Малый бизнес. изменения в законодательстве

Главная

В базовый Федеральный закон № 209-ФЗ, определяющий понятие малого и среднего бизнеса, основные принципы и направления поддержки данного сектора, внесены изменения. 

Малому и среднему бизнесу в настоящее время отводится важная роль в экономических преобразованиях. Без изменения подходов к регулированию сектора МСП, которые были заложены семь лет назад федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производить реформирование было бы затруднительно.

Практика диктует новые требования: меняется структура сектора по численности, обороту и другим показателям; все более востребованными в плане реализации инвестиционных проектов становятся совместные предприятия с иностранным участием или с участием крупных компаний; требуется общая координация многочисленных и разрозненных механизмов поддержки, созданных государством.

Какие основные изменения внес Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»?

Изменения можно разделить на два блока.

Первый касается изменения критериев отнесения юридических лиц к субъектам МСП. 

Второй – создания специального института поддержки сектора – Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном (складочном) капитале субъектов малого и среднего предпринимательства увеличен с 25% до 49%.

Кроме того, наделены статусом субъекта МСП организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом о Сколково вне зависимости от доли участия в уставном капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских).

Что даст малому и среднему бизнесу увеличение доли участия иностранцев и лиц, не являющихся МСП, в предприятиях малого и среднего бизнеса?

В первую очередь, это дополнительная возможность привлечения инвестиций в российскую экономику. Одной из распространенных форм реализации инвестпроектов является создание совместных предприятий. 

Раньше большинство совместных предприятий не попадали под критерии малого и среднего бизнеса из-за доли иностранного участия в уставном капитале.

Такая ситуация отсекала значительное количество компаний от государственных программ поддержки, рассчитанных исключительно на сектор малого и среднего бизнеса.

И закон эту ситуацию исправил», подчеркнул в комментарии для «РГ» глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Важной поправкой стало увеличение периода, в течение которого предприятие сохраняет статус субъекта МСП, несмотря на изменение предельных значений по критериям малого и среднего бизнеса. Это период увеличен с двух до трех лет.

Директор департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина отметила, что базовый закон о развитии малого и среднего бизнеса должен соответствовать реалиям, не отставать от них.

В идеале – идти на опережение, стимулируя развитие сектора.

Принятые изменения позитивно скажутся на экономике, поскольку откроют доступ новому пулу компаний к программам развития сектора малого и среднего бизнеса.

Создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства – второй важный блок изменений. 

В закон введены отдельные статьи о Федеральной корпорации, ст. 25.1 и ст. 25.2, в которых подробно прописаны задачи и функции корпорации как института развития в сфере малого и среднего бизнеса.

В функционал Федеральной корпорации вошли полномочия по координации деятельности инфраструктуры поддержки МСП, по обеспечению встраивания малого бизнеса в процессы закупок у крупных компаний с госучастием, по выработке механизмов финансовой поддержки сектора и непосредственному финансированию кредитных и микрофинансовых организаций.

Корпорация согласно закону обязана ежегодно направлять отчет о реализации своих направлений деятельности Президенту РФ, в Госдуму, Совет Федерации, Правительство.

В законе обозначено значительное количество направлений, которые должны быть проработаны на уровне подзаконных актов.

Например, состав, форма, порядок, сроки предоставления бизнесом, получившим поддержку и организациями, образующими инфраструктуру поддержки МСП, отчетности будут определены позже.

Правительством должен быть определен порядок проведения мониторинга и оценки соответствия планов закупки и годовых отчетов о закупках крупных компаний у МСП.

В целом задачи и функции Федеральной корпорации призваны синхронизировать усилия в направлении создания благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства в стране.

Должна быть обеспечена единая, удобная, понятная всем представителям бизнеса «точка доступа» к мерам поддержки. Мы отмечаем своевременность и актуальность создания государственного института развития МСП, отмечает Президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Департамент предпринимательства и услуг, Н. Коваленко

Источник: https://tpprf.ru/ru/news/89575/

Обзор изменений федерального законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства

Имущество

Изменен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Постановление Правительства РФ от 05.05.2017 № 531 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582»

Постановлением, в частности:

— корректируется порядок расчета размера арендной платы за находящиеся в федеральной собственности земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ежегодный размер арендной платы за такие земельные участки будет определяться на основе рыночной стоимости права аренды);

— в отношении таких земельных участков устанавливается пятилетний срок, в течение которого не допускается изменение размера арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды;

— устанавливаются льготные ставки арендной платы за федеральные земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства, за находящиеся в федеральной собственности земельные участки, предоставленные собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством;

— вводится принцип учета наличия предусмотренных законодательством РФ ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, для которых такие ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

При реализации муниципального имущества обязанность налогового агента по исчислению и уплате НДС в бюджет лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 310-КГ16-17804 по делу N А09-10032/2015

При реализации не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, установленная абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ обязанность налогового агента исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДС лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и не может быть возложена на продавца этого имущества.

То обстоятельство, что подлежащий перечислению в бюджет НДС был уплачен в составе выкупной стоимости муниципального имущества, не освобождает предпринимателя от исполнения возложенной на него НК РФ обязанности налогового агента по исчислению и уплате спорных сумм НДС в бюджет.

Уплата предпринимателем НДС в бюджет за счет собственных средств не приведет к ущемлению его прав и законных интересов в налоговых правоотношениях, поскольку исполнив обязанность налогового агента, предприниматель не лишен возможности реализовать право на защиту своих интересов в рамках гражданско-правового спора с муниципальным образованием о возврате неосновательно полученных денежных средств.

Кроме того, Верховный Суд РФ отметил, что обстоятельства, связанные с формированием цены спорного имущества и включением в ее состав НДС, суды при рассмотрении дела не устанавливали, в то время как установление указанных обстоятельств является существенным для рассмотрения спора в целях определения действительной суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет.

Учитывая, что для принятия решения по существу спора необходимы исследование и оценка доказательств, а также установление существенных обстоятельств, указанных в настоящем определении, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение по спорному эпизоду.

Государственный контроль

МЧС России утвержден перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера

Приказ МЧС России от 14.04.2017 № 171 «Об утверждении Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

В установленный перечень включены федеральные законы; Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти по областям:

— гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— в области пожарной безопасности.

При определении класса опасности загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, необходимо использовать утвержденные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха

Письмо Росприроднадзора от 26.04.2017 № АС-09-01-36/8824 «Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие, к объектам IV категории»

Источник: http://admtabrn.ru/index.php/ekonomika/predprinimatelstvo/1704-obzor-izmenenij-federalnogo-zakonodatelstva-v-sfere-malogo-i-srednego-predprinimatelstva

Льготы для малого бизнеса в 2018 году

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса.

Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели.

Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя.

Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория Количество работников Предельная выручка за год
Микропредприятие до 15 человек 120 млн рублей
Малое предприятие до 100 человек 800 млн рублей
Среднее предприятие до 250 человек 2 млрд рублей
Читайте также:  Трудовой договор по совместительству: образец-2018

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2018 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников — всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

Подробнее: Предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами.

Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением.

Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, — это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

*3 месяца в подарок при оплате сразу за 9 месяцев обслуживания счёта

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение.

Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, до июля 2019 года. Исключение — сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года. 
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса на период 2016-2018 годов – запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота — госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/lgoty-dlya-malogo-biznesa-v-2016-godu

Новые законы для ИП в 2018 году — Всё об индивидуальном предпринимательстве

К началу 2018 года был принят и вступил в силу ряд изменений в законодательстве, который затрагивает предпринимательскую деятельность. В данной подборке рассмотрим актуальные изменения и новые законы о ИП.

Налоговый вычет на покупку ККТ

Индивидуальные предприниматели, которые применяют систему налогообложения ЕНВД или ПСН, могут получить налоговый вычет на приобретение онлайн кассы, внесённой в реестр ККТ (в соответствии с ФЗ N 349 от 27 ноября 2017).

Размер вычета определяется на основании суммы следующих расходов:

  • приобретение техники;
  • покупка фискального накопителя;
  • программное обеспечение;
  • сопутствующие работы (приведение кассы в соответствие требованиям).

Вычет составляет не более 18 тысяч рублей на каждую единицу техники. Закон вступает в силу с 1 января 2018 года и распространяется на кассы, которые зарегистрированы в период с 1 февраля 2017 до 1 июля 2019 года.

В случае предпринимателей в сфере розничной торговли и общественного питания, у которых есть работники с трудовым договором, условия отличаются.

Такие ИП могут получить вычет при регистрации ККТ в период 1 февраля 2017 до 1 июля 2018 года.

Предпринимательская деятельность без ККТ

Если же в своей предпринимательской деятельности вы не используете кассовый аппарат, вас может заинтересовать следующая поправка. Принят закон (ФЗ N 337 от 27 ноября 2017), определяющий случаи в которых ИП, применяющие данные налоговые режимы, могут работать без использования ККТ. До 1 июля 2019 года без кассового аппарата могут работать следующие категории ИП:

  • виды деятельности которых перечислены подпунктами 1 — 5, 10 — 14 пункта 2 статьи 346.26 части второй НК РФ (выплачивают единый налог на временный доход);
  • виды деятельности которых перечислены подпунктами 6 — 9 (розничная торговля и общественное питание) пункта 2 статьи 346.26 части второй НК РФ и не имеющие работников с трудовыми договорами;
  • виды деятельности которых перечислены подпунктами 1 — 15, 18 — 28, 30 — 44, 49 — 58, 60 — 63 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ (применяют патентную систему налогообложения);
  • виды деятельности которых перечислены подпунктами 45 — 48 (также розничная торговля и общественное питание) пункта 2 статьи 346.43 НК РФ не имеющие работников с трудовыми договорами.

Согласно поправкам в законе, если предприниматели в сфере розничной торговли и общественного питания заключают с работниками трудовой договор, они обязаны в течение 30 дней с момента заключения зарегистрировать ККТ.

Отдельным пунктом в законе прописано, что продажа билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, а также документов, дающих право на получение билетов, может осуществляться без ККТ при условии соответствия утвержденным правительством формам.

Прядок действий при сбое в работе ККТ

В продолжение темы контрольно-кассовой техники. Федеральной налоговой службой дано разъяснение о требованиях законодательства в случаях сбоя в работе онлайн-касс (письмо Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2017 г. N ЕД-4-20/25867@).

Письмо поясняет, что в ситуации массового сбоя закон позволяет осуществлять расчеты без применения ККТ. После возобновления работоспособности требуется сформировать коррекционный кассовый чек с общей суммой неучтенной выручки. В таких ситуациях отсутствует вина пользователя, и в том числе административная ответственность за реализацию алкогольной продукции.

Учет предпринимателей в Росфинмониторинге

Внесены изменения (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2017 г. N 1439) в процедуру постановки и снятия с учета индивидуальных предпринимателей в Росфинмониторинге.

Теперь в постановке на учет могут отказать на основании несоответствия предоставленной в карте информации сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В случае отказа, на устранение его причин и обновление карты отводится срок в 10 календарных дней.

Для снятия с учета при смене вида деятельности требуется отправить заявление в течение 10 календарных дней (с момента внесения изменений в ЕГРИП) либо по почте, либо в электронном виде, либо непосредственно в соответствующий территориальный орган. Также Территориальный орган может принять решение о снятии с учета самостоятельно на основании сведений из ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Масштабная налоговая амнистия, объявленная в начале года затронет и индивидуальных предпринимателей. Будут списаны задолженности по налогам, страховым взносам, а также по начисленным пеням и штрафам.

Амнистия затронет не все налоги. Списаны будут долги по УСН, ЕНВД, ПСН, НДФЛ, возникшие до 1 января 2015 года, пени и штрафы с момента появления задолженности.

Читайте также:  Классы условий труда

Задолженности по обязательным страховым взносам в ПФР, ФФОМС, ФСС, которые появились до 1 января 2017 года также подлежат списанию при условии, если деятельность ИП не велась и отчетность отсутствовала соответствующий период.

Под амнистию не попадают задолженности по акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых и НДС при перемещении товара через границу.

Списанию подлежит вся сумма вышеописанных задолженностей независимо от её размера. Процесс не требует никаких заявлений от ИП и производится в одностороннем порядке, без уведомления. Состояние своей задолженности нужно будет выяснять самостоятельно в налоговых органах.

Источник: http://indivip.ru/novosti-ip/novye-zakony-dlya-ip-v-2018-godu.html

Список важнейших изменений в законодательстве для предпринимателей

Опросив экспертов, Forbes.ru составил список самых важных для малого и среднего бизнеса изменений законодательства, принятых в 2013 году и планируемых на 2014 год. 

Изменение размера страховых взносов для ИП

Закон: № 237-ФЗ от 23 июля 2013 года «О внесении изменений в статью 22 ФЗ закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и статьи 14 и 16 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Суть: C 2013 года для ИП размер страховых взносов стал исчисляться исходя из 2 МРОТ, а не 1 МРОТ, как это было ранее. В результате число ИП сократилось на 540 000 из-за массового снятия их с государственной регистрации.

После того как «ОПОРА России» при поддержке ОНФ собрала более 130 000 подписей против этого нововведения, правительство, казалось, пошло навстречу. С 2014 года для ИП с доходом до 300 000 рублей страховые взносы рассчитываются исходя из 1 МРОТ; для индивидуальных предпринимателей с доходом свыше 300 000 руб. — по формуле 1 МРОТ + 1 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Значение: «К сожалению, вторая часть нашего предложения — установить расчет максимального уровня уплачиваемых страховых взносов в размере 2 МРОТ — осталась без внимания. А потому эксперимент продолжается. Как отреагируют оставшиеся еще на рынке индивидуальные предприниматели — вопрос следующего года», — предупреждает вице-президент «ОПОРА России» Николай Николаев.

Появление бизнес-омбудсменов

Закон: N78-ФЗ от 7 мая 2013 года «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»

Суть: региональные бизнес-омбудсмены уполномочены отстаивать права и интересы представителей малого бизнеса в судах, перед надзорными органами и другими государственными структурами.

Статистика: По данным «Деловой России», на ноябрь 2013 года, законы о региональных уполномоченных приняты в 54 регионах. В аппарат Бориса Титова, бизнес-омбудсмена России, поступило почти 1 772 обращений, региональным омбудсменам — 2 884. Чаще всего предприниматели обращаются за помощью по административным делам (77% обращений).

Пример: Решением суда по требованию прокурора была прекращена деятельность магазина автозапчастей. Бизнес-омбудсмен привлек юриста и экспертов, которые добились отмены решения суда в апелляционной инстанции. Проверки были признаны незаконными, бизнесмену вернули имущество и право вести предпринимательскую деятельность.

Снижение расходов на бухучет

Закон: N292-ФЗ от 2 ноября 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Суть: всем субъектам малого бизнеса независимо от режима налогообложения разрешили применять упрощенную систему ведения бухучета, что позволяет сократить расходы на ведение бухгалтерии

Пример: индивидуальный предприниматель (частный стоматолог) за месяц действия закона сократил затраты на ведение бухучета на 15%.

Льготная приватизация арендуемых помещений

Закон: №144-ФЗ от 2 июля 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства»

Суть: льготный порядок выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства помещений, арендуемых у органов государственной власти и местного самоуправления, продлен до 1 июля 2015 года; сняты ограничения по площади помещений (раньше можно было выкупать помещения не более 2000 кв.метров); закреплен минимальный срок рассрочки платежа.

О техническом регулировании

Закон: N238-ФЗ от 23 июля 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О техническом регулировании»

Суть: расширен перечень юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства; всем малым и средним предприятиям предоставляется больше информации — больше компаний сможет претендовать на финансовую государственную поддержку, участвовать в приватизации муниципального и государственного имущества, пользоваться льготной арендой и другими преференциями.

Значение: Госструктуры, поддерживающие инновационную деятельность, получают право участвовать в уставном капитале малых и средних компаний, снимаются ограничения и на участие иностранцев в малом бизнесе.

Пример: Фирма-разработчик программного обеспечения привлекает в капитал госкомпанию — у потенциального инвестора появляется гарантия своих инвестиций за счет вступления в состав учредителей, а IT-компаньон получает финансирование, не теряя при этом права на налоговые льготы. Благодаря поправкам срок окупаемости проекта сократился примерно на треть.

Доступ малого бизнеса к госзаказу

Закон: N44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями и дополнениями)»

Суть: законодательно установлено, что с 2014 года минимальная доля государственных и муниципальных закупок, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, увеличивается с 10% до 15%; введено «правило второй руки» (к реализации госконтрактов заказчики вправе привлекать в качестве соисполнителей субъекты малого предпринимательства); увеличена предельная начальная цена контракта для субъектов малого предпринимательства с 15 млн рублей до 20 млн рублей. При этом, правда, процедура оформления ужесточается.

Значение: Из общего объема государственных закупок (около 8 трлн рублей в 2013 году) только 2% приходится на малые и средние компании.

«По подсчетам наших экспертов, для малых и средних компаний потенциально открывается рынок объемом 900 млрд рублей, — говорит Александр Бречалов, президент «ОПОРА России».

— Сможет ли бизнес воспользоваться этой возможностью, преодолеет ли коррупционную составляющую? На мой взгляд, это зависит в первую очередь от усилий самих предпринимателей. Не нужно опускать руки при первых трудностях, нужно учиться защищать свои права».

Совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения

Закон: N39-ФЗ от 7 апреля 2013 года «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»

Суть: выплата премии или иного поощрения покупателю за выполнение определенных условий (объем закупок, например) уменьшает НДС продавца, если такая выплата закреплена в договоре; упрощается применение корректировочного счета-фактуры: можно составить единый документ на все товары, переданные ранее по двум и более счетам-фактурам.

Пример: для небольшой торговой компании расчет суммы НДС в случае получения премии стал легче и вызывает меньше претензий со стороны контролирующих органов. К тому же от каждого оптовика в случае предоставления скидки от объема закупок вместо сотен исправлений по каждой поставке теперь приходит один общий корректирующий документ.

Значение: руководитель юридического проекта «Общественная дума» Роман Терехин считает это изменение законодательства одним из важнейших. И отмечает, что ФЗ-39 кроме всего прочего сдвигает сроки проведения проверок по контролируемым сделкам за 2012 год и устанавливает срок для истребования документов по таким проверкам — начиная с декабря 2013 года.

Усиление господдержки

Закон: федеральный бюджет на 2014 год

Суть: На 15% увеличено финансирование федеральной программы по поддержке малого и среднего бизнеса, реализуемой Минэкономразвития России. В 2013 году в виде субсидий региональным бюджетам выделено 20 млрд рублей, на 2014 год в федеральном бюджете предусмотрено финансирование на уровне 23 млрд рублей.

Патентная система налогообложения

Закон: N94-ФЗ от 25 июня 2012 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ»

Суть: С 2013 года регионы начали применять патентную систему — специальный налоговый режим для ИП с штатом сотрудников не более 15 человек. Получение патента на определенный срок заменяет уплату некоторых налогов. Патентная система распространяется на 47 видов деятельности.

Пример: По данным ФНС, из 3,6 млн ИП пока на патентную систему перешло только 75 000. По мнению Николая Николаева из «ОПОРА России», это неудивительно: «Ведь, по сути патент стал дополнительтной, а не замещающий системой.

Как и раньше, надо регистрироваться в качестве ИП, платить страховые взносы. Остается надежда, что патентная система будет усовершенствована — заменит процедуры регистрации и включит в себя и страховые платежи.

Тогда, я уверен, она станет популярной».

Ужесточение налогового контроля

Закон: №134-ФЗ от 28 июня 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям»

Суть: Этот закон также называют «антиотмывочным». В целях борьбы с однодневками и офшорами, ужесточается контроль за добросовестностью налогоплательщика.

Дополняется список оснований для отказа в регистрации юридического лица, предпринимателям надо будет тщательнее следить за актуальностью сведений в базе ЕГРЮЛ, холдингам — раскрывать бенефециаров.

Налоговики смогут в трехдневный срок при наличии мотивированного запроса получить информацию о движении средств на счетах.

Значение: положение налогоплательщиков ухудшится. «Налоговый контроль ужесточится, что замедлит основную деятельность малых компаний и будет отвлекать сотрудников от их обязанностей», — отмечает Роман Терехин из «Общественной Думы».

Увеличение налога на имущество

Закон: N307-ФЗ от 2 ноября 2013 года «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса РФ»

Суть: Ранее базой налога на недвижимое имущество организаций являлась среднегодовая остаточная стоимость объекта налогообложения, теперь налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость имущества, утвержденная на уровне субъектов.

Значение: размер налога на имущество значительно вырастет, увеличив налоговую нагрузку и расходы малого бизнеса.

Порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Проект ФЗ № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», который может стать законом в 2014 году

Суть: Сейчас уголовное дело по налоговым преступлениям может быть возбуждено только по заявлению налогового органа. Законопроектом предлагается возможность возбуждения уголовных дел по материалам правоохранительных органов. Это может спровоцировать рост числа заявлений, не подкрепленных достаточными основаниями.

Значение: «Дела представителей малого бизнеса будут разбирать менее квалифицированные специалисты, а значит, будет больше судебных ошибок и дела будут сильно затягиваться», — отмечает Роман Терехин, руководитель юридического проекта «Общественная Дума».

Читайте также:  Срок уплаты ндс

Защита товарных знаков

Закон: N194-ФЗ от 23 июля 2013 года

Суть: Штраф за незаконное воспроизведение чужого товарного знака с конфискацией товара снижает недобросовестную конкуренцию, противодействует торговле подделками, сокращает убытки компаний-владельцев товарного знака. Размер штрафа — от однократной до трехкратной стоимости товара, явившегося предметом правонарушения.

Пример: Владелец кондитерской неоднократно сталкивался с тем, что конкуренты подделывают его товарный знак и фирменный стиль.

Ни образцы упаковки подделок, ни фотографии не позволяли доказать факт обмана потребителей и оценить размер ущерба.

После вступления в силу закона предпринимателю достаточно было написать претензию с указанием штрафа, и подражатели отказались от подделок. 

Источник: https://www.shopolog.ru/metodichka/13-samykh-vazhnykh-dlya-predprinimateley-izmeneniy-zakonodatelstva/

Что ждет бизнес в 2018 году: изменения в законодательстве и инициативы

Мы видим, что правительство активно пытается усилить контроль над налогоплательщиками, чтобы увеличить поступление средств в бюджет.

Страховые взносы

1 января 2018 года вступает в силу приказ ФНС о внесении изменений в форму и порядок заполнения расчета по страховым взносам. Применять его начнут с предоставления расчета по страховым взносам за первый отчетный период 2018 года. Однако изменения не будут существенными, в новой форме расчета уточнены следующие показатели:

  • к первому разделу «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов» добавится новое приложение для отражения сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;
  • форма сведений для ИП, которые применяют патентную систему налогообложения, будет исключена;
  • участникам пилотного проекта ФСС (организациям, находящимся в регионах, где выплаты пособий по временной нетрудоспособности и материнству осуществляются напрямую Фондом социального страхования) теперь не нужно будет заполнять приложения о расходах по обязательному социальному страхованию;
  • в порядок заполнения будет добавлено условие о недопустимости отрицательных значений показателей расчета;
  • будет уточнен электронный формат (состав и структура XML-файла, выгружаемого из расчетной программы для передачи в ИФНС). Также, согласно проекту Правительства РФ, с 1 января 2018 года предельная величина базы для исчисления страховых взносов составит: 815 000 руб. на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и 1 021 000 руб. на обязательное пенсионное страхование. Для компаний эта новость не самая приятная, так как это предельная база для начисления страховых взносов с суммы выплат в пользу работников, выплаты свыше которой начисляются по пониженному тарифу.

Повышение предельной величины базы увеличивает налоговую нагрузку в части возрастания страховых платежей для организации.

Льготы по налогу на прибыль

С января 2018 года будет расширен список организаций, которые смогут применять нулевую ставку по налогу на прибыль. Об этом свидетельствует Федеральный закон от 18.07.2017 № 168-ФЗ.

К таким налогоплательщикам относятся компании, которые осуществляют туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа.

Такое решение было принято в рамках программы по созданию благоприятных условий для развития туристско-рекреационной деятельности на территории Дальневосточного федерального округа. Однако период действия льготы ограничен: воспользоваться ею можно с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Льгота — это некая приманка, как мы уже видели на примере закона о страховых взносах, но она даст туристическому бизнесу возможность улучшить качество обслуживания, привлечь новых клиентов и направить денежные потоки на расширение бизнеса.

Отправляйте отчетность быстро и без ошибок. Контролирующие органы примут отчеты с первого раза

Еще в марте министр финансов Антон Силуанов предложил снизить размер отчислений в страховые фонды с 30% до 22%, но повысить ставку НДС с 18% до 22%. Однако Максим Топилин, глава Минтруда РФ, предположил, что такие изменения приведут к росту бедности населения. Сейчас есть вероятность, что от этого «налогового маневра» правительство откажется.

Снижение ставки страховых взносов косвенно влечет за собой увеличение оборотных средств компании и снижение себестоимости товаров, работ, услуг. С другой стороны, страховые взносы, как правило, входят в расходы в целях налогообложения по налогу на прибыль.

И в этом случае расходы уменьшаются, увеличивая тем самым налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, что увеличивает налог к уплате в бюджет.

Увеличение ставки налога на добавленную стоимость приведет к увеличению стоимости товаров, работ и услуг и это будет дополнительным налоговым бременем для всего населения РФ.

Реальность сделки

В 2017 году была введена новая ст. 54.1 НК РФ, которая направлена против использования агрессивных механизмов налоговой оптимизации, но она не раскрывает критериев реальности и специальных полномочий налоговых органов в связи с ее проверкой.

Поэтому ФНС выразила свое видение ситуации в письме, которым должны руководствоваться при проверках налоговые инспекторы (Письмо ФНС РФ от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).

Здесь вопрос реальности сделки рассматривается с точки зрения недоначисления налогов, сборов и страховых взносов со стороны налогоплательщиков.

Налоговые инспекторы при проверке будут использовать и ранее применявшиеся методы: опросы, осмотры, сопоставление и т.д. При этом в письме сказано, что налоговый орган не должен использовать все эти методы, отдавая дань формальностям, четко понимать и анализировать целесообразность проведения каждого мероприятия налогового контроля.

Также в письме ФНС сказано, что налоговые органы должны опровергать реальность сделки, доказав, что обязательства по сделки выполнил не участник подписанного сторонами договора, а другое лицо. Использовать при этом налоговые органы могут следующие инструменты:

  • анализ полного баланса предприятия;
  • сравнение объема поставляемых товаров размеру складских помещений организации;
  • инвентаризация имущества;
  • получение пояснений от лиц, участвующих в процессе (сделке, операции и т.д.). Инспекторы имеют право вызвать любых сотрудников (даже бывших) компании для опроса;
  • проведение осмотра территорий, помещений, документов, предметов с применением технических средств.

Закон напоминает сотрудникам ИФНС о том, что им стоит работать «без фанатизма».

Не совсем понятно, почему налогоплательщики, ведя бизнес, создавая товары, строя здания и сооружения, оказывая услуги для государства и населения, декларируя свои доходы и расходы контролируемым органам и предоставляя по первому требованию всю необходимую документацию, уплачивая налоги в бюджет, должны доказывать реальность сделки. То есть у налогоплательщика, согласно нашему законодательству, отсутствует презумпция невиновности.

Профстандарты для бухгалтеров

Минтруд с 2018 года начинает требовать наличие высшего образования и обязует бороться с коррупцией. Это требование будет обязательным для тех организаций (открытые акционерные общества, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, бюджетные организации и т.д.), которые обязаны применять профстандарт на основании закона.

Сейчас главный бухгалтер вовлечен в систему внутреннего контроля по роду своей деятельности и сложившимся традициям. В условиях нового стандарта, такие обязанности работодатель может включить прямо в должностную инструкцию работника, в том числе и обязанности по выявлению фактов коррупции.

Также проект вводит новые и более высокие должности для финансовых специалистов. Разработчики стандарта отмечают, что это необходимо, чтобы упорядочить многочисленные функции и обязанности главных бухгалтеров.

Предполагается, что этот инструмент внесет ясность в отношения руководителя и главного бухгалтера: первый может на законном основании требовать от конкретного работника выполнения новых функций, а второй повышения оплаты труда.

В новом стандарте появляются 7-ой и 8-ой уровни квалификации. Например, требования к главному бухгалтеру 7-го уровня следующие: опыт на руководящей должности не менее 5 лет, знание стандартов МСФО и финансового анализа, знание трудового, бюджетного законодательства.

Проект Минтруда также меняет требования к бухгалтерам: если ранее у бухгалтера должен был быть опыт работы, то с 2018 года это условие не является обязательным. А вот если новичок спустя месяц попросит повышения, можете смело ссылаться на нововведения: повысить молодого специалиста теперь можно только через год.

Обязательность изменения должностных инструкции бухгалтерских работников, повышения их квалификации в связи с новым профстандартом вводится только для тех организаций, для которых его применение обязательно по закону.

Для остальных предприятий новые правила носят рекомендательный характер и каждым работодателем должны внедряться при соблюдении норм трудового законодательства, не нарушая права действующих работников в подразделении бухгалтерского учета.

Уровень образования говорит о профессионализме бухгалтера, а это снижает риски для предприятия.

Также изменение законодательства приведет к оптимизации трудозатрат на предприятии путем внедрения дополнительный навыков и умений — профессиональный бухгалтер должен постоянно следить за повышением своей квалификации.

Однако эти плюсы актуальны только для крупных и средних компаний. Небольшие организации, где главным бухгалтером часто является сам генеральный директор, понесут дополнительные расходы:

  • зарплата профессионального бухгалтера будет выше заработной платы рядового главного бухгалтера;
  • уплата членских ежегодных взносов;
  • оплата ежегодного обучения профбухгалтера.

Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»

Уголовный проступок

В Уголовный кодекс РФ внесены поправки, которые вводят такое понятие, как уголовный проступок, которое в свою очередь позволит сократить возможности давления силовиков на бизнесменов. Нововведение санкционирует избежать уголовной ответственности в случае со статьями небольшой и средней тяжести при условии возмещении виновным всего причиненного ущерба.

Мы рассчитываем, что в 2018 году наконец-то заработает закон о лоббизме.

В 2017 году он в очередной раз заходил в Госдуму, однако не дошел до второго чтения. Это связано с противодействием легальному лоббизму.

Чиновники не хотят прозрачности данной сферы, поскольку это будет предполагать открытость всех контактов чиновников с лоббистами и предпринимателями, что приведет к определенным ограничениям.

На сегодняшний день чиновники являются основной частью российской экономики, и их уровень влияния на бюджет велик: порядка 70% ВВП в России формируется через государственную модель (госкорпорации, госзакупки и т.д.).

Закон о лоббизме очень важен для экономики, но чиновники будут биться против него до последнего. Сейчас, в отсутствие данного закона, даже когда речь заходит о таких инструментах, как оценка регулирующего воздействия, некоторые чиновники все равно действуют в своих интересах, невзирая на интересы предпринимательского сообщества.

Необходима реформа судебной системы.

Ситуация с судебной системой в России катастрофическая. Огромное количество реальных историй с беспределом, например, налоговой службы или других госорганов. В таких ситуациях, если предприниматель обращается в суд для разрешения конфликта, то в 80% случаев суд априори становится на сторону государства.

К сожалению, принцип состязательности сторон в спорах предпринимателей против государства нередко игнорируется. Шансов у предпринимателей в подобных ситуациях практически нет, и зачастую чиновники пользуются этим. Даже наш бизнес-омбудсмен Борис Титов говорит о необходимости реформы судебной системы.

Наверное, президент уже должен дать обещание предпринимательскому сообществу, что суд будет справедливым. Без этого невозможно создание инвестиционной привлекательности.

Сервис «Прозрачный бизнес» – не первая подобная идея обобщения всей злачной информации о компаниях. Вопрос в том, кто же все-таки интересанты данного проекта? Что именно по факту хотят реализовать?

У нас в России всегда страдает имплементация. Много хороших идей, однако многие из них не работают по задуманному плану. Что уж говорить, если стратегии развития государства на деле не реализуются. Основная проблема в том, что за всеми этими идеями нет никакой ответственности. Когда нет жесткой модели KPI, когда сращиваются политические лозунги и экономические программы, идея не работает.

Петр Осипов, основатель компании «Бизнес-молодость»

Реформа «22/22» продвигается законодательными органами как налоговый маневр, который не должен увеличить нагрузку компаний, а скорее даже наоборот. Основным аргументом с их стороны является то, что НДС поднимут только на 4%, в то время как взносы уменьшат на целых 8%. По нашему мнению, на практике будет совсем не так.

Компания платит НДС со всей добавленной стоимости, которую создает. В нее входят прибыль компании, заработная плата работников, приобретенные товары/услуги и прочие расходы, которые не содержат входного НДС.

Логично, что база вырастет, особенно если добавить к этому сложности с вычетом входного НДС. В то же время добавленная стоимость в несколько раз больше, чем ФОТ работников, с которых считаются страховые взносы.

Нагрузка компании в этом плане может снизиться, только если статья по оплате труда является для нее основной по объему расходов.

В противном случае компанию неизбежно ждет рост налоговой нагрузки. Ко всему прочему, страховые взносы уменьшают базу по налогу на прибыль, следовательно, снижение тарифа взносов автоматически приведет к росту налога на прибыль.

Подобный налоговый маневр это в том числе удар по малому бизнесу, а именно по ИП и компаниям на УСН, так как фирмы с общей системой налогообложения даже при ставке в 18% не спешат заключать с ними договора, а ставка в 22% и вовсе может поставить под сомнения подобного рода взаимоотношения.

В свою очередь это затронет ценовую политику на товары и услуги.

Мы предполагаем, что реформу все-таки введут в действие не ранее чем с 2019 года. Законопроект еще достаточно сырой и содержит много противоречий.

Наши предложения по подготовке к этому: пересмотреть оплату труда топ-менеджеров до реального уровня, если вы используете данный маневр (начисление руководителю по льготным ставкам сверх лимита, с выплатой по факту другим сотрудникам), а также оптимизировать документооборот, сведя к минимуму потери вычетов входного НДС. Льготы по НДС Минфин планирует сохранить для нескольких отраслей экономики: сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор. 

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!

Источник: https://kontur.ru/articles/5010

Ссылка на основную публикацию