Порядок проведения выездной налоговой проверки

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Каждая выездная проверка – это настоящая головная боль для владельцев компании. Ведь в ходе такого мероприятия могут быть обнаружены различные недочеты и нарушения, которые приведут к наложению штрафных санкций и даже хуже.

Поэтому важно знать, каков порядок проведения выездной налоговой проверки и что от нее следует ожидать. Это поможет подготовиться к процедуре и пройти ее максимально успешно.

Наша статья расскажет, как часто проводят выездные налоговые проверки, и раскроет основные их особенности.

Выездная налоговая проверка фирмы отличается от проверки камерального вида тем, что в данном случае налоговые инспекторы сами приезжают в организацию, чтобы на месте ознакомиться с документацией и посмотреть, чем занимается компания. Статья 89 Налогового кодекса РФ регламентирует такую процедуру. Она говорит о том, что для ее начала необходим приказ начальники местной ФНС или же его зама.

Предприятие обязано предоставить отдельное помещение сотрудникам налоговой инспекции, где они смогут в комфортных условиях делать свою работу, изучая бумаги. Если у компании нет возможности предоставить свое помещение, возможен вариант перенести эти мероприятия в здание налоговой.

Если у компании нет возможности предоставить свое помещение, возможен вариант перенести эти мероприятия в здание налоговой.

Объектом выездной проверки признаются хозяйственные операции предприятия, которые были совершены за последние три года. Проверять документацию свыше этого срока нельзя. Главная задача налоговиков заключается в изучении правильности исчисления и уплаты всех налогов.

За один год выездная проверка в отношении одного налогоплательщика не может повторяться более двух раз. Но бывают исключительные случаи, когда данное мероприятие инициирует начальник ФНС, тогда количество проверок возрастает. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

В первом случае налоговой орган заранее составляет план проверок для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который можно увидеть на официальном сайте ФНС России. А внеплановые выезды осуществляются, когда происходит ликвидация или реорганизация компании.

Длительность выездной проверки составляет 2 месяца. Но этот срок может быть продлен до 4 или 6 месяцев в особых случаях.

Последовательность проведения налоговой проверки включает в себя следующие этапы (стадии):

  1. Назначается мероприятие, и оповещаются заинтересованные лица.
  2. Начало проверки. Инспектор предъявляет руководителю постановления и разъясняет его права и обязанности. В постановлении указана дата начала. Затем сотруднику налоговой службы выделяется специальное помещение.
  3. Далее инспектор должен предъявить свои требования руководству компании по предоставлению ему документации. В этом документе директор должен расписаться и отдать соответствующие бумаги.
  4. Собственно процедура проверки. Это самый долгий по времени этап, когда специалист изучает бумаги.
  5. На данном этапе составляется акт проведенной проверки, в котором прописываются результаты.

Таковы основные правила (последовательность) проведения проверок выездного типа.

Регламентирующие документы, о которых нужно знать: как говорилось выше, 89 статья НК РФ и постановление Конституционного суда Российской Федерации № 14-П.

Руководству важно понимать все особенности данного мероприятия, чтобы не допустить нарушения своих прав со стороны проверяющего государственного органа.

Источник: https://zhazhda.biz/base/poryadok-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki

Выездная налоговая проверка в 2018: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.

  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес.

  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Контур.Экстерном.

Для вас 3 месяца сервиса бесплатно!

Попробовать

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017 году. В 2018 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017-2018 году

Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2017-2018 году читатель узнает, прочитав статью. Кроме того, расскажем о том, что проверяют при выездных проверках, на каком основании, и каким образом.

Нормативное регулирование и виды налоговых проверок

Налоговый кодекс РФ является основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения налоговых проверок. Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ проверки проводятся с целью установления, насколько своевременно и точно организация уплачивает налоговые платежи.

Виды проверок закреплены в п. 1 ст. 87 НК РФ. Всего их 2 – выездные и камеральные. Порядок реализации у данных видов проверок абсолютно различен, несмотря на то, что их цель едина.

При камеральной проверке изучается своевременность и полнота уплаты налогов на основании представленной организацией декларации.

Таким образом, предмет проверочных действий достаточно узок, а выходить за пределы налогового периода и налога, отраженного в конкретной декларации налоговый орган не вправе.

В ходе проверки должностные лица по адресу нахождения организации не выезжают, проверочные действия производятся по месту учета налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка проводится на основании устного распоряжения, либо письменного решения?

Порядок проведения выездных проверок достаточно полно отражен в Письме ФНС России «О рекомендациях…» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (далее – Рекомендации).

Перед проверкой обязательно составляется программа мероприятий, которой руководствуются должностные лица ФНС. Она отражает полный перечень действий, которые позволят осуществить мониторинг возможных нарушений и собрать достаточное количество доказательств, их подтверждающих.

На основании устного распоряжения выездная проверка проводиться не может — без решения о проведении проверочных мероприятий она будет признана незаконной. Решение в силу п. 1.2 Рекомендаций выносится ФНС по месту учета проверяемой фирмы. Документ обязательно должен подписываться либо руководителем, либо заместителем руководителя ФНС.

Форма решения утверждена в Приложении № 3 к Приказу ФНС России «Об утверждении…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

В документе указываются следующие данные:

  1. Название проверяемого юридического лица.
  2. Предмет проверочных действий.
  3. Налоговые периоды, проверяемые в рамках проверочных мероприятий.
  4. Данные о лице, проводящем проверку, с указанием Ф.И.О. и должности.

Копия решения должна быть вручена руководителю или представителю проверяемой организации, о чем делается отметка в его копии, которая остается в ФНС.

Выездная проверка налоговой инспекции: что проверяют?

Основным направлением выездных проверочных мероприятий является проверка документов, находящихся у налогоплательщика. Их примерный перечень содержится в п. 5.1 Рекомендаций.

Могут изучаться:

  1. Лицензии.
  2. Путевые листы.
  3. Данные бухучета.
  4. Данные бухгалтерской отчетности.
  5. Приказы, изданные в организации.
  6. Учредительные документы.
  7. Договоры с контрагентами.
  8. Договоры с клиентами.
  9. Накладные.
  10. Первичные учетные документы.
  11. Иные документы.

Таким образом, каких-либо ограничений по перечню возможных документов, которые вправе проверять сотрудники ФНС нет. В силу п. 12 ст. 89 НК РФ для должностных лиц открыт доступ ко всей документации, которая так или иначе связана с уплатой налогов.

Каким образом может проводиться выездная налоговая проверка и как оформляются ее результаты?

Согласно НК РФ выездная налоговая проверка по общему правилу длится 2 месяца. Однако данный срок может продляться до 4, а иногда и 6 месяцев (при наличии исключительных обстоятельств).

Читайте также:  Идентификационный номер налогоплательщика

Порядок проведения проверочных мероприятий содержится как в уже упомянутых Рекомендациях, так и ФЗ «О защите прав юридических лиц…» от 26.12.2008 № 294.

При начале проверки должностные лица ФНС предъявляют служебное удостоверение и знакомят руководство организации, либо ее представителя с решением о проведении проверки (п. 4 ст. 12 ФЗ № 294). При отсутствии на месте представителя фирмы, проводить проверочные действия запрещено. Однако отсутствие руководства чревато возможностью последующей проверки без предварительного уведомления.

Перечень действий, которые могут быть произведены инспекторами, раскрывается в п. 5.4 Рекомендаций.

Сотрудники ФНС вправе:

  1. Направлять в иностранные государственные органы запросы, в случае, если сведения о регистрации иностранного контрагента, заключавшего сделки с проверяемой фирмой, не нашли подтверждения в базе данных иностранного государства, либо если есть основания полагать, что проверяемая фирма уклоняется от уплаты налоговых платежей путем заключения сделок с иностранными контрагентами.
  2. Запрашивать сведения о банковских счетах и движению по ним.
  3. Проводить инвентаризацию активов.
  4. Проводить допросы свидетелей.
  5. Осматривать как документы, так и территории, предметы.
  6. Истребовать документы.
  7. Производить выемку.
  8. Проводить экспертизу.
  9. Привлекать специалиста.
  10. Привлекать переводчика.
  11. Привлекать понятых.

В каких случаях может проводиться повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика?

Согласно п. 1.3.3 Рекомендаций максимальное количество проверок в год ограничивается двумя. Однако из этого правила имеется исключение. Если руководитель ФНС России примет решение о том, что необходимо провести большее количество проверок, то территориальная ФНС вправе это сделать. Решение принимается на основании запроса территориального органа налоговой службы.

Что касается ограничений на проведение повторных проверок, то они установлены в п. 3.1 Рекомендаций. Согласно данному пункту, повторные проверки по общему правилу невозможны, но имеются следующие исключения, когда допускается проведение повторных проверочных мероприятий:

  1. Когда проверку производит вышестоящая ФНС.
  2. Когда налогоплательщик представил уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога.
  3. Когда налогоплательщик ликвидируется или реорганизуется.

***

Таким образом, порядок проведения выездных проверочных мероприятий подробно отражен в различных нормативных актах, упомянутых в статье. Проверяемая организация, изучив публикацию, может подготовиться ко всем возможным проверочным действиям сотрудников ФНС.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/poryadok-provedeniya-vyezdnoj-nalogovoj-proverki.html

Порядок проведения выездной налоговой проверки — назначения, схема, нюансы в 2018 году

Федеральная налоговая служа, внебюджетные государственные фонды периодически осуществляют проверку отчетности разного типа на коммерческих предприятиях. Такие проверки бывают различных видов.

Наименее часто проводимая – выездного типа. Она сопряжена с необходимостью посещения аудиторами предприятия, места расположения конкретного лица.

В некоторых случаях проводятся выездные проверки физических лиц. Нормативно-правовая документация для фондов и ФНС различна. Но сам принцип проведения проверки, сопутствующие ей процедуры схожи.

Базовые сведения ↑

Руководителю проверяемого предприятия желательно понять, как проходит выездная налоговая проверка. Важно осуществлять контроль её проведения.

При проверке максимальное внимание инспектора обращают на всевозможные действия, связанные с недавними нововведениями в налоговом законодательстве.

Обычно именно в связи с неосведомленностью о всевозможных реформах свершаются различные ошибки.

Следующие вопросы являются важными:

  • что это такое – выездная проверка?
  • какие органы осуществляют проверку?
  • нормативная база.

Ознакомившись заранее с обозначенными моментами можно предотвратить многие проблемы заблаговременно. Не стоит пренебрегать изучением законодательства.

Что это такое

Выездная налоговая проверка – одна из разновидностей камеральной проверки. Главным и единственным отличием её является место проведения анализа документации по бухгалтерской и налоговой отчетности.

Все выездные проверки делятся на 2 категории:

Наиболее часто реализуемый метод – сплошной. Так как гораздо проще именно выборочную выездную проверку признать недействительной.

Такое возможно в следствии некоторых особенностей этой процедуры. Проверки выездного характера можно разделить на:

Аудит, сведение различных документов выполняется как по нескольким видам налогов одновременно, так и по одному.

Органы, осуществляющие проверку

Выездные камеральные проверки могут проводиться:

ФНС Федеральной налоговой службой (региональным отделением – в месте регистрации предприятия)
ФСС Фондом социального страхования (по поводу соответствующих отчислений от заработной платы работников)
ПФР Пенсионный фонд (проверка отчисления в пользу формирования пенсии)

Внебюджетные государственные фонды имеют минимальные полномочия. В случае проведения проверок по поводу отчислений может быть затронуто ограниченное количество документов.

ФНС наделено самыми широкими полномочиями в случае проведения выездной проверки. Налоговый орган имеет право:

  • изымать определенные документы;
  • допрашивать свидетелей;
  • запрашивать информацию, документы от контрагентов – в том числе у зарубежных.

С камеральной выездной проверкой связано много нюансов, особенностей. Важно ознакомиться с ними заранее.

Нормативная база

Выездные камеральные проверки проводятся всегда в соответствии с нормативно-правовой базой. Все важные моменты отражаются в Налоговом кодексе РФ.

Наиболее существенные:

ст.№89 НК РФ Перечисляются основные правила выполнения камеральной выездной проверки на предприятии (любого типа)
ст.№83 НК РФ Ведение учета юридическими лицами и физическими
ст.№85 НК РФ Устанавливается необходимость сообщать в налоговые органы об изменении каких-либо важных данных
ст.№87 НК РФ Обозначается факт возможности проведения налоговой проверки
ст.№88 НК РФ Выполнение проверок камерального типа
ст.№91 НК РФ Устанавливается право получения доступа должностных лиц Федеральной налоговой службы к внутренним помещениям предприятия при выполнении проверки выездного характера
ст.№94 НК РФ Когда и как проводится выемка документов
ст.№95 НК РФ Выполнение экспертизы при возникновении необходимости
ст.№97 НК РФ Допускает привлечение переводчика со стороны для перевода документа на русский
ст.№98 НК РФ Разрешает привлечение понятых к свидетельству каких-либо определенных фактов
ст.№102 НК РФ Не допускает разглашение проверяющими полученных в результате доступа к документам данных

В частности, сотрудники ФСС не имеют право посещать все помещения налогоплательщика, изымать документацию. Разрешается ознакомление только с имеющими отношения к выплатам в данный фонд бумагами.

Порядок проведения выездной проверки налоговыми органами ↑

Порядок проведения проверки устанавливается законом. ФНС полностью соблюдает его. Иначе результат проверки будет признан недействительным. Имеется несколько причин, позволяющих сделать это.

Нередко благодаря этому удается избежать штрафных санкций. Потому руководству, другим уполномоченным лицам предприятия стоит заранее ознакомиться с порядком проведения.

Важные моменты: • необходимые основания; • порядок назначения;

• схема проведения.

Необходимые основания

Сплошная проверка выездного типа никогда не проводится просто так. Необходимо наличие действительно серьезной причины.

Наиболее серьезные, при появлении которых следует в скором времени ожидать аудиторов:

  • скорость увеличения собственных средств существенно превышают заемные;
  • более медленный рост оборотных активов;
  • присутствует дефицит баланса компании;
  • освобожденные от налогов доходы составляют более 20%;
  • по декларациям выручка не совпадает с обозначенной в бухгалтерской отчетности;
  • чрезмерно высокая заработная плата директора;
  • величина вычетов по НДС или же иным поводам составляет 89% и более.

При наличии следующих причин ФНС может назначить выездную камеральную проверку повторно:

Если требуется провести контроль Нижестоящего налогового органа
Если налогоплательщик представил налоговую декларацию И при этом в ней указан размер налога менее, чем в предыдущем документе

Выездные проверки назначаются в случае возникновения следующих событий:

Проведение реорганизации юридического лица Форма собственности при этом неважна
Выполнение ликвидации

В таком случае неожиданностью она не станет. Можно будет заранее спрогнозировать её выполнение.

Порядок назначения

Камеральная проверка назначается следующим образом:

Работники Федеральной налоговой службы обнаруживают основания для назначения Оно должно быть обязательно
Формируется специальное уведомление в письменной форме Высылается не позже, чем за 3 дня до начала процедуры

Достаточно решения руководителя отдела ФНС, на территории которого располагается конкретное юридическое лицо.

Схема проведения

Схема проведения выездной камеральной проверки включает в себя всего два этапа:

  • назначение;
  • проведение;
  • составление акт по окончании.

Причем формирование акта с результатами проведения проверки является не менее важным этапом, чем сама проверка. При его отсутствии результаты не будут признаны действительными.

Сама проверка длится не более 3 месяцев подряд. В редких случаях она может быть продлена до 4 месяцев, в особых – до 6 месяцев. По окончании сразу же выдается справка.

В процессе реализации проверки сотрудники ФНС имеют право запросить у проверяемой организации дополнительные документы – при наличии следующих событий:

  • некоторая сумма налога на добавочную стоимость заявлена к возмещению;
  • учреждение претендует на получение каких-либо льгот;
  • проверка отчетности – связанной с добычей ископаемых, извлечением прибыли из иных природных ресурсов.

Федеральная налоговая служба имеет право на некоторые действия:

Осмотр предметов, дополнительных документов При наличии на то согласия самого налогоплательщика
Привлечение переводчика В случае наличия такой необходимости
Выполнение экспертизы
Получение свидетельских показаний, информации от контрагентов Зарубежных в том числе

Если нарушения законодательства не были обнаружены, проверка просто завершается. Налоговый орган не сообщает о самом факте прекращения данной процедуры.

Иные действия предусматриваются при выявлении ошибок в документации, нарушений законодательства:

Не позднее, чем через 10 дней с даты окончания проверки составляется специальный акт В нем перечисляются все имеющиеся нарушения
Не позже, чем через 5 дней с момента составления этот документа Должен быть передан проверяемому налогоплательщику
Не позже, чем по истечении 30 дней Налогоплательщик имеет право сформировать возражения

Составленные возражения рассматриваются руководителем отдела камеральных проверок ФНС. Именно он принимает решение о принятии или же отказе в признании наличия неточностей при проведении проверок.

Для увеличения вероятности принятия возражений следует снабжать все пункты ссылками на законодательство.

Видео: выездная налоговая проверка

В таком случае отказать налогоплательщику будет сложнее. Решение по этому поводу принимается в течение 10 дней.

В случае непринятия возражений налогоплательщик может попытаться отстоять свою правоту в суде. Но возможно это буде только в случае действительной неправоты ФНС.

Во избежание проблем при проведении проверок налогоплательщику стоит разобраться со специальной Концепцией планирования.

Возникающие нюансы ↑

Наиболее часто встречаются следующие ошибки при ведения бухгалтерского, налогового учета на предприятии:

  • увеличение в бухгалтерском учете расходов, учитываемых при вычислении базы налога доходов;
  • некоторое занижение выручки в случае реализации услуг/товара;
  • неправомерное уменьшение налоговой базы по НДС по причине неполного отражения в отчетности всех реализованных услуг и товаров;
  • завышение вычетов по налогу на добавочную стоимость в связи с ошибками, допущенными в отчетной документации.
Читайте также:  Какие выплаты положены беременным

Сама Федеральная налоговая служба дает обширный перечень самых разных рекомендаций – позволяющих подготовиться к проведению выездной камеральной проверки.

Выездная камеральная проверка – серьезное мероприятие, к нему следует заранее готовиться.

Наличие недочетов, ошибок и неуплата налогов станет причиной начисления пени, наложения штрафов. Важно ответственно относиться к ведению бухгалтерского учета.

Источник: http://buhonline24.ru/nal-opt/nalogovye-proverki/vyezdnaja/porjadok-provedenija-vyezdnoj-nalogovoj-proverki.html

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Вы используете неактуальную версию браузера!

Ваша версия браузера не поддерживает современные технологии, поэтому некоторые страницы могут отображаться некорректно. Предлагаем Вам скачать самые современные браузеры. Они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

  • Chrome
  • Mozilla Firefox
  • Opera
  • Internet Explorer

Нет, спасибо!Кстати, Вам не обязательно все это знать!Сервис «Моё дело» сделает все сам.Что — прям все сам?Порядок проведения выездной налоговой проверки Гусарова Юлия Интернет-бухгалтерия «Моё дело» — Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проведение выездной проверки осуществляется в отношении тех компаний, которые попадают под определенные критерии. Основание проведения выездной налоговой проверки может быть различным, например:

  • убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении двух и более календарных лет;
  • значительные суммы вычетов по налогам за последние 12 месяцев;
  • расходы организации выше доходов;
  • низкий уровень среднемесячной заработной платы на одного сотрудника;
  • отсутствие предоставленных пояснений по фактам выявления несоответствия показателей деятельности предприятия;
  • неоднократное изменение места налогового учета компании;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и др.

Выездная проверка ИП и ООО, дающих основания для ее проведения, осуществляется в  определенном порядке.

Порядок выездной налоговой проверки

Порядок проведения выездной налоговой проверки определен в ст. 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка проводится в помещении налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа.

В случае отсутствия возможности у проверяемого лица предоставить помещение выездная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Налоговый орган выносит решение о проведении выездной налоговой проверки, в котором содержатся следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования или ФИО налогоплательщика;
  • виды налогов, достоверность исчисления и уплаты которых подлежат проверке (выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам);
  • периоды, за которые проводится налоговая проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которые осуществляют проведение проверки.

Что проверяет выездная налоговая проверка? Документы, подтверждающие достоверность начисления и уплаты налогов. Как правило, проверке подлежит период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение. Однако можно найти пример выездной налоговой проверки, когда охватывался более обширный период.

Срок выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев, однако существуют основания для ее продления до четырех или до шести месяцев:

  • налоговые проверки крупных компаний;
  • получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений и требующей дополнительной проверки;
  • возникновение форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) в помещении, где проводится проверка;
  • проверка организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (от количества подразделений зависит, сколько длится выездная налоговая проверка);
  • непредставление проверяемым лицом в установленный срок документов, которые необходимы для проведения выездной налоговой проверки;
  • другие обстоятельства (длительность проверяемого периода, объем проверяемых документов и т.д.).

На период выездной налоговой проверки проверяющие лица должны работать в режиме компании.

Узнать подробнее про:

Бесплатный
пробный доступ

Источник: https://www.moedelo.org/porjadok-provedenija-vyezdnoj-proverki

Каков срок и схема проведения выездной налоговой проверки

Известно, что любая деятельность предприятия должна контролироваться государством. Контроль налогов выполняется налоговыми структурами с помощью выездных и камеральных проверок. Работа выполняется специалистами соответствующих органов, которые контролируют плательщиков сборов и соответствие норм действующих законов в данной области.

В соответствии со ст. 82 НК РФ, проверка выездного типа – это процедура налогового контроля. Ее основной целью служит выверка своевременности, правильности и полноты исчисления и выплаты платежей налогоплательщиками. При этом осуществляется анализ бухгалтерских документов и фактическое состояние налогооблагаемых объектов плательщика.

Виды проверок

На основании имеющихся у контролирующей структуры данных о налогоплательщике, полученных при проведении камеральных проверок, прошлых выездов, мер налогового контролирования, проводится разработка программы соответствующей проверки. Она согласуется руководителем налоговой инспекции для индивидуального плательщика налогов, находящегося в плане проверок выездного типа.

Контроль юридических лиц, осуществляемый налоговым органом по согласованному плану выездных проверок, называется плановым. Составление и согласование такого плана осуществляется каждый квартал.

Иногда проверяющему органу необходимо проводить внеплановые проверки, которые выполняются по требованию правоохранительных органов или вышестоящих структур.

Исходя из объема видов платежей и взносов, подвергающихся контролю, налоговые органы могут осуществлять следующие виды выездных проверок:

  • комплексные – в процессе их реализации контролируются все сборы, уплачиваемые контролируемым лицом;
  • тематические – в ходе их выполнения осуществляется контроль некоторых видов сборов, которые выбирает контролирующий орган.

О том, стоит ли бояться подобной проверки, вы узнаете из следующего видео:

Основания для процедуры

Основанием для осуществления выездной проверки в отношении юридического лица служит решение, утвержденное руководителем контролирующего органа по месторасположению компании. Исключением могут быть случаи, если решение было вынесено налоговой инспекцией, в которой компания находится на учете (независимо от месторасположения) и является крупным налогоплательщиком.

Также может осуществляться имущественная инвентаризация, просмотр территории и помещений, принадлежащих плательщику налогов.

Решение о выполнении налоговой проверки включает в себя следующие сведения:

  • наименование компании в сокращенном и полном виде;
  • предмет контроля с перечнем определенных налогов. В ходе проверки может проводиться оценка правильности учета и своевременности налоговых выплат. Может проверяться один тип сбора или несколько разновидностей. Также при самостоятельной проверке налоговой инспекцией может контролироваться правильность учета и выплат местных и региональных взносов;
  • период выполнения работ;
  • должность и инициалы проверяющего инспектора.

У налоговых органов есть право на изъятие документации, свидетельствующей о правовом правонарушении, привлечение понятых, специалистов и назначение экспертизы.

Периодичность и место проведения

Периодичность контроля налоговыми органами ограничена. Контролирующие структуры не могут осуществлять более 1 проверки по одному сбору за один период. Не должно проводиться свыше 2-х выездных проверок в отношении 1 плательщика за календарный год.

При установлении числа проверок не берется во внимание количество выполненных выездных мероприятий филиалов или представительств налогоплательщика.

Периодичность контроля не ограничена в следующих ситуациях:

  • при реорганизации или ликвидации юридического лица;
  • при контрольной проверке вышестоящими налоговыми структурами;
  • при подаче компанией уточненной декларации с указанием меньшей суммы.

Проверка осуществляется на территории плательщика сборов в соответствии с решением начальника налоговой структуры. Если проверяемое лицо не в силах выделить помещение для выполнения выездного контроля соответствующим органом, то ее осуществляют по месту второго лица.

Кто ее проводит

В п. 2 ст. 89 НК есть уточнение относительного органа, утверждающего решение о проверке. Установлено, что налогоплательщиков может контролировать лишь инспекция, которая располагается по месту пребывания компании.

Пошаговый порядок процедуры

В ситуациях, определенных законодательством, действует установленный порядок определения периода охвата проверки, распространяемый на:

  • выполнение первичного выездного контроля, связанного с предоставлением компанией уточненной декларации. Может проверяться период, за который предоставляется декларация, даже если его срок превышает 3 года;
  • контроль осуществляется в компании, использующей спецрежим при реализации соглашения об имущественном разделе;
  • повторную проверку, связанную с поданной компанией декларацией с меньшей суммой налога.

Налоговая инспекция может осматривать помещения, принадлежащие компании. В ходе осмотра должны присутствовать понятые лица, проводиться видео- и фотосъемка. Итоги осмотра записываются в протокол.

К контрольным процедурам относится:

  • изъятие у плательщика налогов документации согласно ст. 93 Налогового кодекса России;
  • изъятие документации о плательщике или данных о выполненных сделках по ст. 93.1 НК РФ;
  • выполнение выемки (по ст. 94 Налогового кодекса);
  • осуществление имущественной описи (по п.13 ст.89 НК России);
  • проверка земельных участков, офисов и документации;
  • вызов налогоплательщика для предоставления показаний по выплатам (начислению, удержанию) налоговых отчислений и сборов или для налоговой проверки;
  • опрос свидетелей;
  • задействование экспертов, переводчиков и специалистов;
  • применение других прав согласно действующему законодательству.

Завершение выездного контроля проверяющими структурами заносится в справку о выполненных работах с указанием предмета и времени выполнения мероприятий. Справка предоставляется плательщику налогов или его доверенному лицу, где указывается дата завершения мероприятия.

Справка о выполненном контроле играет важную процессуальную роль и служит началом отсчета срока, который был отведен для завершающего оформления итогов выездного контроля с оформлением акта.

Сколько дней составляет ее срок

В п. 8 ст. 89 Российского Налогового кодекса сказано, что срок проведения контроля исчисляется со дня, когда было вынесено решение о выполнении контроля налоговой инспекцией. Другими словами, проверка начинается до того, как об этом узнает плательщик налогов.

Длительность налогового контроля выездного типа не может превышать 2-х месяцев, но его можно продлить на 4 или 6 месяцев.

Как ее отложить или приостановить

Часто налоговые инспекции приостанавливают выездной контроль, чему причиной может быть:

  • потребность в изъятии документации по п. 1 ст. 93.1 Налогового кодекса;
  • потребность в приобретении сведений от информационных госорганов в сфере международных договоров РФ;
  • потребность в проведении экспертной оценки. Согласно ст. 95, для ее проведения следует привлекать эксперта;
  • потребность в русскоязычном переводе документации, предоставленной налогоплательщиком. Может привлекаться переводчик.

Приостановка и начало контроля указываются в утвержденном руководителем налоговой структуры решении. Проверяющий орган может выполнять не более одной приостановки проверки по каждому налогоплательщику.

Общий срок приостановления не должен быть более полугода. При этом налоговый орган не требует документацию у налогоплательщика, который получает все ранее истребованные подлинники.

Результаты и вынесенные решения

При выявленном факте нарушения в сфере налогового законодательства налоговая инспекция выносит решение о наложении ответственности на налогоплательщика. По итогам рассмотрения документов руководитель ФНС принимает решение об отказе или наложении ответственности за правонарушение.

Читайте также:  Личное дело работника - образец

Перед принятием решения руководитель инспекции рассматривает акт выполненного контроля, остальную документацию и письменные возражения налогоплательщика по акту.

При анализе материалов определяется:

  • было ли совершено юридическим лицом нарушение налогового законодательства;
  • имеются ли основания для наложения на лицо ответственности за совершенное правонарушение;
  • имеются ли другие обстоятельства, исключающие вину или налагающие ответственность за правонарушение.

По итогам проверки выносится решение, которое принимается за 10 дней.

Обжалование решения

Решение об отказе или наложении ответственности за правонарушение налогоплательщик может обжаловать в вышестоящей налоговой структуре согласно ст. 101.2 НК России.

Не вступившее в силу решение может обжаловаться в апелляционном порядке. Если вышестоящая налоговая инспекция не отменит решение нижестоящего органа, то первое решение вступает в силу после вынесенного вердикта.

Источник: http://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/vyezdnaya-nalogovaya-proverka.html

Выездная налоговая проверка цель, содержание, порядок. Периодичность и сроки проведения выездн

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

Реферат

По дисциплине «Организация и методика налоговых проверок»

На тему: «Выездная налоговая проверка: цель, содержание, порядок. Периодичность и сроки проведения выездной налоговой проверки»

Выполнил:

Фёдоров Д.М.

Группа:

ФВО-202

Проверил:

Преподаватель: Филон И.Л.

Москва 2011

Введение

Налоговая система государства представляет собой сложное образование, включающее две органически взаимосвязанные подсистемы: подсистему налогообложения и подсистему налогового администрирования.

Подсистема налогового администрирования охватывает совокупность органов, уполномоченных государством осуществлять контроль и надзор за соблюдением организациями и физическими лицами обязанностей в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-Ф3)

Целями налогового контроля в контексте данного определения являются:

  1. выявление налоговых правонарушений;

  2. обеспечение неотвратимости наступления ответственности за налоговые правонарушения.

Налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, производимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка осуществляется в рамках текущей работы соответствующего подразделения налогового органа без специального на то разрешения о проведении камеральной налоговой проверки.

Целью проведения выездных налоговых проверок является обеспечение контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком.

Рассмотрим организацию и проведение выездных налоговых проверок более подробно.

Глава 1.

    1. Общая характеристика выездных налоговых проверок.

Проведение выездных налоговых проверок призвано решать несколько задач, наиболее важные из которых:

  • Выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

  • Предупреждение возможных налоговых правонарушений в будущем.

В ходе выездной налоговой проверки проводится анализ бухгалтерской документации налогоплательщика, а также фактическое состояние объектов налогообложения.

Порядок проведения выездной проверки прописан в Налоговом Кодексе РФ более детально по сравнению с камеральной. (Раздел V глава 12 статья 89 Налогового Кодекса РФ).

Кроме того, в отличие от камеральной проверки выездная налоговая проверка содержит широкий арсенал методов контроля.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, но по методу выездной налоговой проверки.

В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение должно содержать:

  • Наименование налогового органа;

  • Номер решения и дату его вынесения;

  • Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);

Идентификационный номер налогоплательщика;

Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);

Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);

Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;

    1. Периодичность и сроки проведения выездной налоговой проверки

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. С 2007 г. налоговые органы не в праве проверять налоговые периоды текущего календарного года.

Налоговый орган не в праве две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. В отдельных случаях налоговые органы вправе повторно проверить один и тот же налог за один и тот же период. Такое допускается только в следующих случаях:

  • В связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика;

  • Проведение проверки вышестоящим органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика, не учитывается количество проведённых самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

С начала 2007 г. изменены сроки проведения выездных налоговых проверок. По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться больше двух месяцев.

Указанный срок может быть продлён до четырёх месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки может превышать один месяц.

Срок проведения налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведённой проверке. При этом выездная налоговая проверка может приостановлена. Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  • Истребования документов у контрагентов или иных лиц, располагающими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица;

  • Получения информации от иностранных государственных органов;

  • Проведения экспертиз;

  • Перевода на русский язык документов, предоставленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной проверки для истребования документов допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

В случае, если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Глава 2.

2.1 Мероприятия налогового контроля, осуществляемые при проведении выездной налоговой проверки.

Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.

Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки.

Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика.

Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку.

Если налогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестой день с момента отправки письма.

Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения проверки.

Одновременно с вручением решения налогоплательщику вручается требование о представлении документов в порядке, предусмотренном статьей 93 НК РФ.

В требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Указанные в требовании документы налогоплательщик обязан представить в течение пяти дней с момента получения требования.

Налогоплательщик вправе не предъявлять документы, не указанные в требовании.

В процессе проведения проверки проверяющие вправе потребовать от налогоплательщика любые документы, связанные с исчислением и (или) уплатой налогов.

Законодателем в НК РФ сознательно не ограничен перечень документов, которые проверяющие могут затребовать для проведения проверки, хотя общий перечень документов, подлежащих проверке, имеется – это денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

При проведении проверки заранее предвидеть, какие документы потребуются для подтверждения (опровержения) факта неуплаты (переплаты) налога, невозможно.

В общем случае проверяются все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе: первичные документы – накладные, путевые листы и т.д.

, бухгалтерские документы – оборотные ведомости, ведомости начисления зарплаты и т.д., движение денежных средств по счетам предприятия и т.д.

По прибытии в организацию проверяющая группа в лице своего руководителя представляет руководству организации свои полномочия по вопросам проведения выездной налоговой проверки. В свою очередь, руководство организации имеет право ознакомится и сделать её копию, а так же ознакомится со служебными удостоверениями должностных лиц группы и переписать их содержание.

Налогоплательщик обязан выполнить законные требования должностных лиц по их допуску в помещения и на территории, в которых должна проводиться проверка, представить необходимые документы для проверки.

В случае воспрепятствования доступу проверяющей группы на территорию организации или в помещение, руководителем группы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщиках или по аналогии. В случае, если налогоплательщик отказывается подписывать данный акт, в нм делается соответствующая запись.

К мероприятиям налогового контроля можно отнести:

  • Истребование у налогоплательщика документов;

  • Выемку документов и предметов;

  • Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля;

  • Осмотр территорий, помещений;

  • Проверка денежного оборота и денежных документов;

  • Инвентаризация имущества;

Рассмотрим более детально.

Источник: https://works.doklad.ru/view/EiUnVWHd1vs.html

Ссылка на основную публикацию