Валютный контроль – 2017

Валютный контроль в 2017 году

Меры валютного регулирования находятся в единой связи с правилами валютного контроля, основная цель которого обеспечить реализацию этих мер и выявить нарушения. Валютный контроль 2017 года будет осуществляться на тех же правовых основах, что и ранее, но с учетом произошедших в 2016 году изменений в системе контролирующих органов.

Виды валютного контроля

Традиционно выделяется три вида контроля:

  • предварительный (осуществляется до совершения валютной операции);
  • текущий (осуществляется во время совершения валютной операции);
  • последующий (осуществляется после совершения валютной операции).

Принципы валютного контроля

В ст.3 Закона о валютном регулировании и контроле от 10.12.2003 № 173-ФЗ приведены принципы валютного контроля и регулирования. Применительно к валютному контролю следует выделить следующие основные принципы. Валютный контроль должен осуществляться:

  • на основе недопустимости необоснованного вмешательства органов власти в валютные операции частных лиц;
  • в единой системе с мерами валютного регулирования.

Данные принципы не являются просто декларативными, а должны непосредственно учитываться в деятельности органов власти.

Так, меры и правила валютного регулирования не будут производить необходимый эффект, если их реализация останется без соответствующего контроля.

А органы власти, как в правоприменительной деятельности, так и в нормативной, исходя из указанных принципов, не могут принимать необоснованные (произвольные) решения, из-за которых будут страдать частные интересы.

Система органов валютного контроля в 2017 году

В системе контролирующих органов произошли изменения. После упразднения Росфиннадзора согласно Указу Президента РФ от 02.02.16 № 41 полномочия органа валютного контроля этой службы переданы ФТС и ФНС. С учетом данных изменений валютный контроль в РФ осуществляется следующими органами:

К агентам валютного контроля относятся:

  • уполномоченные банки;
  • профучастники рынка ценных бумаг;
  • Внешэкономбанк.

Объектом контроля Банка России являются операции кредитных и финансовых организаций. Контроль за операциями иных резидентов и нерезидентов осуществляют ФНС, ФТС и агенты валютного контроля.

Полномочия органов и агентов валютного контроля

Закон наделяет органы контроля рядом административных полномочий. В соответствии с данными полномочиями они:

  • проводят проверки соблюдения валютных правил подконтрольными субъектами, полноты и достоверности данных учета и отчетности по валютным операциям;
  • вправе делать запросы о предоставлении подконтрольными субъектами сведений и документов по валютным операциям.

К полномочиям только органов валютного контроля относятся:

  • право выдавать предписания об устранении нарушений валютного законодательства;
  • право применять меры административной ответственности за нарушения валютных правил.

За невыполнение законных предписаний, непредоставление запрашиваемой информации и документов, нарушение правил учета и отчетности подконтрольными субъектами их могут привлечь к административной ответственности.

Вместе с тем указанные полномочия органов и агентов контроля не могут осуществляться произвольно и необоснованно. Запрашиваемые документы должны иметь непосредственное отношение к проверяемой валютной операции.

Для обеспечения баланса интересов закон наделяет подконтрольные субъекты следующими правами:

  • знакомиться с актами проведения проверок;
  • обжаловать действия и решения органов и агентов валютного контроля;
  • требовать возмещения причиненного ущерба в результате неправомерных действий.

Также читайте:

Источник: http://GlavKniga.ru/situations/s503549

Валютный контроль в РФ

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется в соответствии со стандартами ФЗ № 173-ФЗ, датированного 10 декабрем 2003 года, закона № 115-ФЗ от 7 августа 2001 года и отраслевыми законодательными документами Основной целью мероприятий по надзору за операциями с иностранными валютами стало обеспечение стабильности рубля и валютных процессов внутри страны.

Валютный контроль в РФ: задачи и участники

Система мер по контролю над действиями участников сделок с валютой предназначена для решения ряда задач:

  • введение обязательного лицензирования обменных пунктов для предотвращения появления мошеннических схем;
  • отслеживание операций по купле и продаже иностранной валюты на территории России;
  • ликвидация валютных спекуляций путем запрета незадекларированного провоза через границу больших сумм валютной наличности;
  • мониторинг законности сделок по экспорту и импорту, реализации контрактов с зарубежными контрагентами.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется при соблюдении условия невмешательства в операции частных лиц с валютой органами власти. Органами контроля являются 3 структуры:

  1. Банк России.
  2. Федеральная налоговая служба.
  3. Органы таможенной службы.

В роли агентов выступают уполномоченные банковские структуры, профучастники на рынке ценных бумаг с Внешэкономбанком. Банк России специализируется на операциях юридических лиц из категории кредитных и финансовых учреждений. Деятельностью остальных резидентов и нерезидентов занимаются ФНС, служащие таможенных органов и контролирующие агенты.

На практике применяются следующие виды валютного контроля:

  1. Предварительный, особенностью которого является его реализация на этапе, предшествующему моменту совершения валютной сделки.
  2. Текущий, осуществляемый во время заключения сделки.
  3. Последующий, оперирующий фактами уже заключенного соглашения по валютным операциям.

Валютный контроль – 2017: ключевые нововведения

В 2017 году таможенные и налоговые органы были причислены к органам контроля, ранее они считались агентами валютного надзора.

Банк России получил расширенный набор полномочий в отношении взаимодействия с некредитными организациями.

Обновленные правила документооборота предполагают передачу заверенных копий документации в адрес органов контроля агентами для реализации контролирующих мероприятий.

У банков появилась возможность самостоятельно решать, применять процедуру идентификации к физлицам или нет в случае обмена последними иностранной валюты в рублевом эквиваленте до 40 000 рублей.

Валютный контроль – права и полномочия участников

В ст. 23 закона № 173-ФЗ приведен список полномочий валютных агентов:

  • им вменяется в обязанность проведение проверок деятельности резидентов и нерезидентов на предмет соответствия ее валютному законодательству;
  • разрешается сверяться с данными учета и отчетности подконтрольных субъектов, затрагивающими валютные операции, для оценки полноты и достоверности отраженной информации;
  • оформлять запросы, нацеленные на получение документов и сведений по валютным сделкам, процедурам открытия счетов и движения на них.

Валютный контроль в РФ осуществляется путем наделения органов контроля дополнительным набором функций и прав. В частности, им разрешается выдавать предписания с требованием устранить обнаруженные факты нарушений в сфере валютного законодательства и применять соответствующие меры ответственности к участникам незаконных сделок.

Валютный контроль в РФ предоставляет достаточный уровень защиты интересов подконтрольных субъектов для поддержания баланса интересов сторон. Органам и агентам контроля предписывается соблюдение правила, по которому запрашиваемые документы в обязательном порядке должны иметь прямое отношение к объекту проверки.

Для подконтрольных субъектов прописано право знакомиться с содержимым актов проверок, подавать жалобы и апелляции для оспаривания действий и заключений контролирующих органов и агентов.

При доказанной неправомочности мероприятий или решений по результатам проверки подконтрольные резиденты и нерезиденты могут требовать возмещения им ущерба, причиненного по причине некорректной деятельности органов контроля.

Источник: https://spmag.ru/articles/valyutnyy-kontrol-v-rf

Валютный контроль — 2017

x

Check Also

Отпуск без содержания Для большинства граждан, которые работают по трудовому соглашению, законодательством предусмотрен обязательный отпуск, оплачиваемый работодателем, сроком на 28 дней в год.

Дивиденды и даты закрытия реестров 2017 Уставный капитал каждого акционерного общества формируется из определенного числа акций. Их номинальная стоимость в общей сумме и образует УК. Акции могут принадлежать как нескольким лицам, так и довольно большому числу акционеров.

Виды деятельности в ЕНВД Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – спецрежим добровольный, но доступен он только тем, чья деятельность указана в закрытом перечне статьи 346.26 НК РФ. Организации и ИП на «вмененке» уплачивают налог с дохода, который еще не получен и рассчитывается «на будущее» по физическим показателям и базовой доходности.

Пособие при рождении ребенка в 2017 году При появлении каждого ребенка в российской семье, родителям полагается пособие на новорожденного, выплачиваемое только один раз.

КНД 1151085 Применение, пожалуй, любой системы налогообложения предполагает регулярную подачу отчетов по налогам, которые в рамках этой системы уплачиваются.

Дубликат трудовой книжки Основной формой, подтверждающей стаж специалиста, является трудовая книжка. А что делать, если такой важный документ был утерян или украден? Потребуется незамедлительно восстанавливать личные сведения.

Договор о полной коллективной материальной ответственности Договор о полной коллективной материальной ответственности Работодатели, обеспечивающие рабочими местами сотрудников определенных должностей или видов работ, вынуждены предлагать им заключить договор о полной коллективной материальной ответственности, предполагающий определенные правовые последствия.

Декларация НДС 2017: образец заполнения Отчитываться по НДС обязаны все ИП и юрлица, являющиеся плательщиками этого налога, а также налоговые агенты и неплательщики налога («спецрежимники»), выставляющие счета-фактуры с выделенными в них суммами НДС (пп. 1 п. 5 ст. 173; п. 5 ст. 174 НК РФ). В январе 2018 г. предстоит сдавать декларацию по НДС-2017 за 4 квартал.

Привлечение ВКС Для развития компании владельцы бизнеса часто прибегают к привлечению опыта из-за границы, в частности, нанимают на работу тех, кого называют высококвалифицированные иностранные специалисты.

Временно пребывающие иностранные граждане: страховые взносы 2017 год не принес особенных новшеств для иностранцев, работающих в РФ. Иностранные граждане – это подданные других государств, не являющиеся гражданами России.

В Минфине обсудили бюджетную и налоговую политику на 2017-2019 годы В Минфине прошло заседание Общественного совета при участии министра финансов Антона Силуанова, представителей совета и ведомств, сообщается в пресс-релизе на официальном сайте Минфина.

ОКВЭД 70 20 2: расшифровка Бизнес по сдаче внаем нежилых помещений, имеющихся в собственности у частного лица либо крупной компании весьма выгоден.

Как грамотно осуществить передачу нежилой недвижимости, какими НПА актами регулируется этот процесс, что предпринять, чтобы сделка приняла легальный характер, правомерный для обеих сторон, и какую роль играет код ОКВЭД 70 20 2, расшифровка которого характеризует деятельность по сдаче недвижимости, расскажет настоящая публикация.

4-ФСС – новая форма за 3 квартал 2017 С 01.01.2017 г. в ведение налоговых органов перешли все страховые взносы, кроме взносов на соцстрахование от производственных травм и профзаболеваний, уплачиваемых в ФСС.

Источник: https://seoblack.ru/v-2017-godu/valyutnyj-kontrol-2017

Валютное законодательство РФ 2017

Валютная политика выступает составной частью общеэкономической политики страны, направленной на укрепление ее финансового положения, бесперебойного поступления валюты и привлечение иностранного капитала.

Выполняются эти задачи через современное валютное законодательство, которое постепенно совершенствуется. Изменения в 2017 году должны поспособствовать упрощению проведения операций с валютой в РФ.

Развитие валютного законодательства в стране

Согласно российской Конституции вопросами валютного контроля и регулирования занимаются федеральные власти. Формировать и совершенствовать валютное законодательство РФ – одно из их важнейших полномочий.

Основу инвалютного регулирования составляет ФЗ № 173. В нем обозначены основные цели:

  • обеспечение устойчивости отечественного рубля;
  • соблюдение стабильности валютного рынка.

Чтобы эти задачи осуществить, государством принимаются и реализуются комплексные меры. Уровень их жесткости определяется экономической обстановкой в стране.

До того как был принят закон 173-ФЗ, в инвалютном регулировании задействовалось значительное количество ограничений. По отношению ко многим операциям с у.е. использовался разрешительный порядок. Для их осуществления требовалось позволение Банка России.

После принятия новых актов, в частности закона №173-ФЗ (2003 год), валютное законодательство и валютный контроль в РФ значительно изменились. В осуществлении операций с инвалютой произошла ощутимая либерализация. На смену разрешительному режиму пришли требования, предусматривающие резервирование и открытие предприятиями специальных счетов.

Через три года после принятия закона 173-ФЗ (2006 г.) и эти меры утратили актуальность и перестали действовать.

Важным шагом со стороны государства является отмена требования, которое предусматривало обязательную продажу валютной выручки. Экономические методы стали основными в вопросах регулирования оборота иностранных денежных единиц в стране.

Предыдущий год отличился принятием большого количества законов, которые оказывают существенное влияние на валютное регулирование и контроль. Разработаны в этой области и не задействованные ранее проекты.

По мнению специалистов, в новых законодательных актах прослеживается тенденция, которая должна привести к значительной либерализации уже в 2018 году. Субъекты валютных отношений в РФ вскоре ощутят значительную свободу действий.

Валютное законодательство РФ 2017 – изменения

Ослабление валютного режима вовсе не свидетельствует о том, что оно останется в перманентном состоянии. Ограничения могут ввести заново, когда того потребует экономическая или политическая обстановка. Но чтобы внедрить лимитирование, потребуются изменения в валютном законе. Ни правительство, ни Центробанк не вправе самостоятельно что-либо ограничить.

В 2017 году действуют изменения в структуре, затрагивающие органы, предназначение которых – инвалютное регулирование:

  1. ФТС и ФНС (таможенные и налоговые органы) освобождены от осуществления функций агентов валютного контроля, поскольку отныне находятся в статусе его органов. Такими полномочиями их наделило Правительство РФ. Основная причина корректировки состоит в том, что упразднен Росфиннадзор;
  2. Центробанк распространил полномочия по надзору за валютными операциями на некредитные организации, включив их в свои подотчетные структуры. Так ЦБ расширил область своего влияния.
  3. между только появившимися органами контроля и функционирующими агентами проводится обширный документооборот, требующий систематизации. Его регламент конкретизирован статьей первой закона 285-ФЗ. Новый порядок предусматривает, что агенты по запросу теперешних инспектирующих органов (ФНС и ФТС) обязаны передавать копии документов для проведения контрольных мер.
Читайте также:  Перевод на другую должность

Перед предоставлением каждую бумагу (копию) нужно заверить.

Расширение админответственности за нарушение оборота валюты по внешнеторговым контрактам

В 2017 продолжают действовать дополнения к КоАП, которые увеличивают ответственность за некорректное оформление документов по внешнеторговым сделкам.

Статьей 15.25 предусматриваются штрафные санкции для предприятия – юридического лица, которое:

  1. заключило внешнеторговое соглашение, требующее оформление паспорта сделки по действующему законодательству страны;
  2. не создало условий для своевременного получения денежной выручки на свой счет по заключенному контракту.

КоАП предусмотрен штраф от четырех до пяти тысяч рублей, которые должен заплатить руководитель организации. Предприятие-резидент обкладывается штрафом, сумма которого в десять раз больше: 40 тыс.-50 тыс. RUB.

Дополнения к правилам распознавания клиента-физлица

С 2001 года действует процесс, помогающий идентифицировать клиента, являющегося лицом физическим, когда тот проделывает операции с валютой. Дополнительно к тому, что прописано в соответствующем законе (115-ФЗ), в текущем году устанавливаются такие положения:

  1. когда клиент-физлицо обменивает иностранную денежную массу на сумму (в эквиваленте) 40 тыс. RUB или меньше, банк может обойтись без процесса идентификации. Ранее максимум составлял 15 тыс. RUB;
  2. для клиента, проводящего сделку купли-продажи ценностей в $, €, £, ¥ в размере не больше 100 тыс. руб. (в эквиваленте), возможна упрощенная процедура распознавания.

За банком остается право игнорировать два предыдущих пункта и проводить идентификацию клиента, на какую бы сумму он не осуществлял операции с инвалютой.

Некоторые уточнения ФНС по счетам за рубежом

С 2015 года продолжает действовать правительственное постановление, обязывающее физлица предоставлять налоговикам сведения о своих зарубежных счетах, и о малейшем движении средств по ним.

Во избежание разночтений касательно того, кто, бесспорно, считается валютным резидентом РФ, а кто нет, и подотчетен ли ФНС, налоговая служба в своем письме конкретизировала такое:

К валютным резидентам относятся граждане страны кроме тех, кто в течение более одного года постоянно:

  1. проживает легально за пределами РФ. Например, кто располагает видом на жительство;
  2. пребывает на территории иной страны на легальных основаниях: учится или работает по рабочей или студенческой визе.

При нарушении указанных условий, в частности, поездках в РФ менее чем через 365 дней после выезда, установленный годичный срок прерывается (аннулируется). Для того, чтобы получить статус нерезидента, нужно со дня последнего пересечения границы не возвращаться обратно минимум год. Но при этом необходимо выполнить одно из указанных выше условий.

Исходя из информации, содержащейся в письме ФНС, такой порядок вскоре будет включен в текст официального закона.

Ограничения не отменены

В текущем году запреты и ограничения на совершение некоторых операций продолжают действовать.

Законом запрещено проведение операций с инвалютными ценностями между резидентами РФ. Существуют исключения из установленного правила, полный перечень которых можно найти в ст. 9 ФЗ № 173. К примеру, разрешено:

  1. в магазинах беспошлинной торговли расплачиваться валютой;
  2. проводить в денежных единицах других государств кредитные и заемные операции;
  3. выплачивать командировочные в инвалюте сотрудникам, отправляющимся в рабочую поездку за границу;
  4. переводить средства в у. е. на зарубежные счета.

По суммам переводов лимиты не отменены. Как и раньше, любая валютно-обменная операция может проходить только с участием уполномоченных банков.

Ближайшие изменения в валютном законодательстве

Актуальным остается вопрос репатриации капитала – возвращения денежных средств, вложенных за границей, обратно в страну для инвестирования в отечественную экономику.

На начало 2017 года на этапе рассмотрения продолжают находиться несколько законопроектов, касающихся регулирования возвратности валютного капитала.

Они предусматривают:

  1. порядок, соблюдение которого не допустит незаконного вывода средств из РФ;
  2. конкретизацию полномочий органов инвалютного контроля по предотвращению таких действий;
  3. введение дополнительных мер, обеспечивающих повышенную административную ответственность за нарушения валютного законодательства;
  4. мероприятия, которые поспособствуют контролю возвращения инвалюты не только по договорам купли-продажи, но и по инвестиционному финансированию, займам.

Законодатели значительно упростили порядок работы с $, €, £, но не забыли о том, чтобы вырученные от внешнеторговых контрактов средства возвращались и инвестировались в отечественную экономику.

Реализация новшеств в валютном законодательстве обеспечивается работой специальных органов и агентов. Центробанк, ФТС и ФНС, заменившие упраздненный Росфиннадзор, постоянно контролируют все операции, происходящие в валютной сфере.

Источник: https://LawCount.ru/otchet/valyutnoe-zakonodatelstvo-rf-2017/

Валютный контроль для россиян. Что нового?

Обязанности валютных резидентов России

Поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» четко определяют — кто такой валютный резидент России. Все очень просто — каждый гражданин, без исключения, считается валютным резидентом.

Ранее тот, кто проживал за пределами РФ больше года, терял этот статус. Но стоило человеку въехать в Россию хотя бы на один день, он снова становился валютным резидентом со всеми вытекающими требованиями.

Обязанности валютных резидентов были прописаны еще в прошлой версии закона и не изменились. За нарушения этих правил предусмотрены штрафы — от 1000 рублей до всей суммы незаконной операции. Напомним:

Валютный резидент России должен сообщить налоговой о том, что он открыл (изменил реквизиты или закрыл) счет в зарубежном банке. Сделать это нужно в течение месяца.

Валютный резидент России обязан ежегодно отчитываться о движении средств по счету в заграничном банке. Это можно сделать через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы или по почте.

Крайний срок — 1 июня года, следующего за отчетным.

Валютный резидент России имеет право совершать со своими заграничными счетами не все операции, а только определенные.

Список разрешенных валютных операций можно посмотреть в 12 статье закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Владельцам недвижимости в других странах стоит обратить внимание на требования по переводу денег от аренды и продажи имущества. Читайте подробнее в статьях «Как перевести деньги за границу» и «Как получать доход от аренды недвижимости за рубежом».

Изменения для валютных резидентов с 2018 года

Во-первых, наконец утвержден срок, который освобождает россиян, постоянно проживающих за границей, от ограничений валютного законодательства. И этот срок — 183 дня.

Если вы проводите в другой стране 183 дня и более, вы не должны сообщать в Федеральную налоговую службу России об открытии (изменении реквизитов или закрытии) счетов в зарубежных банках, а также предоставлять отчеты о движении средств по ним.

При этом неважно, сколько раз вы въезжали в Россию, главное, чтобы общий период пребывания не превысил 183 дня.

Приведем простой пример. Допустим, вы пенсионер, купили домик в Испании, и большую часть года проводите там.

Раньше, стоило вам один раз приехать к родственникам в Россию, как вы становились валютным резидентом и должны были отчитываться перед российской налоговой.

Сейчас, хоть вы и считаетесь валютным резидентом (все граждане имеют этот статус), вы не должны сообщать в ФНС о ваших счетах в испанских банках.

Во-вторых, расширяется список разрешенных валютных операций. Проще говоря, случаев, при которых вы можете получить деньги от нерезидента на ваш заграничный счет в банке.

Например, важное новшество для всех, кто владеет недвижимостью за рубежом. Вы сможете продать заграничную собственность и зачислить деньги на счет в банке другой страны (ранее можно было перечислять деньги только на счет российского банка).

Но только в том случае, если страна, где находится недвижимость, входит в ОЭСР или ФАТФ, подписала соглашение об автоматическом обмене финансовыми данными или имеет с Россией двустороннее соглашение об обмене информацией.

При этом счет, куда перечисляются деньги от сделки купли-продажи, должен быть открыт в банке, который находится на территории этой страны.

Это же касается и продажи транспортных средств — автомобилей, яхт или самолетов.

Если же страна, где находится ваша недвижимость, не входит в утвержденный список, получать деньги от продажи по-прежнему можно только на счет в уполномоченном банке. То есть банке, который открыт в соответствии с законами России и имеет лицензию на валютные операции.

Поправки к закону «О валютном регулировании и валютном контроле» должны вступить в силу 1 января 2018 года. При этом он будет иметь обратную силу и распространяться на россиян, которые в 2017 году провели за границей более 183 дней.

Комментарий эксперта

Михаил Кюрджев,

Партнер адвокатского бюро А2.

Новые поправки сделают валютные операции физлиц более удобными.

Смягчились условия для граждан РФ, которые большую часть года проводят за границей. Теперь проживающие за границей более 183 дней будут освобождены от ограничений валютного законодательства. При этом такие лица могут въезжать в РФ неограниченное количество раз. Ранее для этого необходимо было прожить в другой стране более 365 дней без въезда в Россию в течение всего года.

Стало возможным зачисление денежных средств в иностранной валюте на счета резидентов, полученные от нерезидентов по договору купли-продажи транспортных средств и недвижимости, расположенной на территории государств членов ОЭСР или ФАТФ. Это, безусловно, станет преимуществом и расширит круг операций. Ранее такие денежные средства могли проходить только через уполномоченные банки.

Снимутся и некоторые ограничения для работающих за рубежом, которые смогут получать заработную плату в валюте, правда, через уполномоченные банки.

Важно отметить, что параллельно Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией, в котором участвуют более 80 стран.

В целом можно сказать, что валютное регулирование стремится к мировым стандартам и делает более прозрачными валютные операции. Продолжая политику деофшоризации, поправки в валютном регулировании создают все больше препятствий для скрытия доходов и денежных операций.

Самое интересное, на мой взгляд, в законопроекте, принятом в первом чтении, — введение возможности осуществлять резидентами расчетов в валюте в отношении имущества, расположенного на территории РФ.

Норма абзаца 2 ч. 6 Статьи 12 в случае принятия нового закона будет звучать следующим образом: Физические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации.

Очевидно, что все поправки принимаются в интересах граждан РФ, проживающих за рубежом.

Текст — Анастасия Фалей

Источник: https://finance.rambler.ru/other/38535173-valyutnyy-kontrol-dlya-rossiyan-chto-novogo/

Валютный налоговый контроль: вчера, сегодня, завтра

Одно из основных направлений работы ФНС России и её территориальных органов – валютный налоговый контроль. Рассказываем, как он проводился последнее время и на какие меры по его ослаблению готово пойти Правительство в 2018 и 2019 году.

Статистика за 2017 год

В приказе от 28 сентября 2018 года № ММВ-7-15/561 ФНС России сообщает, что в рамках валютного контроля налоговыми органами в 2017 году проведено 36 741 проверка соблюдения валютного законодательства. Это на 53% больше, чем в 2016 году.

По результатам валютного контроля ФНС в 2017 году выявлено 53 621 нарушение законодательства, что в 3,1 раза больше чем в 2016 году. Это наглядно демонстрирует следующий график:

Переходный период

В рамках валютного контроля ИФНС рост числа проведенных проверок и выявленных нарушений в 2017 году обусловлен тем, что 2016 год стал переходным для налоговых органов по осуществлению валютного контроля: ФНС России только с апреля 2016 года исполняет полномочия органа валютного контроля. Они перешли к ФНС и Федеральной таможенной службе России в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Не только ФНС и ФТС

Система валютного контроля в России устроена таким образом, что нарушения валютного законодательства выявляют не только органы валютного контроля – ФНС и ФТС России самостоятельно – но и агенты валютного контроля. Это уполномоченные банки, которые направляют информацию о признаках нарушений в эти Службы для проведения проверок.

Для проведения налоговых проверок валютного контроля инспекции начали получать информацию о нарушениях законодательства от уполномоченных банков с сентября 2016 года. Это тоже повлияло на недостаточное количество проведенных проверок и выявленных нарушений по сравнению с 2017 годом.

В итоге показатель результативности проведенных проверок по итогам 2017 года:

  • по данным Формы № 1-Контроль составил 100% (только проверки в отношении юрлиц и ИП);
  • по данным внутренней отчетности ФНС – 95% (все проверки, включая физлиц).

Специфика подхода к валютным проверкам

Высокая результативность проверок по валютному контролю связана с применением риск-ориентированного подхода по отбору подконтрольных субъектов. Причём их не подразделяют между собой на категории.

Это связано с тем, что субъекты проверок валютного контроля – это резиденты и нерезиденты:

  • при проведении соответствующих валютных операций;
  • открытии резидентами и использовании счетов в зарубежных банках.

Таким образом, назвать общее количество подконтрольных субъектов ФНС не может.

Также см. «Изменения в валютном регулировании с 2018 года».

Какие грядут изменения

17 октября 2018 года стало известно про радикальное смягчение валютного контроля. Власти планируют его ослабить (источник: РБК). А именно:

  • отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения;
  • существенно снизить административные штрафы за валютные нарушения.

Таковы новые инициативы Минэкономразвития. Известно, что Минфин и Центробанк поддерживают курс на дальнейшую либерализацию валютного контроля. Блок этих инициатив вошел в план «Трансформация делового климата», который Минэкономразвития разработало вместе с экспертами и бизнесом.

Источник: https://buhguru.com/proverki-i-sankcii/valyut-nalog-kontrol.html

Валютный резидент России в 2017 | Гордон и Партнеры

Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович

*Вы читаете эту публикацию в 2018г.

С момента первой публикации произошли значительные изменения валютного резидентства, валютного контроля, отчетности по валютным операциям и других положений валютного законодательства РФ.

 Так же существенное влияние на валютные обязательства оказывают законы Об амнистии капитала 2018, утверждены Гос Думой РФ 09.02.2018г. (Законы об амнистии читайте здесь)

 
Изменения российского валютного законодательства 2014-2016 годов направлено на создание более удобных условий для резидентов- физических лиц, но результатом будет значительное ухудшение их положения к 2018 году.

Как и в других отраслях российского законодательства валютные резиденты Российской Федерации приобретают все больше обязанностей, а российские контролирующие органы – все больше прав.

Например, в рамках проведения валютного контроля с 1 января 2015 года валютным резидентам России вменена обязанность ежегодно отчитываться о счетах за пределами России и, что еще важнее, с 2016 года им придется отчитываться о движении денежных средстве по этим счетам.
 

Читайте также:  Страхование ответственности директоров и должностных лиц

Валютный контроль, что нужно знать физическим лицам

Валютный контроль – мероприятия уполномоченного по проведению валютного контроля органа государственной власти по соблюдению валютными резидентами и не резидентами валютного законодательства.

Уполномоченным органом валютного контроля в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба РФ и Федеральная  таможенная служба РФ (указ президента РФ от 02.02.2016г. №41).

Что вправе проверить налоговики у валютных резидентов

Основным предметом проверок валютного законодательства налоговыми органами РФ являются:

  • Соблюдение валютными резидентами Российской Федерации обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  • Представление валютными резидентами Российской Федерации отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам).

Вывод: Налоговики вправе «задавать вопросы» исключительно валютным резидентам России. Безопасно не отвечать на вопросы вправе нерезиденты. И это им придется доказывать.

Валютные резиденты Российской Федерации в 2017

Этот термин появился в «Валютном законе» (закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Вокруг валютного резидентства российских граждан идут споры с 2001г. Причина проста: российское государство желает контролировать доходы российских граждан, где бы они не были размещены.

В 2017 году валютными резидентами России являются и физические лица и организации (юридические лица) статья 1 Валютного закона.

Физические лица:

Валютным резидентом России могут быть и Российские граждане и иностранцы. Критерий валютного резидентства физических лиц —  место и длительности проживания или пребывания.

Общее правило Валютного закона: все граждане России являются валютными резидентами России.

Гражданин России НЕ БУДЕТ валютным резидентом России (не резидент) если будет выполнено хотя бы одно условие:

1.  Гражданин России постоянно проживает в иностранном государстве не менее одного года, на основании вида на жительство;

2. Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года,

3. Гражданин России временно пребывает в иностранном государстве не менее одного года на основании совокупности рабочей и учебной визы с общим сроком действия (виз) не менее одного года.

Иностранные граждане (или лица без гражданства) становятся валютными резидентами России, если они постоянно проживают в Российской Федерации на основании выданного российскими органами вида на жительство в России.

Формулировка российского валютного закона о резидентстве делает практически невозможным гражданину России НЕ быть ее валютным резидентом. Появление на территории России на один день или час влечет для гражданина автоматическое приобретение статуса валютного резидента.

Выводы:

Каждый гражданин России, как обладатель российского паспорта, заведомо валютный резидент России. И российские контролирующие органы, в первую очередь налоговая служба, вправе задавать ему вопросы по соблюдению российского валютного законодательства.  Прежде всего это касается зарубежных счетов.

Правила российского валютного законодательства на гражданина России не распространяются только при прекращении резидентства России. Доказывать прекращение резидентсва обязан гражданин России.

Для иностранцев — наоборот, российская налоговая служба доказывает, что у иностранцев возникло валютное резидентство России.

Обязанности валютного резидента России

Валютные резиденты России  обязаны, если они располагают банковскими счетами (вкладами) в банках за границами Российской Федерации,  уведомлять налоговые органы Российской Федерации:

  1. об открытии каждого банковского счета (вклада) за границей России,
  2. о закрытии зарубежного счета (вклада),
  3. об изменении реквизитов зарубежных банковских счетов (вкладов),
  4. о движении денежных средств по каждому зарубежному счету.

Изложенное не касается граждан России не являющихся валютными резидентами России.

И эти обязанности должны будут выполнять иностранцы, ставшие валютными резидентами России.

Внимание:

Разрешение гражданину иметь зарубежные счета (вклады) не означает полную свободу распоряжаться этими счетами !

Российский валютный закон допускает (считает законными) россиянам совершать только конкретный ограниченный  перечень операций по зарубежному счету. Об этом читайте ниже, в разделе об изменении валютного законодательства в 2015-16 годах.

Изнения валютного закона с 2018 

В октябре 2016 года Минфин РФ подготовил проект изменений в ряд статей закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которые должны улучшить положение физических лиц-резидентов России, но в случае принятия этих поправок – ухудшат.

В частности, Минфин предлагает валютными резидентами России считать всех без исключения граждан России (изменения вносятся в статью 1), а существующие оговорки об исключении из резидентства проживающих за рубежом граждан – из закона убрать.

Вместе с тем, Минфин дополняет закон новой статьей 8, которой освобождает постоянно (не мене года) проживающих за границами России  граждан от предоставления отчетов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и движению денег по ним.

Но, что гораздо важнее, Минфин в период постоянного  проживания гражданина в течение календарного года за пределами России допускает нахождение гражданина на территории России кратковременно общим сроком до 3-х месяцев за календарный год. То есть, в отличие от действующего сейчас правила, при посещении гражданином России ее территории валютное резидентство России не возникает.

Следует так же признать положительными и другие изменения.

Одновременно Минфин предлагает обязать граждан- резидентов России постоянно проживающих за рубежом сообщать все сведения о своих иностранных счетах (открытие/закрытие), о вкладах, о движении денег по ним, но после возвращения в Россию на постоянное место жительства.

Учитывая необходимость для гражданина –резидента представить в налоговый орган  не просто уведомления но и подтверждающие документы, такие «улучшения» закона существенно ухудшат положение граждан России, возвращающихся из-за рубежа домой.

Так Минфин готов освободить от отчетности проживающих за границей россиян «с периодами возвращения в совокупности менее 183 дней в истекшем календарном году». Кроме того, от уведомлений освобождаются те граждане, которые на 31 декабря 2017 года резидентами являться не будут и при этом не возвратятся на родину к 1 марта 2018 года – крайней дате уведомления.

Еще одно послабление заключается в снятии для валютных резидентов необходимости отчитываться по закрытым до 31 декабря 2014 счетам, поскольку истечет трехлетний срок хранения документов, подтверждающих открытие и совершение операций по ним.

Касательно юридических лиц:

Валютными резидентами России признаются юридические лица, созданные по законодательству  Российской Федерации и находящиеся в России.

Например, это российские Общества с ограниченной ответственностью, Акционерные общества, некоммерческие организации, созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и соответствующими законами: «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях» и т.д.

Так же валютными резидентами России признаются находящиеся за пределами территории России филиалы и представительства российских юридических лиц.  По законодательству России филиал и представительство российского юридического лица является их обособленными подразделениями,  но не отдельными юридическими лицами.

Отдельно закон определяет валютный статус дипломатических представительств России за рубежом, международных организаций, субъектов Российской федерации и т.д.

Не являются валютными резидентами:

Физические лица – не обладающие вышеуказанными признаками физических лиц резидентов.

Организации — юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и не находящиеся в России.

Организации – НЕ юридические лица, созданные по законодательству иностранных государств и НЕ находящиеся в России.

Текст изменений Валютного закона, утвержденных Гос Думой в 1 чтении, и комментарии здесь

Что будет за нарушение валютного законодательства?

«Закон, как известно, шутить не любит».  Исполнение закона обеспечивается принудительно силой государства. Это в полной мере относится к исполнению закона «О валютном регулировании и валютном контроле.

Пока в России нарушения валютного законодательства отнесены к административным правонарушениям, ответственность за которые установлена в Кодексе об Административных правонарушениях РФ.

По административному кодексу правонарушители валютных правил могут «отделаться» штрафами.

Кого будут привлекать из физических лиц:

Физических лиц – валютных резидентов России, в том числе:

— граждан (частных лиц)

— индивидуальных предпринимателей

— физических лиц занимающихся частной практикой в соответствии с законодательством Российской Федерации (адвокаты, нотариусы и т.д.)

Что, почем:

Для описанных выше «валютчиков» в КоАП РФ предусмотрена статья 15.25. Всего одна, совсем не большая, и очень емкая по возможностям применения. Статья была расширена в 2014 и 2015 годах одновременно с установлением новых обязанностей для резидентов (о своих обязанностях вы уже прочитали выше).

Если не упоминать ответственность за «незаконное» использование зарубежных счетов (часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ), наиболее существенное изменение с 2016 года: введена ответственность за повторность нарушений – повторное не сообщение об открытии(закрытии) счетов, изменений реквизитов счетов. И еще большая ответственность за повторное не сообщение о движении  по счетам.

Валютных резидентов России физических лиц будут привлекать:

— за незаконное проведение валютных операций – штраф от 3/4 до размера суммы незаконной валютной операции.

— За представление уведомления с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации,  к штрафу от 1 000 до 1 500 руб. (часть 2 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации,  к штрафу от 4 000 до 5 000 руб. (часть 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и т.д. – к штрафу от 2 000 до 5 000 руб. (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

— За повторное несообщение об открытии (закрытии) счетов (вкладов), или изменении реквизитов счетов – штраф 10 000 руб.

— За повторное несообщение о движении по счетам (вкладам) – штраф  20 000 руб.

В конце августа 2017 ФНС России опубликовало письмо с революционными разъяснениями по вопросам нарушений при открытии зарубежных счетов и их использовании. Позиция ФНС носит просто инквизиторский характер — нарушителей ожидает штрафы в сумме до 100% операций за не сообщение об открытии счета и не предоставление отчета.

Владельцы зарубежных счетов, Обязательно прочитайте новость конца августа 2017:

Используете зарубежный счет? — можете заплатить крупный штраф. Новая позиция ФНС России. Читайте здесь

Срок давности для привлечения к ответственности, увеличен?

Следует ответить «да», и это касается валютных нарушений юридических лиц. Законодатель внес изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Касательно

Валютные резиденты России могут быть привлечены к ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации если с даты совершения нарушения прошло не более двух лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем, в законе установлены исключения (часть  2 этой же статьи), согласно которым срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся.

Правонарушения физических лиц-валютный резидентов России, касающиеся не уведомлений органов валютного контроля России об открытии (закрытии) зарубежных счетов и вкладов, об изменении их реквизитов а так же не представления отчетов о движении по этим счетам и вкладам не являются длящимися. Давность для привлечения по этим нарушениям – 2 года.

Источник: http://gordon-adv.ru/articles/valyutnyy-rezident-rossii-v-2017/

Валютный контроль в РФ – функции и принципы регулирования

Цели государства в 2017 году в сфере денежных отношений

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ: принципы

Валютные ограничения и функции валютного контроля в РФ

Цели государства в 2017 году в сфере денежных отношений 

Валютный контроль в 2017 году не претерпел существенных изменений по сравнению с прошедшим годом. Его функции, цели и принципы остались прежними.

Валютным контролем в РФ является деятельность государства, регламентированная специальным актом — законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

Осуществляя реализацию валютной политики, государство имеет первостепенную цель — укрепление рубля и обеспечение стабильности внутреннего рынка. С другой стороны, цель валютного контроля в РФ — обеспечить соблюдение всеми лицами требований законодательства, касающихся денежных отношений. 

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ: принципы 

Принципы валютного контроля в РФ закреплены законом № 173-ФЗ. В ст. 3 этого нормативного документа перечислены общие принципы валютного регулирования и контроля:

  1. Главенство экономических мероприятий при выполнении государственной валютной политики. Заключается в том, что руководство страны обязано отдавать предпочтение именно экономическим, а не политическим мерам для регулировки обращения валюты. К примеру, такими мерами будут поощрение внешнеэкономической деятельности российских организаций, предоставление налоговых льгот и т. п.
  2. Недопустимость безосновательного вмешательства госорганов в валютные правоотношения. Этот принцип перекликается с общим принципом невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Лишь в исключительных случаях государство может вмешиваться в такую деятельность, когда, например, имеется существенный риск сокращения золотовалютных запасов или для предотвращения незаконных операций с валютой.
  3. Единообразие валютной политики и всей системы денежного регулирования и валютного контроля в РФ. Подразумевает использование одинакового механизма регулирования, в том числе и при введении ограничений.
  4. Защита прав субъектов валютных правоотношений при проведении операций. Принцип заключается в гарантированности судебной и административной защиты резидентов и нерезидентов. 
Читайте также:  Ветеран труда: присвоение и льготы в 2019 году

Валютные ограничения и функции валютного контроля в РФ 

Среди главных функций валютного контроля в РФ следует отметить мероприятия, включающие проверки:

  • на согласованность с законом проводимых операций в валюте;
  • наличие в установленных случаях требуемых разрешений;
  • исполнение резидентами и нерезидентами обязательств перед государством;
  • предмет обоснованности платежей, осуществленных в зарубежной валюте;
  • достоверность документов учета произведенных денежных операций. 

Кстати, информацию о нюансах оформления справки при проведении транзакций в валюте можно получить, прочитав статью Справка о валютных операциях в 2017 году – образец.

К функциям органов валютного контроля в РФ относится и проведение мероприятий по ограничению операций с валютой, а именно:

  • торговых и неторговых сделок, то есть текущих операций платежного баланса;
  • движения капиталов, кредитов и др., то есть финансовых операций.

Применение к валютным операциям ограничений производится только на основании соответствующих нормативных актов органов регулирования и валютного контроля в РФ.

Таким образом, валютные ограничения и валютный контроль дополняют друг друга и являются действенными инструментами в реализации денежной политики государства.

Источник: https://rusjurist.ru/valyutnoe_regulirovanie/valyutnyj_kontrol_funkcii_i_principy_regulirovaniya/

Валютный контроль 2018

Валютным контролем называется упорядоченная совокупность мер, правил и норм, регулирующих сделки в иностранной валюте. Это обработка операций, представляющих особый интерес для властей страны, с целью недопущения нарушений и злоупотреблений.

Ключевой документ, описывающий направления регулирования и устанавливающий «правила игры», – ФЗ-173, действующий с 2003 года. Он провозглашает такие принципы валютного контроля:

  • приоритет экономического воздействия перед установлением жестких директив;
  • защита интересов всех субъектов, заключающих сделки, вне зависимости от страновой принадлежности;
  • отказ от бесконтрольного вмешательства госорганов в экономическую жизнь;
  • единообразие валютной политики, реализуемой внутри страны и вовне.

В вопросах валютного регулирования главенствующую позицию занимают международные нормативные акты. Если они расходятся с внутренним законодательством, нужно ориентироваться на них. Любые двусмысленности и сомнения, не урегулированные отечественным и зарубежным правом, трактуются в пользу участников сделок (ст. 4 173-ФЗ).

Система валютного контроля: смысл и предназначение

Главное предназначение системы – не допустить нарушения положений действующих НПА, проведения заведомо незаконных операций, злоупотреблений, вывода капитала из страны. Задача властей – найти баланс между указанными целями и недопустимостью вторжения в нормальное функционирование российских и иностранных субъектов бизнеса.

Ключевые задачи валютного контроля – это:

  • анализ проводимых сделок на соответствие положениям действующих НПА, определение необходимости в дополнительных лицензиях;
  • надзор над фактом соблюдения бизнес-субъектами своих обязанностей, вытекающих из положений НПА;
  • недопущение вывода капиталов за рубеж путем проверки реальности и обоснованности сделок, по которым платится валюта;
  • контроль учета и отчетности на предмет полноты, адекватности и соответствия реальному положению дел.

Для выполнения перечисленных задач участники системы вправе применять различные меры валютного контроля: требовать представления документации, проверять и анализировать договоры, акты, отчетность, выдавать предписания о необходимости устранения выявленных нарушений, использовать карательные меры по отношению к бизнес-субъектам, не соблюдающим положения действующих НПА, включая денежные штрафы.

Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?

Правовые основы валютного контроля, описанные в 173-ФЗ, подразумевают наличие следующих органов-регуляторов:

  • Кабинет Министров;
  • Центробанк;
  • иные исполнительные органы, назначаемые Кабмином (например, таможня и т.д.).

173-ФЗ (ст. 22) разделяет обязанности таким образом:

  • ЦБ РФ – контролирует сделки, в которых принимают участие кредитные организации и финансовые учреждения;
  • исполнительная власть – регулирует валютную деятельность бизнес-субъектов, не относимых к предыдущим двум категориям.

В рамках отведенных им компетенций структуры-регуляторы вправе издавать НПА, не противоречащие международному праву и федеральному законодательству.

Указанные органы – глобальные регуляторы, которые «свысока» проверяют исполнение «правил игры». Функции валютного контроля на местах выполняет отдельное звено системы – агенты.

Это кредитные организации, действующие по лицензии, выданной ЦБ РФ и придерживающиеся его инструкций.

Задача банков – обеспечить правильность проведения платежей и своевременно получать у обслуживающихся физических и юридических лиц сведения, раскрывающие суть валютной деятельности.

Основные направления валютного контроля

Понятие «валютная сделка» имеет более широкую и более узкую трактовку. Первая предполагает, что к указанной категории можно отнести любые операции, совершаемые представителями страны и иностранцами, включая покупку пачки спичек в магазине. Госорганы не могут «распыляться» на контроль всего происходящего в экономике, поэтому выделяют сделки, вызывающие у них повышенный интерес.

В ФЗ-173 указано три типа операций, на которые распространяется валютный контроль в РФ:

  • Сделки, заключаемые с нерезидентами (в денежных знаках любой страны мира). Глобализация экономики дает широкие возможности для околозаконных схем, отмывания капиталов. Задача контролеров – сделать невозможной нелегальную деятельность, распространение теневой экономики.
  • Операции с ценными бумагами РФ и других стран мира. Обязательно подлежат контролю финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте и эмитированные представителями других стран.
  • Сделки, совершаемые с иностранной валютой. В эту категорию входит обмен денежных знаков, расчеты резидентов между собой, с нерезидентами.

Целью валютного контроля является недопущение злоупотреблений (включая вывоз золотовалютных резервов из страны) и нарушений действующего законодательства. Чтобы соблюдать «правила игры», хозяйствующий субъект должен знать их суть и уметь проверять корректность собственных действий и работы агента – уполномоченного банка.

Виды валютного контроля

Форма валютного контроля – это конкретный механизм, набор действий, с помощью которых контролер выполняет свои законодательные обязанности. В современной экономике принято делить надзор на три вида в зависимости от временного интервала, когда он осуществляется.

Выделяются следующие формы контроля:

1.Предварительный

Это надзорные меры, осуществляемые до непосредственного совершения операций. Например, представители банка перед открытием паспорта сделки просят у фирмы набор документов, читают, обращают внимание на неточности и нестыковки. Если платеж проводится без ПС, они проверяют правильность составления заявления на перевод.

В рамках предварительного контроля банки-нерезиденты и резиденты запрашивают у клиента документы, анкеты со сведениями о компании перед открытием счета.

Формы и методы предварительного валютного контроля направлены на пресечение, недопущение нарушений впоследствии, усиление финансовой дисциплины. Возможно два результата проверки: положительный (банк проводит платеж, открывает счет клиенту) или отрицательный (указывает на имеющиеся в документах несоответствия).

2. Текущий

Это надзор «в моменте», происходящий одновременно с осуществлением операций. Например, в аэропорту таможенники требуют от пассажиров, проходящих по «красному коридору», заполнения декларации, сотрудник банка, обслуживающий расчеты клиента в валюте, изучает, корректно ли составлена СВО, СПД (если имеет место постоплата) и заявление на перевод.

Из понятия и сущности текущего валютного контроля следует, что он осуществляется в момент проведения хозяйственных операций. Принимая решения, агенты и органы руководствуются представленными им сведениями, первичными документами, данными бухучета. Их цель – не допустить нарушений действующего законодательства.

3. Постконтроль

Это система мероприятий, проводимых после того, как сделки завершены. Уполномоченные структуры повторно изучают их смысл и содержание, читают полученную от коммерческих структур документацию, анализируют, полно ли отражено произошедшее в отчетности.

Последующий валютный контроль в российской федерации осуществляется коммерческими банками, ЦБ РФ. Его особенность в том, что он не способен повернуть время вспять и пресечь нарушение. Уполномоченная структура лишь констатирует факт и принимает решение на его основе: направляет требование об устранении недочетов, выписывает штраф фирме за нарушение, отказывает ей в открытии счета и т.д.

Нюанс постконтроля – отсутствие спешки, возможность глубоко вникнуть в суть происходивших операций, отыскать незаметные сразу «проколы». Это «лакмусовая бумажка», демонстрирующая результативность предварительных и текущих мер.

Механизм валютного контроля и используемые методы

Под методами валютного контроля понимают совокупность приемов, способов, средств, делающих возможным осуществление контрольных функций.

Правильное определение методов – важная задача органов и агентов. Эффективно выбранные средства помогают своевременно пресекать нарушения действующего законодательства, укреплять финансовую дисциплину, не нарушая при этом нормальное функционирование бизнес-структур.

Правовое регулирование валютного контроля дает контролерам «в руки» ограниченный набор методик. У них имеется два основных способа работы:

Это изучение деталей сделок и проводимых операций с целью выявления нарушений валютного законодательства. Задача уполномоченного органа – сопоставить имеющиеся данные (полученные из заявлений на перевод, СВО, СПД и т.д.) с информацией, почерпнутой из документов-источников.

Это требование к клиентам представить бумаги, объясняющие суть совершаемой сделки, подтверждающие правильность суммы платежа, раскрывающие направления работы хозяйствующего субъекта. Агенты обращаются за нужными сведениями к хозяйствующим субъектам, контрольные органы – к агентам.

Для осуществления валютного контроля нельзя требовать любые бумаги, которые придут в голову сотруднику банка. Он вправе запросить документы, имеющие непосредственную связь с содержанием платежа. Подготовленная документация представляется агенту нарочно (оригиналы или прошитые, пронумерованные, подписанные руководством фирмы копии) или по системе Клиент-Банк.

Если компания не сможет представить запрошенные сведения, кредитная организация вправе отказать в проведении платежа.

Банки и иные финансовые институты собирают сведения о сделках, совершаемых фирмами и частными лицами, вносят их в свои базы, сохраняют в архиве. Впоследствии ЦБ РФ вправе затребовать у них отчетность для проверки и нужную ему информацию.

Валютный контроль в неторговом обороте

Сегодня под неторговым оборотом понимают перемещение валюты в виде наличных и дорожных чеков через российскую границу. В целях недопущения злоупотреблений и правонарушений налажен обмен информацией между таможенными органами и Центробанком. Согласно положениям 173-ФЗ, получение необходимых сведений этими структурами не считается нарушением банковской или коммерческой тайны.

Документы валютного контроля, включая 173-ФЗ, ограничивают максимальное количество наличной валюты, которую можно ввозить и вывозить с территории РФ. С 2012 года действуют следующие лимиты:

  • до 10 тыс. долл. включительно – вывозится без ограничений;
  • более 10 тыс. долл. – требуется заполнение таможенной декларации.

Если валютную наличность декларирует нерезидент, таможенники проверяют, чтобы вывозимая сумма оказалась не более ввезенной в РФ ранее.

Перечисленные ограничения не распространяются на владельцев пластиковых карт. Лимиты устанавливаются в расчете на одного человека.

Валютный контроль в неторговом обороте – задача таможенных органов. Долгое время это было основной их функцией, но сегодня имеется тенденция к расширению сферы их ведения, в частности, повышения участия в торговых операциях.

Как на практике банки осуществляют контрольные функции?

Если предприятие проводит сделки с нерезидентами или приобретает иностранную валюту, его действия становятся объектом валютного контроля. Если на счет фирмы поступили доллары, а из банка не пришло никаких уведомлений, радоваться не следует: рано или поздно придется представить подтверждающие документы, но за просрочку грозят штрафные санкции.

Валютный контроль ИП и компаний в отечественных банках – это цепочка последовательных событий:

  • Фирма или предприниматель собирает пакет документов, опосредующих конкретную сделку. Что войдет в этот набор – зависит от экономического смысла совершаемой операции.
  • Если сумма взаиморасчетов с нерезидентом превысит 50000 в долларовом эквиваленте, нужно открывать паспорт сделки. Это можно реализовать дистанционно, заполнив специальную форму в Клиент-банке и направив подписанный обеими сторонами договор специалистам кредитной организации.
  • Клиент выставляет в системе Клиент-Банк заявление на перевод и СВО, если расчеты проводятся в рамках паспорта сделки. Практика демонстрирует необходимость ведения валютного контроля в организации, когда специалист компании следит за действующими договорами, своевременностью представления СПД, организует документооборот.
  • Банк вносит информацию о проводимой операции в собственные базы и реестры.
  • Делается резервирование под операцию, платеж проводится, после чего резерв снимается.
  • Сделка закрывается, после чего кредитная организация включает информацию об операции в свою отчетность, составляемую в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Из описанного выше следует, что понятие валютного контроля состоит из совокупности промежуточных звеньев и процедур, добавляемых к сделке, если она становится объектов государственных интересов с точки зрения соблюдения макроэкономической или валютной безопасности.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/valyutnyy-kontrol-v-rf-osushhestvlyaets.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector