Социальное партнерство

Что такое социальное партнерство и его правовое регулирование —

Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений, сложившуюся между работниками, организациями-работодателями и органами власти (государственной, самоуправления) и представителями каждой из сторон.

Такая система направлена на обеспечение интересов и их согласование по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений (23-я статья ТК РФ).

На каких принципах базируется

Рассматриваемое понятие основано на следующих принципах:

  • равноправие всех сторон-участников взаимоотношений;
  • уважительное отношение к участникам и учет интересов последних;
  • всеобщая заинтересованность в поддержании договорных отношений;
  • укрепление (развитие) демократического партнерства, основанное на поддержке и содействии государства;
  • наделение представителей сторон соответствующими полномочиями;
  • добровольность и реальность обязательств, которые предполагаются к принятию сторон;
  • обязательность и контроль над исполнением условий коллективных соглашений (договоров) и вытекаемая отсюда ответственность, связанная с неисполнением этих соглашений сторонами либо их представителями;
  • лояльность и свобода выбора, соблюдаемые при обсуждении вопросов, имеющих отношение к сфере труда;
  • соблюдение обязательных норм трудового законодательства, иных нормативно-правовых актов, оговаривающих нормы трудового права.

В каких формах выражается

Социальное партнерство находит свое отражение в следующих формах:

  • осуществление коллективных переговоров, связанных как с подготовкой проектов, так и с непосредственным заключением коллективных соглашений (договоров);
  • проведение взаимных консультаций, затрагивающих вопросы регулирования трудовых отношений либо таковых, что непосредственно связаны с ними, а также гарантийного обеспечения прав работников на труд и оптимизации трудового законодательства;
  • обеспечение участия работников в осуществлении управления организацией, а также в досудебном разрешении трудовых споров.

Кроме того, проявление социального партнерства на практике может затрагивать и другие формы, устанавливаемые его сторонами (представителями сторон).

Пятиуровневая система регулирования и ее органы

В целом система рассматриваемого партнерства включает в себя пять уровней, каждый из которых устанавливает свои основы регулирования трудовых отношений. Это федеральный (охватывает территорию РФ), региональный (для субъектов РФ), отраслевой (для отдельных отраслей), территориальный (для муниципальных образований) и на уровне организаций.

В число органов социального партнерства входят комиссии, предназначение которых связано с регулированием социально-трудовых отношений, которые формируются на всех уровнях и имеют под собой равноправную основу из представителей всех сторон-участников.

В качестве примера созданной на федеральном уровне постоянной действующей комиссии можно привести Российскую трехстороннюю комиссию, в членстве которой состоят представители правительства РФ и общероссийских объединений – профсоюзов и работодателей.

На уровне субъектов РФ допускается создание трехсторонних комиссий, деятельность которых по координации социально-трудовых отношений осуществляется с учетом законодательства этих субъектов.

Территориальные комиссии (районные, городские) должны действовать с учетом положений законов субъектов РФ, а также положений об их создании, утверждение которых происходило с участием представительных органов местного самоуправления.

Создание отраслевых комиссий в целях подготовки соответствующих соглашений (заключений) может производиться как на уровне субъектов РФ, так и на федеральном.

Источник: http://semeynoepravo.com/likbez/sotsialnoe-partnerstvo.html

Понятие социального партнерства

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Понятие социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда представляет собой органы и отношения, которые имеют развитие между профсоюзами работников или работодателей, а также представителями государственной власти.

Содержание

Как понятие, социальное партнерство понимается как система и категория рыночного общества, возникшие на конкретном этапе его зрелости, связанные с возникновением трудового рынка, в чем участвуют органы профсоюза, представляющего работников.

Социальное партнерство в сфере труда представляет собой органы и отношения, которые имеют развитие между профсоюзами работников или работодателей, а также представителями государственной власти. Такие отношения направлены на развитие и согласование взаимных интересов, которые возникают в связи с заключением трудовых договоров и имеют значение в ходе возникших взаимоотношений.

В процессе социального партнерства устанавливаются формы социальных гарантий, которые необходимы для нормального ведения трудовой деятельности.

 Момент возникновения данного понятия формально связывается с тем временем, когда были созданы органы МОТ, опирающиеся в своей деятельности на принципы трипартизма.

Социальное партнерство в сфере труда на территории РФ имеет в качестве законодательного начала Указ Президента, изданный 15.11.1991 г. под № 212.

Благодаря социальному партнерству достигается цель разрешения споров, значение которой важно для трудового процесса, исключаются возможные проблемы. Так происходит развитие трудовых отношений, определяется их система.

Принципы социального партнерства в сфере труда

Противоречия, которые присущи социально-трудовым отношениям, разрешаются путем применения общих начал социального партнерства, основные принципы которого:

  • наличие равноправия между сторонами по инициированию диалога;
  • уважительное отношение к интересам каждой из сторон;
  • наличие заинтересованности сторон в договорном разрешении конфликта;
  • оказание государственного содействия в укреплении демократических основ социального партнерства, в чем участвуют органы власти;
  • соблюдение законодательных трудовых норм, уровни принятия которых могут быть различными, участниками отношений;
  • установление выборности лиц в органы, представляющие интересы сторон;
  • наличие свободы формы выбора, необходимой в процессе обсуждения вопросов трудовой сферы;
  • обязательность признака добровольности в принимаемых на себя обязательствах;
  • наличие фактора реальности, что имеет значение для выполнения принятых обязательств;
  • обязательность в процессе выполнения соглашений и коллективных договоров;
  • осуществление контроля за надлежащим исполнением каждого отдельного коллективного договора и соглашения, представленного как система норм, необходимая для решения проблемы, возникновение которой возможно в ходе исполнения трудовых функций;
  • установление ответственности сторон или лиц из представляющих за ненадлежащее исполнение принятых документов, обязательным условием чего являются признаки индивидуальной вины.

Виды взаимодействия

Понятие социального партнерства проявляется во взаимодействии субъектов трудовых отношений, что нацелено на достижение общих целей, связанных с урегулированием проблемы в правах работников и работодателей, их взаимных интересов, направленных на достижение общего блага, выражаемого в результатах трудовой деятельности.

Среди видов социального взаимодействия можно выделить:

  • деятельность по проведению переговоров, необходимых для заключения или изменения коллективных договоров, отраслевых и локальных соглашений, существующих, как систем трудовых взаимоотношений;
  • деятельность консультативного характера, проявляемую в переговорном процессе, к которому призывает законодательство;
  • непосредственное участие работников и представляющих их лиц в процессе управления предприятиями и организациями, путем воздействия на принципы и органы компаний различных уровней, их развитие;
  • участие в разрешении спорных вопросов, возникающих в процессе реализации трудовых отношений, что служит способом недопущения судебных разбирательств и урегулирования проблемы на досудебной стадии.

Формы социального взаимодействия

Социальное партнерство в сфере труда проявляется в ряде форм, объединенных общей целью достижения нормального взаимодействия между субъектами трудовых отношений. К таким формам относится:

  • проведение коллективных переговоров в момент заключения коллективного договора или ряда соглашений;
  • проведение взаимных консультативных переговоров в тех случаях, которые прямо обязывают к этому законодательством;
  • принятие участия в управленческом процессе организациями со стороны работников и лиц, которые являются их представителями;
  • принятие участия на стадии досудебного разрешения трудового спора.

Цели социального взаимодействия

В качестве цели, которая преследуется социальным партнерством, необходимо понимать развитие и проведение работы по согласованию интересов, имеющихся у работников и их работодателей. Такие решения должны максимально соответствовать интересам этих сторон и обеспечивать эффективность трудовой деятельности.

Материальным выражением социального партнерства являются соглашения, которые принимаются в порядке достижения договоренностей и согласования программ, влияющих на дальнейшее развитие и сотрудничество.

Обеспечить социальное взаимодействия позволяют государственные органы, законодательные и локальные акты, принятие которых обосновано мнением отдельных социальных партнеров.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/ponyatie-socialnogo-partnerstva.html

Социальное партнерство: сущность, функции, особенности развития в России

А. В. Тиховодова

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Работа представлена кафедрой философии и социальных наук Волжской государственной академии водного транспорта. Научный руководитель — доктор философских наук, профессор А. А. Владимиров

В статье рассматриваются смысл социального партнерства, его функции, принципы, условия установления. Также раскрываются возможности и роль сторон в рамках социального партнерства, особенности и перспективы формирования межсекторного взаимодействия в России.

In the article the meaning of social partnership, its functions, principles and conditions of their establishment are examined. The opportunities and the role of both sides of the social partnership, the peculiarities of the formation of intersector cooperation in Russia are also examined in the article.

Масштаб и сложность социальных проблем в современной России требуют поиска новых эффективных путей их решения. Все более актуальной становится необходимость налаживания социального партнерства, т. е. системы, которая бы отвечала ведущим тенденциям общемирового развития социальной сферы.

Существует множество концептуальных подходов к исследованию взаимодействия социальных структур общества. В целом общество рассматривается как сложная система, характеризующаяся социальными по своей природе системными качествами и свойствами, такими как структурированность, самоорганизация, регулируемость, устойчивость, динамичность.

Структура общества складывается вследствие того, что каждый человек, удовлетворяя свои потребности и реализуя свои интересы, вступает в общественные отношения и занимает определенное место в системе этих отношений. Происходящая социальная дифференциация и формирует социальную структуру.

Структурные элементы общества могут развиваться, распадаться и возникать вновь, одни сегменты могут укреплять систему, другие — дестабилизировать ее, однако не-

обходимым остается устойчивость и в то же время динамичность развития.

Настоящее развитие России в значительной степени характеризуется активным и часто противоречивым процессом формирования трех секторов, свойственных любому обществу с развитой институциональной структурой: государственного, коммерческого и некоммерческого.

Особенно актуальными вопросы управления государством, экономикой и общественной жизнью становятся в периоды, когда старые нормы, ценности, установки по тем или иным причинам отбрасываются, а новые еще только формируются.

В этой связи ключевой задачей, стоящей перед современной Россией, является обеспечение устойчивого и безопасного социально-экономического развития в контексте взаимодействия структурных элементов общества.

Исторически лозунг социального партнерства возник как антитеза классовым конфликтам и революциям, как способ разрешения противоречия между трудом и капиталом. Но в конце XX в. этот термин наполнился новым смыслом. Кризис трех ведущих концепций — социализма, государства благосостояния и модернизации в

странах так называемого третьего мира -потребовал поиска иных подходов. В фокусе общественного и политического внимания сегодня инициативы граждан, которые объединяются в сообщество некоммерческих организаций и общественных движений.

Читайте также:  Производственный календарь-2018 (татарстан) с праздниками

Смысл социального партнерства состоит в конструктивном взаимодействии между государственными структурами, органами местного самоуправления, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Термин «партнерство» предполагает вполне определенную форму отношений, возникающих в процессе деятельности социальных субъектов по достижению общих целей.

Если цели этих субъектов не совпадают, ставится вопрос о компромиссе, достижении консенсуса. В основе названных отношений, бесспорно, лежит социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие выполняет в обществе различные функции: стабилизирующую, консолидирующую, деструктивную.

Именно стабилизирующая функция -механизм, который обеспечивает развитие демократического общества в целом и его отдельных сфер. Эту функцию может успешно выполнять социальное партнерство как одна из форм проявления социального взаимодействия.

Хотя социальное взаимодействие на определенном этапе развития демократического государства порождает социальное партнерство, последнее может осуществляться не только через данный механизм, но и формировать собственный.

Социальное партнерство уже социального взаимодействия как одна из форм существования последнего, воплощающая его стабилизирующую и гармонизирующую функции. И. М. Модель, Б. С. Модель предлагают рассматривать «социальное партнерство и как способ сотрудничества в сфере федеративных отношений, форму органичного взаимодействия многообразных субъектов этих отношений, которые позволяют им свободно выра-жать свои интересы в контексте поиска так

называемых цивилизованных средств их гармонизации»1 .

Узловой элемент, вокруг которого или на базе которого формируется социальное партнерство, — это социальная проблема.

Такое взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые негативные социальные явления (бедность, бездомность, сиротство, насилие в семье, загрязнение окружающей среды и др.).

Установление партнерских отношений способствует снижению социальной напряженности, ликвидирует элементы противостояния, конфликтности и закладывает основы стабильности, общественного порядка.

Представители различных секторов обычно по-разному осознают собственную ответственность за решение этих соци-альных проблем. Но, несмотря на различия и противоречия, сотрудничество необходимо.

Что именно могут предложить каждый из партнеров, каковы его интересы? В чем особенности располагаемых ими ресурсов? Государство может выступать катализатором перемен в социально-экономической жизни, финансово и институционально поддерживать общественные инициативы, на которых основано партнерство.

Государство создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности. Оно формулирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы.

Используя разные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ, для осуществления целевых программ, государство привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации (НКО) и бизнес. Местное самоуправление — явление общественной жизни, а не государственной власти.

Оно действует наравне с другими формами общественной и частной самоорганизации, общественным самоуправлением, общественными объединениями, корпорациями и др.

Представляя интересы местного сообщества, местное самоуправление в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов. Оно действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.

Некоммерческий сектор в настоящее время анализируются учеными как важнейшая составная часть гражданского общества, с одной стороны, и как система создания и доставки потребителю общественных благ -с другой.

Особо отмечается демократический, добровольный характер некоммерческого сектора, основанного на непринудительном характере осознанной гражданской инициативы. Именно это отличает третий сектор от государства и сближает его со структурами рыночной экономики. В отношении НКО появилось такое определение: «бизнес, имеющий общественную миссию».

НКО, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры предлагают новые идеи, решения, социальные технологии, обеспечивают гражданский контроль за действиями власти, привлекают к работе волонтеров. Общественные объединения выражают интересы определенных групп населения и выдвигают новые ценностные ориентиры.

Бизнес и ассоциации предпринимателей предоставляют благотворительные пожертвования, а также возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.

Безусловно, возможности и роль сторон в рамках социального партнерства неодинаковы. Если роль коммерческих организаций заключается главным образом в возможностях финансирования, а роль государственных структур — еще и в использовании властных рычагов, то общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс: социальные иници-

ативы граждан. И дело не только в том, что организации третьего сектора «ближе» к населению и при оказании услуг могут действовать более гибко, эффективно и «человечно», чем государственные учреждения.

В своей деятельности они воплощают новые (альтернативные) ценности и приоритеты. Прежде всего это ценности и приоритеты групп с неравными возможностями, которые лишены доступа к власти и информации.

Общественные организации «озвучивают» потребности этих людей, обычно первыми формулируя социальную проблему.

Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему.

Можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

Социальное партнерство зиждется: на заинтересованности каждой из взаимодействующей сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединении усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремлении к поиску реалистических решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализации решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров; правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия. Решающими здесь выступают взаимная полезность, обоюдная заинтересованность сторон, самоограничение, уважение и учет интересов партнеров. Они равноправны в выборе путей и средств достижения общей цели, сохраняя при этом самостоятельность и следуя принципу невмешательства в дела другой стороны. Указанные отношения

строятся на началах доверия, уважения, доброжелательности, равенства, свободы выбора, обязательности исполнения достигнутых договоренностей.

Формальные моменты в этих отношениях явно перевешивают неформальные, что в определенной степени облегчает взаимодействие, нивелируя личные симпатии.

Еще один принцип построения и успешного функционирования социального партнерства — соблюдение норм федерального и регионального законодательства.

Можно выделить объективные и субъективные условия для установления социального партнерства.

К объективным относятся: демократия и гражданское общество, потребность в социальном партнерстве, сформированность и институциональная оформленность групповых интересов, организационно-правовые и политические установления государства в части регулирования интересов участников рассматриваемых отношений.

Но все эти условия так и останутся потенциальными при отсутствии субъективного фактора.

Необходимы воля и осознание общности целей участников социального партнерства, их готовность следовать нормам, зафиксированным в соответствующих документах, наличие системы эффективных санкций за нарушение норм социального партнерства, развитие традиций гражданского участия. Успешное развитие каждого из секторов невозможно без взаимодействия с другими секторами. В этой связи принято говорить о межсекторном взаимодействии как необходимом элементе общегосударственной управленческой эффективности.

Возникновение социального партнерства в России было связано с общественными движениями и местным самоуправлением (земским движением). При поддержке земств (а в отдельных случаях и государственной власти) возник первый опыт решения общественно значимых проблем «творческим союзом разного толка интеллигентских направлений с

широким размахом молодого, меценатствующего капитала»2.

В России впервые возникли новые силы, обратившиеся к решению социальных вопросов. Это местное выборное самоуправление, общественные движения (научные и культурные общества, движение трудовой помощи), благотворительность промышленников и финансистов.

Становление социального партнерства в России было очень ограниченно, а его успехи несоизмеримы с масштабом имевшихся социальных конфликтов. Благотворительность не смогла ликвидировать бедность и сгладить остроту противоречий между предпринимателями и рабочими, помещиками и крестьянами. Социальный конфликт привел к революции 1917 г.

Исторический опыт свидетельствует, что взаимодействие различных сил на общественной арене является условием успешности проведения реформ.

Что же касается специфики формирования секторов в современной России, то к настоящему моменту возник заново основанный на деловой гражданской инициативе частный бизнес — сектор, а государственный сектор претерпел существенные изменения, связанные с сокращением монопольного воздействия на производственную и социальную сферы.

В то же время стал формироваться и негосударственный некоммерческий сектор, базирующийся на гражданских инициативах в непроизводственной сфере.

За последние годы в России накоплен значительный опыт межсекторного взаимодействия, обобщая который можно выделить несколько моделей сотрудничества: информационный обмен; проведение совместных благотворительных акций и других мероприятий разного характера; систематическая поддержка социальных инициатив, в том числе за счет предоставления помещения, оказания консультационных услуг, оплаты расходов и т. п.; развитие государственно-общественных форм управления, в том числе за счет создания постоянно действующих круглых

столов, объединяющих представителей трех секторов, на уровне муниципальных обра -зований или субъектов РФ; финансирование социальной сферы на конкурсной основе.

Вместе с тем существует целый ряд проблем, связанных с межсекторным взаимодействием. Е. М. Осипов делит их на два блока: профильные внутрисекторные проблемы и проблемы непосредственно самого межсекторного взаимодействия3.

К первому блоку относятся следующие: недостаточный профессионализм участников, информационный голод и отсутствие общего информационного пространства, слабость ассоциативных связей и закрытость неправительственных организаций, непонимание тем или иным сектором проблем партнеров.

Проблемы второго блока: недостаточность правового обеспечения взаимодействия, отсутствие механизмов взаимодействия, основанных не только на личных контактах.

Выстраивание отношений государства с организациями гражданского общества и бизнесом осуществляется не в рамках трех -стороннего сотрудничества, а по сепаратным, не связанным друг с другом каналам.

Применительно к бизнесу таким каналом выступает Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве, а применительно к НКО — общественные палаты (общефедеральная и региональные).

Утверждение подобной модели взаимодействия ставит организации гражданского общества вне поля публичной политики, и, не имея возможности участвовать на равных в механизмах прямой и обратной связи с государством, они лишаются стимулов к наращиванию активности.

Нынешнюю систему взаимоотношений общества, государства и бизнеса нужно

либо сломать и на ее месте создать современную систему трехстороннего партнерства, либо коренным образом перестроить ее с тем, чтобы она оказалась в состоянии сделать такого рода партнерство фактом. К такой системе нужно идти постепенно, чтобы, выходя на новые рубежи и осваивая их, двигаться дальше.

Наиболее подходящими участниками обновленной системы со стороны гражданского общества могли бы стать общественные палаты, а точнее, делегированные ими полномочные представители.

В составе палат широко представлены представители абсолютно разных сфер деятельности, знающие как о конкретных, так и более общих социально-экономических проблемах, от решения которых зависит наше ближайшее и более отдаленное будущее.

Читайте также:  Доверенность на получение эцп

Эти люди могли бы внести в существующую систему не только свои знания и свой опыт, но и сделать ее по-настоящему работоспособной и эффективной.

Положить начало совершенствованию системы социального партнерства в России может инициатива либо от авторитетных кругов политической власти, либо от Общественной палаты и ее комитетов, либо от тех и других одновременно. Возможны и иные варианты, учитывая потенциал экспертного сообщества.

Диалоговый тип отношений общества с властью является гарантом достижения гражданского согласия. Принципы социального партнерства — при условии их осознания и принятия политическими и экономическими элитами федерального Центра и субъектов РФ — могут стать действенным инструментом гуманитарной реконструкции основных сфер жизнедеятельности в России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Модель И. М., Модель Б. С. Социальное партнерство при федерализме: в порядке обсуждения проблемы // Полис. 2000. № 2. С. 174.

2 Либоракина М. И., Никонова Л. С. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами. Опыт проведения учебной программы. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. С. 49.

3 Осипов Е. М. Социальные технологии в межсекторном взаимодействии // Вестник МГУ. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2005. № 4. С. 97.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-suschnost-funktsii-osobennosti-razvitiya-v-rossii

Социальное партнерство (7)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Понятиесоциальногопартнерства
Органыгосударственнойвластикаксторонысоциальногопартнерства
Основныепринципысоциальногопартнерства |
Системаиформысоциальногопартнерства

1Социальноепартнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, местного самоуправления, направленная насогласованиеинтересовработниковиработодателей по вопросам регу лирования трудовых и иных непосредственно связанных с ни ми отношений (ст. 23 ТК РФ).
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправ ления являютсясторонамисоциальногопартнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их предста вителей, уполномоченных на представительство законодательст вом или работодателями, а также в других случаях, предусмот ренных федеральными законами. В общем случае сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных представителей.
3Основныепринципы социального партнерства:
• равноправие сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
полномочность представителей сторон; 
свободавыбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальностьобязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательностьвыполнения коллективных договоров, соглашений;
контрользавыполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТКРФ).

 
4. уровни:федеральный,региональный,отраслевой,территориальный,уро веньорганизации (ст. 26 ТК РФ).

Социальноепартнерство может осуществляться вформах: %/коллективныхпереговоров по подготовке проектов коллектив ных договоров, соглашений и их заключению;
взаимныхконсультаций (переговоров) по вопросам регулирова ния трудовых и иных непосредственно связанных с ними от ношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
участияработников, их представителей вуправлении организа цией;
участияпредставителей работников и работодателей вдосудебномразрешении трудовых споров.


§ 1. Общая характеристика социального партнерства в сфере труда

.

§ 1. Общая характеристика социального партнерства в сфере труда

Становление рыночной экономики предопределило необ ходимость изменения способов правового регулирования обще ственно-трудовых отношений.

Преобладание договорного ре гулирования над централизованным государственным позво ляет активизировать участие работников и работодателей в ус тановлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства.

Социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, являясь компромиссом их инте ресов, т. е. оно означает переход от «конфликтного соперниче ства к конфликтному сотрудничеству».

Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых спо ров (конфликтов)».

Данный Указ в целях создания системы социального партнерства ввел в практику заключение генеральных отраслевых и региональных отраслевых соглашений по социально-эконо мическим вопросам; на уровне предприятий — коллективных договоров; на уровне отрасли — региональных отраслевых и иных социально-экономических соглашений. Указ расширил сферу договорного регулирования и круг его участников.

Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 но ября 1995 г.

Впервые в истории трудового права России этот закон уре гулировал порядок ведения коллективных переговоров и соци ально-партнерские отношения на более высоких, чем произ водство, пяти уровнях.

В Законе о коллективных договорах и соглашениях впервые также в соответствии с Конвенцией МОТ № 98 (1949) «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» употребляются терми ны «социальное партнерство» и «коллективные переговоры».

1 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «О Россий ской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Федеральный закон призван обеспечить должное регулирование социально-трудовых отношений, совер шенствование и развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых споров.

На стоящий Федеральный закон определяет правовую основу фор­мирования и деятельности Российской трехсторонней комис сии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комис сия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений ра ботодателей, правительства, которые образуют соответствую щие стороны комиссии на паритетной основе.

С 1 февраля 2002 г. вступил в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в части второй (гл. 3—9) за креплены ст. 23—55, регламентирующие социальное партнер ство в сфере труда. Исходя из этого, законы субъектов Россий ской Федерации о социальном партнерстве действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Статья 23 ТК РФ впервые дает легальное определение со циального партнерства.

Социальное партнерство — система взаимоотношения между работниками (представителями работ ников), работодателями (представителями работодателей), орга нами государственной власти, органами местного самоуправ ления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудо вых отношений и иных непосредственно связанных с ними от ношений.

Органы государственной власти и органы местного само управления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство зако нодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т. е. принятие решений, которые в равной степени должны учитывать необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и созда ния системы гарантий трудовых прав работников.

Закон различает участников и стороны социального парт нерства. Сторонами социального партнерства являются работ ники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Социальное партнерство включает как двусторонние отно шения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трех стороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления.

При этом учас тие органов государственной власти и органов местного само управления в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование.

Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства за исключе нием, когда в соответствии со ст.

34 ТК РФ представлять рабо тодателей — государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы мест ного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями. Кроме того, когда со­ответствующие органы сами выступают в качестве работодате лей для работников, занятых в них.

Система социального партнерства включает следующие уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территори альный и уровень организации.

На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевое соглашение. На региональном уровне (субъект Рос сийской Федерации) заключаются региональное и отраслевое соглашение. На территориальном уровне (муниципальное об разование) заключается территориальное соглашение.

Последний уровень взаимодействия социальных партнеров — сотрудничество в рамках организации. В данном случае за ключается коллективный договор, предусматривающий взаим ные обязательства работников и работодателей.

Каждому уровню соответствует установленная законом за дача по регулированию трудовых отношений. Принимаемые решения на разных уровнях могут быть нормативного характе ра (коллективные договоры, соглашения) или это могут быть федеральные целевые программы, принимаемые с учетом мне ния социальных партнеров, или согласованные программы и планы и т. д.

Взаимодействие может проявляться в проведении консуль таций, ведении коллективных переговоров и заключении кол лективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представите лей работников и работодателей в досудебном разрешении тру довых споров. Это основные формы социального партнерства. Однако стороны могут использовать иные способы взаимодействия. Например, совместное участие в созданных ими на па ритетных началах координационных комитетах по содействию занятости населения.

Законом устанавливаются правовые основы взаимодействия социальных партнеров — работников и работодателей.

Основ ными принципами социального партнерства являются: равно правие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересо ванность сторон в участии в договорных отношениях; содей ствие государства в укреплении в развитии социального парт нерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; доброволь ность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглаше ний; ответственность сторон, их представителей за невыпол нение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Основными принципами социального партнерства являет ся равноправие сторон. Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в коллективном до говоре, соглашении, уважая и учитывая интересы другой сто роны.

Содействие государства в укреплении и развитии социаль ного партнерства проявляется в закреплении на законодатель ном уровне основных правил взаимодействия сторон, предо ставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных пе реговорах, установлении ответственности за уклонение от уча стия в коллективных переговорах, нарушение или невыполне ние коллективного договора, соглашения и т. д.

Читайте также:  Счет-договор на поставку товара: образец

Стороны при ведении коллективных переговоров, консуль таций, локального регулирования трудовых отношений и ис пользовании других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, наде ляться соответствующими полномочиями.

Свобода выбора вопросов для обсуждения при проведении консультаций и т. д. необходима для полноценного взаимо действия сторон, согласования их интересов.

Закон не возлагает на стороны обязанности вести коллек тивные переговоры, проводить консультации, т. к. соответствен но обязательства, принимаемые сторонами, должны быть доб ровольными и реальными. Законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество, обмен достоверной инфор мацией и обязательность выполнения коллективных догово ров, соглашений.

Исполнение заключенных договоров и соглашений обеспе чивается контролем и ответственностью сторон социального партнерства.


§ 2. Коллективные переговоры

.

Источник: https://works.doklad.ru/view/ycWOPmgzLts.html

Социальное партнерство

 СхемыСтатьиКнигиПрезентацииРефераты

форма сотрудничества наемных работников (их союзов) с работодателями (их объединениями).

Источник: Глоссарий по социологии труда

понятие, используемое чаще всего для обозначения трудовых отношений, характеризующихся общностью позиций и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

цивилизованная форма общественных отношений, существующих между органами государственной власти и различными группами (организациями) людей для решения социальных проблем путем заключения соглашений на добровольной основе в целях согласования противоположных интересов [10. – С. 371].

Источник: Социология. Словарь.

система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Источник: Экономика и социология труда

система мероприятий, обеспечивающих сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, с работодателями, объединяемыми, как правило, в ассоциации предпринимателей, преимущественно в форме коллективных переговоров на уровне отдельных предприятий (организаций) и отраслей экономики, заключения коллективных договоров и соглашений. Специфическая форма социального партнерства — трипартизм (составленность из трех частей), при котором к постоянным партнерам, представляющим работников и работодателей, присоединяются представители органов государственной власти и местного самоуправления в целях регулирования социально-трудовых отношений.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представите­лями работодателей), органами госвласти, органами ме­стного самоуправления, направленная на обеспечение согласования ин­тересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудо­вых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы госвласти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномо­ченных на представительство законодательством или работодателями, а также в др. случаях, предусмотренных федеральными законами.

ТК РФ так определяет основные принципы С.п.

: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального парт­нерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных норма­тивных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Сторонами С.п. являются работники и работода­тели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. С.п. является одним из основных механизмов реализации принципов, целей и задач социального государства.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

это особая система отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социальнотрудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов.

Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников; объединения работодателей; и государство.

Как механизм регулирования социально-трудовых отношений, система социального партнерства получила развитие после второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60-е –70-е гг. ХХ столетия и то не во всех странах.

Становлению новой системы регулирования социально-трудовых отношений в промышленно развитых странах в немалой степени способствовало также развитие в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократических процедур и др.

Регулирования социально-трудовых отношений — результат длительного экономического и социально-политического развития: оно стало возможным благодаря целому ряду объективных и субъективных условий.

Среди них: усиление концентрации и централизации капитала и как следствие – изменение форм организации труда и характера взаимоотношений наемных работников и работодателей в процессе производства; рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения; активная социальная политика государства; развитие демократических процедур управления обществом.

Социальное партнерство наиболее привлекательная форма регулирования социально-трудовых отношений, способ, обеспечивающий мирную эволюцию капиталистического общества в такое его состояние, где классовый конфликт превращается в конфликт между организациями – профсоюзами и объединениями работодателей.

Заключение коллективных договоров и соглашений – важный элемент социального партнерства. Но социальное партнерство не сводится только к этому.

Социальное партнерство – это более сложное понятие, это определенная идеология, раскрывающая тип и характер взаимоотношения двух классов в обществе – класса собственников и класса трудящихся, который этой собственности не имеет; особое представление о характере взаимодействия классов в условиях рыночно капиталистического хозяйства, которое сформировалась в рамках социал-демократического общества; метод цивилизованного разрешения социально-трудовых конфликтов, который призван гарантировать мирную эволюцию капиталистического общества. Социальное партнерство – это идеология сотрудничества рабочего класса с классом собственников, когда рабочий класс не посягает на основы существующего строя, а пытается путем реформ и переговоров существенно улучшить свое положение; система социального партнерства может эффективно функционировать только при определенных условиях: когда экономика на подъеме; когда государство открыто, не поддерживает какую-либо социальную группу или класс, а проводит активную социальную политику в интересах большинства населения; согласование интересов наемных работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений осуществляется путем переговоров и завершается заключением коллективных договоров и соглашений. Любой коллективный договор фиксирует договоренность сторон по следующим вопросам: размер заработной платы и других денежных выплат; система денежных компенсаций за работу в ночное время или праздничные дни; занятость и переквалификация; продолжительность рабочего дня и рабочей недели; длительность оплачиваемого отпуска; условия труда и охрана труда; основные обязанности сторон (администрацией и работников); контроль за выполнением коллективного договора. Социальное партнерство может стать реальностью в том случае, когда экономика на подъеме или хотя бы имеются предпосылки для ее роста в ближайшее время.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Источник: http://voluntary.ru/termin/socialnoe-partnerstvo.html

Социальное партнерство

Социальное партнерство — надежная основа для предотвращения, регулирования и разрешения трудовых конфликтов цивилизованным, конструктивным путем в рамках соответствующего правового поля, на основе договоров, соглашений, с использованием методов, процедур, сформулированных в законодательных и нормативно-правовых документах.

Урегулированию социально-трудовых конфликтов в системе социального партнерства происходит преимущественно по следующим направлениям:

а) достижение согласия и примирения усилиями самих сторон-конфликтерив, подписание коллективного договора, соглашения или социального контракта;

б) путем примирно-посреднических процедур, использование трудового арбитража;

в) через судебное разбирательство.

Важнейшим механизмом разрешения трудового конфликта является коллективный договор, соглашение, содержащие права и обязанности сторон, в том числе и при возникновении конфликта. Сама цель коллективного договора, соглашения, демократичность его принятия на собрании коллектива позволяют заранее раскрывать причины возможных трудовых конфликтов и определять меры для их решения.

Если трудовые коллективы принимают на себя обязательство не прибегать к забастовке в период действия договоров, соглашений, они становятся основой правового механизма регулирования трудовых конфликтов.

Самая главная составляющая регулирования трудовых конфликтов — примирно-посреднические технологии, имеющие своеобразные сущностные характеристики и специфическое социальное назначение в соответствии с законодательством.

Во-первых, законодательством устанавливается обязательность (примусовисть) примирно-посреднических процедур. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклониться от участия в этих процедурах. За нарушение указанного положения стороны привлекаются к юридической ответственности.

К представителям работодателя применяются дисциплинарные взыскания, административные штрафы, а до работников — санкция признание судом забастовки незаконным, объявленным без учета сроков и примерных процедур.

Кроме того, профсоюзная организация, которая объявила и не прекратила забастовку после признания его незаконным, обязана возместить причиненный ущерб за счет своих ресурсов в размере, определенном судом. Речь идет о привлечении профсоюзной организации к гражданско-правовой ответственности.

По этому поводу ряд специалистов отмечают необоснованность применения в данном случае к профсоюзов меры гражданско-правовой ответственности, аргументируя это неадекватность применения правового механизма в субъектов социального партнерства.

Во-вторых, примирно-посреднические технологии осуществляются соответствующими комиссиями, трудовым арбитражем, формируемые Национальной службой посредничества и примирения с участием сторон-конфликтерив.

Национальная служба посредничества и примирения осуществляет регистрацию коллективного спора, конфликта, проверяет в случае необходимости полномочность сторон трудового конфликта, назначает посредников или примирну комиссию.

Положительно зарекомендовали себя в решении трудовых конфликтов совета трудовых коллективов, регионов, согласительной комиссии, создаваемые с помощью механизма социального партнерства, которые работают на основе соблюдения принципов партнерских отношений (консультации; коллективные переговоры; выводы в отношении договоров и соглашений между сторонами-конфликтерамы на уровне предприятий, регионов и отраслей.

Конфликтные ситуации в отношениях работников и работодателей рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, избираемых общим собранием или конференцией трудового коллектива предприятия, организации. В ряде случаев эти комиссии создаются на принципах социального партнерства, т.е. с уключенням в их состав и представителей работодателей.

Социальное партнерство способствует наполнению реальным содержанием самого процесса предотвращения, локализации и регулирования трудовых конфликтов, недопущения их разрастания и перенос на общенациональный уровень.

Социальное партнерство — это система ненасильственных средств и методов урегулирования противоречий и проблем, которые возникают.

Главным средством являются переговоры, проводимые в разных направлениях с использованием механизмов согласования целей и интересов сторон-конфликтеров, обеспечение информирования, координации действий и контроля за выполнением принятых договоров и соглашений.

Источник: http://psyznaiyka.net/conf-discus.html?id=20

Ссылка на основную публикацию