки (она может быть только черной или синей);
  • никаких ошибок там быть не должно.

Практически все поля рассчитаны на описание груза. Здесь они практически те же, что и в поручении экспедитору – упомянутом выше транспортном документе. Но одного поля в поручении нет – речь идет о пункте «Условия». Здесь, как можно судить из названия, указываются условия, на которых экспедитор принимает груз, а также его обязательства как доставщика.

Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции

При желании ниже можно проставить особые отметки, например, любые дополнительные сведения о:

  • ценностях;
  • сохранности транспортируемого груза;
  • особом способе перевозки;
  • безопасности окружающей среды и проч.

После заполнения бланк подписывается самим экспедитором или, как вариант, его уполномоченным представителем.

Инструкция по заполнению бланка экспедиторской расписки

Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Бланк состоит из 16-ти полей. Рассмотрим, что следует указывать в каждом из них.

Поле №1. Здесь необходимо указать дату составления документа.

Поле №2. В нем следует проставить номер расписки.

Поле №3. Вносятся сведения об отправителе груза: полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.

Бланк экспедиторской расписки

Поле №4. Указываются сведения о получателе (клиента): полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.

Поле №5. Вносится информация об экспедиторе: полное название и точный адрес юр. лица или же место регистрации и ФИО индивидуального предпринимателя, а также номер телефона, по которому с ним можно связаться.

Поле №6. Здесь необходимо указать название государства, в котором был изготовлен подлежащий транспортировке груз.

Поле №7. В следующей графе экспедитор указывает товарный код транспортируемого груза, требуемый для статистики и таможни, а также непосредственно для транспортных нужд.

Поле №8. Вносится маркировка перевозимого груза согласно действующему законодательству России.

Поле №9. Далее необходимо указать точное кол-во грузовых мест, а также конкретный тип упаковки.

Поле №10. Вносятся сведения о массе груза нетто и брутто (то есть без упаковки и с ней).

Поле №11. В этом поле указывается точный объем груза.

Поле №12. Здесь экспедитор указывает стоимость груза (согласно платежной документации).

Поле №13. Обозначаются размеры и масса отдельной упаковки.

Поле №14. Обозначаются условия, при которых состоится прием груза, а также обязательства экспедитора перед клиентом.

Поле №15. Здесь можно указывать особые отметки, о которых шла речь в предыдущем пункте статьи.

Поле №16. Экспедитор или уполномоченный представитель указывать в этой графе ФИО и ставит подпись.

Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

Стоит отметить, что если не будут соблюдены установленные законодательством формы документа, это формально будет значить отсутствие расписки как таковой. А значит, никаких договорных обязательств с юридической точки зрения нет, поэтому если недовольный клиент, к примеру, обратится в суд, то ему, по всей видимости, можно даже не рассчитывать на положительное для себя решение.

Бухгалтерская сторона вопроса

Может показаться, что корректно заполненная расписка необходима лишь клиенту, но на самом деле в ней заинтересована и сам экспедиторская компания. Ведь расписка говорит о приеме груза и передаче прав на временное его владение.

Тем не менее, документ входит в обязательный пакет бумаг, которые подтверждают сам факт предоставления услуг, вместе с накладной, транспортировочными документами, отчетом экспедитора и самим контрактом. Этот пакет, к слову, необходим сразу обоим участникам сделки: получателю – с целью применения вычетов из НДС, в то время как экспедитору – для подтверждения прав на использование нулевой ставки.

Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Статьи 805 и 806

Видео – Ответственность экспедитора в случае повреждения или потери груза

Источник: https://law-world.ru/yuridicheskaya-praktika/dolgovye-raspiski/ekspeditorskaya-raspiska.html

Экспедиторская расписка – для чего нужна?

Услуги по транспортировке товаров, обеспечению их отправления и получения, а также прочие услуги, которые имеют связь с транспортировкой, называются транспортно-экспедиционными. Для исполнения таких услуг между клиентом и перевозчиком должен быть заключен контракт. Один из документов, который формируется в рамках этого контракта — экспедиторская расписка.

Основной экспедиторской документацией признается:

  • Задание перевозчику;
  • Складская расписка;
  • Экспедиторская расписка.

Перевозчик формирует и выдает расписку только после получения груза, подтверждая этим действием передачу. Кроме того, на время перевозки груза перевозчик получает временное право на владение им. Так для чего нужна экспедиторская расписка? Ее выдача является подтверждением следующего:

  1. Груз уже был отправлен, а экспедиторская компания несет ответственность за исполнение своих транспортных обязанностей.
  2. Упаковка груза в нормальном состоянии, не имеет никаких повреждений.
  3. Содержание расписки согласовано с инструкциями, переданными перевозчику.
  4. Условия, которые прописаны в транспортных документах не находятся в противоречии с обязанностями, взятыми на себя транспортной фирмой.

Отслеживание груза по расписке

Еще одни предназначением этого документа является отслеживание груза по экспедиторской расписке. Для этого в сети Интернет предусмотрено довольно большое число сервисов.

Чтобы отследить груз, потребуется ввести на сервисе номер расписки, номер груза и номер заявки.

Нужно ли формировать расписку

Экспедиторские документы представляют собой обязательную часть контракта экспедиции. Они формируются в бумажном виде. Их бланки и порядок оформления установлены на законодательном уровне, Приказом Минтранса №23. А обязательна или нет экспедиторская расписка?

По правилам действующего законодательства, экспедиторская расписка является обязательной к формированию бумагой. Без нее нельзя учесть транспортно-экспедиционные издержки в составе затрат по налогу на выручку фирм.

Однако в рамках контракта транспортно-экспедиционных услуг может использоваться и другая документация, в зависимости от особенностей осуществляемых услуг. То есть, экспедиторской бумагой, которая подтверждает, что перевозчик получил груз, может быть не экспедиторская расписка, а иная бумага. Главное, чтобы это предусматривал контракт, оформленный между сторонами.

Кто формируется расписку

Кто должен оформлять экспедиторскую расписку? По действующему законодательству, обязанность по ее формированию ложится на перевозчика. Он должен оформить и передать ее клиенту. В обязанности клиента входит только обеспечение перевозчика нужными сведениями для формирования документа.

Расписка вместо накладной

Если есть расписка, тогда зачем нужно формировать накладную? Можно ли использовать экспедиторскую расписку вместо транспортной накладной?

Если по контракту транспортной экспедиции контракт заключает перевозчик, доказательством транспортных издержек для клиента будет именно экспедиторская документация. Но, несмотря на это, перевозчику нужно сформировать транспортную накладную. Ведь в соответствии с действующим законодательством, ее формирование при заключении контракта о транспортировке груза является обязательным условием.

Источник: https://okbuh.ru/raspiska/ekspeditorskaya-raspiska

Для чего нужна экспедиторская расписка

При организации транспортно-экспедиционных услуг составляется договор транспортной экспедиции.  Образец заполнения экспедиторской расписки используется ситуации, так как расписка является одним из составляющих документов в рамках данного договора.

Документы для скачивания

Бланк экспедиторской расписки.jpg

Образец заполнения экспедиторской расписки.jpg

Читайте также:  Как перейти из негосударственного пенсионного фонда в государственный

Отличия экспедиторской расписки от ТТН

Услуги по перевозке груза, подписанию договоров, организация отправки и получения товара – это все называется транспортно экспедиционными услугами. К экспедиторским документам относятся:

  1. Экспедиторская расписка
  2. Складская расписка
  3. Поручение экспедитору

Она подтверждает получение груза экспедитором и факт перевозки этого самого груза от грузополучателя к грузоотправителю. Она является неотъемлемой частью договорных отношений в данном случае и является обязательной к заполнению. Она составляется в письменном виде на специальном для этого бланке.

Для чего нужна экспедиторская расписка? Экспедитор — это по сути посредник между грузоотправителем и грузополучателем. Сам экспедиторский контракт может быть разовым, непрерывным, «рамочным». При долгосрочном сотрудничестве очень сложно определить заранее, на этапе подписания договора, тип товара, его стоимость, вес, упаковку, сроки доставки и пр.

Поэтому очень важно все подробности указать в приложениях к каждой очередной перевозке. Также необходимо чтобы в договоре было указано, что все отсылки и приложения являются неотъемлемой частью самого договора. Экспедиторская расписка не может заменить транспортную накладную.

Основное отличие ТТН (товарно-транспортной накладной) от расписки состоит в том, что в ней не указывается стоимость перевозки. Она содержит только сведенья о грузе, именно по этой причине она не может применяться, для учета транспортных расходов.

Также и ТТН не может заменить расписку, ведь она свидетельствует о том, что экспедитор получил груз и несет за него ответственность с момента его получения и до момента его передачи грузополучателю. Без наличия данного документа налоговая служба может отказать налогоплательщику от учета транспортных расходов. Ведь ее отсутствие является нарушением правил оформления документации.

Составление экспедиторской расписки

Как уже упоминалось ранее, экспедиторская расписка вместо транспортной накладной не составляется. Это два абсолютно разных документа и оба они крайне необходимы для полного документооборота. Есть определенные правила составления расписки.

Правила написания к данному бланку подробно описаны в Приказе о порядке №23. Она может быть написана как от руки с учетом определенной информации, либо же по определенному шаблону-образцу, установленному на предприятии.

Очень часто используется давно применяемый бланк, ведь он содержит все необходимые сведенья. Она должна содержать в себе:

  1. Информация о грузоотправителе.
  2. Информация о грузополучателе.
  3. ФИО экспедитора
  4. Сведенья о грузе – вес, упаковка, цена, количество, другие параметры.
  5. Номер документа и дата его составления.

В случае если допущена ошибка, при заполнении данного документа ее лучше не исправлять, более правильным решением было бы составление нового. Расписка составляется в двух экземплярах. Один остается у экспедитора, а второй передается на руки клиенту.

В редких случаях составляются дополнительные экземпляры, они также должны быть подписаны экспедитором.  Такой документ относится к необоротным и не возвращается после доставки груза.

Составляется она экспедитором, клиент должен лишь обеспечить экспедитора необходимой информацией о товаре.

Образец написания экспедиторской расписки

Расписка состоит из нескольких обязательных пунктов. Дата написания расписки должна совпадать с датой приема груза. Документ также должен содержать свой номер, присвоенный согласно внутреннему документообороту компании. После этого вписывается основная информация о грузе:

  1. Полное наименование товара.
  2. Адрес, по которому должен быть доставлен товар.
  3. Телефон
  4. Также вносятся вся необходимая информация о грузополучателе.
  5. Персональная информация об экспедиторе. Кроме ФИО также иногда вносятся паспортные данные.
  6. Информация о грузе должна включать в себя: страну происхождения груза, товарный код (необходим при транспортных досмотрах).
  7. Правила хранения и перевозки товара, сведения о маркировке. Обычно выглядят как символы или значки. Указываются особые условия для перевозки либо хранения, это также могут быть условия по сохранении охраны окружающей среды.
  8. Указывается вид упаковки и количество занимаемого места¸ а также вес товара брутто и нетто. Указывается информация об объеме товара его стоимости и размера.
  9. В конце ставится подпись экспедитора с расшифровкой. Печать в данном документе не обязательна.

В пункте об условиях перевозки прописываются обязательства экспедитора для обеспечения целостности и сохранности груза. Также указываются условия не только для его перевозки, но и условия приема груза на транспортно-экспедиционное обслуживание.

!!! Скачать бланк экспедиторской расписки можно будет в начале и конце данной статьи.

Не соблюдение обязательств и их последствия

Прошу обратить внимание, что не соблюдение правил заполнения и указание не правильной информации приводит к тому, что расписка становится недействительной.

К примеру, если предприятие-клиент решит предъявить претензии к экспедитору, который не добросовестно выполнял свои обязательства, то наличие полного пакета правильно оформленных документов будет обязательным условием для судебных разбирательств.

Расписка не должна быть заменена товарно транспортной накладной либо сдаточным списком. В этой ситуации суд может рассудить, что экспедитор не получал никакой товар и ответственности за его перевозку и хранение не несет. Ведь образец экспедиторской расписки 2018 четко утвержден законом.

В грамотно составленном документе нуждается и сам экспедитор. Этот документ, как не раз уже указывалось, подтверждает факт приема груза экспедитором на счет «товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение».

Эта информация важна для бухгалтеров для правильного занесения информации на необходимый счет.  Также он важен для того чтобы подтвердить право применения нулевой ставки НДС, для стороны экспедитора. Клиентам же необходимо для применения вычетов по НДС по части расходов на экспедирование и перевозку по договору транспортной экспедиции.

Бланк экспедиторской расписки.jpg

Образец заполнения экспедиторской расписки.jpg

Источник: http://pro-raspiski.ru/dlya-chego-nuzhna-ekspeditorskaya-raspiska/

Ттн и экспедиторская записка

08.11.2016

Многие бухгалтера сталкиваются с проблемой, которая связана с тем, что контрагенты отказываются заполнять и предоставлять ТТН. Как выход из сложившейся ситуации предлагают использование такого документа как экспедиторская записка. Правильно ли это? Возможно ли, имея на руках экспедиторскую записку, подтвердить обоснованность расходов на транспортировку груза?

Считаем, что надо исходить из принадлежности данных документов.

— экспедиторская расписка — это документ, который подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя.

— ТТН – документ, подтверждающий расходы на транспортировку грузов. В ТТН содержатся все необходимые сведения о перевозчике, грузоотправителе, получателе, условиях перевозки, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на перевозку.

В связи с этим применение транспортной накладной отвечает критериям обоснованности и документального подтверждения расходов (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Другими словами, затраты организации на перевозку груза автотранспортом в случае оформления их транспортной накладной могут быть приняты к учету в целях расчета налога на прибыль.

Как известно, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со статьей 9 Закона «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом первичные документы должны содержать соответствующие обязательные реквизиты.

Экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг.

Отметим, что экспедиторские документы, предусмотренные Правилами, не соответствуют вышеприведенным требованиям, а, следовательно, не являются первичными документами и не могут служить основанием для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль.

Расписка подтверждает факт приема груза экспедитором, а значит, и переход к нему права на владение грузом до момента его передачи грузополучателю. Поэтому в бухгалтерском учете фирмы-экспедитора именно этот документ наряду с товарно-транспортной накладной является основанием для принятия груза на счете «ТМЦ, принятые на ответхранение» в оценке по договору транспортной экспедиции.

Экспедиторская расписка не может подтвердить транспортные расходы компании-клиента (Письмо УФНС России по г. Москве от 29 августа 2008 г. N 20-12/082058) — в этот документ не включена стоимость оказанных услуг, а только цена самого груза.

Для подтверждения же расходов на перевозку необходима товарно-транспортная накладная.

Однако расписка входит в комплект документов, подтверждающих факт оказания услуг экспедитором (наряду с договором, ТТН, отчетом экспедитора — актом оказания услуг, перевозочными документами, например отрывными талонами путевых листов и пр.).

Таким образом, экспедиторская записка не отменяет и не заменяет оформление ТТН.

Источник: https://invest-audit.ru/blog/consult-accounting/ttn-i-ekspeditorskaya-zapiska/

Ссылка на основную публикацию