Стороны социального партнерства

Стороны социального партнерства

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Стороны социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

Содержание

Взаимоотношения между работников и работодателем регулируются законодательством. Именно нормативные акты обеспечивают согласование интересов всех участников этих отношений.

Для этого существует социальное партнерство. Оно необходимо для того, чтобы систематизировать эти взаимоотношения. Другими словами, это метод, который законодатель использует для регулирования договорных отношений.

Кто может быть сторонами социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда затрагивает не только работников и работодателей, но и их представителей, а также местные органы самоуправления и органы государственной власти.

У каждого из участников социального партнерства есть свое социальное положение, которое определяется правами и обязанностями, возлагаемыми на них.

Участники социального партнерства могут действовать исключительно в этих рамках.

Стороны социального партнерства – это работники и работодатели, взаимодействие которых происходит с помощью уполномоченных на это представителей. Но представители не являются сторонами партнерства. Они лишь участники, так как действуют от имени работников и работодателей и исключительно в их интересах.

Оно предоставляет второй стороне свои трудовые услуги в расчете на получение заработной платы. В редких случаях работником может выступать субъект моложе 16 лет.

Работодателем же может быть и организация, и физическое лицо, которые имеют право нанимать людей для выполнения определенных трудовых обязанностей и заключать с ними трудовые соглашения. Ответственность сторон социального партнерства за невыполнение своих обязательств заключается в штрафных санкциях.

Органы государственной власти выполняет свою главную функцию – представляют в сфере труда государство. Как представители они отстаивают его интересы при решении вопросов, связанных с социально-партнерскими отношениями.

Местные органы управления выступают представителями муниципальных образований. Государственные органы власти также могут выступать сторонами социального партнерства. Это происходит, если они выступают в сфере труда как работодатели.

Стороны социального партнерства: понятие

В сфере трудовых отношений существует такое понятие, как социальное партнерство. Это система трудовых отношений, направленная на регулирование и согласование всех необходимых интересов сторон.

Различают определенные формы социального партнерства.

В первую очередь это взаимные и коллективные переговоры, участие сторон в управлении той или иной организацией, а также участие их представителей в решении трудовых вопросов до суда.

Система социального партнерства имеет несколько уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • уровень предприятия.

На каждом из них существуют свои основы регулирования отношений между работником и работодателем. Положения о социальном партнерстве распространяются по всей территории страны. Кроме того, применение этих положений имеет ряд особенностей, касающихся государственных служащих. Эти особенности были установлены федеральными законами.

Она состоит в заключении трудовых договоров, согласовании взаимных интересов, а также в распределении обязанностей. Представители сторон лишь участвуют в создании необходимых для этого условий.

Социальное партнерство всегда придерживается особых принципов, указанных в законодательстве:

  • стороны являются равноправными, то есть, имеют равные права в сфере трудовых отношений.
  • Обязательно учитываются интересы сторон. Трудовые отношения основываются на сотрудничестве, поэтому уважительное отношение к интересам субъектов этих отношений является особенно важным.
  • Заинтересованность участников в создании договорных отношений.
  • Обязательная роль государства для развития сферы трудовых отношений и предоставления гарантий учета интересов сторон.
  • Соблюдение сторонами норм законодательства.
  • Наделение сторон необходимыми полномочиями.
  • Свобода выбора и добровольное принятие сторонами обязательств.
  • Реальность накладываемых обязательств.
  • Гарантии выполнения обязательств, указанных в соглашении.
  • Контроль за соблюдением всех указанных условий трудового договора.
  • Ответственность всех сторон и участников трудовых соглашений.

Права и обязанности работников

Трудовые отношения в первую очередь основываются на правах и обязанностях сторон. Работники должны выполнять их согласно трудовому соглашению и нормам законодательства. Это обеспечивает им наличие следующих прав:

  • заключать, изменять или расторгать трудовое соглашение в том порядке, который установлен в нормативных актах;
  • получать возможность выполнять ту работу, которая была указана в трудовом соглашении;
  • рассчитывать на рабочее место, которое соответствует всем требованиям трудового законодательства;
  • получать заранее оговоренную в договоре заработную плату вовремя;
  • отдыхать во время предоставленных работодателем выходных дней и отпуска;
  • получать все необходимые данные об условиях труда;
  • повышать свою квалификацию согласно трудовому законодательству;
  • иметь возможность вступить в профсоюз и защищать таким образом свои права и интересы;
  • участвовать в управлении предприятием согласно закону;
  • вести коллективные переговоры и заключать соответствующие договора, привлекая к этому своих представителей;
  • иметь право защищать свои права и интересы всеми разрешенными законом методами;
  • разрешать трудовые споры в том порядке, который был установлен нормами законодательства;
  • рассчитывать на возмещение ущерба, который был причинен ему во время исполнения его трудовых обязанностей;
  • получать социальное страхование.

Помимо прав, у работников есть еще и ряд обязанностей. Их выполнение должно соответствовать условиям трудового соглашения и законам. На основании этого работники обязаны:

  • выполнять свои трудовые функции;
  • гарантировать соблюдение правил внутреннего распорядка организации;
  • соблюдать правила трудовой дисциплины и нормы труда;
  • выполнять свою работу в соответствии с нормами охраны труда;
  • беречь имущество своего работодателя и сотрудников;
  • ставить работодателя в известность о любых угрозах жизни и здоровью работников, а также имуществу работодателя.

Правомочия работодателей

Ответственность сторон социального партнерства подразумевает, что и работодатель имеет ряд обязанностей по отношению к своим работникам. Какие же это обязанности? В первую очередь работодатели обязаны:

  • оформлять со своими работниками трудовые отношения в том порядке, который содержат нормы трудового законодательства;
  • соблюдать все нормы трудового законодательства;
  • обеспечивать сотрудников работой согласно условиям трудового соглашения;
  • оплачивать труд сотрудников и соблюдать сроки оплаты;
  • проводить коллективные переговоры и заключать соглашения;
  • рассматривать жалобы сотрудников на нарушение трудового законодательства и принимать соответствующие меры;
  • гарантировать право на участие работников в профсоюзных организациях;
  • обеспечивать работникам необходимые условия труда;
  • компенсировать работникам ущерб и убытки, которые были нанесены им в связи с выполнением трудовых функций.

В сфере труда работодатель имеет и свои определенные права. Трудовое законодательство определяет, какие именно права имеют работодатели:

  • заключать и вносить изменение или расторгать трудовые отношения;
  • требовать от сотрудников выполнения трудовых функций;
  • требовать от работников выполнения условий трудового распорядка;
  • вознаграждать за хорошо выполненную работу;
  • проводить материальные и дисциплинарные взыскания;
  • защищать свои права с помощью создания соответствующих профсоюзов;
  • проводить необходимые коллективные переговоры;
  • создавать внутренние документы организации.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/storony-socialnogo-partnerstva.html

Стороны социального партнерства

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение……………………………………………………..2

  1. История социального партнерства………………………3

  2. Стороны социального партнерства……………………..4

3. Основные принципы социального партнерства……….9

4. Зарубежный опыт в сфере социального партнерства..13

Заключение ………………………………………………….15

Список литературы ………………………………………….16

Введение

Повышенное внимание к проблеме взаимоотношений сторон социального партнерства объясняется тем, что радикальные преобразования российского общества сопровождаются сложными процессами конструирования демократического политико-правового механизма управления социальными явлениями.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня.

В государственной жизни со значительным противоборством утверждается разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально-

экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидаризма, договорного регулирования становятся актуальными в практической политике России.

Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности приводит к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.

Особенность современного этапа развития социально-трудовых отношений в стране состоит в их переходном характере: не сложились до конца субъекты

отношений, не оформились интересы этих субъектов, нет единой правовой базы и институтов реализации взаимоотношений сторон социального партнерства.

Целью настоящей работы является рассмотрение тенденций развития взаимоотношений сторон социального партнерства в нашей стране на современном этапе. Для этого представляется необходимым показать трехсторонний характер системы социального партнерства, особенности его развития, а также перспективы на основе опыта

некоторых зарубежных стран.

1. История социального партнерства.

Социальное партнерство – сравнительно молодо. Как эффективное средство

регулирования отношений между большими группами людей и слоями населения на Западе используется лишь в последние десятилетия.

Сам термин появился после первой мировой войны.

Рождение теории социальных реформ – противовес теории классовой борьбы, претендовавшей с середины XIX века на роль главного регулятора исторического процесса.

«Отцы» этой концепции опирались на этику Фейрбаха, на концепцию «гармонизации отношений» Л. Блана и П. Прудона, на идеи Ф. Лассаля и других теоретиков социал-демократического пути развития.

Еще в прошлом веке работодатель, как в России, так и на Западе, чтобы

избежать забастовок и не снижать массу прибыли шел на договоренность с

рабочими и создание привилегий части из них. Это привело к появлению «рабочей аристократии».

Главная причина снижения радикализма – качественные изменения, произошедшие среди самих рабочих. Высокая образованность и профессионализм, возможность участия в прибылях предприятия, хорошая зарплата, развитость сферы социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем стали не стачки и забастовки, а переговорный процесс.

На активизацию разработок теории и практики социального партнерства оказала влияние победа Октябрьской революции. «Остальной мир», чтобы исключить то, что произошло в России, вынужден был принять стратегию и тактику отношений между трудом и капиталом.

Для разрешения противоречий пришлось создавать специальные организации – профсоюзы и их организации. Одной из таких организаций стала в 1919 году Международная организация труда. Но международная организация – это внешний фактор.

Главным фактором возникновения социального партнерства является внутренний, отражающий реальные изменения в сфере производства.

На Западе этим фактором стала НТР. В результате общество получило новые

возможности для удовлетворения жизненных потребностей. Одновременно НТР предъявила высокие требования к качеству рабочей силы, которой стали

высокообразованные профессионалы. Большую важность в этой связи приобрела социально-психологическая составляющая отношений между участниками производственного процесса. Появилась необходимость в гуманизации отношений между ними, в социальном диалоге.

Существует 3 подхода в понимании социального партнерства:

1.Гармонически – утопический. Сторонники этого подхода считают, что наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом».

Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахождении оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения – объединение интересов в единое целое в принципе недостижимо.

2.Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития

социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.

Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более того

невозможно. Сторонники этого подхода утверждают, что социальное партнерство – это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов.

3.Третий подход наиболее точно раскрывает понятие социального партнерства:

социальное партнерство – специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой. Характеризуется следующими чертами:

Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы.

Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник – достойную оплату труда.

Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, страна в целом, так как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.”

Читайте также:  Расчет земельного налога

Социальное партнерство – это метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности общества, гарантирует его мирную эволюцию, отсекая все деструктивное, потенциально взрывоопасное.

  1. Стороны социального партнерства.

Субъектами социально-партнерских отношений являются участники данных отношений, наделенные правами и обязанностями, ими являются представители государства, работодателей, наемных работников.

Сторонами же социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня.

Вместе с тем они не являются стороной соответствующего соглашения и не принимают на себя никаких обязательств. Их роль заключается в защите общественных интересов при осуществлении коллективно-договорного регулирования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.

Представителями работодателя являются:

руководитель организации; иные уполномоченные руководителем лица в соответствии с законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами; объединения работодателей.

Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Интересы государства представляют: на федеральном уровне

а) Правительство РФ;

б) Министерство по труду и социальному развитию;

в) государственные органы по труду.

на региональном уровне

а) органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

б) органы по труду субъекта Российской Федерации.

Особым субъектом при заключении территориального коллективного соглашения являются органы местного самоуправления, так как они не относятся ни к представителям работников и работодателей, ни к представителям государства.

На каждом уровне социального партнерства стороны имеют своих представителей.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участия работников, их представителей в управлении организацией;

4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Статья 26 Трудового кодекса определяет следующие уровни социального партнерства:

1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

Источник: https://works.doklad.ru/view/12uBQAzkfv8.html

Социальное партнерство: уровень развития в 2018-2019 году

На определенном этапе развития общества возникает такой вид урегулирования интересов сторон, как социальное партнерство. Оно зиждется на принципах взаимоуважения, равенства прав партнеров, исполнения законов и принятых решений. Государство же способствует развитию соцпартнерства.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 25 Трудового кодекса РФ «Стороны социального партнерства»

Статья 26 Трудового кодекса РФ «Уровни социального партнерства»

Статья 27 Трудового кодекса РФ «Формы социального партнерства»

Понятие и формы соцпартнерства

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны. При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Система соцпартнерства

Систему социального партнерства составляют следующие уровни:

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в труде

Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе.

В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Роль государства

Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Политика социального партнерства

Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Значение соцпартнерства

Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.

Примеры соглашений и договоров с соцучреждениями

Наиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.

При этом обе стороны такого соглашения получают для себя очевидную выгоду: образовательное учреждение получает дополнительную площадку для развития своих воспитанников, а, например, предприятие — будущие кадры в свой штат.

Скачать пример договора о соцпартнерстве

Посмотрите видео о социальном партнерстве

Источник: http://lgoty-vsem.ru/lgoty/sotsialnoe-partnerstvo.html

Социальное партнерство

Статья 23 ТК РФ дает следующее определение социального партнерства.

– система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Взаимодействие может проявляться, как основная форма социального партнерства, в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК). Наряду с этим стороны могут использовать иные способы взаимодействия и координации своих действий.

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или местного самоуправления.

Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п. ( ст. 35 ТК).

Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают и необходимость обеспечения эффективной деятельности организации и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утверждаемые совместно с представителями работников или с учетом их мнения.

Закон различает участников и стороны социального партнерства.

Сторонами этой системы взаимодействия являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК). Они заключают коллективные договоры и соглашения, принимают на себя обязательства, согласовывают свои интересы.

Участниками социального партнерства являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовки проектов и заключении соглашений различного уровня.

Читайте также:  Подтверждение оквэд-2019

Однако они не являются стороной соответствующего соглашения и не принимают на себя никаких обязательств.

Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.

Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ.

В статье 24 ТК приводятся следующие основные принципы социального партнерства:

1) равноправие сторон.

Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, создании комиссий по регулированию социально – трудовых отношений. Каждая из сторон может выступать инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений;

2) уважение и учет интересов сторон. Социальное партнерство основывается на заинтересованности сторон в сотрудничестве, уважении интересов и мнений представителей работников и работодателей;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна.

Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров.

Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, в установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно- договорных актов.

Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК).

Коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренных законодательством о труде (ст. 9 ТК);

6) полномочность представителей сторон. Полномочность представителей сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны (ст. ст. 30, 31, 33, 34 ТК).

В том случае, когда полномочия представлены документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК), однако в соответствии со ст.

20 ТК такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, с которым он уполномочен проводить коллективные переговоры или участвовать в других формах социального партнерства. Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный орган на представительство своих интересов в ходе коллективных переговоров.

Иные представители работников получают свои полномочия на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на его решение (протокол);

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Это означает, что нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово – экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Обязательность обеспечивается как возможностью вступления в коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК);

11) контроль выполнения принятых коллективных договоров, соглашений. Указанный контроль является одним из способов обеспечения выполнения условий договорных актов;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Изложенные принципы устанавливают правовые основы взаимодействия социальных партнеров – работников и работодателей.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются сторонами социального партнерства.

Их роль заключается в защите общественных интересов при обсуждении коллективно-договорного регулирования или учете мнения социальных партнеров в ходе принятия важных политических, экономических и правовых решений.

Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты. Однако ни органы исполнительной власти, ни органы местного самоуправления не несут никаких обязательств, вытекающих из заключенных с их участием соглашений.

Источник: http://MirZnanii.com/a/299671/sotsialnoe-partnerstvo

Социальное партнерство в сфере труда

Модели социального партнерства:

    • Американская
    • Немецкая
    • Скандинавская
    • Российская

Ст. 23 ТК определяет социальное партнерство как систему взаимодействия работников, работодателей, представителей работников, работодателей и государства для достижения социального мира. Результат такого взаимодействия—акты-соглашения, которые в той части, которая устанавливает нормативные положения, являются источником трудового права.

Поэтому социальное партнерство можно определить и как механизм регулирования отношений в сфере труда и как способ согласования интересов различных субъектов при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в сфере труда. Социальное партнерство—это институт трудового права, одна из составляющих методов трудового права, принцип трудового права, закрепляемый ст. 2 ТК.

Когда вы трудитесь на работе и вам срочно нужна презентация, заказать ее у нас – лучший выход из положения.

Социальное партнерство через сотрудничество и взаимные уступки призвано обеспечить:

  • баланс интересов работников, работодателей и государства;
  • политическую стабильность;
  • развитие экономики;
  • повышение социальной защищенности работников.

Правовую основу социального партнерства составляют:

  • международно-правовые акты, конвенции МОТ №98 «О праве на организацию и ведение переговоров»; № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию»; № 135 «О представителях трудящихся»  1971 г; декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда».
  • Трудовой кодекс, раздел 2, ст. 133-1 в редакции от 20 апреля 2007 г; ФЗ «О занятости», «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», от 19 января 1996 г, «Об объединениях работодателей», «О российской трехсторонней комиссии» от 1 мая 1999 г.;
  • Региональные законы; закон от 19 июня 1998 г. «О социальном партнерстве», от 23 июля 2004 г. «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Основные принципы социального партнерства предусмотрены ст. 24 ТК. Стороны социального партнерства: работники, работодатели, органы исполнительной власти и местного самоуправления могут быть стороной социального партнерства, если выступают в качестве работодателей.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления могут выполнять в социальном партнерстве и другие функции:

  • Представительство по уполномочию работодателя (ст . 34 ТК)
  • Посредничество при разрешении конфликтов (ст. 407 ТК)
  • Защита интересов государства и муниципальных образований (ч.5, 6 ст. 412 ТК)
  • Координация совместных действий социальных партнеров и осуществление контроля за принимаемыми ими обязательствами (ч. 3 ст. 43)

Стороны (работники, работодатели) осуществляют свои полномочия через представителей.

Работодателя представляют на  локальном уровне: руководитель организации, индивидуальный предприниматель, либо уполномоченные ими по доверенности или приказу.

На иных уровнях социального партнерства:

  1. Соответствующее объединение работодателей (ч.3 ст.33 ТК, ФЗ «Об объединении работодателей»), некоммерческие организации, объединения на добровольной основе работодателей для  представительства и защиты их прав.
  2. Органы исполнительной власти и местного самоуправления в отношении государственных и муниципальных учреждений и других бюджетных организаций.

 Работников представляют на локальном уровне:

  • Первичные профсоюзные организации и их органы (ч. 1 ст. 30 ст. 29 ТК)
  • Иные непрофсоюзные представители, представительный орган, который избирается из работников данного работодателя при отсутствии профсоюзной организации или если ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более ½ работников и не уполномочена на представительство.

На иных уровнях социального партнерства их представляют соответствующие объединения профсоюзов, ст.29 ТК.

Работодатели обязаны создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32, 377 ТК, ст.283 закона «О профсоюзах»). Для защиты представителей от возможных преследований со стороны работодателей Трудовой кодекс устанавливает дополнительные гарантии (ст. 39, 171, 172. 374, 375, 405 ТК).

Источник: http://univer64.ru/sotsialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda-ponyatie-storonyi-predstavitelstvo-storon.html

Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны, значение, принципы. Уровни, формы и органы социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда- система взаимоотношений между работниками(представителями работников),работодателями(представителями работодателей),органами гос.власти,органамиМСУ,направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Иначе говоря, социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, органы государственной власти органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Под сторонами (субъектами) социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе партнерских взаимоотношений.

Исходя из этого положения сторонами социального партнерства являются работники и работодатели, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Стороны социального партнерства участвуют в конкретных отношениях через своих представителей.

ТК РФ предусматривает, что представителями работников в социальном партнерстве могут быть:

профессиональные союзы; объединения профессиональных союзов; иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов; иные представители, избираемые работниками (совет, комитет, комиссия, орган общественной самодеятельности).

Представителями работодателя являются: руководитель организации; работодатель – ИП (лично); уполномоченные им лица- объединения работодателей.

Законодательное закрепление получили и принципы социальногопартнерства – основополагающие положения, определяющие характер и общую направленность правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении социального диалога между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления(ст. 24 ТК РФ).

На первом месте среди принципов социального партнерства названо:

равноправие сторон, т.е. работников и работодателей. Они пользуются равными правами: быть инициаторами коллективных переговоров, вносить предложения, по содержанию соглашений и коллективных договоров и т.д.;

уважение и учет интересов сторон социального партнерства – основа успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях- взаимная заинтересованность работодателя и работников в выработке на основе переговоров и соглашения наиболее оптимальных путей совершенствования деятельности организации, повышения производительности труда, качества продукции, ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг позволяет обеспечить рост доходов организации и заработной платы работников;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе – принцип и вместе с тем условие более широкого использования социально –партнерских отношений для решения двуединой задачи – подъема производства и улучшения благосостояния трудящихся;

Читайте также:  Как рассчитать отпуск в мае 2018 года

– соблюдение сторонами и их представителями, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права – залог законности в отношениях социального партнерства и обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства;

полномочность представителей сторон – обеспечивается соблюдением порядка, установленного для выделения (определения) представителей и для наделения их соответствующими правами и обязанностями (полномочиями)(ст. 29-34 ТК);

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труд-, как принцип социального партнерства означает возможность для каждой стороны ставить свои вопросы, предлагать решения, которые они хотели бы обсудить путем консультаций, переговоров и которые они стремятся отразить в соглашении, коллективном договоре;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств выражает суть социального партнерства, состоящего в согласии каждой стороны принять на себя такие обязательства, которые она в состоянии выполнить с учетом всех обстоятельств и условий, сложившихся в организации.

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений – принцип социального партнерства, несоблюдение которого лишает смысла положений, включаемых в коллективный договор, соглашение;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров,соглашений -необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение не выполняются;

– ответственность сторон и их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений – за неисполнение коллективного договора, соглашения предусмотрена юридическая ответственность (ст. 55 ТК РФ; ст. 5.31 КоАП РФ; ст. 145 прим.1 УК РФ).

Значение социального партнерства заключается в том, что оно: а) в трудовом праве является методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства; б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РФ.Развитие института социального партнерства играет важную роль в деятельности службы занятости населения РФ.

Уровни, формы и органы социального партнерства.

Система взаимоотношений между сторонами социального партнерства включает в себя следующие уровни:

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

– межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух или более субъектах РФ;

– региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальный уровень, устанавливающий обязательства работников и работодателей в сфере труда (ст. 26 ТК РФ).

Законодательство не содержит определения понятия органов социального. Тем не менее, гл. 5 ТК РФ носит название «Органы социального партнерства».

К органам социального партнерстваотносятся все постоянно действующие органы, состоящие из представителей субъектов социального партнерства, как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Органы социального партнерства можно подразделить на органы общей компетенции и специализированные.

Органами общей компетенции являются трехсторонние и двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений”1.05. 1999г. № 92 – ФЗ.

На региональном деятельность комиссий осуществляется на основании законов субъектов РФ. В частности, в Краснодарском крае данные правоотношения регулируются Законом Краснодарского края «О Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений » от 7. 05. 1998г. №129-КЗ.

На территориальном уровне образовываются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, межрегиональном, региональном так и на территориальном уровнях социального партнерства.

На локальном уровне (у конкретного работодателя) комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК РФ).

К специализированным органам социального партнерства относятся:

– координационные комитеты содействия занятости населения (ст. 20 Закона о занятости населения в РФ от 19.04.1991 г. №1032-1);

– совместные комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ);

– комиссии по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ).

Социальное партнерство реализуется в различных формах.

Формы социального партнерства – это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основные формы социального партнерства перечислены в ст. 27 ТК РФ. Социальное партнерство осуществляется в формах:1.коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;2.

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;3.

участия работников, их представителей в управлении организацией;4.участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

11.Коллективный договор: понятие, стороны, содержание, структура. Порядок разработки, заключения, изменения и дополнения коллективного договора.

Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Сторонами коллективного договора являются работодатель и работники предприятия в целом или отдельных подразделений.

По действующему законодательствусодержанием коллективного договора являются согласованные стороной условия (положения), призванные урегулировать социально-трудовые отношения у конкретного работодателя.

Структуру коллективного до­говора организации формируют сами. Как правило, он состоит из разделов (глав), которые, в свою очередь, подразделяются на пунк­ты и, при необходимости, подпунк­ты.

Ст. 41 ТК РФ дает примерный перечень вопросов, по которым в договор могут включаться взаимные обязательства сторон. Этот перечень не исчерпывающий и носит рекомендательный характер. Это могут быть следующие обязательства:

– форма, система и размер оплаты труда и другие денежные выплаты;

– механизм индексации оплаты труда;

– занятость и условия высвобождения работников;

– продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

– гарантии и льготы некоторым категориям работников и другие.

При осуществлении коллективно-договорного регулирования необходимо соблюдать общие требования к содержанию коллективного договора, определяющие его соотношение с иными нормативными актами.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ коллективные договоры не могут содержать условия, ограничивающие или снижающие уровень прав и гарантий работников, предусмотренных законодательством о труде.

Помимо конкретных норм и обязательств коллективный договор должен содержать такие формальные сведения как наименования сторон, от имени которых он заключен, срок его действия, порядок изменения и продления.

Порядок заключения коллективного договора регламентируется (ст. 36,37,38,ч.2 ст. 40, 50 ТК РФ).

Процедура заключения коллективного договора начинается с ведения коллективных переговоров (ст. 36, 37 ТК РФ).

Сроки, место проведения переговоров, повестка дня, определяются представителями сторон, являющимися участниками переговоров (ч.7 ст. 37 ТК РФ).

По сложившейся практике единый проект коллективного договора обсуждается работниками в подразделениях работодателя и в него вносятся замечания, предложения, дополнения. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) работников конкретного работодателя.

По истечении трех месяцев с момента начала коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора стороны обязаны подписать договор на согласованных условиях в не зависимости от того, какое число положений проекта договора ими согласовано. Данное правило является императивным и не может быть изменено сторонами переговоров (ч.2 ст. 40 ТК РФ).

Одновременно с подписанием коллективного договора по согласованным условиям стороны переговоров при наличии неурегулированных вопросов обязаны подписать протокол разногласий (ст. 38 ТК РФ).

В отношении рассмотрения разногласий, включенных в указанный протокол, стороны переговоров вправе либо продолжить переговоры, либо приступить к процедуре урегулирования разногласий в соответствии с процедурой урегулирования коллективных трудовых споров (гл. 61 ТК РФ).

Изменения и дополнения коллективного договора в течение его срока действия производятся только по взаимному согласию сторон, достигаемому в результате проведения коллективных переговоров, в порядке установленном ТК РФ для его заключения. Однако в самом коллективном договоре может быть определен порядок внесения в этот коллективный договор изменений и дополнений(ст. 44 ТК РФ).

По общему правилу, если работодатель юридическое лицо коллективный договор заключается в организации в целом и охватывает все филиалы, представительства, иные обособленные подразделения.

Тем не менее, при необходимости учета территориальных, профессиональных и иных особенностей трудовой деятельности коллективный договор может заключаться в конкретном филиале представительстве, ином обособленном структурном подразделении(ч.4 ст. 40 ТК РФ).

При этом права и обязанности возникают у организации – работодателя, а не у соответствующего филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения.

Подписанный коллективный договор в 7 – ми дневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду федерального, регионального или территориального уровней (министерство, федеральная служба, комитет по труду и т.д.) для уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).

Факт прохождения уведомительной регистрации, не влечет за собой ни каких правовых последствий, т.к. коллективный договор и соглашения вступают в силу с момента подписания либо со дня указанного в самих нормативных актах социального партнерства (ст.43, 48 ТК РФ).

Орган, осуществляющий регистрацию коллективного договора, проверяет соответствие положений договора законодательству о труде.

В случае выявления условий коллективного договора, ухудшающих положение работников по сравнению трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права данный орган обязан сообщить об этом представителям сторон, подписавшим договор, для устранения допущенного нарушения прав работников. Одновременно о выявленных нарушениях законодательства извещается соответствующая государственная инспекция труда.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. При этом обязательным условием является взаимное согласие на внесение каких-либо изменений и дополнений.

Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. В соответствии со ст. 43 ТК РФ стороны вправе продлевать действие коллективного договора на срок не более 3 лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения, а также у индивидуального предпринимателя.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации, поставившим свою подпись под коллективным договором, а также в случае реорганизации в форме преобразования.

При реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения или выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3 месяцев со дня перехода прав собственности.

В случае реорганизации или смены формы собственности организации любая из сторон вправе направить* другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до 3 лет.

Согласно ст.

57 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо (организация) считается реорганизованным с момента внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц вновь возникших юридических лиц.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. Согласно ст.

63 Гражданского кодекса РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо (организация) – прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Источник: https://cyberpedia.su/12x1c9f.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector