Акт камеральной налоговой проверки

Что такое акт камеральной налоговой проверки

Завершив изучение финансовых документов налогоплательщика, налоговый инспектор обязан составить акт камеральной налоговой проверки. Однако это правило можно и не соблюдать. В каком случае составление отчета о проделанной работе становится непременным условием для сотрудника ФНС? Как следует правильно заполнить эту деловую бумагу? Ответить на эти вопросы постараемся в данной статье.

В каком случае составляется акт камеральной проверки?

Налоговый инспектор обязан проверять каждый документ, предоставленный налогоплательщиком, на соответствие нормам действующего налогового законодательства. Обычно о начале проверки он не предупреждает предпринимателя, поскольку его присутствие не требуется. Работа ведется лишь с отчетностью: декларация, бух. учет и ряд других важных бумаг.

Если всё в порядке, проверка завершается, и налогоплательщика об этом также не оповещают.

Если есть недочеты, проверяемому лицу предлагают их исправить: предоставить объяснения или уточненную декларацию.

Как только все нюансы будут улажены, проверка завершается, но в этом случае закон требует от инспектора составления акта камеральной налоговой проверки. Как его правильно составить, рассмотрим далее.

Форма документа

Если требуется составить акт камеральной налоговой проверки, образец его заполнения представим в статье, а форму можно скачать с официального сайта Налоговой службы (например, по этой ссылке https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/desk_audits/4313669/). При составлении акта или заполнении уже готового образца стоит помнить о том, что документ состоит из трех частей:

  • вводной;
  • описывающей (основной);
  • заключительной (резолютивной).

В первой части (шапка документа) необходимо указывать номер акта, полное и сокращенное название организации (проверяемого лица), ее реквизиты. Если проверяли физическое лицо, то следует указать его инициалы (имя, отчество) и фамилию, а также ИНН при наличии. Инспектор должен также указать место составления документа и дату.

В этой же части необходимо указать следующие данные:

  • инициалы (имя, отчество) и фамилия налогового инспектора, проводившего проверку;
  • перечень документов, которые послужили основанием для проведения проверки (первичная, уточненная, корректирующая декларация);
  • сроки проверки;
  • перечень всех проведенных мероприятий.

Во второй части указываются данные, подтверждающие или опровергающие факт нарушения налогового законодательства, обстоятельства, смягчающие ответственность юридического или физического лица за выявленные правонарушения. Эта информация должна быть объективной, обоснованной и соответствующей действительности. Ошибки исключены. Каждая формулировка должна быть точной, не допускающей иной (неверной) трактовки.

В третьей части приводятся выводы: какие нарушения были выявлены и какое наказание грозит налогоплательщику. Указываются суммы штрафов, пени и т.д. Кроме этих данных – должность, фамилия и инициалы налогового инспектора и налогоплательщика.

Заметим, данный документ составляется в двух экземплярах. Один остается в налоговой, второй отдают проверяемому лицу (физ. лицу или руководителю компании).

Правила составления документа

  • Акт «камералки» следует составлять на русском языке на бумажных или электронных носителях.
  • Все денежные единицы, представленные в валюте иностранного государства, следует расшифровать – привести соответствующий эквивалент в русских рублях (по курсу Центробанка на момент проведения проверки).
  • Допускается использование аббревиатур, но название компании при первом упоминании должно быть полным.
  • Все даты необходимо указывать в формате ДД.ММ.ГГГГ.
  • Если документ заполняется на бумажном носителе, следует заполнять специальную форму.
  • Ошибки и исправления недопустимы. Исключение составляют те случаи, когда эти исправления заверены подписями проверяющего налогового инспектора и налогоплательщика.

Вручение и последствия

Каждый экземпляр документа, подтверждающего проведение камеральной проверки, подписывают обе стороны (инспектор и проверяемое лицо). Если налогоплательщик будет не согласен с выводами инспектора, он имеет право не подписывать акт. Но в документе данный факт следует отразить. Если камеральная проверка проводится повторно, то акт составляется уже в трех экземплярах.

Составление акта – это норма действующего законодательства. На подготовку документа отводится 10 дней. В течение 5 дней с ним должен ознакомиться налогоплательщик и заверить своей подписью. Если документа не будет в наличии, результаты проверки отменяются.

Акт «камералки» становится основанием для составления Возражения. Несогласие с выводами госслужащего налогоплательщик должен оформить в письменном виде и в течение месяца после ознакомления с решением инспектора принести лично в налоговую или отправить по почте.

Итак, акт камеральной проверки составляют в том случае, если инспектор обнаружит ошибки в отчетных документах налогоплательщика.

Он создается по утвержденному образцу в двух экземплярах на бумажном или электронном носителе. Он должен быть подписан как инспектором, так и проверяемым лицом.

В течение 10 дней налоговая должна предоставить один экземпляр физическому лицу или руководителю организации.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki/akt-kameralnoy-nalogovoy-proverki-chto-eto-i-kak-ego-pravilno-zapolnit.html

Акт камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по каждой поданной компанией или предпринимателем в ИФНС декларации (расчету) и не требует специальных распоряжений руководства инспекции. Осуществляется подобная проверка без выезда на место нахождения налогоплательщика.

Суть ее заключается в проведении автоматизированной сверки контрольных соотношений сведений деклараций и расчетов с базой данных за прошлые периоды и финансовой отчетностью.

Часто камеральная проверка ограничивается отслеживанием правильности арифметических расчетов в представленных декларациях.

Если расхождений или ошибок не установлено, то проверка на этом заканчивается. Законодательством не установлена норма, диктующая обязательное составление акта, если нарушения отсутствуют.

Но при выявлении фактов неправильного исчисления налогов, несоответствий, расхождений или ошибок инспектором составляется акт камеральной налоговой проверки, являющийся документом, констатирующим выявление нарушений по представленным компанией декларациям.

Разберемся, что отражается в этом документе, каким требованиям закона он должен соответствовать и в какие сроки составляться. 

Акт камеральной проверки: когда его оформляют

Итак, составлению акта предшествует проверка, осуществляют которую в течение 3-х месяцев с даты представления компанией декларации. Например, если поданы декларации 20 марта, то срок окончания проверки наступает 20 июня. Отражать документ должен только конкретные факты и выводы, основанные на действительности нарушений НК РФ.

Акт камеральной налоговой проверки, фиксируя результаты проведенного контроля, оформляется в десятидневный срок после ее окончания, т.е., если проверка завершена 20 мая, акт должен быть составлен 30 мая. Регламентирует составление акта ст. 88 и 100 НК РФ.

Они же обязывают инспектора перед оформлением документа принять и рассмотреть представленные налогоплательщиком разъяснения и документы.

Акт камеральной налоговой проверки, образец которого представлен ниже, составляется в 2-х экземплярах и в строго утвержденной форме. Он подписывается двумя сторонами – инспектором ИФНС и полномочным представителем проверяемой компании.

Руководитель компании, в которой проверка была проведена, должен быть ознакомлен с актом в течении 5-ти дней после его составления и заверить подписью факт ознакомления.

Структура и содержание акта проверки

Акт проверки содержит:

  • вводную часть, где приводятся общие сведения о проводимой проверке, компании (ее филиале), в которой она проводится;
  • описательный блок с раскрытием фактов нарушений налогового законодательства, базирующихся на документальных подтверждениях, изложенных с максимальной четкостью и систематизированием;
  • итоговую часть, т. е. выводы о результатах проверки и наличии налогового правонарушения, сведения о последствиях выявленных недостатков, а также вынесение предложений по их устранению.

Неотъемлемой частью акта являются приложения, оформляемые к нему. Это – доказательства с подтверждением фактов нарушений, связанных с начислением и уплатой налогов и пеней. К ним относятся необходимые пояснения, дополнения, справки, расчеты расхождений между заявленными компанией данными и установленными в ходе ревизии и другие документы, оформленные проверяющим инспектором.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Ознакомить руководство компании или ИП с актом камеральной проверки необходимо в течение пяти рабочих дней после даты его оформления. Проверяемые подписывают все экземпляры акта.

На экземпляре, остающемся в ИФНС, представителем фирмы делается запись о получении акта и заверяется подписью. Роспись в акте является подтверждением вручения акта, а не о согласии со всеми указанными в нем фактами.

Обычно налоговики уведомляют налогоплательщика о необходимости получения акта.

При отказе в получении акта ИФНС отправит его по почте по месту нахождения компании или адресу предпринимателя, предварительно сделав соответствующую отметку на последнем листе и заверив этот факт росписью инспектора. Выслать акт почтовым отправлением налоговая инспекция обязана также в 5-тидневный срок с момента составления акта.

Возражение на акт камеральной проверки

Если руководитель компании (предприниматель) не согласен с выводами акта проверки, то ему следует, не откладывая составить письменные возражения по акту камеральной проверки. Образец составления этого документа (т.е. его объясняющая часть) может быть, например, таким:

Возражения должны быть четко сформулированными, информативными, краткими с точным перечислением фактов, с которыми проверяемая компания не согласна.

Акт камеральной налоговой проверки: образец заполненный

Акт камеральной налоговой проверки, образец составления которого мы представили, весьма приблизителен. Он показан в публикации для общей наглядности.

Источник: https://spmag.ru/articles/akt-kameralnoy-proverki

Акт камеральной налоговой проверки – что это такое

Камеральная проверка – это сверка данных, представленных в декларации с базой данных. Такая проверка всегда автоматизирована и зачастую сводится к тому, что проверяют только расчеты, которые предоставлены компанией в декларации.

Данная проверка всегда проводится только после подачи в налоговую службу декларации, ее может подать как организация, так и индивидуальный предприниматель.

Для проведения камеральной проверки не нужны специальные распоряжения, то есть она проходит каждый раз при подаче декларации. К тому же происходит она без выезда на место, где ведется деятельность организации.

После проверки подсчетов, которые были проведены организацией, если ошибки не были обнаружены, то на этом проверка заканчивается. Стоит отметить, что четкой формы, по которой необходимо составлять акт, если проверкой не было выявлено ошибок, законом не предусмотрено.

Однако если были выявлены расхождения или несоответствия, в таком случае инспектор обязательно должен составить акт проверки. Данный документ будет являться официальной бумагой, поэтому заполнять его нужно строго по плану, который предусмотрен законом.

Камеральная проверка проводится в срок до трех месяцев, начиная со дня даты подачи декларации в налоговый орган. То есть если вы подали декларацию 10 марта, то ровно через три месяца, то есть 10 июня закончится срок проверки.

Это не зависит от наличия праздничных и выходных дней или количества дней в каком-либо месяце. После окончания проверки акт о ней составляется в срок до десяти дней. Однако перед составлением акта инспектор налоговой службы обязан рассмотреть все разъяснения, которые ему предоставит организация, это обозначено на законодательном уровне.

В течении пяти дней этот человек должен уведомить руководителя проверяемой организации о наличии такого рода акта, после чего сам руководитель должен расписаться, тем самым подтвердив, что он с документом ознакомлен.

У актов камеральной проверки есть четкая структура. В вводной части должна быть указана информация о проверяемой организации и о проверке, которая проводится. В основной части проводится описание, в нем инспектор должен обозначит и раскрыть все факты, которые говорят о нарушениях.

В этой части все данные должны быть четко систематизированы, а факты обосновываться законами. В заключительной части находятся выводы проверке, а также информация о последствиях, которые могут произойти из-за нарушений и возможные пути их устранения.

К тому же к акту в качестве приложений подкрепляются подтверждения фактов нарушений. К ним могут относиться все подтверждающие документы, в том числе расчеты, которые не совпадают с декларацией и некоторые справки.

Итак, камеральная проверка производится каждый раз, когда организация предоставляет декларацию в налоговый орган. Четкий акт составляется инспектором только в том случае, если были выявлены нарушения и несоответствия.

При этом после проверки, но до составления акта у организации всегда есть несколько дней для того, чтобы предоставить документы и факты, которые будут доказывать правоту организации и скажут инспектору о том, что никаких нарушений декларации нет.

Источник: https://zajmy-onlayn.ru/akt-kameralnoj-nalogovoj-proverki-chto-eto-takoe/

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

До публикации настоящей статьи о камеральных проверках мы попросили выразить мнение об этих проверках налогового адвоката Тылика Павла. Вот, что думает Тылик П.Ю. об этих проверках:

«На сегодняшний день можно костатировать тот факт, что камеральные проверки по своей сути стали похожи на выездные.

Из чего я делаю этот вывод? Объясню через события, которые происходят в налоговой сфере в настоящее время.

  1. Количество выездных налоговых проверок в настоящее время сократилось не только в разы, а в десятки раз. Ими в настоящее время охвачено не более 1 процента (против 12-15 в прошлые времена) от числа налогоплательщиков и количество проверяемых продолжает уменьшаться.
  2. Сумма доначисленных налоговых платежей в 2016 году составила около 180 млрд. рублей. А в 2017 году сумма доначисленного возросла до 360 млрд рублей. Ответьте на вопрос, каким таким чудесным образом с учетом уменьшения количества охваченных ВНП произошло такое резкое увеличение доначислений? Конечно, через камералки.
  3. Что помогло налоговикам произвести такие доначисления? Их системы контроля, например,  АСК НДС-2. Т.е. они в недрах своей системы, не выходя на проверку, через автоматическую систему контроля проверяют налогоплательщика и составляют самые обычные Акты камеральных проверок, а затем присылают их налогоплательщику сначала в виде просьбы предоставить документы, затем в виде просьбы прийти на комиссию, затем в виде просьбы доплатить по сомнительным контрагентам НДС, а затем и налог на прибыль.
  4. Если налогоплательщик не соглашается это сделать, то налоговики методами, которые ранее использовались ими исключительно в рамках ВНП, производят расследования и доначисляют.
  5. Естественно, в этом случае они допускают много нарушений, как по способу доказывания, так и по срокам, чего ранее, примерно до 2014 года не могло быть по определению: суды вставали на защиту налогоплательщика и признавали такие действия, например, как выход за сроки проведения камералки,  налоговиков незаконными. Сегодня суды говорят о том, что сроки камеральных проверок носят организационный характер и выход за сроки таких проверок не приводят к нарушению прав налогоплательщика.
Читайте также:  Среднегодовая стоимость имущества: формула

Вот вкратце все замечания. О том, как налоговики осуществляют подготовку к проведению ВНП, а значит и камеральных проверок рекомендую почитать мою статью «Выездная налоговая проверка: когда ее можно ожидать и можно ли избежать»

Можно ли в таких условиях отстаивать свои права? Можно. Главное не упустить нужный момент и начать обеспечить свою защиту вовремя. Но об этом мы поговорим в другой раз.

https://www.youtube.com/watch?v=qmEasXjiiR4

Вот как-то так. Спасибо за ваши вопросы»

А теперь предлагаем читателю к прочтению статью о камеральных проверках нашего редактора.

Камеральная проверка (КП) представляет собой упрощенный (сравнительно с выездной проверкой) тип контроля. В абсолютном большинстве случаев она проходит без физического участия проверяемого лица.

Проверочные мероприятия выполняются инспектором непосредственно на его рабочем помещении по имеющимся в распоряжении ИФНС документам (посещение проверяемого лица разрешено при проверке его декларации НДС).

Оформление результатов камеральной налоговой проверки производится в форме акта налоговой проверки.

«Камералка» не является истиной в последней инстанции. Если по результатам КП в функционировании компании не выявлено никаких проблем с уплатой налогов, таковые впоследствии могут быть обнаружены налоговиками в процессе любой выездной проверки, которая производится в более углубленном варианте.

Налогоплательщик в таком случае не сможет ссылаться на установленное при «камералке» отсутствие нарушений, даже если она уже была предметом судебного рассмотрения. Такова позиция Конституционного суда РФ, выраженная им в Определении № 571-О от 10.03.2016 года.

Структура и содержание акта проверки

Акт налоговой проверки обновлен налоговиками в 2015 г. (приказ ФНС от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@). Были слиты в едином документе формы двух ранее использовавшихся налоговиками актов (в т.ч.

, по «камералке»). Также были детализированы требования к основному содержанию и структуре единого акта.

Именно нарушения структуры и содержания текста акта КП часто становятся предметом судебных споров с налоговиками.

Следует понимать, что далеко не все допущенные нарушения судебные органы могут признать существенными, влияющими на выводы суда.

По новым правилам, оформление акта может производиться как в бумажной, так и в новой электронной форме. При использовании бумажного носителя, его можно заполнить как рукописным способом, так и с использованием принтера. Использование иной печатной техники не предусмотрено. Распечатанные листы следует пронумеровать вместе с приложениями, заверить подписью начальника ИФНС и прошнуровать.

Не разрешается составление документа на каких-либо языках, кроме русского. Если в тексте используются аббревиатуры и сокращения, то первоначально их следует указать в полной расшифрованной форме.
Любые суммы в иностранной валюте, должны одновременно иметь указание на рублевый эквивалент по курсу ЦБ РФ.

Исправления в документе недопустимы, однако их можно заверить подписями инспектора и налогоплательщика. Особо отмечено на запрет использования любых корректоров текста.

Структура акта разделена на три основные части:

  • вводную;
  • описательную;
  • резолютивную (итоговую).

Вводная часть предусматривает отражение даты подписания акта инспектором ФНС, наименования проверяемого лица (как в полной, так и в сокращенной формах), даты представления проверяемой декларации или иных документов, а также перечень этих документов, если они представлялись налогоплательщиком в рамках КП.

Также к вводной части относятся графы для указания проверяемого периода времени и сведений о проверяемых налогов.

Заканчивается вводная часть отметкой о датах старта и завершения КП, а также проведенных в ее рамках контрольных мероприятиях.

В описательной (установочной) части акта предусматривается подробное указание на документально доказанные нарушения, смягчающие и отягчающие вину факты.
Заканчивается акт итоговой (резолютивной) частью, в которой отражаются:

  • выводы и предложения инспектора о возможных способах ликвидации допущенных нарушений;
  • ссылки на нормы, по которым квалифицируются такие нарушения.

Обязательным признается перечисление в акте всех должностных лиц, принявших участие в проведении КП.
Оформленный документ подписывается в 2-х экземплярах всеми участниками процесса. При отказе от оставления автографа, в акте камеральной проверки производится соответствующая отметка, а копия отправляется проверяемому лицу почтой.

Пропуск срока составления акта камеральной налоговой проверки

Как известно, налоговикам отведено 10 дней на подготовку акта КП при выявлении нарушений. Такой срок исчисляется с момента завершения проверки.

Никаких последствий для налоговиков пропуск такого срока не повлечет. Судебные органы не признают такое нарушение грубым и отказывают в признании решений по актам, оформленным с нарушением п.1 ст.100 НК РФ, недействительными.

Так, Третьим ААС по одному из налоговых споров был обнаружен факт просрочки составления акта по результатам КП на 19 месяцев. Однако судьи пришли к заключению, что этот срок просто организационный, по этой причине его игнорирование не становится серьезным поводом к отмене решения налоговиков по такому акту камеральной проверки (Постановление № А33-7641/2010 от 31 августа 2011 г.).

Пропуск срока вручения акта камеральной налоговой проверки

Есть ли нарушения, которые могут повысить вероятность удачного для налогоплательщика исхода дела? Можно обратить внимание на п.5 ст.100 НК РФ. Напомним, что данная норма устанавливает ограниченный период для вручения акта КП проверяемому лицу. На это отведено 5 дней после составления документа.

https://www.youtube.com/watch?v=8HXR_RL_PNo

Такое нарушение может являться существенным в зависимости от обстоятельств дела. В первую очередь, судебные органы обычно проверяют, надлежащему ли лицу передан акт камеральной проверки.

В качестве примера можно изучить документ ФАС Уральского округа, который при рассмотрении спора с ИФНС пришел к заключению, что акт камеральной налоговой проверки налоговики передали не самому проверяемому лицу, а его структурному подразделению (филиалу) — это грубое неисполнение требования закона, что повлекло отмену решения по КП. (Постановление № Ф09-11206/06-С1 от 19 декабря 2006 года).

Как следует из этого и других судебных споров, существенность такого игнорирования сроков зависит в основном от того, были ли приняты налоговиками меры к извещению проверяемого о дате и месте рассмотрения дела, а также имел ли он возможность представить свои возражения в срок.
Так, можно обратить внимание на решение по делу о налоговом споре ФАС Северо-Кавказского округа. В этом процессе было установлено, что ИФНС направила акт КП почтой, пропустив при этом пятидневный срок (Постановление № Ф08-1546/2016 от 07 апреля 2016 г.).

Ранее ВАС РФ уже разъяснял, что инспектор ФНС при направлении акта проверки почтой тоже обязан соблюдать пятидневное ограничение (п.29 Постановления Пленума № 57 от 30 июля 2013 года).

Однако по данному спору налоговики оформили акт камеральной налоговой проверки 29 октября 2014 года, а направили почтой только 5 ноября того же года.

Налогоплательщик получил отправление 7 ноября, при этом рассмотрение дела было назначено только на 15 декабря.

В результате суд пришел к выводу, что такое нарушение фактически не является достаточным поводом для отмены вынесенного ИФНС решения. Оно, по мнению суда, не лишило проверяемого права на заявление возражений на акт камеральной проверки, так как тот имел для этого время с 7 ноября до 15 декабря 2014 г.

Пропуск срока принятия решения по итогам камеральной проверки

А поможет ли налогоплательщику игнорирование руководителем ИФНС срока на принятие итогового решения? Напомним, что на это действие ему отведено по умолчанию 10 дней с того момента, как налогоплательщик утрачивает право на представление возражений.

К сожалению, даже грубое нарушение этого срока обычно не принимается во внимание судьями и не считается важным, способным повлиять на исход дела.

Совсем недавно ВС РФ вынес свой вердикт, в котором рассмотрел аналогичную ситуацию и указал, что нарушение указанного срока никак не влияет на права налогоплательщика, следовательно — не влечет отмену решения по КП (определение № 301-КГ16-14880 от 14 ноября 2016 года).

Источник: http://nalog-blog.ru/nalog-plan/kak-dolzhny-byt-oformleny-rezultaty-kameralnoj-nalogovoj-proverki/

Акт камеральной проверки налоговой — что это такое, бланк, заполненный образец, получение

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся камеральной проверки. Что она из себя представляет, как проверка назначается, в каких случаях – об этом далее.

Каждое лицо, выплачивающее налоги, обязано платить налоги. Не все этого придерживаются и не выполняют своих обязанностей.

С этой целью налоговые службы проводят проверку. Камеральная проверка – один из ее видов. Что же это такое?

Базовые сведения ↑

Налогоплательщик обязан знать, что такое камеральная проверка, в каких случаях она проводится и как составляется акт на ее основании.

Цель ее – выявить, соблюдает ли налогоплательщик свои обязанности, выплачивает ли налоги и сборы. После подачи декларации начинается проверка.

Она направлена на то, чтобы:

  • следить за законным применением норм права налогового характера;
  • обнаруживать и пресекать нарушения права;
  • проверять правомерность оформления льгот и субсидий.

Принципы:

Предмет камеральной проверки Документы налогоплательщиков и те, которые находятся в распоряжении у налоговой инспекции
Место проверки Налоговая инспекция, а не по месту работы проверяемого налогоплательщика
Проверку могут проводить только должностные лица Имеющие определенные полномочия
Разрешения На данный тип проверки не нужно
Проверка проводится столько, сколько указано в декларации

Камеральная проверка осуществляется в несколько этапов:

  1. Регистрация декларации.
  2. Контроль декларации.
  3. Проведение мероприятий по проверке документов.
  4. Окончание камеральной проверки.
  5. Составление акта.

Если в момент камеральной проверки выяснилось, что декларация и отчетные документы содержат противоречия, то налогоплательщик обязан пояснить это.

Внести изменения нужно сроком до 5 дней. Если лицо, проводящее проверку, заметит ошибки, то устанавливается факт правонарушения.

Проверка камерального типа проводится следующим образом (правила):

  • без наличия декларации она не имеет права проводиться
  • эта проверка обязательная, каждый налогоплательщик должен подвергаться этому;
  • налогоплательщика не информируют о предстоящей проверке;
  • расчет (декларация) сверяется с другими документами организации;
  • наличие ошибок физическое или юридическое лица должны объяснить;
  • при объяснении налогоплательщик обязан предоставить доказательства.

Основания для проверки:

  • неуплата налогов;
  • обнаружение налоговым органом ошибок в отчетности налогоплательщика;
  • использование физическими лицами налоговых льгот;
  • ведение двойной налоговой отчетности;
  • скрытие реальных сумм налогов.

Инспекция должна тщательно проверить все документы по налогам. В ходе камеральной проверки существуют моменты, обязывающие привлекать лицо к ответственности уголовного характера:

  • в случае, если правонарушение противоречит закону;
  • за одно и то же преступление привлекать лицо дважды не имеют права;
  • после привлечения физическое лицо все же обязано уплатить долги.

Пока вина должностного лица не доказана, он считается невиновным и не может привлекаться к ответственности.

Если в ходе камеральной проверки выяснилось, что налогоплательщик скрывал свои доходы или занижал, то повторной проверки быть не может. Его сразу же привлекают к ответственности.

Назначение документа

Цель акта камеральной поверки – привлечь налогоплательщика к ответственности за его незаконные действия.

Основные функции документа:

Является неотъемлемой частью камеральной проверки Учитывая выводы акта налогового органа, руководитель инспекции выносит решение – стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности
Цель Донести до налогоплательщика сведения по итогам проверки камерального характера

Если налоговый инспектор не оформит документ камеральной проверки, то суд может признать решение привлечения к ответственности недействительным.

Законные основания

Руководствуясь статьей №100, акт должен быть составлен в течение нескольких месяцев после проверки. Акт налоговой проверки юридических лиц должен быть подписан как этими лицами, так и членами налогового органа.

Лицо, которое проводило проверку, должно проверить их. Если налогоплательщик руководствовался налоговыми льготами, то он обязан предоставить подтверждающие документы.

Согласно этой же статье налоговый орган, проводивший камеральную проверку, имеет право требовать от лица эти отчетности.

Вручение акта камеральной проверки ↑

Как упоминалось выше, акт необходимо составить сразу же после выявления нарушения. Передать его нужно лично налогоплательщику или через его помощника.

Если акт передается другим способом, например, заказным письмом, то датой его вручения принято считать шестой день после отправки с почты.

Примерно 2 недели дается налогоплательщику или его доверенному лицу на рассмотрение акта. 

Во время вручения документа орган налоговой службы уполномочен оповестить о дате рассмотрения дела. Существует мнение, что налогоплательщик может его не подписывать.

Порядок формирования документа

Согласно статье №100 Налогового Кодекса РФ и Приказу Федеральной Налоговой Службы от 25 декабря 2006 года акт камеральной налоговой проверки составляется следующим образом:

  • необходимо сделать 2 экземпляра по четко установленной форме;
  • подписать его должны обе стороны – проверяющий и отвечающий;
  • после проверки сотрудник службы должен оформить акт в продолжение 10 дней;
  • налогоплательщику необходимо передать акт правонарушения не позднее 5 дней.

Сведения акта камеральной проверки должны учитывать и требования, которые выдвинуты в 3 пункте 100 статьи Налогового Кодекса.

Все сведения, которые должны быть отображены в акте, высветлены в подпунктах 1.8, 1.9 и 2.2 Требований к составлению актов налоговых проверок.

Читайте также:  Приказ о расширении зоны обслуживания (образец)

Составные части акта:

Вводная часть Которые отображаются основные моменты
Описательная часть Установление фактов
Итоговая часть Выводы органов налоговой инспекции, решения и ссылки на статьи за правонарушение

В первом пункте акта должны быть указаны все сведения об организации. Во втором – перечисление правонарушений, в третьем – рекомендации по исправлению ошибок.

Видео: камеральная налоговая проверка

Акт составляется и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено. В отчетности указываются данные о проверке, как она проводилась, ее результаты.

Данные, которые необходимо высветить в акте:

  • сумма задолженности;
  • размер пени (если имеется);
  • сроки, за которые налогоплательщик должен выплатить задолженность;
  • санкции в случае неоплаты;
  • ссылки на статьи и положения, которыми руководствовались при составлении акта.

101 статья гласит, что после рассмотрения ситуации и отчетности проверки орган налоговой службы может:

  • назначить дополнительную проверку, если у него имеются сомнения по поводу деятельности организации;
  • привлечь налогоплательщика к ответственности;
  • установить, что деятельность организации законна, и нет надобности составлять акт.

Заполненный образец

Акт – документ, который составляют несколько лиц, подтверждает какой-либо факт или нарушение. Акт камеральной проверки заполняется в четко установленной форме, которая является обязательной к выполнению.

Форма акта унифицирована, порядок составления и заполнения высветлен в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

При проведении внеплановой проверки

Точной даты начала проверки нет, так как она может начаться внезапно. Налоговый орган никого не информирует о ее начале. Спустя 3 месяца она должна закончиться, и быть готов акт на ее основании.

Если налоговый орган запросит документы, а сроки камеральной проверки истекли, то ответственность не может наступить.

Делая выводы, можно сказать, что камеральная проверка – простая процедура. Она является обязательной. Цель ее – выявить возможные правонарушения налогоплательщиков.

Срок проверки — 3 месяца, юридических и физических лиц можно не оповещать о ее назначении. После проверки оформляется акт, налогоплательщик имеет право обжаловать его в случае несогласия.

Свою правоту он должен доказать документально. Давность привлечения составляет 3 месяца с момента подачи отчетной декларации налогоплательщика.

Источник: http://buhonline24.ru/nal-opt/nalogovye-proverki/kameralnaja/akt-kameralnoj-proverki-nalogovoj.html

Что такое камеральная налоговая проверка и для чего она нужна

Камеральная проверка — проверка налогоплательщика внутри ФНС, без личных визитов. Налоговая проверяет ваши декларации, отчеты и другие данные о вашей деятельности, чтобы посмотреть, не нарушаете ли вы закон, и нет ли у вас ошибок в расчетах.

Проверку могут устроить в течение трех месяцев после сдачи декларации. Если в ходе проверки инспекторы обнаружат ошибки в декларации или противоречивые сведения в документах, налогоплательщик получит требование о предоставлении пояснений.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Налоговый кодекс говорит, что проверять нужно, но не говорит, кого и когда. Главное налоговое ведомство полагает, что проверять следует каждую декларацию. Местные налоговые решают сами. Не исключено, что это делает программа.

Как проводят камеральную проверку

Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.

Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.

Сверка может выявить три категории нарушений:

  • ошибки в налоговой отчетности;
  • противоречия между сведениями в предоставленных документах;
  • несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.

Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.

Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.

Углубленная камеральная проверка

Камеральная проверка бывает углубленной. В этом случае, кроме сверки контрольных соотношений, налоговая может запросить копии первичных документов, связаться с контрагентами, допросить свидетелей или назначить экспертизу. Пугаться этого не следует. Внимание налоговой еще не означает, что у вас что-то не так.

Углубленную камеральную проверку проводят:

  • если вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • в декларации заявлено возмещение НДС. Обычно предприниматели стараются избегать возмещения. С 2015 вычеты НДС можно переносить три года, чтобы уйти от возмещения и избежать углубленной камеральной проверки;
  • в декларации по НДС есть сведения об операциях, которые противоречат другим сведениям из этой же декларации или не соответствуют сведениям об этих же операциях из декларации по НДС, представленной другим лицом. Например, вас и вашего контрагента по одной сделке разный НДС. Раньше это служило основанием, если было заявлено возмещение НДС. Теперь возмещения не требуется;
  • через два года с последнего дня срока подачи декларации вы предоставили уточненную декларацию, в которой увеличен убыток или уменьшена сумма налога;
  • декларация подана по налогам на использование природных ресурсов.

Если ни одного из перечисленных оснований нет, вы вправе отказать налоговой и ничего не предоставлять.

Что происходит после проверки

Если ошибок нет — ничего.

Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.

Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.

Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.

Как оспорить результат камеральной проверки

Если вы не согласны с решением налоговой, есть два способа это решение обжаловать: подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а если его решение вас не устроит, обратиться в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган или чиновник рангом выше рассмотрит вашу жалобу на акт налоговой и сделает следующее:

  • ничего. Решение останется в силе, а жалоба — без удовлетворения;
  • отменит или изменит решение налоговой полностью или частично, примет по делу новое решение;
  • отменит решение налоговой полностью.

Жалоба рассматривается полтора месяца. Результаты налоговики сообщат в письме, которое вышлют через три дня после принятия решения.

Арбитражный суд. В суд есть смысл идти только после обжалования акта камеральной проверки в вышестоящем органе. На подачу иска у вас есть три месяца. Срок считают со дня, когда вы узнали о решении по жалобе, или со дня, когда кончился месяц на ответ вышестоящего органа.

Источник: http://nebopro.ru/blog/kameral

Образец акта камеральной налоговой проверки

Правила осуществления камеральной налоговой проверки установлены 88 статьёй Налогового кодекса Российской Федерации. Инспектирование начинается после сдачи гражданином в налоговый орган расчёта или налоговой декларации и продолжается около трёх месяцев.

Для того чтобы начать проверку, нет нужды получать специальное разрешение кого-либо из руководства или уведомлять налогоплательщика. После завершения инспектирования, налоговая или не выявляет проблем в документации, или же находит недочёты и несоответствия. После этого налогоплательщику сообщается о расхождении в цифрах, вынуждая его объясниться или внести правки в декларацию.

Если нарушений не обнаружено, то камеральная инспекция автоматически закрывается. Налогоплательщик при этом никак не оповещается. В случае же выявления несостыковок, спустя 10 рабочих дней после окончания инспекции, составляется акт камеральной проверки и не позднее одной рабочей недели вручается плательщику налогов.

Он, в свою очередь, имеет право подать возражение актом в течение месяца. До истечения 10 дней после окончания срока представления претензий и аргументов в свою защиту, начальник налоговой должен исследовать результаты инспекции и несогласие налогоплательщика. Затем он выносит вердикт о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности или же нет.

У акта существует своя форма-образец. Документ должен состоять из трёх частей: вводной, описывающей и заключительной.

В первой следует указать число акта проверки, полное наименование компании и аббревиатуру, или же ФИО проверяемого налогоплательщика. В случае инспекции обособленного подразделения указывается его наименование и точный адрес.

Также в ней должна находиться информация, включающая в себя число и номер решения руководителя или его заместителя о проведении налоговой проверки, число предоставление в налоговую инспекцию декларации или других документов (и их перечень), период проверки, перечень налогов, по которым производилась инспекция, даты начала и завершения проверки и данные о проведении налогового контроля.

Во второй части вписываются данные о подтверждённых фактах нарушений закона РФ о налоговых сборах или запись о том, что оные отсутствуют, а также перечень дополнительных обстоятельств, которые смягчают или отягчают ответственность компании или частного лица за выявленные нарушения. Все данные должны быть объективны и обоснованы и исключать ошибки, а формулировки должны быть точными и не допускать неверной трактовки.

В последней и заключительной части документа должны содержаться данные о выводах проверяющих представителей налоговой, решения по устранению нарушений со ссылками на статьи и пункты Кодекса РФ, ФИО проверяющих с их должностями и информацией о налоговом органе, который они представляют, а также возможность представления возражений по поводу акта, ссылки на точное количество листов документа, подписи проверяющих и налогоплательщика или же его представителя.

Документ составляется в двух копиях, одна из которых отправляется в налоговую, а вторая — к налогоплательщику или руководителю компании.

К акту также представляется ряд требований, которые можно разделить на три категории.

При составлении документации

  1. Документ должен быть написан на русском языке и составлен на бумаге или же в электронном формате.
  2. Валютные обозначения должны быть расшифрованы с помощью перевода на курс рубля.
  3. При использовании аббревиатур при первом упоминании их следует расшифровать.

  4. Даты следует указывать в формате ДД.ММ.ГГГГ.
  5. В случае составления акта на бумаге, следует заполнять определённую форму — от руки или используя соответствующее программное обеспечение.

    Листы документа необходимо пронумеровать и прошнуровать, а также заверить подписью начальника налоговой. Не допускается скрепление документа тем образом, который приводит к его порче.

  6. Не допускаются исправления, если только они не заверены подписями проверяющих.

    В документе запрещается использовать корректор.

  7. Документ должен состоять из вводной части, описательной и итоговой.

К содержанию

  1. В документ следует вписывать только документально зафиксированные факты правонарушения, являющиеся результатом беспристрастной и тщательной проверки информации и исключающие ошибки по невнимательности.

    По каждому пункту должны быть изложены вид и способ правонарушения, в случае экспертизы — ссылки на выводы экспертов, в случае опроса свидетелей — соответствующие протоколы, ссылки на ранние документы из бухгалтерии, оценка расхождения в сумме денежных средств, ссылки на статьи Кодекса РФ и на иные законы.

  2. В документ не могут вписываться какие-либо личные и необъективные предположения проверяющих лиц, представляющих налоговую.
  3. Акт должен быт составлен с максимальной чёткостью, без смутных формулировок. Должна быть исключена любая двоякая трактовка информации в документах.

При вручении налогоплательщику

  1. Документ заверяется подписями проверяющих и проверяемого налогоплательщика. Допустима подпись представителя лица, в чьём отношении была проведена инспекция.
  2. В случае отказа налогоплательщика подписывать документ в акте отображаются данные об этом.

  3. Акт распечатывается и составляется в количестве двух штук. Одна из копий содержится в отделении налогового органа, а вторая передаётся на руки налогоплательщику или главе компании и храниться в главном офисе.

  4. В случае проведения повторной проверки акт составляется в трёх копиях.

Последствия

Составление акта проверки предусмотрено законодательством Российской Федерации. Отсутствие его составления может привести к отмене результатов проверки. Поэтому в случае выявленных правонарушений проверяющие обязаны составить и подготовить все необходимые документы, со ссылками на нарушения и пункты Кодекса.

Проверяющие должны строго придерживаться правил: составить акт не позднее 10 рабочих дней после завершения проверки, в двух копиях, одна из которых должна оказаться у налогоплательщика, вручить копию налогоплательщику не позднее 5 рабочих дней и добиться заверяющей подписи налогоплательщика.

В противном случае результат проверки может быть полностью аннулирован.

Возражения на акт

Возражения на акт следует выразить письменно, обратившись в налоговую инспекцию, с помощью передачи составленных претензий по почте или обратившись в отделение налогового органа лично.

Несогласие с актом можно выразить в течении месяца. В случае отклонения от вручения документа, налоговая инспекция вправе выслать акт проверки заказным письмом. В таком случае датой вручения считается шестой день с даты отправки письма по адресу налогоплательщика.

Для письма с возражениями можно также использовать точную форму бланка-заявления. Письмо делится на три части: вводную, описательную и резолютивную.

В начальной части следует изложить данные о проверке, основаниях её проведения, периоде, составе проверяющих, а также по каким именно актам составляется возражение, с указанием даты и номера документа.

В описательной части перечисляются аргументы налогоплательщика в свою защиту. Они могут быть любыми, абсолютными или же сомнительными. Право на защиту представляется гражданину законодательно.

Аргументы рекомендуется предоставлять с указанием на оспариваемый пункт составленного акта с пояснениями, а любые доводы подтверждать ссылками на законы, цитаты Минфина, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, документацию самого лица.

В конечной части подводится итог к письму с указанием общей суммы налогов, с которыми лицо несогласно. В ней же желательно написать, что организация или физическое лицо просит уведомить себя о дате, месте и рассмотрении возражения, а также указать некое контактное лицо, телефон для связи, факс и юридический адрес.

В случае, если к письму прилагаются копии документов, подтверждающих правоту лица, то их точный перечень должен быть вписан в раздел «Приложения». Заверить необходимо каждую отдельную копию предоставляемых документов.

Все возражение заверяются подписью уполномоченного и отправляются в отделение налоговой.

После проверки

После акта налоговой проверки лицо ожидает принятия решения о том, привлекают ли его к ответственности или же нет. Срок вынесения приговора составляет 10 рабочих дней по окончанию месяца, предусмотренного на подачу письма с обжалованием результатов налоговой инспекции.

Для получения налоговых вычетов следует подать письменное заявление после камеральной инспекции.

Согласно законодательству России — статье 78 Налогового кодекса — возвращение уплаченного излишка средств обязано произойти в течении календарного месяца с подачи заявки о возврате денег.

После принятия органом положительного решения, налогоплательщику остаётся лишь ждать выплату денежных средств в течении месяца.

По окончанию срока перевода денег гражданин имеет право подать жалобу на работу сотрудников инспекции в тот же налоговый орган и там оспорить принятое решение.

Подробнее о том, как ответить налоговой, можно узнать в данном видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/akt-kameralnoj-nalogovoj-proverki.html

Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки — НалогОбзор.Инфо

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, к какому выводу пришли проверяющие по ее итогам. Возможны два варианта:

  • организация не допустила нарушения налогового законодательства;
  • организация допустила нарушение налогового законодательства.

Отсутствие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация не допустила нарушений налогового законодательства, тогда результаты проверки останутся неоформленными. Налоговое законодательство не обязывает инспекцию составлять в этом случае какой-либо документ (ст. 88, 100 НК РФ).

Уведомлять организацию о завершении камеральной проверки при отсутствии нарушений инспекция также не обязана. Налоговый кодекс РФ не содержит такого требования (ст. 88, 100 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403). Из этого правила есть только одно исключение.

Если предметом камеральной проверки является декларация по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога, то инспекция обязана письменно уведомить организацию об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства.

Направить такое уведомление, составленное в произвольной форме, инспекция обязана в течение семи рабочих дней после окончания камеральной проверки. Это следует из пункта 12 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ.

Совет: есть способ, позволяющий получать из инспекции письменные уведомления об окончании камеральных проверок деклараций и отсутствии налоговых правонарушений в отношении любых налогов.

Для этого в произвольной письменной форме обратитесь в инспекцию с просьбой проинформировать вас о результатах камеральной налоговой проверки с целью выяснить, правильно ли вы применяете налоговое законодательство.

Такая возможность предусмотрена в подпункте 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана отреагировать на такое обращение организации и дать конкретный ответ на поставленный вопрос в четкой и понятной форме (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 4.3.2.

4 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

То, что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, не исключает право организации на получение такой информации по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Таким образом, несмотря на то что положения статьи 88 Налогового кодекса РФ не обязывают инспекцию информировать организацию о результатах камеральной проверки в случае отсутствия нарушений, у организации есть возможность получить такую информацию по письменному запросу. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 5 июня 2009 г. № ВАС-6946/09, постановление ФАС Поволжского округа от 18 февраля 2009 г. № А55-10190/2008).

Наличие нарушений

Если по итогам камеральной проверки инспекция придет к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, тогда результаты проверки должны быть оформлены актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция не составила акт об установленных ею нарушениях.

Ответ: да, можно.

Если по итогам камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу, что организация допустила нарушения налогового законодательства, то она обязана оформить результаты проверки актом (п. 5 ст. 88, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Если инспекция не составляет акт, то тем самым она нарушает условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов проверки, могут стать основанием для отмены решения по этой проверке. Это следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Следовательно, тот факт, что инспекция не составила акт камеральной проверки, может стать достаточным основанием для отмены решения по проверке.

Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2009 г. № А53-5911/2009, Московского округа от 23 сентября 2009 г. № КА-А40/8182-09-2, Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. № Ф04-1205/2008(1103-А02-25)).

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки? Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками).

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.

Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки.

В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода.

Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые впоследствии нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 23 ноября 2009 г. № Ф09-9114/09-С2, Поволжского округа от 29 августа 2008 г. № А12-1355/08, от 29 августа 2008 г. № А12-1370/08, Волго-Вятского округа от 10 июля 2008 г. № А29-7897/2007, Московского округа от 11 июня 2009 г. № КА-А40/5275-09, Северо-Западного округа от 19 августа 2009 г. № А56-59434/2008, Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2008 г. № А19-6820/08-30-Ф02-5529/08);
  • доначислила в акте налоги, пени и штрафы за периоды, которые не подпадают под камеральную проверку, эти же доначисления нашли отражение в итоговом решении (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/07, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006);
  • привела ошибочные ссылки на статьи Налогового кодекса РФ о привлечении организации к ответственности, указанные ссылки нашли отражение в итоговом решении (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2007 г. № Ф08-7548/07-2513А);
  • отразила в акте факт налогового нарушения без должного обоснования, в итоговом решении инспекция привлекла организацию к ответственности за это нарушение (см., например, п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71, постановления ФАС Поволжского округа от 19 декабря 2008 г. № А55-8594/008, Московского округа от 30 июля 2009 г. № КА-А40/7115-09).

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 2.

3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст.

 100 НК РФ).

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков?

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения).

В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, вправе ли инспекция направлять акт камеральной проверки заказным письмом, если организация не уклоняется от его получения (абз. 1, 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам налоговой проверки, если организация не получила акт камеральной (выездной) проверки?

Ответ: да, можно, при условии, что организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки.

Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Тот факт, что организация не получила акт налоговой проверки, лишает ее возможности представить свои письменные возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Вместе с тем, у организации остается возможность представить свои возражения и пояснения во время рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Следовательно, отсутствие акта налоговой проверки у организации само по себе не может быть достаточным основанием для отмены решения инспекции по проверке.

Иначе обстоит ситуация, если организация не получала акт налоговой проверки и одновременно не была извещена о времени рассмотрения материалов проверки. В таком случае организация полностью лишена возможности давать свои возражения и пояснения, что недопустимо. Решение по итогам такой проверки подлежит отмене.

Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Сложившаяся арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 23 декабря 2009 г. № ВАС-16522/09, от 29 октября 2009 г. № ВАС-13489/09, постановления ФАС Центрального округа от 21 октября 2009 г. № А35-8070/08-С26, от 26 июня 2009 г.

№ А48-2263/08-18, Северо-Кавказского округа от 28 декабря 2009 г. № А32-7437/2009-25/52, Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/8296-09, от 6 марта 2008 г. № КА-А40/1247-08, Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5654/2009(19864-А70-14), Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 г.

№ А33-8783/08-Ф02-1244/09, Северо-Западного округа от 14 ноября 2008 г. № А56-1230/2007, от 9 февраля 2007 г. № А05-11114/2006-12).

Возражения по акту проверки

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту проверки

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта камеральной проверки, письменных возражений организации на акт, документов, истребованных у организации или ее контрагентов) инспекция принимает окончательное решение по итогам камеральной проверки и оформляет его (п. 1 ст. 101 НК РФ). Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления решения по итогам камеральной налоговой проверки см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки.

В наглядной форме этапы проведения камеральной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_dolzhni_bit_oformleni_rezultati_kameralnoj_nalogovoj_proverki/14-1-0-294

Ссылка на основную публикацию