Крупнейшие налогоплательщики

Критерии для крупнейших налогоплательщиков в 2018 году

Ведение дел юридических лиц при статусе крупнейшего налогоплательщика проходит на федеральном либо региональном уровне.

Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам (в дальнейшем – КН), встают на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ. Эти налоговые структуры контролируют выполнение КН налоговых законов без непосредственного участия.

Федеральной налоговой службой России определен перечень критериев, наличие которых позволяет отнести организацию (юридическое лицо) к понятию крупнейший налогоплательщик.

Что представляют собой эти критерии:

  1. Маркеры финансово-экономической деятельности (ФЭД). Рассматривается отчетность организации (налоговая, бухгалтерская) за год.
  2. Наличие взаимозависимости. Налогоплательщик непосредственно влияет на функционирование взаимозависимых лиц, их экономические результаты.
  3. Наличие у юридического лица лицензии или другим разрешением, позволяющим вести определенный род деятельности.
  4. Осуществление постоянных наблюдений за налоговой деятельностью.

Показатели финансово-экономической деятельности

Временные периоды, в рамках которых организация может быть отнесена к КН, следующие: расчет по маркерам ФЭД ведется по любому из трех предшествующих годов, за исключением отчетного.

Статус КН удерживается еще в течение двух лет после того года, когда организация стала не соответствовать принятым критериям.

В случае реорганизации КН этот статус остается за вновь образованным юридическим лицом еще на срок в три года, считая тот из них, когда произошла реорганизация.

Юридические лица-должники, признанные в судебном порядке банкротами, теряют статус КН. Эта норма не касается кредитных структур. Те из них, что администрируются как КН на федеральном уровне, сохраняют этот статус вплоть до того момента, пока не будут принудительно ликвидированы.

Статус КН может быть присвоен даже некоммерческим организациям, если они имеют какие-либо доходы, соответствующие нижеуказанным критериям.

Федеральный уровень

Этот уровень налогового администрирования подразумевает, что рассматриваемая организация соответствует ряду обязательных условий, прямо связанных с маркерами (финансовыми, экономическими) ее деятельности.

  1. Совокупность налоговых начислений должна превышать 1 млрд рублей. Эта цифра значительно уменьшена (свыше 300 млн рублей) для организаций, работающих в сфере услуг связи и транспорта.
  2. Общая сумма поступивших доходов (отчетная форма №2, коды 2110, 2310, 2320, 2340) больше 20 млрд рублей.
  3. Общий размер активов организации равен более 20 млрд рублей.

Помимо этих универсальных условий федеральное администрирование налогов может применяться к ряду организаций в определенных сферах экономики страны.

В частности, подобные нормы распространяются на структуры и организации военно-промышленного комплекса со следующими показателями (достаточно превышения одного из них):

  • экспортные контракты по продукции стратегического назначения, суммарно превышающие отметку в 27 млн рублей;
  • общий объем выручки, по данным контрактам, более 20% от всей суммы;
  • наличие более 100 служащих в среднесписочной численности персонала;
  • государственный вклад, превышающий 50 %.

Представленные цифры справедливы также для организаций, которые находятся в списке предприятий, организаций, обществ, имеющих статус стратегических.

Региональный уровень

На этом уровне ведение дел юридических лиц упрощено. При сопоставлении установленным показателям не учитывается то, чем компания занимается.

Компании, претендующие на статус региональных КН, должны соответствовать всем следующим условиям одновременно:

  • иметь суммарный достигнутый доход (отчетная форма №2) в диапазоне 2-20 млрд рублей;
  • среднесписочный штат в более чем 50 сотрудников;
  • обладать активами от 100 млн рублей и не превышающими 20 млрд рублей;
  • иметь начисленную сумму налогов в диапазоне 75-1000 млн рублей.

Взаимозависимость и лицензия

Понятие взаимозависимости учитывается, когда очевидно влияние конкретного налогоплательщика на итоги или условия работы организации со статусом КН. В соответствии с законодательно установленными критериями, такой налогоплательщик и его ФЭД будут расцениваться налоговыми органами на уровне КН, взаимосвязанного с ним.

Существует и особая «каста» налогоплательщиков, чья ФЭД подлежит ведению в федеральных масштабах. При этом совершенно неважны размеры налогов, подлежащих уплате, величины активов, объем выручки, штат служащих и наличие факта взаимозависимости.

Речь идет об организациях, получивших от государства лицензию на ведение ряда видов деятельности:

  • банковских операций;
  • различных видов страхования, перестрахования, посреднических услуг брокера;
  • профессионального участия в работе фондового рынка;
  • пенсионного страхования, обеспечения (НПФ).

Обязанности юридических лиц

О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.

Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).

Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не филиалов или представительств). Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.

Срок в три дня предоставляется юридическим лицам на уведомление о закрытии тех обособленных структур, через которые велась деятельность организации в пределах РФ. Это норма распространяется на филиалы, представительства, иные формы обособленных подразделений.

В полном соответствии со статьей 55 ГК РФ – местонахождения юридического лица и его обособленных подразделений не совпадают.

Налоговый кодекс (статья 83, пункт 1) предписывает юридическим лицам, имеющим в своей организационной структуре обособленные части, обязательную постановку на налоговый учет во всех регионах и муниципалитетах, где находятся эти подразделения.

Деятельность в России

Несмотря на падающие год от года цены на газ и нефть, а также снижение добычи углеводородов, крупнейшими налогоплательщиками РФ остаются компании «Газпром» и «Роснефть».

Газовый монополист перечислит около 2 трлн рублей налогов по итогам 2018 года, включая сборы со всех пятидесяти шести «дочек» компании. Налоговые отчисления «Роснефти», главного налогоплательщика страны последних лет, составят около 2 трлн рублей.

В число основных налоговых «доноров» государственного бюджета входят и другие гиганты нефтяного и нефтегазового сектора: «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «ТАИФ-НК», «Новатэк», «Сибур».

Этот перечень дополняют «монстры» розничной торговли – «Магнит», X5 Retail Group, «Мегаполис». В лидирующую двадцатку также входят металлургические компании – УГМК, ММК, «Северсталь», НЛМК, «Норильский Никель», Evraz, UC Rusal.

В списке важнейших налогоплательщиков присутствуют и крупнейшие телекоммуникационные компании страны – МТС, «Мегафон» и Vimpelcom.

Большинство ключевых налогоплательщиков в РФ, так или иначе, связаны с добычей, переработкой и транспортировкой полезных ископаемых.

Каждая из перечисленных компаний имеет суммарный размер активов, превышающий 500 млрд рублей. (По данным Forbes за 2018 год). Штаб-квартиры ровно половины из них находятся в Москве.

Две компании из этого списка зарегистрированы за рубежом: Evraz, Vimpelcom.

Оставшиеся восемь компаний зарегистрированы в регионах РФ, причем только один регион, Республика Татарстан, может «похвастать» сразу двумя из них («Татнефть» и «ТАИФ-НК»).

Лидерами по среднесписочной численности персонала ожидаемо являются сырьевые гиганты – «Роснефть» (порядка 261 тыс. служащих) и «Газпром» (около 500 тыс. по данным на 2018 год).

Среди ведущих по этому показателю и компании розничной торговли «Магнит» (около 310 тыс. сотрудников на 2018 год), X5 Retail Group (около 200  тыс.).

Сравнение налоговых доноров России со списком крупнейших налогоплательщиков в США имеет лишь одну общую деталь. И там, и там в тройке лидеров сплошь нефтяные компании. В Америке это – ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips.

В остальном же, на фоне горнодобывающих, нефтеперерабатывающих компаний России, в США среди основных налогоплательщиков выделяются компании, производящие интеллектуальные продукты: Microsoft, Apple, IBM, Intel.

В список ключевых налогоплательщиков входят также: банки, страховые компании, фармацевтические и косметические производители (Pfizer, Procter&Gamble).

В этом списке есть даже McDonald’s, ежегодно уплачивающий около 2 млрд долларов налогов.

Больше информации про передовые технологии налогового администрирования можно найти на данном видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/sistemy-nalogooblozheniya/obshhie-voprosy/krupnejshie-nalogoplatelshhiki.html

Крупнейшие налогоплательщики: критерии отнесения в 2018 году

Можно смело утверждать, что крупнейшие налогоплательщики функционируют по своим отдельным правилам, которые прописаны в налоговом законодательстве. И, конечно, спрос и контроль за ними больше, чем с обычных ИП и ООО. Рассмотрим, где проходит водораздел.

Чем руководствоваться

Действующим законодательством критерии крупнейших налогоплательщиков в 2018 году очерчены довольно чётко. Для этого надо обратить взор на приказ ФНС России от 16 мая 2007 года № ММ-3-06/308. Именно он определяет круг компаний, которые подлежат налоговому администрированию не ИФНС или МИФНС, а на федеральном и региональном уровнях.

Заметим, что ФНС периодически обновляет и дополняет критерии крупнейших налогоплательщиков. Например, такую роль выполнил приказ от 26 октября 2016 года № ММВ-7-2/582.

Виды

Основные критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам таковы:

  1. Экономические показатели деятельности за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности.
  2. Признаки взаимозависимости и влияния фирмы на финансовые итоги деятельности взаимозависимых лиц.
  3. Есть специальное разрешение (лицензии) на право вести определённый вид деятельности.
  4. Проведение налогового мониторинга.

Для отнесения к крупнейшим берут показатели деятельности за любой год из предшествующих 3-х лет. При этом последний отчетный год во внимание не принимают. Этот статус сохраняется в течение 2-х лет, которые идут за годом, в котором компания перестала соответствовать установленным критериям.

Содержание первого критерия

Администрировать компанию будет непосредственно ФНС, если один из показателей за отчетный год имеет следующее значение:

  • общий объем начислений федеральных налогов согласно отчетности – от 1 млрд рублей;
  • для организаций связи или транспорта – от 300 млн рублей;
  • общий размер доходов согласно годовой форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) – от 20 млрд рублей;
  • активы – от 20 млрд рублей.

Почти то же самое касается предприятий «оборонки» (хотя бы один из критериев):

  • сумма по экспортным контрактам на поставку стратегической продукции – от 27 млн рублей в год;
  • выручка по экспортным поставкам стратегической продукции – от 20% общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность персонала – свыше 100 человек;
  • доля государства – от 50%.
Читайте также:  Форма спв 2 для пенсионного фонда

Надзор со стороны ФНС будет и за организациями из перечня стратегических предприятий, у которых один показателей имеет значение:

  • сумма по экспортным контрактам на поставку стратегической продукции – от 27 000 000 млн рублей в год;
  • выручка по аналогичным сделкам – от 20% общего размера выручки;
  • среднесписочная численность персонала – от 100 человек;
  • доля государства – от 50%.

Кредитное учреждение, страховая/перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, НПФ при наличии:

  • лицензии на банковские операции;
  • лицензии на страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническую деятельность в качестве страхового брокера;
  • лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и/или лицензию на ведение реестра;
  • лицензию на пенсионное обеспечение и страхование.

Если компания подала запрос на налоговый мониторинг, при соблюдении следующих условий:

  • представление всех сведений согласно п. 2 ст. 105.27 НК РФ;
  • соответствие критериям п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
  • соответствие регламента информационного взаимодействия его форме и требованиям к нему;
  • соответствие системы внутреннего контроля в компании статье 105.26 НК РФ.

На уровне Управлений ФНС администрирование будет при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Общий объем доходов согласно годовому отчету о прибылях и убытках (коды 2110, 2310, 2320, 2340) – от 2 до 20 млрд рублей включительно.
  2. Среднесписочная численность персонала – от 50 человек.
  3. Активы – от 100 млн до 20 млрд рублей включительно либо общий объем начислений федеральных налогов и сборов согласно отчетности – от 75 млн до 1 млрд рублей.

Содержание второго критерия

В отношении взаимозависимости налоговики руководствуются правилами статьи 105.1 НК РФ. Это когда отношения с юрлицами могут оказывать влияние на условия или экономические итоги основного вида деятельности компании с показатели, которые соответствуют категории крупнейших плательщиков.

Также см. «Критерии малых предприятий на 2018 год: таблица».

Особые ситуации

  1. НКО могут быть отнесены к крупнейшим плательщикам, если общий доход от реализации и внереализационных поступлений согласно годовой отчетности по налогу на прибыль – от 20 млрд рублей.
  2. При реорганизации крупнейшего плательщика правопреемник(и) сохраняет такой статус в течение 3-х лет, включая год реорганизации.
  3. Если есть решение суда о признании банкротом и введено конкурсное производство, статус крупнейшего прекращается (кроме банков).
  4. Банки, переданные для администрирования в качестве крупнейших к ФНС, при отзыве у них лицензии до решения суда о завершении принудительной ликвидации или банкротства сохраняют статус крупнейшего налогоплательщика.

Источник: https://buhguru.com/spravka-info/krupnejshie-nalogoplat-kriterii.html

Исследование РБК

РБК провел исследование, сколько платят в казну крупнейшие компании России. И выяснил, что при снижении общей налоговой нагрузки на экономику в 2016 году для топ-50 российских налогоплательщиков она выросла с 12,4 до 12,9%

Главный вывод исследования — налоговая нагрузка на лидеров российской экономики за 2016 год серьезно увеличилась. По сравнению с 2015 годом она составила 12,9%, увеличившись на 0,5 процентного пункта.

Это очень серьезный рост, если принять во внимание, что значение налоговой нагрузки для всей экономики, рассчитываемое ФНС, снизилось на 0,1 п.п. — с 9,7% в 2015 году до 9,6% в 2016-м.

Выходит, что снижается фискальное давление на средние и малые предприятия: либо государство целенаправленно ослабляет его, либо оно просто не в состоянии собрать с массового сегмента экономики больше платежей в условиях кризиса.

По мнению руководителя группы исследований и прогнозирования АКРА Натальи Пороховой, таким образом проявился эффект так называемого налогового маневра.

«При начале налогового маневра целей по увеличению нагрузки на нефтяной сектор не ставилось, но налоговый маневр пришелся на период падения цен на нефть и снижения доходов бюджета, и в 2016 году в целях увеличения доходов федерального бюджета экспортная пошлина не была снижена, как было предусмотрено планом налогового маневра, а НДПИ повышен был», — отмечает Порохова.​

Хорошо это или плохо для экономики — вопрос спорный, но очевидно, что пока проблема наполнения бюджета все больше решается за счет крупных налогоплательщиков, в первую очередь нефтяников.​

ТОП-50 крупнейших налогоплательщиков России

1 1 1 в 2015 РоснефтьНефть и газ 1 362,0 4 988,0 27,3
2 2 2 в 2015 ГазпромНефть и газ 1 168,2 6 111,1 19,1
3 3 3 в 2015 ЛУКОЙЛНефть и газ 564,5 4 743,7 11,9
4 4 4 в 2015 Сургут нефтегазНефть и газ 330,8 1 020,8 32,4
5 5 10 в 2015 Сбербанк РоссииФинансы 245,4 3 058,9 8,0
6 6 5 в 2015 ТатнефтьНефть и газ 156,2 580,1 26,9
7 7 7 в 2015 РЖДТранспорт 151,6 2 133,3 7,1
8 8 6 в 2015 РосатомЭнергетика 125,3 864,6 14,5
9 9 8 в 2015 БашнефтьНефть и газ 106,1 494,0 21,5
10 10 9 в 2015 СлавнефтьНефть и газ 92,4 210,9 43,8
11 11 17 в 2015 ТранснефтьТранспорт 89,9 848,1 10,6
12 12 14 в 2015 НОВАТЭКНефть и газ 87,1 537,5 16,2
13 13 11 в 2015 РостехОПК и машиностроение 87,0 1 266,0 6,9
14 14 12 в 2015 Норильский никельМеталлы и горная добыча 66,5 438,4 15,2
15 15 13 в 2015 СистемаСвязь 60,5 697,7 8,7
16 16 18 в 2015 АЛРОСАМеталлы и горная добыча 58,7 317,1 18,5
17 17 16 в 2015 Почта РоссииСвязь 44,0 164,8 26,7
18 18 15 в 2015 РоссетиЭнергетика 42,3 904,0 4,7
19 19 19 в 2015 ВымпелКомСвязь 34,8 276,3 12,6
20 20 22 в 2015 ПолюсМеталлы и горная добыча 31,6 163,3 19,4
21 21 23 в 2015 СеверстальМеталлы и горная добыча 27,7 392,1 7,1
22 22 31 в 2015 ВТБФинансы 27,0 1 292,3 2,1
23 23 21 в 2015 ММКМеталлы и горная добыча 26,9 339,1 7,9
24 24 37 в 2015 Сибур ХолдингХимия и нефтехимия 26,5 411,8 6,4
25 25 Компания не попала в ТОП-50 в 2015 Газпром банкФинансы 26,2 619,1 4,2
26 26 Компания не попала в ТОП-50 в 2015 УралкалийХимия и нефтехимия 23,8 151,7 15,7
27 27 24 в 2015 РусГидроЭнергетика 23,5 374,1 6,3
28 28 36 в 2015 Металло инвестМеталлы и горная добыча 19,6 258,5 7,6
29 29 20 в 2015 НЛМКМеталлы и горная добыча 18,4 463,2 4,0
30 30 29 в 2015 МагнитТорговля 17,6 1 074,8 1,6
31 31 32 в 2015 Т ПлюсЭнергетика 17,0 333,0 5,1
32 32 26 в 2015 ЕврохимХимия и нефтехимия 16,9 265,4 6,4
33 33 33 в 2015 ФосАгроХимия и нефтехимия 16,9 187,7 9,0
34 34 27 в 2015 МегаФонСвязь 13,5 316,3 4,3
35 35 34 в 2015 X5 Retail GroupТорговля 13,4 1 033,7 1,3
36 36 43 в 2015 ЕвразМеталлы и горная добыча 13,3 467,9 2,8
37 37 50 в 2015 АэрофлотТранспорт 12,9 495,9 2,6
38 38 49 в 2015 Независимая нефтегазовая компанияНефть и газ 12,6 118,8 10,6
39 39 41 в 2015 Интер РАОЭнергетика 11,3 868,2 1,3
40 40 30 в 2015 МечелМеталлы и горная добыча 10,8 276,0 3,9
41 41 45 в 2015 Внешэконом банкФинансы 9,9 759,4 1,3
42 42 38 в 2015 РостелекомСвязь 9,8 297,4 3,3
43 43 35 в 2015 Нижнекамск нефтехимХимия и нефтехимия 8,2 158,8 5,2
44 44 44 в 2015 СОГАЗФинансы 6,7 159,6 4,2
45 45 42 в 2015 Райффайзен банкФинансы 6,6 114,2 5,8
46 46 48 в 2015 АкронХимия и нефтехимия 6,4 89,4 7,2
47 47 40 в 2015 СУЭКМеталлы и горная добыча 6,2 242,8 2,6
48 48 28 в 2015 Альфа-банкФинансы 4,8 255,6 1,9
49 49 47 в 2015 Открытие ХолдингФинансы 4,0 307,6 1,3
50 50 Компания не попала в ТОП-50 в 2015 ЛентаТорговля 3,7 306,4 1,2
1 РоснефтьНефть и газ 1 334,0 5 150,0 25,9
2 ГазпромНефть и газ 1 086,9 6 073,3 17,9
3 ЛУКОЙЛНефть и газ 629,6 5 173,5 12,2
4 Сургут нефтегазНефть и газ 521,3 1 002,6 52,0
5 ТатнефтьНефть и газ 169,2 552,7 30,6
6 РосатомЭнергетика 164,5 821,2 20,0
7 РЖДТранспорт 120,8 1 991,0 6,1
8 БашнефтьНефть и газ 116,9 506,6 23,1
9 СлавнефтьНефть и газ 103,9 221,3 46,9
10 Сбербанк РоссииФинансы 79,6 2 911,4 2,7
11 РостехОПК и машиностроение 76,0 1 140,0 6,7
12 Норильский никельМеталлы и горная добыча 67,2 425,2 15,8
13 СистемаСвязь 62,2 678,8 9,2
14 НОВАТЭКНефть и газ 55,5 475,3 11,7
15 РоссетиЭнергетика 49,7 766,8 6,5
16 Почта РоссииСвязь 42,0 148,9 28,2
17 ТранснефтьТранспорт 39,1 815,7 4,8
18 АЛРОСАМеталлы и горная добыча 38,0 224,5 16,9
19 ВымпелКомСвязь 34,7 284,8 12,2
20 НЛМКМеталлы и горная добыча 31,2 583,6 5,3
21 ММКМеталлы и горная добыча 25,6 314,1 8,2
22 ПолюсМеталлы и горная добыча 21,1 132,1 16,0
23 СеверстальМеталлы и горная добыча 19,2 386,7 5,0
24 РусГидроЭнергетика 18,7 347,5 5,4
25 РусалМеталлы и горная добыча 18,4 632,6 2,9
26 ЕврохимМеталлы и горная добыча 17,4 330,9 5,3
27 МегаФонСвязь 16,7 313,4 5,3
28 Альфа-банкФинансы 15,2 251,9 6,0
29 МагнитТорговля 15,2 950,6 1,6
30 МечелМеталлы и горная добыча 14,2 253,1 5,6
31 ВТБФинансы 13,1 1 285,2 1,0
32 Т ПлюсЭнергетика 13,0 305,1 4,3
33 ФосАгроХимия и нефтехимия 12,1 189,7 6,4
34 X5 Retail GroupТорговля 11,6 808,8 1,4
35 Нижнекамск нефтехимХимия и нефтехимия 8,7 155,8 5,6
36 Металло инвестМеталлы и горная добыча 8,1 320,2 2,5
37 Сибур ХолдингХимия и нефтехимия 8,0 379,9 2,1
38 РостелекомСвязь 8,0 297,4 2,7
39 СУЭКМеталлы и горная добыча 7,1 301,1 2,4
40 Интер РАОЭнергетика 6,6 832,0 0,8
41 Райффайзен банкФинансы 6,5 122,9 5,3
42 ЕвразМеталлы и горная добыча 6,0 638,9 0,9
43 СОГАЗФинансы 5,8 141,0 4,1
44 Внешэконом банкФинансы 5,6 667,2 0,8
45 Объединенная авиа строительная корпорацияОПК и машиностроение 5,3 346,1 1,5
46 Открытие ХолдингФинансы 4,7 334,3 1,4
47 АкронХимия и нефтехимия 4,6 92,0 5,0
48 Независимая нефтегазовая компанияНефть и газ 4,6 115,2 4,0
49 АэрофлотТранспорт 4,0 415,2 1,0
50 ЧТПЗМеталлы и горная добыча 3,6 148,4 2,4
Читайте также:  Справка-счет на автомобиль (бланк) скачать

Весь список

Источник: данные РБК, корпоративная отчетность компаний

© РБК, 2017

Вторая версия рейтинга, изменения внесены 15.08.2017 в 16.00.

Еще один вывод исследования, достаточно очевидный для российской экономики, подтверждает сохранение высокой степени доминирования нефтегазового сектора в налоговых сборах.

Пятьдесят крупнейших российских налогоплательщиков платят 47% всего объема корпоративных налогов в России. Десять крупнейших налогоплательщиков, из которых семь представляют сектор нефтегазодобычи, перечисляют в казну 37,8% всех корпоративных налогов.

Три крупнейших налогоплательщика — 27,2%, а одна «Роснефть» — 12%.

Это минимум, который нужно знать о концентрации капитала в России, нефтегазовой составляющей в государственных доходах и практически незаметной роли малого и среднего бизнеса, при том что во многих развитых странах он является основным плательщиком налогов.

Больше всего налогов в 2016 году — 1,362 трлн руб. — заплатила «Роснефть», вторым с 1,168 трлн руб. идет «Газпром», за ними с серьезным отставанием и суммой 564 млрд руб. — ЛУКОЙЛ.

Заметно, что нефтегазовый сектор «оккупировал» только верхние строчки рейтинга. Во многом это связано с концентрацией капитала — она такова, что в России почти нет нефтегазового бизнеса, который можно назвать средним или даже просто крупным — остались только супергиганты.

Впрочем, есть и еще одна причина почти полного отсутствия нефтяников в середине списка, за исключением Независимой нефтегазовой компании, это дефицит актуальной отчетности у целого ряда игроков. «Сахалин Энерджи», «Томскнефть», ТАИФ, «Форте Инвест», «Северэнергия» вполне могли бы войти в топ-50.

Но на запросы РБК в указанных компаниях не ответили.

Лидерство предприятий нефтегазового сектора в налоговых платежах отнюдь не является особенностью только ресурсно ориентированных экономик типа российской.

Из-за высокой степени закрытости отношений между налогоплательщиком и государством исследования, аналогичные этому, в других странах выходят редко и нерегулярно, но там, где рэнкинги иногда публикуются, чаще всего в них лидируют именно углеводородные компании — даже в странах, бедных полезными ископаемыми. На Украине это «Нафтогаз» (2015), в США — ExxonMobil (2011), в Белоруссии — «Газпром Трансгаз Беларусь» (2015), в Мексике — Pemex (2014).

В относительно бедных развивающихся экономиках крупнейшими налогоплательщиками часто являются компании с иностранным участием.

В Армении, например, больше всего платил в казну контролируемый немецкими акционерами Зангезурский медно-молибденовый комбинат, а в Греции до 2011 года крупнейшим налогоплательщиком называли Coca-Cola Hellenic, что в итоге обернулось большими потерями для бюджета, когда компания перерегистрировалась в Швейцарии.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/15/08/2017/597724fd9a794714c9ac187c

Крупнейший налогоплательщик: критерии и проверки :

На территории РФ действует Налоговый кодекс, закрепляющий понятие и признаки налогоплательщиков, определяющий порядок установления и отчисления налогов, а также содержащий иные положения, связанные с реализацией государственной налоговой политики.

Классификация плательщиков

В соответствии со ст. 19 НК, в качестве налогоплательщиков выступают физические и юрлица, на которых возлагается обязанность по отчислению обязательных платежей в бюджет. Юридические лица, в свою очередь, разделяются на иностранные и российские, а физлица – на обладающих статусом ИП и не имеющих его.

В относительно обособленную категорию субъектов выделяют предприятия, работающие в специфических сферах. К примеру, речь идет об игорном бизнесе, добыче полезных ископаемых и пр. В этих сферах установлены отдельные виды налогов: на игорный бизнес, НДПИ и т. д.

Некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию плательщиков лиц, имеющих право использовать налоговые льготы.

Есть еще одна категория субъектов. В нее входят крупнейшие налогоплательщики. Список этих лиц достаточно внушительный.

Далее в статье разберемся, по каким критериям налогоплательщиков относят к категории крупнейших, каковы особенности отчетности таких лиц.

Права субъектов

Они отражены в ст. 21 НК. Согласно норме, налогоплательщики вправе:

  1. Получать в ИФНС по месту своего учета сведения о действующих сборах и налогах, бланки отчетности, консультации по их оформлению. Данные услуги предоставляются субъектам бесплатно.
  2. Получать от Минфина РФ, налоговых структур муниципалитетов и субъектов РФ пояснения по вопросам применения налогового законодательства.
  3. Применять закрепленные в законодательстве налоговые льготы при наличии соответствующих оснований. Данное право реализуется в порядке, установленном НК и федеральными нормативными актами.
  4. Получать рассрочку, отсрочку, а также налоговый кредит.
  5. Участвовать в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя.
  6. Присутствовать при выполнении контролирующими органами выездной проверки.
  7. Предоставлять ИФНС пояснения и объяснения по фактам исчисления/уплаты налогов, актам проведенных инспекций.
  8. Требовать от сотрудников контролирующих структур соблюдения положений налогового законодательства.
  9. Получать копии актов проверки, решений налоговых органов, налоговые уведомления, требования об исчислении налогов.
  10. Не исполнять противоправные требования контролирующих структур.
  11. Оспорить акты налоговых органов, решения, действия/бездействие сотрудников ИФНС.
  12. Требовать компенсации потерь, возникших вследствие противоправных действий контролирующих структур.
  13. Участвовать в рассмотрении материалов проверки, а также других актов, изданных ИФНС.

Указанные права распространяются на всех налогоплательщиков, крупнейших в том числе. Вместе с тем деятельность последних находится под особо пристальным вниманием контролирующих структур.

Крупнейшие налогоплательщики: критерии определения

Признаки, по которым субъект относят к рассматриваемой категории, устанавливаются ФНС. Эти критерии периодически корректируются в зависимости от складывающейся экономической ситуации в стране.

В действующем законодательстве закреплен перечень лиц, список крупнейших налогоплательщиков, предусматривающий разграничение их контролирования в соответствии с предметом налогообложения на соответствующих уровнях (региональном, федеральном).

Для отнесения плательщика к категории крупнейших во внимание принимаются:

  1. Показатели финансово-экономической деятельности (ФЭД). Значение определяется на основании сведений бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия.
  2. Признаки взаимозависимости с иными участниками налоговых правоотношений, показатели, свидетельствующие об уровне влияния компании на деятельность взаимозависимой структуры и результаты ее работы.
  3. Наличие у хозяйствующего субъекта специального разрешения (лицензии) на ведение определенного вида деятельности.
  4. Результаты постоянного мониторинга работы анализируемого предприятия.

Присвоение статуса

Предприятие может быть отнесено к крупнейшим налогоплательщикам (КН) по итогам его работы, рассматриваемые за любые 3 года до начала отчетного периода. Сведения за текущий год во внимание не принимаются.

Следует учесть, что статус крупнейшего налогоплательщика, присвоенный предприятию, сохраняется за ним в течение 2 лет после того, как его деятельность перестала соответствовать установленным критериям.

Кроме того, статус может сохраняться и в течение 3 лет. Это возможно в случае реорганизации крупнейшего налогоплательщика. Соответствующий статус сохраняется за компаниями, образованными вследствие данной процедуры.

В трехлетний срок включается год проведения реорганизации.

Утрата статуса

Предприятие перестает считаться крупнейшим налогоплательщиком, если в судебном порядке оно было признано банкротом и в отношении него начато конкурсное производство. Соответствующее положение закреплено в приказе ФНС от 27.06.2012 г.

Это правило, однако, не действует в отношении кредитных организаций, администрирование которых осуществляется на уровне Федеральной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

Они сохраняют свой статус до момента принудительной ликвидации.

Показатели финансово-экономической деятельности

Для компаний, контроль деятельности которых осуществляется на уровне Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, соответствующий статус присваивается при выполнении одного из следующих условий:

  1. Величина налогов превышает 1 млрд р., а для компаний, осуществляющих деятельность в сфере обслуживания, транспорта или связи – 300 млн р.
  2. Размер полученного дохода составляет не менее 20 млрд р.
  3. Общая величина активов не меньше 20 млрд р.

Для отдельных предприятий установлены дополнительные критерии. В частности, организации ВПК, находящихся под контролем МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, получают соответствующий статус, если:

  1. Вложения государственных средств составляют более 50 % всех активов.
  2. Среднесписочное количество работников больше 100 чел.
  3. Общая стоимость договоров об экспорте продукции стратегического назначения превышает 27 млн р.
  4. Общий размер поступлений от экспорта товаров составляет 20 % от всего объема выручки.

Предприятия, администрирование которых осуществляется на уровне межрайонной налоговой по крупнейшим налогоплательщикам, получают соответствующий статус, если:

  1. Величина дохода, отражаемая в ф. № 2, составляет от 2 до 20 млрд р.
  2. Общая сумма отчислений в бюджет 75 млн р. – 1 млрд р.
  3. Величина активов предприятия составляет 100 млн р. – 20 млрд р.
  4. Среднесписочное количество работников компании больше 50 чел.

Указанные налогоплательщики считаются крупнейшими вне зависимости от вида осуществляемой деятельности.

Нюансы

Показатели финансово-экономической деятельности для предприятий, контролируемых на региональном уровне, могут устанавливать Управления инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам субъектов РФ с согласованием их с ФНС РФ.

Необходимо также сказать, что организации, использующие специальные режимы обложения, не могут получить статус КН.

Взаимозависимость

Компания может получить статус КН, если ее деятельность влияет на работу юридического лица, в свою очередь, являющегося крупнейшим налогоплательщиком. В таких случаях говорят о взаимозависимости предприятий.

Контроль расчета и уплаты налогов крупнейшими налогоплательщиками осуществляется на том уровне, на котором производится администрирование деятельности этих хозяйствующих субъектов. Таких уровней, как выше говорилось, два: федеральный и региональный.

Наличие разрешения (лицензии)

Хозяйствующие субъекты, получившие от государственных органов специальные документы на ведение отдельных видов деятельности, контролируются Федеральной налоговой службой по крупнейшим налогоплательщикам. В данном случае во внимание не принимается несоответствие (соответствие) прочим критериям отнесения предприятия к КН (величина доходов, размер налогов, взаимозависимость или штатная численность).

Среди видов деятельности, наличие лицензии на которые обеспечивает хозяйствующему субъекту получение статуса КН, следует отнести:

  1. Банковское обслуживание.
  2. Пенсионное обеспечение (речь в данном случае о НПФ).
  3. Пенсионное и другие виды страхования, перестрахование.
  4. Услуги брокерских компаний.
  5. Профессиональное участие в деятельности фондового рынка.

Особенности взаимоотношений с ФНС

В соответствии с предписаниями НК, при наличии обособленных подразделений у крупнейшего налогоплательщика постановка на учет осуществляется во всех ИФНС по месту их нахождения.

В случае изменения организационной структуры предприятие обязано уведомлять контролирующие органы. Соответствующее извещение следует направлять во все ИФНС, в которых осуществлялась постановка на учет.

Читайте также:  Убытки по гк рф, убытки в бухгалтерском учете

Крупнейший налогоплательщик, зарегистрированный на территории РФ, создающий обособленные подразделения не в виде представительств или филиалов или изменяющий сведения о сформированных ранее подразделениях, должен направить соответствующее уведомление в контролирующий орган в течение месяца.

В случае ликвидации организацией своих структур, работавших на территории РФ, информация об этом направляется в инспекцию в трехдневный срок. Данное правило распространяется на все типы подразделений, в т. ч. филиалы и представительства.

Сведения по крупнейшим налогоплательщикам в Московской области и других регионах поступают в единую базу ФНС РФ.

Перечень крупнейших плательщиков налогов в России

Несмотря на значительные колебания цен на нефть, изменение объемов добычи сырья, основными налогоплательщиками в РФ остаются компании “Роснефть” и “Газпром”. Последняя по итогам 2018 г. направит в бюджет порядка 2 трлн руб. В эту сумму включены налоги со всех 56 дочерних компаний. Отчисления “Роснефти” составят примерно эту же сумму.

По данным Межрегиональной налоговой инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в число основных “доноров” федерального бюджета входят такие компании, как “Сургутнефтегаз”, “Лукойл”, “ТАИФ-НК”, “Татнефть”, “Сибур”, “Новатэк”.

Значительные средства в бюджет поступают не только от предприятий нефтегазового сектора. Крупнейшими налогоплательщиками считаются также сети розничной торговли “Магнит”, “Мегаполис”, X5 Retail Group. В двадцатку лидеров входят и металлургические предприятия “Норильский никель”, “Северсталь”, UC Rusal и др. Нельзя не сказать и о телекоммуникационных компаниях МТС, “Мегафон”, “Вымпелком”.

Общий размер активов каждого указанного предприятия превышает 500 млрд р. Такие данные приводит журнал Forbes за текущий 2018 г. Головные офисы половины этих компаний располагаются в Москве. Некоторые предприятия зарегистрированы за рубежом (например, “Вымпелком”).

Лидирующие позиции по среднесписочному количеству персонала занимают “Газпром” и “Роснефть”. У первой компании в штате числится около полумиллиона человек, у второй – больше 250 тысяч человек. Среди торговых предприятий лидером является “Магнит”. В его штате на 2018 г. числится более 300 тысяч человек.

Крупнейшие предприятия за рубежом

Как показывает сравнительный анализ компаний в США и России, в обеих странах лидирующие позиции в перечне крупных налогоплательщиков занимают сырьевые гиганты. В Америке в список входят ConocoPhillips, Chevron и ExxonMobil.

Далее в перечне выделяются предприятия, выпускающие интеллектуальные продукты. В их числе Intel, Apple, IBM, Microsoft. Большой объем средств поступает в бюджет США от банков, страховых компаний, производителей медикаментов, косметических товаров. Не обходится и без сети пунктов быстрого питания. Так, всемирно известная компания McDonald’s отчисляет в бюджет США около 2 млрд долл. ежегодно.

Специфика налоговой нагрузки

Для контролирующих органов величина налоговых отчислений является в большей степени статистическим инструментом, а не ориентиром в деятельности.

Как отмечают аналитики, этот показатель так и не стал ключевым механизмом обеспечения эффективной реализации государственной фискальной политики.

Между тем отдельные эксперты уверены, что власть не может не видеть существенно различающиеся величины налоговой нагрузки. Именно поэтому контролирующие органы используют показатели при планировании камеральных проверок.

Надо сказать, что сами предприятия очень чувствительно относятся к обнародованию размера их налоговой нагрузки. От официальных комментариев большинство из них отказывается. Неофициально представители некоторых экономических гигантов говорят о слишком высоком налоговом бремени, однако высказываться открыто об этом они не рискуют, т. к. этим могут существенно навредить отношениям с ФНС.

Если говорить о лидерах – предприятиях нефтегазового сектора, то общее мнение о нагрузке на предприятия выразил, пожалуй, Игорь Сечин, глава “Роснефти”. В своем интервью в программе “Вести 24” он говорил о необходимости снижать налоги. Сечин указывал на то, что величину отчислений для нефтегазового сектора государство увеличило вдвое, однако цены на сырье при этом существенно снизились.

Однако заменить сегодня предприятия нефтегазового сектора некем: уже давно прошла “мода на предпринимательство”, число субъектов среднего и малого бизнеса неуклонно уменьшается, налоговая база не увеличивается. При этом сокращать социальные расходы никак нельзя сегодня. Вот и возлагается налоговое бремя на крупнейших плательщиков, в первую очередь на компании нефтегазового сектора.

Между тем, по оценкам ряда экспертов, такое потребительское отношение государства к крупнейшим хозяйствующим субъектам приносит исключительно краткосрочную выгоду.

Специалисты отмечают, что у власти всегда есть возможность получить больше налоговых сумм.

Какими при этом будут последствия – отрицательными или положительными, – зависит от уровня экономического развития страны в целом и финансового состояния конкретного предприятия.

Источник: https://BusinessMan.ru/krupneyshiy-nalogoplatelschik-kriterii-i-proverki.html

Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков

Крупнейшие налогоплательщики — крупные организации-налогоплательщики, которые по показателям финансово-экономической деятельности и взаимозависимости с другими организациями относятся к категории крупнейших (критерии отнесения закреплены в приказе ФНС России от 16.05.

2007 № ММ-3–06/308@). Именно за счет их деятельности бюджет получает большую часть налоговых поступлений.

Чтобы полностью проконтролировать «самых прибыльных» налогоплательщиков в РФ создаются отраслевые межрегиональные инспекции на федеральном уровне (далее — Межрегиональные инспекции) и межрайонные инспекции на региональном уровне (далее — Межрайонные инспекции) по крупнейшим налогоплательщикам. Создание таких инспекций позволяет обеспечить качественное обслуживание налогоплательщиков, эффективный налоговый контроль и рост доходов государства.

Ежегодно контрольным управлением ФНС России формируется Список организаций — крупнейших налогоплательщиков. Организации, переставшие удовлетворять установленным ФНС России критериям и исключенные из данного списка, продолжают считаться крупнейшими налогоплательщиками в течение трех лет. При постановке на учет организации — крупнейшего налогоплательщика выполняются следующие действия:

1)        присваивается новый код причины постановки на учет (КПП);

2)        вносятся данные в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);

3)        выдается организации «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика».

В нем указывается оставшийся без изменения идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), новый КПП и код из общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) (с 1 января 2014 года — код из Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКВЭД)) [2].

До постановки на учет в Межрегиональной инспекции крупнейшие налогоплательщики подлежат налоговому администрированию в Межрайонной инспекции. Если в субъекте РФ не существует Межрайонной инспекции, то налоговое администрирование данных организаций осуществляется в налоговом органе по месту нахождения.

При постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в Межрегиональной или Межрайонной инспекции он не снимается с учета в налоговом органе по месту нахождения [3].

Для проведения налоговыми органами камеральной налоговой проверки крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде [1].

Если крупнейший налогоплательщик состоит на учете в Межрегиональной инспекции, но расположен в другом субъекте РФ, либо имеет обособленные подразделения, находящиеся в других регионах, то региональные и местные налоги уплачиваются организацией в налоговый орган по месту нахождения, а налоговая декларация представляется по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика [3].

Срок проведения выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков — два месяца, но по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России он может быть продлен до четырех или шести месяцев.

Выездной контроль крупнейших налогоплательщиков федерального уровня должен проводиться раз в два года, а регионального значения — раз в три года. Проверкой охватываются три календарных года деятельности организации [1].

Основной принцип проверки данной категории налогоплательщиков — проверка организации в целом, включая зависимые компании, наиболее значимых контрагентов и организации, выделившиеся из структуры крупнейшего налогоплательщика с активами или имуществом.

В налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков важное место занимают сотрудники, проводящие проверку.

Проверка промышленного предприятия требует очень высокой специфической подготовки, и инспекторам недостаточно хорошего знания налогового законодательства.

Необходимо в рабочий процесс деятельности Межрегиональных и Межрайонных инспекций внедрить регулярный учебный процесс с привлечением преподавателей горных институтов, представителей нефте- и газодобывающих предприятий и т. п. [5].

Одним из недостатков Межрегиональных инспекций является то, что они создаются на основе субъектного отраслевого принципа. Это выражается в том, что они контролируют налогоплательщиков, занятых в определенной отрасли производства, а не расположенных или осуществляющих деятельность на какой-либо территории.

В связи с этим налогоплательщики выражают свое недовольство: «Почему находящиеся на Дальнем Востоке, в Сибири крупные организации вынуждены состоять на учете в Межрегиональных инспекциях, расположенных в Москве, и нести потери, связанные с необходимостью направлять в Москву документацию, отчетность, сотрудников в командировки и т. д.?» [4].

Решением данной проблемы может стать администрирование всех крупнейших налогоплательщиков Межрайонными инспекциями с возможностью при необходимости увеличения их количества и деления по отраслям.

Еще одним недостатком налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков является недостаточное регламентирование в налоговом законодательстве. Весь процесс администрирования «самых прибыльных» налогоплательщиков регулируется подзаконными актами Министерства финансов РФ и ФНС России, которые постоянно изменяются. В НК РФ ни один принципиально важный вопрос не раскрыт по существу.

Для урегулирования этого вопроса необходимо внести в НК РФ следующие изменения:

1)                 в статье 19 «Налогоплательщики и плательщики сборов» первой части НК РФ раскрыть понятие «крупнейший налогоплательщик»;

2)                 в главе 14 «Налоговый контроль» первой части НК РФ отразить особенности учета и контроля крупнейших налогоплательщиков, касаемые, в частности периодичности проведения выездных налоговых проверок, правил учета обособленных подразделений и т. п.

Из-за сложной структуры «самых прибыльных» налогоплательщиков, колоссальных потоков денежных средств, масштабного документооборота, осуществления огромного количества хозяйственных операций, наличия партнерских отношений с различными фирмами для крупнейших налогоплательщиков становится возможным применение различных налоговых схем, позволяющих снижать налоговое бремя. Поэтому специализированные инспекции являются необходимым условием полной и точной работы налоговых органов.

Литература:

1.                  Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 [по состоянию на 5 апреля 2013: принят ГД 16 июля 1998]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

2.                  Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы: [приказ Минфина России № 101н: принят 9 августа 2005]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

3.

                  Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях: [приказ МНС России № САЭ-3–30/290@: принят 16 апреля 2004]. — КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru.

4.                  Пепеляев, С. Г. О статусе и полномочиях межрегиональных налоговых инспекций [Электронный ресурс] / С. Г. Пепеляев // Налоговед. — 2004. — № 5. — Режим доступа: http://nalogoved.ru/

5.                  Ситникова, О. В. Разработка мероприятий по совершенствованию налогового администрирования металлургических предприятий [Электронный ресурс] / О. В. Ситникова // Микроэкономика. — 2011. — № 2. — Режим доступа: http://www.vipstd.ru/

Источник: https://moluch.ru/archive/72/12316/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector