Независимая оценка пожарного риска 2019

Независимая оценка пожарного риска

Согласно положениям последней редакции №123-ФЗ, посвященного техническим регламентам в отношении требований пожарной безопасности, пожарные риски на объекте не должны превосходить установленные нормы. Если это условие не соблюдено, о надлежащем уровне пожарной безопасности помещения или территории говорить не приходится.

Указанный Закон распространяет свое действие на весь перечень существующих объектов, не принимая во внимание дату ввода их в эксплуатацию. Это позволяет рассчитывать и оценивать пожарные риски для любого существующего строения.

Положения Административного регламента, разработанного ГПН МЧС РФ, в процессе анализа соблюдения требований пожарной безопасности на объекте, во внимание принимают лишь расчеты существующих пожарных рисков, которые осуществляли аккредитованные организации.

Анализ пожарных рисков необходим в случаях:

  • несоответствия фактического положения дел на объекте положениям документов;
  • заполнения раздела проекта, посвященного мерам по организации должной степени безопасности;
  • подготовки декларации;
  • проведения мероприятий по созданию и согласованию перечня специальных ТУ;
  • организации аудита в рамках конкретного помещения.

В процессе определения пожарного риска аудиторам удается предоставить обоснование для ряда несоответствий:

  • отсутствие установленных приборов автоматического устранения пожаров;
  • отсутствие систем, предназначенных для ликвидации пожаров внутри стеллажей;
  • не установку эффективных устройств удаления дыма;
  • несоблюдение минимальных значений ширины проходов для эвакуации и коридоров;
  • зауженных лестничных площадок и маршей, выходов из помещений и на лестничные клетки;
  • отсутствие предусмотренного дополнительного выхода для эвакуации;
  • недостаточность естественного освещения подвальных помещений, системы коридоров и лестничных пролетов;
  • наличие любых преград на путях эвакуации;
  • сосредоточение эвакуационных выходов в одном месте.

В рамках расчета, направленного на оценку пожарных рисков, наши специалисты осуществляют ряд экспертных мероприятий для разработки рекомендаций по эффективному снижению опасности возникновения пожаров на объекте. Параллельно они создают перечень возможных мер по минимизации последствий возгорания.

Оценка пожарных рисков позволяет обосновать любые допущенные на объекте нарушения. При проведении расчетов специалисты ориентируются на фактическое состояние противопожарных систем в исследуемом здании. Расчет производится согласно методик, предложенных МЧС РФ. Полученные в ходе исследований показатели сопоставляют с критическими значениями рисков, приведенными в нормативной документации.

Квалификация каждого специалиста нашей организации в отдельности и компании в целом имеет подтверждение от МЧС РФ.

Источник: http://consalt.tech/nezavisimaya-oczenka-pozharnogo-riska.html

Независимая оценка пожарного риска

Редакция журнала обратилась в Главное управление МЧС России по Республике Татарстан с просьбой разъяснить порядок проведения пожарного аудита.

– С какой целью проводят независимую оценку пожарного риска (пожарный аудит)? В чем плюсы такой процедуры? -Ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 г.

№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности.

Основное, что к ним относятся, это:  – проведение независимой оценки пожарного риска; – федеральный государственный по- жарный надзор.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является альтернативой федеральному государственному пожарному надзору. То есть на объекте, где выполнена независимая оценка пожарного риска, и выдано по итогам положительное заключение, в течение действия заключения независимой оценки пожарного риска мероприятия по надзору органами МЧС России не планируются и не проводятся.

– Каков порядок проведения пожарного аудита. Как оформляется результат проведенной независимой оценки пожарного риска? – Порядок проведения независимой оценки пожарного риска регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 07.04.2009 г.

«Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» и включает в себя: – анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты; – пожарно-техническое обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; – в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска; – подготовку вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. Результаты проведения пожарного аудита оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого собственнику.

Результатом проведенной независимой оценки пожарного риска в случае определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, является выданное собственнику заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более трех лет.

– Кто может получить аккредитацию для проведения пожарных аудитов? Каков порядок ее получения? Сколько организаций в Республике Татарстан имеют право проводить пожарный аудит? – Независимую оценку пожарного риска могут осуществлять только аккредитованные в МЧС России экспертные организации.

Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается Приказом МЧС России от 25.11.2009 г.

№ 660 «Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (далее порядок).

Аккредитованными в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска могут быть организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Заявители, претендующие на добровольную аккредитацию в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, должны отвечать следующим требованиям аккредитации: – иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы и оборудование для выполнения работ по заявленному направлению деятельности; – иметь в наличии актуализированный фонд (или автоматизированную информационно-справочную систему) официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также утвержденные в установленном порядке методы и правила исследований (испытаний) и измерений; – не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска, и не являться аффилированным лицом вышеуказанных лиц; – иметь в штате организации не менее пяти должностных лиц, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, обладающих стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности (не менее пяти лет). На сегодняшний день на территории Республики Татарстан имеется 17 аккредитованных организаций, осуществляющих независимую оценку пожарного риска, список которых размещен на сайте Главного управления МЧС России по Республике Татарстан. – Осуществляется ли контроль за деятельностью аккредитованной организации? Какие последствия наступают для организации в случае, если она нарушает условия аккредитации? Выявлялись ли случаи нарушений в Рес-публике Татарстан?

– В целях оценки соответствия аккредитованной организации требованиям аккредитации осуществляются проверки ее деятельности структурными подразделениями территориальных органов МЧС России.

Основанием для проведения проверки является: – получение от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти и граждан информации об изменениях или нарушениях в осуществляемой области деятельности аккредитованной организации; – обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) аккредитованной организации, связанные с невыполнением ими требований настоящего порядка, а также получение информации, подтверждаемой документами и доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Копии материалов проведенных проверок направляются в соответствующую комиссию по аккредитации для дальнейшего рассмотрения на заседаниях соответствующих комиссий по аккредитации. По результатам рассмотрения материалов проверок соответствующей комиссией по аккредитации может быть принято одно из следующих решений: – принять к сведению результаты проверки; – приостановить действие документа об аккредитации и предложить аккредитованной организации устранить обнаруженные при проверке недостатки.

В настоящее время в Республике Татарстан случаев нарушения аккредитованными организациями правил проведения независимой оценки пожарного риска не выявлено.

Источник: https://prominf.ru/article/nezavisimaya-ocenka-pozharnogo-riska

Пожарный аудит – независимая оценка пожарного риска за 7 шагов

Что такое аудит пожарной безопасности и от чего зависит его стоимость? Как выполнить постановление правительства 304? Где заказать услугу независимой оценки пожарного риска?

Всем привет! Сегодня я, один из авторов проекта «ХитёрБобёр», Алла Просюкова, познакомлю вас с основными нюансами пожарного аудита.

От пожара не застрахован никто. Статистика за 2015 год неумолима: в пожаре погибло 9419 чел., уничтожено 41419 строений, частично повреждено 92574 строения.

О том, как минимизировать пожарные риски, вы узнаете из нашей статьи.

1. Что такое независимая оценка пожарного риска и когда она проводится?

Для начала дадим официальное определение термину.

Процесс такой оценки в РФ регулирует Постановление Правительства 304.

На сайте есть статья, где детально рассматривается независимая оценка.

Для наглядности процесс пожарного аудита представим схематично:

Независимая оценка пожарного риска в РФ носит добровольный характер. Владелец объекта сам решает, что для него лучше: провести независимую экспертизу объекта или отвечать на многочисленные почему и зачем инспектора пожарного надзора во время проверки.

Такой аудит выгодно отличается от проверки Госпожнадзора.

Во – первых, оценочная компания оказывает свои услуги на основании возмездного договора, то есть услуги оказываются за плату. Это гарантирует беспристрастность проверки и отсутствие коррупционного фактора.

Во – вторых, экспертная компания заинтересована в качестве своих услуг, так как в противном случае она может лишиться аккредитации МЧС.

В – третьих, эксперт не вызывает у заказчика чувства страха из-за неминуемого наказания. Более того, заказчик, прежде всего, видит в нем советчика и помощника.

Пожарный аудит следует заказывать, если вы хотите:

  • иметь реальное представление о степени пожарной безопасности объекта;
  • выявить проблемные участки этого направления;
  • оградить себя от проверок Госпожарнадзора на все время действия заключения по независимой оценки (до 3 лет);
  • снизить затраты по страхованию объекта;
  • избежать штрафов;
  • получить подробный отчет;
  • получить подробные рекомендации, которые позволят устранить обнаруженные недостатки.
Читайте также:  Книга покупок и продаж: образец

Важно! Пока действует заключение по результатам проверки, ответственность за объект возлагается и на экспертную компанию, которая проводила аудит.

Если еще остались сомнения о пользе независимой пожарной экспертизы, то рекомендуем ознакомиться со шкалой штрафов за нарушение пожарной безопасности. Диапазон их широк: от полутора тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

О том, как оценить ущерб от пожара, читайте в соответствующей статье.

2. Что входит в независимую оценку пожарного риска — 4 основные услуги

Технология пожарного аудита предусматривает целый ряд необходимых процедур.

Рассмотрим основные из них.

Услуга 1. Анализ документов

В период прохождения проверок Госпожнадзором запрашивается комплект документов по пожарной безопасности проверяемой недвижимости. Аналогичный перечень предоставляется и для анализа независимому эксперту.

Вы можете ознакомиться с полным перечнем документов по противопожарной безопасности.

Как видим, документов много, да и правильно их оформить под силу не каждому! А ведь именно документы вызывают наибольшее количество замечаний во время проверки. И то, что для собственника — китайская грамота, для профессионала — ясно как день.

В процессе анализа эксперт не только выявит все ошибки и недочеты представленной документации, но и поможет их устранить.

Услуга 2. Обследование объекта

Обследуя объект, эксперт собирает исходные данные необходимые для расчета величины риска пожара и если нужно, то проводит испытания и дополнительные исследования.

Ранее в одной из наших публикаций бы уже говорили об обследовании зданий и сооружений.

В процессе проводимого обследования эксперт проверит и работоспособность всего оборудования, отвечающего за пожаробезопасность объекта.

Если величина риска соответствует допустимым значениям, у собственника появляется возможность обосновать существующие на объекте отступления от требований нормативных документов по пожаробезопасности.

Услуга 3. Составление отчета о состоянии пожарной безопасности

В отчете содержатся сведения о соответствии/несоответствии проверенного объекта нормам пожарной безопасности.

Заключение составляется в 4х экз., после чего подписывается руководителем оценочной компании и специалистами комиссии, проводившей оценку. Отчет заверяется печатью организации-исполнителя.

Копию утвержденного заключения аудитор переправляет в подразделение МЧС , к которому территориально относится проверенный объект.

Услуга 4. Разработка плана мероприятий пожарной безопасности

Если в процессе пожарного аудита выявлено несоответствия аудируемого объекта действующим нормам пожарной безопасности, то экспертами разрабатываются процедуры, позволяющие их устранить.

Немаловажно, что эти мероприятия разрабатываются с учетом эффективности и экономической выгоды заказчика.

3. От чего зависит стоимость проведения пожарного аудита — 3 главных фактора

Перечислим главные факторы, влияющие на стоимость аудиторских услуг.

Фактор 1. Функциональное назначение помещений

Функциональное назначение помещений при проведении пожарного аудита – это их разделение по классам пожарной опасности. Такое деление производится в зависимости от назначения и возраста здания, количества находящихся в нем людей, времени их прибывания.

Более подробно об этом сказано в техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности, который был утвержден ФЗ №123.

Фактор 2. Этажность объекта

Нередко, говоря об этажности, мы подразумеваем количество этажей в здании. Однако на деле это не совсем так. Этажность объекта – это только надземная часть здания с учетом цокольного и мансардного этажа (при их наличии).

А вот в количество этажей включаются и подземные этажи, например, подвалы.

Чем больше этажность объекта, тем больше трудозатраты экспертов при проведении пожарного аудита и, как следствие, выше цена.

Фактор 3. Планировка помещений

Под планировкой помещений понимается распределение пространства объекта на отдельные функциональные зоны в зависимости от их назначения. Планировка помещений прописана в техническом паспорте объекта, выданном БТИ. На практике очень часто собственник помещений производит их перепланировку.

Важно! Перепланировка должна быть оформлена надлежащим образом, а все изменения своевременно внесены в технический паспорт здания.

В таблице факторы влияния и их особенности представлены более наглядно:

4. Как провести независимую оценку рисков пожарной безопасности — 7 простых шагов

Пошаговая инструкция по проведению оценки пожарных рисков.

Шаг 1. Выбираем оценочную компанию

По данным МЧС сегодня пожарным аудитом занимаются около 300 независимых экспертных компаний, насчитывающие в своем штате более 1000 экспертов. Как не ошибиться, выбирая оценочную компанию?

Экспертные компании, предоставляющие услуги по независимой оценке рисков пожарной безопасности, обязательно должны быть аккредитованы при МЧС РФ.

Документом, подтверждающим аккредитацию компании, выступает свидетельство об аккредитации, срок действия которого — 5 лет.

Независимая экспертиза (об этом есть отдельная статья на сайте) выполняется только специалистами, прошедшими специальное обучение по данному направлению.

Внимание! Экспертной компании запрещено проводить пожарный аудит:

  • на объектах, где эта оценочная компания ранее уже проводила какие-либо мероприятия по пожарной безопасности;
  • если аудируемый объект является ее собственностью, либо принадлежит ей в силу других законных оснований.

Шаг 2. Подаем заявку

Дальнейший шаг — подача заявки.

Заявка на оценку подается заказчиком:

  • лично;
  • доверенным лицом;
  • по каналам электронной связи.

В заявке указываются следующие пункты:

  • Ф.И.О. руководителя проверяемой компании и наименование документа подтверждающего его полномочия;
  • Ф.И.О. ) ответственного лица проверяемой компании, его должность и контактные телефоны;
  • полное наименование объекта оценки в строгом соответствие со свидетельством права собственности на объект;
  • организационно-правовая форма юридического лица;
  • наименование (полное и сокращенное) объекта;
  • юридический адрес и реквизиты юрлица;
  • фактическое местонахождение объекта;
  • количество зданий в составе объекта, общая площадь, функциональное назначение объекта, удалённость от города;
  • максимальное количество людей, находящихся в каждом помещении (отмечается на поэтажных планах БТИ).

Шаг 3. Заключаем договор

Компания выбрана, заявка подана, наступила очередь договора. В договоре указываются порядок и условия работы, сроки выполнения заказа, оплата и порядок представления отчета о выполненной работе.

Не торопитесь и внимательно изучите все его пункты. Желающие могут посмотреть образец договора.

Шаг 4. Оплачиваем услуги

Для оплаты услуг компания исполнитель выставляет счет на оплату, где указаны все необходимые реквизиты и цена услуг. Большинство организаций принимают оплату как наличным, так и безналом.

Шаг 5. Предоставляем документы и сведения об объекте

В процессе проводимого аудита эксперты запрашивают у заказчика следующие документы:

  • сведения об организации;
  • документацию, характеризующие состояние пожарной безопасности проверяемого объекта.

Шаг 6. Утверждаем план мероприятий

Одним из приложений к договору служит план мероприятий. Часто исполнитель представляет его в форме календарного плана работ.

Вот его основные пункты:

  • обследование объекта;
  • сбор необходимых документов;
  • проведение расчетов пожарных рисков каждой части проверяемого объекта;
  • составление отчета — заключения об оценке;
  • рассмотрение заказчиком представленного исполнителем заключения;
  • сдача работ заказчику.

Шаг 7. Получаем отчет

Фактический результат проведенного аудита — это отчет-заключение. Нормативные документы не содержат утвержденной формы данного отчета, имеются лишь общие рекомендации по его структуре.

Взгляните образец такого заключения.

На первый взгляд, порядок независимой оценки состояния пожарной безопасности не должен вызвать у заказчика каких-либо проблем, однако, учесть все нюансы договора на услуги пожарного аудита могут только специалисты.

Чтобы аудит прошёл грамотно и оперативно, стоит воспользоваться профессиональной помощью — например, обратиться в компанию Правовед.ru.

Эта организация оказывает юридические услуги через свой онлайн – онлайн сервис. Здесь можно не только получить профессиональную юридическую консультацию любой сложности, но и заказать нужный документ.

В любое время на сайте одновременно присутствуют около 700 профессиональных юристов. Всего с компанией сотрудничают более 15 000 квалифицированных специалистов различных направлений права.

Большинство вопросов решаются юристами в онлайн режиме абсолютно бесплатно. Если требуется глубокое изучение проблемы, клиент платит гонорар, и его размер назначает самостоятельно. Все подробности и условия узнавайте непосредственно через сайт Правоведа.

5. Аудит пожарной безопасности на выгодных условиях — обзор ТОП-3 оценочные компании

Проанализировав рынок услуг по пожарному аудиту, мы отобрали 3 высокопрофессиональные организации с наиболее выгодными для клиентов условиям.

1) ООО «ЦЕНТР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ”

«ЦПБ» — это крупная региональная компания, специализирующаяся на услугах по пожарной безопасности. Офисы центра размещены на всей территории России.

У компании имеется аккредитация, все необходимые для деятельности по пожарной безопасности свидетельства и сертификаты.

Компания имеет интуитивно понятный сайт, на котором не только можно ознакомиться с перечнем ее услуг и подать на них электронную заявку, но и воспользоваться калькулятором, позволяющим в режиме онлайн провести предварительный расчет стоимости работ.

Еще одна отличительная особенность фирмы — полное отсутствие предоплаты. Оказанные услуги в полном объеме оплачиваются только после подписания всех документов, подтверждающих окончание работ.

2) Противопожар

Организация предоставляет услуги по разработке проекта, монтажу, обслуживанию оборудования пожаротушения и сигнализации, подготовке пожарной документации, пожарному аудиту. Высокопрофессиональные специалисты выполнят качественно и в срок работы услуги любой сложности.

Преимущества компании:

  • низкая цена без потери качества оказываемых услуг;
  • рассрочка оплаты за услуги на 6 месяцев;
  • качество услуг подтверждено сертификатом качества ISO 9001;
  • партнерский кредит от Сбербанка на оплату услуг по пожарной безопасности;
  • ежемесячные скидки, подарки, акции.

3) РосТехПроект

ООО «РосТехПроект» более 5 лет предоставляет услуги комплексной безопасности объектов. За этот период компания выполнила более 70 проектов различной сложности.

Специалисты компании постоянно повышают свои теоретические знания и практические навыки, используют в своей работе передовой зарубежный опыт.

Профессиональные кадры, комплексный подход, услуги высокого качества – это то, что отличает «РосТехПроект» от конкурентов.

Смотрите короткий ролик по теме статьи.

О том, какие экспертные оценки требуются для арбитражных и уголовных дел, читайте в статье «Судебная экспертиза».

6. Заключение

Итак, независимая оценка пожарного риска – не роскошь, а необходимость для всех владельцев недвижимости, заботящихся о сохранности объектов, здоровье и благополучии своих работников.

Не следует откладывать экспертизу вашего объекта в долгий ящик. Если это необходимо, воспользуйтесь услугой пожарный аудит прямо сейчас.

Читайте также:  Статус налогоплательщика

Источник: http://HiterBober.ru/legal-assistance/chto-takoe-pozharnyj-audit.html

Независимая оценка пожарного риска !

Независимая оценка пожарного риска !

Действующим законодательством Российской Федерации наряду с федеральным государственным пожарным надзором, предусмотрены также и иные формы оценки соответствия объекта защиты требования пожарной безопасности.

Одной из альтернативных форм оценки в соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является независимая оценка пожарного риска – НОР (аудит пожарной безопасности).

Система независимой оценки рисков создавалась с целью повышения уровня защищенности общества, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.

НОР могут осуществлять только аккредитованные при МЧС экспертные организации.

При этом, очень важно помнить, что экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, если в данной организацией на указанном объекте выполнились другие работы и услуги в области пожарной безопасности.

Независимая оценка пожарного риска включает в себя:

— анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

— пожарно-техническое обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты;

— в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, проведение необходимых исследований, испытаний , расчетов и экспертиз;

— подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.

Таким образом, положительное заключение независимой оценки пожарного риска, освобождает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от проведения в отношении объектов защиты, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, плановых проверок в области пожарной безопасности.

Источник: http://birikchul.ru/nezavisimaya-ocenka-pozharnogo-riska/

Как проводится независимая оценка пожарных рисков

Визиты Госпожнадзора связаны с постоянным напряжением и нервами руководителя того объекта, на котором происходят подобного рода проверки. При нахождении нарушений на объекте на вас наложат штрафные санкции.

Для того чтобы обезопасить и подстраховать себя и проводят независимую оценку пожарного риска (НОР).

Такие проверки проводят аккредитованные специализированные компании, при этом Госпожнадзор после этой независимой оценки вы не увидите в течение трех лет.

Отличия расчета пожарного риска и  оценки пожарного риска

НОР – необязательная процедура, а самостоятельное решение руководящего персонала объекта, которая позволяет подтвердить соответствие организации требованиям пожарной безопасности. Следует различать понятия расчета пожарного риска и независимой оценки пожарного риска. Расчет пожарного риска производится в отдельных случаях:

  • при несоблюдении правил пожарной безопасности на объекте;
  • при создании пожарной декларации;
  • при создании раздела, касающегося пожарной безопасности;
  • при выполнении специальных технических условий;
  • после проведения пожарного аудита.

Независимая оценка пожарного риска или аудит является одним из тщательных способов контроля за соблюдением правил пожарной безопасности.

Независимая оценка пожарного риска

Пожарный аудит представляет собой комплекс мер, основная цель которых – приведение объекта к такому состоянию, когда он (объект) полностью отвечает требованиям противопожарной безопасности.

В процессе пожарного аудита должны быть выявлены (при их наличии) нарушения и определено в конечном итоге соответствие проверяемого объекта всем требованиям, предъявляемым к объекту в области пожарной безопасности.

Кроме того, в результате оценки специалисты должны предложить варианты и рекомендации ликвидации выявленных нарушений.

Независимая оценка пожарного риска включает следующие последовательные этапы:

  1. Подписание договора на проведение подобной независимой экспертизы.
  2. Анализ документации, касающейся пожарной опасности проверяемого объекта.
  3. Изучение объекта с целью получения сведений относительно соблюдения пожарной безопасности на объекте и определения возможности распространения пожара и действия на людей и находящееся имущество опасных факторов пожара.
  4. Проверка рабочего состояния технических устройств противопожарной защиты.
  5. Проведение дополнительных испытаний и расчетов по оценке пожарного риска (расчеты необходимого времени эвакуации, значений пожарного риска).
  6. Подготовка обоснованного заключения-вывода о соблюдении правил пожарной безопасности. При нахождении нарушений и несоблюдении – разработка эффективных мероприятий для обеспечения выполнения требований, предъявляемых к состоянию пожарной безопасности на объекте. Результаты должны быть оформлены в виде письменного итогового заключения, которое предоставляется руководителю объекта.

В конечном заключении представители аккредитованной организации, осуществляющей проверку, делают вывод о соответствии (несоответствии) объекта нормам противопожарной безопасности.

Это заключение передается собственнику объекта и направляется в МЧС РФ, территориальное отделение Госпожнадзора в течение не более пяти дней.

После прохождения процедуры независимой оценки и получении в ГосПожнадзоре положительного решения по проверке объект не будет проверяться в течение трех лет.

Организация, осуществляющая независимую оценку, несет полную ответственность за проведение такой экспертизы.

Пожарный аудит (независимая экспертная оценка) даст возможность получить объективные сведения об уровне пожарной безопасности на объекте и предложить план мер для ликвидации нарушений. Кроме того, независимая экспертиза даст возможность избежать проверок Госпожнадзора на протяжении 3 лет.

Источник: http://compbez.ru/kak-provoditsya-nezavisimaya-ocenka-pozharnyh-riskov.html

Почему независимая оценка пожарного риска не идет?

Почему независимая оценка пожарного риска не «идет»?

09 Январь 2014

Почему независимая оценка пожарного риска не «идет»?
М. Дубинин, В. Жуков

ПОЧЕМУ НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА НЕ «ИДЕТ»?

М. Дубинин

президент Ассоциации

«Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности»,

В. Жуков

начальник отдела Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности»

Введенный Постановлением «Независимой оценки пожарного риска» (НОР) и применение его в соответствии с приказом МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 для освобождения предприятий и организаций от проверок органами ГПН на длительный срок формулируют:

■ доверие государством частнику контролировать противопожарное состояние объектов экономики и социальной сферы;

■ новый принцип обеспечения пожарной безопасности страны;

■ уменьшение масштабов избыточного государственного регулирования.

В результате:

■ многие организации начали жизнь без государственных проверок;

■ появились такие экспертные услуги, с выводами которых считается государство;

■ органы ГПН учатся работать в рамках доверия к объектам экономики;

■ и вообще появилась надежда, что многое изменится.

Однако цифры таковы: 566 аккредитованных экспертных организаций, 1505 экспертов за 5 лет существования этого института выдали «на гора» 2326 оценок НОР. Скажем прямо, результат не ахти. Поэтому важно назвать некоторые причины медленного развития НОР. Четыре года показали:

1. С одной стороны, существует много способов избежать проверок или тянуть с их проведением. С другой стороны, инспектору говорят: «Не надо проверять состояние этого объекта. Там есть заключение НОР». А инспектор ищет пути проверить и находит лазеечки. Потому что, как утверждают сами инспекторы, у них критерий работы: «Не перевод объектов в систему НОР, а штраф».

Получается, что если я могу избегать или оттягивать проверки, то незачем покупать НОР. Зачем покупать НОР, если инспектор все равно придет. Т.е.

идея, заложенная в основу проекта, – «чтобы инспектор не приходил, надо купить НОР», не дала ожидаемого эффекта. И имеет ограниченный спрос только у небольшого количества организаций.

Отсюда наша задача – модернизируя НОР, готовить модель НОР-2 с иной идеологией, с идеологией «пусть инспектор приходит».

2. Независимая оценка пожарного риска – это доведение объекта защиты до идеального состояния дорогостоящими мерами. Однако большинство российских организаций не могут себе позволить ни идеального состояния, ни дорогостоящих мер. И нам нужна модель НОР-2, использующая технологии работы с недорогими и эффективными мерами. Техническое решение этой проблемы уже разработано.

3. Организации и предприятия нуждаются не только в доведении пожарной безопасности (ПБ) до высокого уровня. Но и в сохранении этого уровня на длительный период. А существующая модель НОР не предусматривает таких механизмов. Что снижает ее востребованность. Нам нужна модель т.н. постоянно действующей НОР.

Но главная причина непопулярности независимой оценки пожарного риска не в ее содержании. А в том, что НОР уже осуществляется в каждой организации органами ГПН. О чем идет речь? В соответствии с руководящими документами МЧС РФ инспектор при проверке организации должен выявить все имеющиеся нарушения требований ПБ.

Так вот, выявление всех нарушений это и есть экспертиза, это и есть аудит безопасности, это и есть НОР. Перед НОР и перед проверкой ГПН стоит одна и та же задача.

Один инспектор рассказывает: «…проверил больничный комплекс, готовлю акт из 400 пунктов.». 400 нарушений – это одни и те же нарушения, но только в разных помещениях, в разных зданиях.

Инспектор показывает заместителю главврача по АХЧ: «Здесь проводка неисправна, и здесь проводка не в порядке, и в этом помещении». Но это не надзор, это тыканье носом в то, что они и без инспектора видят каждый день.

Это не надзор, а экспертиза.

Вот и получается: зачем покупать заключение НОР с перечнем нарушений требований ПБ, если инспектор бесплатно выдаст предписание с перечнем нарушений требований ПБ. Вот почему мы говорим, что НОР уже осуществляется в каждой организации. Вот почему мы говорим: «Потребность есть, а спрос на НОР незначительный».

Тогда как должно быть? Первое, что должен сделать инспектор, придя в организацию, спросить у руководителя: «Сколько вы (либо выделенное должностное лицо) выявили нарушений требований ПБ? И покажите план их устранения». И только затем пойти и посмотреть на объект защиты.

Но не с целью выявления всех имеющихся нарушений, а с целью убедиться: выявляют они их или нет. Инспектор должен разобраться, занимается ли руководитель ПБ без напоминаний государства? Органы Государственного пожарного надзора (ГПН) должны сказать бизнес-сообществу: «Сами без нас планируйте проверки противопожарного состояния, выявляйте допущенные нарушения.

Вне зависимости придем мы для контроля или не придем. Это ваша обязанность, а не наша».

Читайте также:  Ооо на усн в 2018 году

Представленная нами позиция соответствует действующему законодательству и точному пониманию, что такое «государственный пожарный надзор». Поднимите определение функции «государственного пожарного надзора» в ФЗ-69, и вы увидите, что надзор осуществляется посредством проверок деятельности организаций. Т.е.

закон устанавливает, что предметом проверок является управленческо-распорядительная деятельность руководителей организации. И вы увидите, что закон не требует выявлять все имеющиеся нарушения. Т.е. надзор – это контроль за планированием «недопущений» и контроль за устранением нарушений требований ПБ.

А то, что мы видим, это продолжение того, что происходило предыдущие 85 лет.

Несколько слов о качестве работ по «выявлению всех имеющихся…». Общеизвестно, инспектор выявляет до 20 % «видимых» капитального характера нарушений требований ПБ. А есть режимные нарушения, для него «невидимые», которые происходят, когда инспектора нет. Еще «невидимые» потому, что скрываются организациями.

Чтобы выявить «все нарушения» инспектору на объекте надо находиться очень долго. А ему отводится время не на экспертизу (находиться очень долго), а на надзор (быстро проверил), учитывая, что на предприятии одних только параметров ПБ 1200, а нарушений требований ПБ может быть тысячи и миллионы.

Из этих 1200 параметров инспектор видит не более 200. Получается, что задача «выявления всех нарушений.», которую себе поставили органы ГПН, – бег в тупик. Поэтому предписание – это случайный набор нарушений: «что глаза увидели», «что голова вспомнила». В предписаниях пишут одно, а страна горит от другого.

Получается, что «экспертиза – выявление всех нарушений» не качественная экспертиза, мнимая экспертиза, суррогат.

Из материалов уголовного дела: «Инспекторам органов ГПН вменяется в вину ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, в результате чего в «Хромой лошади» не были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности. Инспектор не запросил и не изучил техническую документацию, не выяснил законность проведенной реконструкции, в том числе закладки оконных проемов».

«…по словам исполнительного директора клуба Светланы Ефремовой, проверка, которую проводил пожарный инспектор Росляков, длилась 15 минут, и замечания от него были незначительными».

В научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря в Москве пожар произошел 15.07.10 из-за того, что на крыше проводились ремонтные работы, рабочие пользовались паяльной лампой.

Алексей Владимиров, являясь директором 25 лет, не получал ничего, кроме благодарностей, званий и орденов, пережил одиннадцать министров культуры. Значит ситуация следующая. В этой организации отлично работала ее общая система управления.

Все 25 лет нарушения требований ПБ за директора выявлял инспектор органов ГПН. Но когда он бывал с проверкой, в это время огневые работы не проводились. И, разумеется, «глаза инспектора их не видели».

Поэтому инспектор ни разу не потребовал от директора: «Что для производства огневых работ вы должны до их проведения подготовиться так то, и так то». И как следствие – директор не знал, что такое проблема «огневые работы».

Из чего следует, что в этом пожаре не директор виноват, а органы ГПН, которые за 25 лет не потребовали разработать меры безопасности огневых работ на случай их проведения. Виноваты органы ГПН и в том, что за 25 лет не потребовали сформировать в этой организации систему управления ПБ и включить ее в общую «хорошо работающую» систему управления организацией.

Так что же получается?

Под маской, под обликом «функции государственный пожарный надзор» у нас фактически осуществляется мнимая экспертиза. В результате – государственный пожарный надзор это и не надзор, и не экспертиза. Поэтому органы ГПН как «собака на сене» не дают развиваться настоящей, рыночной экспертизе и НОР в том числе. Сами не делают дело, и рынок экспертных услуг не меняют.

Силовое навязывание некачественной, на скорую руку проведенной экспертизы-суррогата, это нарушение прав организаций и предприятий. Ведь бизнес в состоянии самостоятельно организовать для себя качественную экспертизу.

Нарушены права тысяч экспертных организаций, которые не могут организовать экспертный бизнес. И нарушены права десятков тысяч экспертов пожарной безопасности, которые не могут найти применение своим профессиональным знаниям.

Нарушены права инспекторов. Коль скоро инспектора заставляют быть экспертом, то и ответственность он несет как эксперт. Хотя служебных возможностей быть экспертом у него нет. Отсюда обвинительное заключение: «не все имеющиеся нарушения вы, инспектор, выявили.», т.е. проявили халатность. И часто без вины виноватые инспекторы за пожары предстают перед судом.

Второе важное предложение по развитию рынка экспертных услуг

Нормативными актами установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Это означает, что руководитель должен создать условия, при которых соответствующие работники выполняют соответствующие требования ПБ.

Такие условия называются «система управления». Системно-управленческий подход используется всеми, везде и давно. Почему мы напоминаем общеизвестные вещи? Да потому, что ПБ, на уровне организации, никогда не осуществлялась и не осуществляется системно.

Причина в том, что состояние правового и технического регулирования управленческой деятельности по обеспечению ПБ в организации (т.е. установление функций для организаций и обязанностей для должностных лиц) находится на очень низком профессиональном уровне.

Вот примеры, за что, по мнению органов ГПН, руководитель несет ответственность:

■ обеспечить наличие табличек с номером телефона;

■ обеспечить наличие исправных электрических фонарей;

■ обеспечить своевременную очистку от горючих отходов, мусора и тары;

■ осуществить проверку и ремонт печей и котельных;

■ обеспечить проведение очистки дымоходов и печей от сажи;

■ обеспечить исправность клапанов мусоропроводов.

Проблема еще в том, что вопросы правового и технического регулирования управленческой деятельности по обеспечению ПБ в организации не изучаются научными учреждениями МЧС. Поэтому нет соответствующих специалистов.

Что мы предлагаем?

Учитывая, что алгоритмы профилактической работы «разбросаны» в различных документах и не согласуются между собой, и учитывая, что предприятия и организации нуждаются в современном методологическом материале для стандартизации этих процессов, возникает задача – в одном документе собрать все, что находится в разных источниках, и изложить требования современным управленческим языком.

Мы предлагаем установить, как обязательное требование ПБ, – типовой стандарт «Система управления пожарной безопасностью в организации». Главное в стандартизации – расшифровка обязанностей руководителя.

Почему это важно?

Привожу последние показания на суде главного фигуранта дела «Хромая лошадь» Анатолия Зака: «.не знал о правилах пожарной безопасности, не знал о фейерверке. Если бы знал, никогда бы не допустил этого. Я. заставил бы пиротехника взять маленький автомобильный огнетушитель, который мог бы спасти положение.».

«Не знал о правилах пожарной безопасности». Отечественный 60-летний опыт объектовой пожарной профилактики говорит о том, что (и мы предлагаем это в стандарте) либо руководитель обязан знать требования и правила пожарной безопасности, либо он должен назначить (или арендовать) специалиста, «знающего правила».

Далее подсудимый говорит. «Не знал о фейерверке». Отечественный 60-летний опыт объектовой пожарной профилактики говорит о том, что (и мы предлагаем это в стандарте) либо руководитель обязан планировать и лично проверять состояние ПБ, либо он должен назначить (или арендовать) специалиста, который будет «планировать и проверять». И готовить для руководителя проекты управленческих решений.

Какое отношение это имеет к развитию рынка экспертных услуг?

Дело в том, что когда противопожарные обязанности руководителя будут выделены из других функций «отдельной строкой», как самостоятельный и обязательный вид управленческих работ, тогда у руководителя появится возможность свои обязанности передавать экспертным организациям, появится передаваемая функция.

А в настоящее время обязанность руководителя – «обязанность соблюдать требования ПБ» – передать невозможно.

Переведя «обязанность соблюдать требования ПБ» на управленческий язык (готовить управленческие документы, проводить проверку противопожарного состояния, планировать работу по обеспечению ПБ), руководитель сможет передавать эти функции подчиненным работникам или на аутсорсинг. Благодаря этому договоров на оказание соответствующих услуг будет заключаться гораздо большее количество. И рынок экспертных услуг будет развиваться.

Несколько слов о специалистах ПБ в организациях.

Сегодня на объектах нашей страны работает большое количество штатных специалистов ПБ. Действующим законодательством их статус (их правовое положение) не установлены. Отсутствие такого статуса превращает пожарно-профилактические службы и соответствующих работников в «партизан», т.е.

не имеющих правового фундамента. Я не хочу сказать, что в тех организациях, где есть эти службы и специалисты, о них нет ни Положений, ни обязанностей специалистов. Разумеется, есть. Но в разных организациях все по-разному.

Разные полномочия, разные функции, разная ответственность, разные цели, разные критерии оценки.

Поэтому мы и говорим об общероссийском стандарте, в котором эти вопросы будут отражены правильно, современно и единообразно.

Никакой рынок экспертных услуг, в том числе рынок НОР, не будет развиваться успешно без такого стандарта.

Еще раз напомним. Для развития рынка экспертных услуг главное, что бы органы ГПН отказались от экспертных работ по выявлению миллионов и миллиардов нарушений требований ПБ. Органы ГПН должны формировать в каждой организации такую систему, при которой их специалисты сами и с помощью экспертных организаций разрабатывают и осуществляют противопожарные мероприятия.

Если организации сами будут разрабатывать противопожарные мероприятия, то это и для них будет лучше, чем бесплатное и некачественное заключение государства. Такие мероприятия будут рациональными и приемлемыми по стоимости.

И тогда около 3 млн объектов надзора для органов ГПН превратятся в 3 млн клиентов рынка экспертных услуг.

Источник: https://www.AktivSB.ru/statii/pochemu_nezavisimaya_otsenka_pozharnogo_riska_ne_idet.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector