Увеличение подоходного налога в россии, будет ли увеличение подоходного налога, увеличение ндфл

Будет ли повышение НДФЛ в 2018 году?

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это взнос, который, обязан платить каждый гражданин, имеющий доход. В России с 2001 года действует плоская шкала налогообложения. Все граждане платят 13% независимо от уровня дохода. Российское правительство уже не первый год обсуждает вопрос о повышении НДФЛ. Выяснили, стоит ли ждать повышения налога в 2018 году.

Что думает о налогах президент РФ

Президент В. Путин в послании федеральному собранию в марте 2018 года обещал ввести справедливую и стимулирующую налоговую систему. Для улучшения благосостояния общества необходимы не менее 15,5 триллиона рублей. При этом доходная часть годового бюджета России на 2018 год — 15,2 триллиона.

Очевидно, что денег для реализации планов президента не хватает. У граждан возникает беспокойство, что нехватка финансов может вызвать повышение нагрузки на них самих.

Факты, говорящие о возможности повышения налога в 2018 году

  • Через 2 дня после переизбрания В. Путина президентом на совещании Правительства очередной раз обсуждались изменения налоговой системы, как способа повышения доходной части годового бюджета. Правительство, в том числе, вернулось к теме повышения НДФЛ с 13% до 15%. Пресс-секретарь Д. Медведева Наталья Тимакова рассказала, что предлагаются разные меры, но решение пока не принято.
  • По словам собеседника «Ведомостей», на совещании обсуждалось повышение ставки НДФЛ с 13% до 15% с установлением минимума, который не будет облагаться налогом.
  • Одновременно с этим Комитет Государственной думы по бюджету и налогам одобрил законопроект о введении в России прогрессивной (зависящей от дохода) шкалы ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Это означает, что в случае принятия законопроекта, россиянам, получающим доход от 8333 рублей в месяц придется платить 13% от суммы, превышающей 100 тысяч + еще 5 тысяч рублей в год. Для граждан, получающих менее 100 тыс. рублей в год (менее 8333 рублей в месяц), подоходный налог снизят до 5%.

Мнения экспертов

  • Главный экономист БКС Владимир Тихомиров, считает, что переизбранный президент может пойти на непопулярные меры, так как получил большой мандат доверия граждан.
  • Министр финансов А.Силуанов заявил, что существующий сейчас НДФЛ является стабильным и его корректировка или повышение ставки нецелесообразны.
  • Глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов рассказал журналистам, что его ведомство не рассматривает вероятность увеличения ставки налога на доходы физических лиц и не предлагает инициатив в этой области.
  • Первый вице-президент «Опоры России» П.Сигал считает повышение ставки НДФЛ в реальных экономических условиях странным и противоречивым способом забрать у россиян деньги.
  • Председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин настаивает, что ставки основных налогов нельзя повышать в течение 6 лет (президентский срок В.Путина). По словам Кудрина, повышение налогов, в принципе, возможно, но только при устойчивом росте экономики. По его мнению, окончательное решение в дискуссии по увеличению НДФЛ примет новое правительство.
  • Правительство России отмечает, что дополнительные 2% НДФЛ сыграют существенную роль для бюджета страны. По их мнению, технических трудностей, связанных со взысканием повышенного налога, не будет.
  • Вице-премьер А.Дворкович заявил, что в увеличении налога на доход нет ничего критичного, и разница в два процента не заставит граждан «бежать из страны». Так же вице-премьер подчеркнул, что окончательное решение по данному вопросу будет принимать президент.

Если повышение произойдет на 2%, то при зарплате в 20 тысяч рублей взнос вырастет на 400 рублей в месяц. В год человек станет беднее на 4800 рублей.

Так повысят НДФЛ или нет?

Конкретного ответа на этот вопрос пока нет, но многие независимые эксперты считают, что в РФ сохранится текущая плоская шкала, но налоговая нагрузка на население будет увеличена, так как экономика не растет, а Резервные фонды заканчиваются. Вероятным выглядит наиболее обсуждаемое повышение до 15%. Произойти это может в конце 2018 — начале 2019 года.

Что еще?

Источник: http://investorschool.ru/budet-li-povyshenie-ndfl-v-2018-godu

Путин примет окончательное решение о повышении ставки НДФЛ с 13% до 15% | Точка отсчёта

Окончательное решение по вопросу о целесообразности повышения ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) будет принимать глава государства. К драматическим последствиям увеличение ставки до 15% не приведет. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович.

«Я не думаю, что разница между 13 и 15% такова, чтобы люди побежали сразу в другие юрисдикции», — сказал Дворкович на встрече со студентами Российского экономического университета имени Плеханова, сообщает Интерфакс. В четверг газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что вопрос о повышении ставки НДФЛ с 13 до 15%  обсуждался на совещании у главы правительства Дмитрия Медведева.

https://www.youtube.com/watch?v=fcVqloE8cYs

Решение окончательно не принято, но консенсус достигнут. Как отмечает газета, при повышении НДФЛ до 15% Правительство обсуждает введение необлагаемого минимума. Напомним, с 1 мая власти объявили о повышении минимальных зарплат. А раз доходы населения будут расти, то и НДФЛ в бюджет будет поступать в большем количестве.

Справедливая и стимулирующая налоговая система, обещанная президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, может означать резкое повышение нагрузки на население.

На одном из первых после выборов совещаний у премьера Дмитрия Медведева обсуждалось изменение налогов.

Его итоги Медведев не раскрыл и лишь признал, что налоговой системе все же нужна настройка (цитата по «Интерфаксу»).

Оплатить обещания Путина повысить некоторые расходы бюджета может быть предложено населению – власти расчехлили набор старых идей: повышение НДФЛ, введение налога с продаж, отмену льгот по НДС для социальных товаров, повышение НДС при снижении страховых социальных взносов, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и человек, знающий это от участников совещания. Но они расходятся в трактовке его итогов: одни говорят о принятых решениях, другие – о продолжении дискуссии.

Обсуждалось повышение ставки НДФЛ на 2 п. п. до 15% с введением необлагаемого минимума, указывают собеседники «Ведомостей». Прошлой осенью на совещаниях в правительстве уже анализировались последствия повышения НДФЛ до 15–16% и введение такого минимума. Решение окончательно не принято, предупреждает чиновник. Другой говорит, что «консенсус достигнут».

В правительстве обсуждаются разные меры, но все они пока только предложения, отмечает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, решения будут приняты позже.

Минфин к совещанию готовил свои старые предложения – провести два налоговых маневра: для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и для всей экономики (снизить страховые взносы до 22% в обмен на рост НДС до тех же 22%). Маневры пока не поддержаны, говорят оба чиновника. Нужно обсудить завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, сказал Медведев.

Также обсуждались введение торгового сбора с оборота (близок к налогу с продаж) и отмена льготной ставки НДС в 10% (распространяется на продовольствие, товары для детей и лекарства). К 2020 г. потери от этой льготы достигнут 600 млрд руб.

Но выгоду из нее извлекают не столько бедные семьи, сколько производители, объяснял федеральный чиновник, нужно сделать соцподдержку в целом более адресной. Такое поручение президент дал по итогам послания Федеральному собранию.

Льготную ставку Минфин предлагает заменить прямой субсидией из бюджета для бедных семей и полностью пересмотреть пособия, объединив многочисленные выплаты в единое универсальное пособие для бедных, говорят два чиновника. Правительство должно навести порядок в системе различных налоговых льгот, заявил в среду Медведев.

Торговый сбор с оборота может быть введен как часть налогового маневра – вместо повышения НДС при снижении страховых взносов, говорит другой чиновник.

Минфин хочет снизить слишком высокую нагрузку на труд: это должно по его замыслу способствовать выходу бизнеса из тени, что приведет к росту доходов бюджета. Маневр увеличил бы их в 2019–2020 гг. почти на 450 млрд руб., оценивал ранее чиновник.

Бизнес к маневру относился по-разному, но в большей степени поддерживал его проведение при введении налога с продаж: заложить повышение НДС в цены при падающих доходах населения сложно. 

Изменение налогов нужно для дополнительных доходов бюджета, говорит один из чиновников. Во время послания Путин объявил о росте расходов на здравоохранение и инфраструктуру. Около двух третей из 1,5% ВВП, которые потребуются на реализацию поручений, будет получено за счет ускорения экономического роста, а остальное – за счет экономии, говорил помощник президента Андрей Белоусов.

Меры ударят по доходам населения и потреблению, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Потребление было одним из драйверов роста экономики в 2017 г. Но в отличие от 2017 г. рост потребления в большей степени будет опираться на рост доходов, указывал ВЭБ.

Дополнительные налоги и сборы могут свести такой рост на нет, опасается Суслина: повышение НДФЛ при отмене льготной ставки НДС – двойной удар по населению, с одной стороны, снизит их доходы, а с другой – увеличит цены.

Обнуление НДФЛ для бедных и прямая субсидия должны помочь им, говорит она, но рост цен и налоговая нагрузка могут привести к росту числа бедных и сокращению среднего класса.

Эти выборы президента были исключительными – победивший кандидат вообще не излагал экономическую программу, отмечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров, и связано это с тем, что после выборов Путин пойдет на непопулярные меры: президент получил очень сильный мандат доверия.

Представители первого вице-премьера Игоря Шувалова и Минфина отказались от комментариев.

После выборов президента России на одном из совещаний правительства обсуждали повышение НДФЛ на 2 п. п. до 15% с введением необлагаемого минимума. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на двух федеральных чиновников и человека, знающего о повестке совещания от его участников.

Отмечается, что один из чиновников сказал, что решение еще не принято, а другой заявил, что «консенсус достигнут».

«В правительстве обсуждаются разные меры, но все они пока только предложения, решения будут приняты позже», — заявила пресс-секретарь премьер-министра Дмитрия Медведева Наталья Тимакова.

По словам источников, Минфин предлагал обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ для нефтяников , а также понизить страховые взносы до 22% в обмен на рост НДС до 22% для всей экономики. Сообщается, что эта идея пока не одобрена.

Кроме того, источники рассказали о предложении министерства заменить льготную ставку прямой субсидией из бюджета для бедных семей и пересмотреть пособия, объединив выплаты в единое пособие.

По данным издания, в правительстве обсуждали возможность введения торгового сбора с оборота, а также отмены льготной ставки НДС в 10%, распространяющейся на продовольствие, товары для детей и лекарства.

Ранее депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект об освобождении от НДФЛ доходов физических лиц от реализации бытовой макулатуры.

Правительство обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ до 15% для граждан с высокими зарплатами — от 7 млн до 10 млн руб. в год, сообщил РБК федеральный чиновник и подтвердил источник, близкий к правительству. «Такая возможность серьезно обсуждается», — сказал источник РБК. Сейчас ставка НДФЛ для всех одинаковая — 13%.

«Велика вероятность, что после президентских выборов правительство примет решение о повышении подоходного налога до 15%. Обсуждается вилка от 7 млн до 10 млн руб.», — уточнил он.

Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что в администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с введением вычета для бедного населения, сообщал изданию федеральный чиновник.

В социальном блоке считают целесообразным ввести повышенную ставку НДФЛ для граждан, зарабатывающих от 7 млн до 10 млн руб. в год, и освободить от уплаты налога бедных граждан, сообщил федеральный чиновник. Повышение ставки подоходного налога просчитывалось для зарплат свыше 5 млн руб. в год, отметил он, но расчеты показали, что «эта мера в настоящий момент не имеет смысла».

В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ.

По ее словам, важным шагом для преодоления бедности станет освобождение граждан «в нижней шкале», то есть чьи доходы ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ.

Но уже в январе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в повестке правительства не стоит вопрос перехода к прогрессивной ставке НДФЛ.

В интервью телеканалам в конце ноября прошлого года премьер-министр допустил, что «часть населения, наверное, способна платить несколько больший налог», чтобы освободить от нагрузки бедных людей.

«У нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили, ну, наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налоги не платят», — сказал Медведев.

При этом он отметил, что есть и люди, которые «способны платить несколько больший налог».

Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. 

Источник: http://skolkozarabativaet.ru/novost-dnya/putin-primet-okonchatelnoe-reshenie-o-povyshenii-stavki-ndfl-s-13-do-15/

С 13 до 15: для кого правительство может повысить подоходный налог :: экономика :: рбк

В правительстве обсуждают повышение НДФЛ до 15% для людей с годовыми зарплатами на уровне 7–10 млн руб., сообщили источники РБК. Но пока расчеты показывают неэффективность этой меры из-за выпадающих доходов бедных регионов

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Правительство обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ до 15% для граждан с высокими зарплатами — от 7 млн до 10 млн руб. в год, сообщил РБК федеральный чиновник и подтвердил источник, близкий к правительству. «Такая возможность серьезно обсуждается», — сказал источник РБК. Сейчас ставка НДФЛ для всех одинаковая — 13%.

«Велика вероятность, что после президентских выборов правительство примет решение о повышении подоходного налога до 15%. Обсуждается вилка от 7 млн до 10 млн руб.», — уточнил он.

Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что в администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с введением вычета для бедного населения, сообщал изданию федеральный чиновник.

В социальном блоке считают целесообразным ввести повышенную ставку НДФЛ для граждан, зарабатывающих от 7 млн до 10 млн руб. в год, и освободить от уплаты налога бедных граждан, сообщил федеральный чиновник. Повышение ставки подоходного налога просчитывалось для зарплат свыше 5 млн руб. в год, отметил он, но расчеты показали, что «эта мера в настоящий момент не имеет смысла».

Читайте также:  Промежуточная бухгалтерская отчетность, состав, кто сдает, сроки| современный предприниматель

В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ.

По ее словам, важным шагом для преодоления бедности станет освобождение граждан «в нижней шкале», то есть чьи доходы ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ.

Но уже в январе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в повестке правительства не стоит вопрос перехода к прогрессивной ставке НДФЛ.

В интервью телеканалам в конце ноября прошлого года премьер-министр допустил, что «часть населения, наверное, способна платить несколько больший налог», чтобы освободить от нагрузки бедных людей.

«У нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили, ну, наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налоги не платят», — сказал Медведев.

При этом он отметил, что есть и люди, которые «способны платить несколько больший налог».

Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

«В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. Он отметил, что не может утверждать, что вопрос не обсуждается за пределами ведомства.

В аппарате Голодец на момент публикации не ответили на запрос РБК.

https://www.youtube.com/watch?v=xmwlhtLHPsY

Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник.

В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства.

Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.

Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

«По регионам будет очень большая диспропорция.

Москва, например, очень неплохо заработает на таком решении, а в Дагестане и Республике Алтай, наоборот, будут выпадающие доходы, потому что в этих регионах много людей, которые [зарплату на уровне] МРОТ получают. Поэтому мы, конечно, еще сильнее подсадим бедные регионы на трансферты из федерального бюджета, а Москва получит дополнительные деньги», — сказал РБК Назаров.

По его мнению, освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности. «Бедность от этого не изменится вообще никак.

Если отец получает зарплату на уровне МРОТ, у него неработающая жена и один или двое детей, то при освобождении его МРОТ от подоходного налога в этой семье почти ничего не изменится, она из бедности никаким образом не выйдет, семья получит дополнительно меньше 1 тыс. руб., что абсолютно недостаточно», — подчеркнул Назаров.

После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.

Но такой вычет не станет действенным инструментом в борьбе с бедностью, подчеркивает эксперт. «Бедность — это категория не доходов, а потребления, и, если вы один раз в году сделаете какую-то выплату, а в течение всего года семья не сможет покрывать свои потребности даже по прожиточному минимуму, значит, эффекта на бедность это не будет иметь», — указала Малева.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/15/01/2018/5a5c96a49a794763de72f91d

Повысят ли подоходный налог до 15%?

Правительство подготовило свои предложения по реформированию налоговой и пенсионной систем. В марте вице-премьер Аркадий Дворкович заявлял, что обсуждается повышение НДФЛ с 13 до 15 процентов.

Однако в пакете документов, которые накануне были представлены в парламент, такого предложения не содержится.

Очевидно, его исключили после прямой линии президента Путина, который заявил, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ, как и повышение самого налога — нецелеобразно.

Судя по законопроектам, которые внесены в Государственную думу, с 1 января 2019 года планируется ввести несколько ключевых поправок в законодательство:

  • утвердить тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22% в пределах базы для начисления взносов. Сейчас в законе предусмотрено, что с 1 января 2021 года эта ставка повышается до 26%. Тариф в размере 10% сохранится на тот случай, если доход работника в течение года нарастающим итогом превысит установленную на текущий год предельную базу для начисления взносов;
  • повысить ставку НДС с 18 до 20 процентов;
  • пересмотреть возраст выхода на пенсию для женщин с 55 до 63 лет, а для мужчин — с 60 до 65 лет;
  • увеличить стаж государственной гражданской/муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет до 20 лет.

Как отразится реформа на доходах россиян

Даже неспециалист понимает, что повышение НДС неизменно приведет к удорожанию товаров и продуктов. По подсчетам традиционно консервативного Центробанка, это ускорит инфляцию минимум до 4,5% в следующем году. Причем, реальный рост цен возможен уже в текущем году, говорят эксперты, ориентируясь на опыт других стран.

Что касается сохранения тарифа взносов на пенсионное страхование, в правительстве признают, что бюджет ПФР на этом потеряет. Но с учетом пенсионной реформы, когда возраст выхода на заслуженный отдых заметно увеличивается, потери будут не слишком высокими.

Когда ждать изменений

Правительство настаивает, чтобы повышение НДС, увеличение пенсионного возраста и стажа госслужбы для назначения пенсии началось уже с 1 января 2019 года. У парламента есть почти полгода, чтобы обсудить и утвердить предложенные изменения.

Что самое интересное: уже никто из представителей власти не сомневается в необходимости реформы, и крупных баталий по поводу смягчения формулировок в законопроектах не будет. Фактически решения уже приняты, и они вступят в силу с нового года.

Источник: https://clubtk.ru/podokhodnyy-nalog-povysyat-rabotayushchie-rossiyane-oplatyat-vypolnenie-goszadach

Налог на доходы планируют поднять до 15% в России в 2018 году

Как всегда, перед выборами власти Российской федерации старались не принимать нестандартных решений, которые могут отрицательно повлиять на благосостояние граждан.

Но после избрания Президента в информационных кругах всерьез заговорили о том, что налог на доходы планируется поднять до 15 %. Следует отметить, что сейчас он составляет 13 %.

По мнению некоторых экспертов, это увеличит в стране количество бедных людей.

Содержание

  • 1 Нас снова обманули
  • 2 Другие меры
  • 3 Мнение экспертов

Нас снова обманули

Несмотря на то, что в послании Федеральному собранию В.В. Путин обещал справедливую и стимулирующую налоговую систему, налоговая нагрузка на население может ощутимо повыситься.

Данная мера связана с неутешительным бюджетным прогнозом Министерства финансов РФ на ближайшие 3 года.

Представители данного ведомства опасаются, что планируемые доходы не смогут перекрыть целевой дефицит, и в бюджете появится огромная дыра.

Кроме этого, осенью 2016 года вице-премьер Ольга Голодец упомянула о возможности введения прогрессивной ставки налога на доходы.

Это должно было обеспечить дополнительные поступления в бюджет с доходов высокооплачиваемых граждан, в то же время планировалось освободить от уплаты НДФЛ граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Но прогрессивная шкала уже действовала в нашей стране, и все мы помним, что от этой меры пострадали в первую очередь граждане со средним доходом.

В начале 2017 года премьер-министра Медведев Д.А. заявил, что прогрессивная шкала НДФЛ применяться не будет. И вот теперь нас ожидает повышение налоговой ставки до 15 %. Получается, россиян снова обманули?

Однако, скорее всего, повышение налога на доходы физических лиц в 2018 году коснется только тех, чья, годовая зарплата находится в пределах 7 000 000-10 000 000 рублей. Те, чья зарплата ниже прожиточного минимума получат вычет.

Изначально планировалось ввести повышение НДФЛ для граждан, получающих годовые зарплаты от 5 000 000 рублей, но представители социального блока произвели соответствующие расчеты и посчитали эту меру не имеющей смысла в настоящий момент.

В Министерстве экономического развития соглашаются с тем, что НДФЛ должен быть повышен до 15 %, но при этом необходимо ввести понятие «минимальный доход». Это сумма, с которой налог вообще не будет высчитываться.

Есть также и хорошая новость. НДФЛ планируют поднять до 15 %, но это будет происходить с одновременным уменьшением страховых взносов, уплачиваемых работодателями в 2018 году. Предположительно планка снизится с 30 % до 21 %.

Доходы, дополнительно полученные от повышения НДФЛ, планируется направлять на развитие образования, здравоохранения и инфраструктуры.

Пока еще Правительство обсуждает вопрос, повысят ли НДФЛ. Но, скорее всего, данный закон будет принят, несмотря на неэффективность вводимой меры из-за выпадения доходов бедных регионов.

Другие меры

Помимо повышения НДФЛ, Минфин решил вернуться к старым планам по проведению двух налоговых маневров. Один из них коснется нефтяников в плане обнуления экспортной пошлины при повышении НДПИ, а второй – экономики страны в целом. Так, планируется повышение ставки НДС. Теперь вместо 18% она будет составлять 22 %.

Госбюджет провел предварительные расчеты. Согласно им, введение данной меры позволит выиграть для экономики страны дополнительные 500 000 000 000 рублей. При наихудшем раскладе бюджет не получит ничего, но и ничего не потеряет.

Кроме этого, обсуждался вопрос введения торгового сбора с оборота. Раньше такой альтернативой был налог с продаж. Возможно, отменят льготную ставку НДС размером в 10 %, которая в настоящее время применяется для лекарств, детских и некоторых видов продовольственных товаров.

Мнение экспертов

По мнению начальника банковского отдела ФинПотребСоюза Михаила Беляева, идея Министерства Финансов о повышении НДФЛ является не государственным, а бухгалтерским подходом к приведению бюджета в баланс. Наряду с повышением других налогов, эти мероприятия нельзя назвать справедливыми. В современных условиях химерическая схема вряд ли окажется работоспособной.

Также г-н Беляев отметил чувствительность граждан к изменениям в налогообложении. Он вспомнил ситуацию с отказом от индексации пенсий продолжающим работать гражданам пенсионного возраста.

Данная мера ознаменовалась уходом из сферы социальной занятости свыше 5 000 000 пенсионеров.

В заключении эксперт выразил надежду, что ситуация с увеличением ставки подоходного налога не найдет достаточного количества сторонников.

Источник: http://2018god.net/nalog-na-doxody-planiruyut-podnyat-do-15-v-rossii-v-2018-godu/

Повышение НДФЛ в 2018-2019 году

На фоне реформирования фискальной системы ходит множество слухов о потенциальном изменении ставки налога на доходы физических лиц.

Новые майские указы требуют пополнений бюджета, а резервные фонды находятся не в лучшем состоянии.

При этом один из основных методов увеличения поступлений в бюджет – изменение фискальной политики, потому особо актуален вопрос, будет ли повышение НДФЛ в ближайшее время, в 2018-2019 году.

Текущие ставки

На данный момент основными актуальными ставками НДФЛ являются:

  • 13% из размера заработной платы и дивидендов резидентов;
  • 30% от дохода нерезидентов;
  • 35% взымается от суммы выигрышей и доходов от капиталовложений.

Про этом предлагаемые изменения касаются лишь первой ставки.

Проекты повышения ставки НДФЛ

За последние года вопрос о поднятии налогового бремени для частных лиц поднимался неоднократно, еще в сентябре 2013 от вице-премьера Аркадия Дворковича поступило предложение о поднятии налога на 2 процентных пункта. В марте 2018 данная тема вновь поднималась, при этом вице-премьер заявлял о том, что увеличение ставки не приведет к росту уклонения от налогообложения, а 2 процента предлагалось направить на нужды здравоохранения.

Министерство финансов поддерживало повышение ставки НДФЛ с 13% до 15% с одновременным снижением процента страховых отчислений на 9%, то есть 21% вместо текущих 30%.

Министерство экономического развития также предлагало повысить ставку на 2 процентных пункта, однако компенсировать это внедрением вычета, соответствующего прожиточному минимуму.

В конце марта инициативная группа фракции ЛДПР внесла законопроект о изменении системы обложения физических лиц и введении прогрессивного налога. Согласно предложенным изменениям процентная ставка будет зависеть от размера дохода физического лица за налоговый период, равный одному году:

  • При доходе лица за отчетный период не превышающем сто тысяч рублей, вся сумма будет облагаться пониженной ставкой в 5%.
  • Часть дохода, полученная сверху ста тысяч, но меньше трех миллионов, будет облагаться по классической ставке 13%.
  • На часть дохода, превышающую три миллиона рублей, но меньше десяти миллионов, согласно законопроекту, будет установлен тариф в 18%.
  • На всю часть дохода, превышающую десять миллионов рублей, будет установлена максимальная ставка в 25%.

Читайте также!  Тарифы страховых взносов на 2019 год

Изначально в проекте предполагалось, что вступление в силу произойдет с начала 2019 года, однако проект ЛДПР находится на стадии предварительного рассмотрения с 04.04.2018, до стадии закона законопроект о повышении налога не дошел.

Реакция правительства

Правительство Российской Федерации, ссылаясь на стабильность сбора НДФЛ (с 2012 года по 2016 поступления от НДФЛ консолидированные бюджеты только увеличивались) законопроект не поддержало.

Правительство активно критиковало прогрессивную модель, основной аргумент –введение «налога для богатых» приведет к тому, что наиболее обеспеченные налогоплательщики начнут скрывать реальные доходы.

Также Дмитрий Медведев перед вступлением в должность главы правительства заявил, что власть не пойдет на подобные меры.

Помимо этого, 7 июня на прямой линии президент Российской Федерации В. Путин заявил о том, что повышение НДФЛ активно обсуждалось, однако признано нецелесообразным.

Повышение НДФЛ маловероятно

Большинство экспертов полагают, что внесение изменений в ближайшее время (2018г-2019г) маловероятно, особенно на фоне повышения НДС до 20%, повышения налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей и пенсионной реформы. Правительство не поддерживает прогрессивную модель налогообложения, и если и пойдет на подобные меры, то изменения коснутся только самого процента, линейная система же не будет меняться на прогрессивную.

Источник: https://vesbiz.ru/nalogi/povyshenie-ndfl-v-2018-2019-godu.html

Увеличение подоходного налога до 20% может забрать у россиян месячный доход

В России разгорелся скандал, вызванный публикацией «Уолл-стрит-джорнел» (Wall Street Journal). Если верить этому одному из крупнейших и влиятельнейших американских изданий, речь идет о повышении налогов для физлиц, которое российским властям нужно, чтобы сократить дефицит бюджета.

Якобы прорабатываются два варианта. Первый: ввести прогрессивную шкалу, подробности, правда, неизвестны. Второй: оставить плоскую шкалу налогообложения, но резко увеличить подоходный налог (он же налог на доходы физических лиц – НДФЛ).

Читайте также:  Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

И вот здесь детали как раз приводятся: с нынешних 13% до 20%.

Подождем до выборов

Подоходный налог могут повысить после окончания выборного цикла, то есть после 2018-го года. Иначе никак. Сырьевых поступлений для исполнения бюджета правительству не хватает. Разрыв между доходами и расходами слишком велик, и без роста налогов, по данным «Уолл-стрит-джорнел», отечественные чиновники обойтись не могут.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков информацию опроверг: «Никаких решений на этот счет нет, какая будет экономическая конъюнктура в 2018 году после президентских выборов, сейчас вряд ли кто-то сможет спрогнозировать». Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что ведомство не готовит предложения по повышению фискальной нагрузки. Не знают об этом и в Минэкономразвития.

Завоевание российской экономики

Что интересно, недавно МЭР опубликовало очередной экономический прогноз. Судя по документу, предполагается, что в ближайшее время россиянам не видать роста зарплат.

Средства же, сэкономленные на оплате труда, пойдут на инвестиции в экономический рост. При этом не очень понятно, за счет чего появятся деньги. А сообщения о возможном повышении налогов в эту концепцию прекрасно укладываются.

Иными словами, чиновники готовы снова залезть в карман граждан.

В России с 2001 года действует плоская шкала налогообложения. Подоходный налог для всех, независимо от заработка, составляет 13%.

Власти обычно преподносят это как «завоевание российской экономики», потому что в других странах налоги гораздо выше. На самом деле завоевание сомнительное.

Плоская шкала характерна для отсталых экономик, в развитых используется прогрессивная: богатые платят много, бедные – мало или вообще ничего.

Депутаты Госдумы регулярно пытаются принять закон о прогрессивной шкале. Но до сего времени попытки успехом не увенчались и сомнительно, что в России отменят плоскую шкалу.

Интересы тех, кто не желает делиться с государством высокими доходами, видимо, перевешивают. Забавно, что ввести «прогрессивку» хотят коммунисты: они по примеру цивилизованных демократий желают забрать у богатых и отдать бедным.

А вот те, кто с восхищением смотрят на экономические успехи западного мира, принимать его правила не хотят.

Налог для бедных

Пока цены не нефть были высокими, власти все устраивало. После прошлых президентских выборов в правительстве обещали несколько лет не повышать налоги. Сейчас ситуация в корне изменилась. По сути чиновники уже нарушили свои обещания.

Каждый год повышаются тарифы на газ, электроэнергию, грузоперевозки. Один из последних примеров – плата за проезд по трассам для дальнобойщиков.

После введения системы «Платон» даже в Центробанке признали, что это внесет свой вклад в инфляцию.

По теме

Рост потребительских цен недаром называют «налогом для бедных». Можно убеждать граждан потерпеть высокую инфляцию, которую страна «заработала» из-за вражеских санкций, из-за обрушивших курс рубля финансовых спекулянтов. Но немалый вклад внесли и сами чиновники, повышая все что можно, ища хоть малейший повод, чтобы увеличить сборы.

Белое на серое

Впрочем, все вышеперечисленное – косвенные налоги. Прямые власти пока не трогали. Реакция на повышение подоходного налога вполне предсказуема. Часть компаний, чтобы сохранить для работников зарплаты, уйдет в тень.

Все это мы уже проходили в 1990-х. Правда, есть принципиальная разница. Во-первых, аппарат налоговой за это время окреп, и ФНС собирает налоги гораздо эффективнее. А, во-вторых, в государстве выросла роль силовиков.

Во время «медведевской» либерализации следователям запретили самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Сейчас Следственному комитету это право вернули. И те, кому в голову придет поменять белую схему на серую, могут столкнуться с большими проблемами. Власти наверняка дадут правоохранителям установку за этим проследить.

Счастливые времена

Масштаб бедствия легко может представить каждый россиянин. Достаточно отнять из своей зарплаты 7%. С одной стороны эта «счастливая» цифра не кажется слишком большой. С другой, такое повышение очень негативно отразится на жизни граждан.

Для примера возьмем среднее по стране жалованье: около 34 тысяч рублей (по последним данным Росстата). Если власти повысят подоходный налог на 7%, то обладатель этой зарплаты каждый месяц будет лишаться почти 2400 рублей.

За год эта сумма приблизится к 30 тысячам рублей. То есть, по сути, правительство может забрать у россиян месячный доход. По идее он должен вернуться к честным налогоплательщикам в виде всяких бюджетных благ.

Но вернется ли – большой вопрос.

Не надо забывать и о большой закредитованности россиян. Четверть жителей страны, по данным ЦБ, должны банкам 10 триллионов рублей.

В условиях, когда цены, в отличие от доходов, резко выросли, да еще и висит кредит – 7% могут составлять и половину свободных денег. Аргумент, что граждан никто не заставлял занимать деньги, не слишком справедлив.

Не секрет, что перед прошлыми выборами банки, в первую очередь государственные, активно предлагали средства жителям. Возьми и купи стиральную машинку, почувствуй заботу властей.

Счастливые времена, когда зарплаты росли, а деньги раздавали на каждом углу – ушли и, вероятно, надолго.

Та активность, с которой чиновники опровергают возможное повышение налогов, наводит на мысль, что оно неизбежно.

Власти словно дают сигнал: вы, уважаемые физлица, по нашему мнению, и так слишком долго жили хорошо, настало время расплаты. Кстати, чем не фраза для героя-сантехника из какого-нибудь фильма для взрослых.

Источник: https://versia.ru/uvelichenie-podoxodnogo-naloga-do-20-mozhet-zabrat-u-rossiyan-mesyachnyj-doxod

Россиян ждет налоговый капкан: 13% НДФЛ покажутся раем – МК

Правительство намерено увеличить налог на доходы физических лиц

22.02.2017 в 14:20, просмотров: 90702

НДФЛ, налог на доходы физических лиц, который сейчас составляет 13% процентов, в правительстве собираются повысить до 15%. О проработке такого варианта СМИ рассказали источники в российском Белом доме. Мы поговорили с экспертами о реальности подобной перспективы.

Не слишком утешительный бюджетный прогноз на ближайшие 3 года озвучен Минфином. При планируемых доходах дыра в бюджете может оказаться на 60% больше целевого дефицита.

В процессе поиска новых способов восполнения недостающих триллионов эксперты вернулись к старым идеям, а именно повышению налоговых сборов. На этот раз обсуждается вариант повышения единой ставки НДФЛ до 15%.

Если верить источникам, Минфин рассматривает эту меру вкупе со снижением страховых взносов, которые платят работодатели (сейчас это 30%, предполагается снизить планку до 21).

Министерство экономического развития соглашается с увеличением НДФЛ до 15%, при этом в Минэкономразвития говорят о параллельном введении «понятия» минимального дохода, который вообще не будет облагаться налогом.А еще — о повышении НДС на 3% (подробнее об этом читайте в материале «Правительство собралось «ограбить» россиян за счет повышения НДС»).

Насколько реальны эти планы, “МК” поинтересовался у экспертов.

Михаил Беляев, руководитель банковской секции общероссийской организации потребителей ФинПотребСоюз: “Минфин уже давно продумывал эту идею, которая является всего лишь свидетельством того, что данное ведомство практикует не государственный, а бухгалтерский подход к балансированию бюджета.

https://www.youtube.com/watch?v=Ogug-0YeT-k

На мой взгляд, это просто дополнительное нагромождение мероприятий, которые никогда не будут до конца справедливыми, это химерическая схема, которая в наших условиях не сработает.

Люди очень чувствительны к изменениям в налогообложении. Помните, когда власти отказались от индексации пенсий работающим пенсионерам, из сферы официальной занятости ушли более 5 миллионов пенсионеров. Будем надеяться, что очередная инициатива Минфина – только информация к размышлению”.

Вячеслав Шинкарев, эксперт компании “СКБ Контур”: “На самом деле сложно давать оценку каких-то не оформленных пока в законодательные акты намерений чиновников. Дьявол традиционно кроется в мелочах. В конечном счете, все будет зависеть от того, как эта инициатива будет отражена в законе.

Само по себе повышение ставки НДФЛ с 13 до 15%, особенно если это произойдет вместе с предполагаемым снижением страховых взносов, не представляется чем-то из ряда вон выходящим, скорее даже это положительное  явление для бизнеса.

Однако существуют разные нюансы, которые при практической реализации таких изменений могут заметно осложнить ситуацию.

Например, озвучивается прогрессивность налога (введение некоторой необлагаемой суммы).

На практике это может обернуться сложностями корректного расчета НДФЛ для тех организаций, у которых есть обособленные подразделения, и работник в течении месяца мог поработать в нескольких из них. В такой ситуации НДФЛ надо рассчитать отдельно по обособленному подразделению. Как в этом случае применять «необлагаемую» сумму, совершенно не ясно.

На самом деле, хотелось бы, чтобы кроме повышения ставки налога инициаторы изменений подумали над упрощением правил исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджет налоговыми агентами, по примеру тех же страховых взносов.

Ни для кого не секрет, что 2016 год был очень сложным годом для бухгалтеров компаний – именно из-за НДФЛ (относительно новая отчетность по форме 6-НДФЛ). Да и сейчас выполнить все требования Налогового кодекса по НДФЛ довольно проблематично».

На практике, если НДФЛ будет повышен, пострадают прежде всего простые граждане — подсчитайте, на сколько уменьшится ваш доход. Каковы бы ни были нюансы правительственных планов по увеличению налогового бремени на россиян, без сомнения, их общий вектор не изменится.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2017/02/22/rossiyan-zhdet-nalogovyy-kapkan-13-ndfl-pokazhutsya-raem.html

Повысят ли НДФЛ после выборов? 15% или прогрессивная шкала

Как известно, в России уже 17 лет действует плоская шкала НДФЛ — налог исчисляется по ставке 13% для всех категорий налогоплательщиков. Однако чиновники и депутаты постоянно высказываются о возврате к прогрессивной шкале налогообложения.

Поскольку даже глава государства Владимир Путин допускал еще несколько лет назад, как минимум, частичный отказ от плоской шкалы, вполне возможно, вскоре после выборов налогоплательщиков НДФЛ ждут сюрпризы.

Какими они будут: повысится ставка до 15% или будет введена прогрессивная шкала, пока не ясно.

Что случилось?

18 марта 2018 года Россия будет выбирать Президента на следующие 6 лет. До конца этого года также действует мораторий на повышение налогов. Но выборы отшумят, и бизнесу и гражданам можно ожидать чего угодно.

В первую очередь взгляды различных политических деятелей и чиновников-реформаторов обращены к одному из самых массовых налогов — на доходы физических лиц. Плательщиками НДФЛ являются абсолютно все граждане, получающие доходы. Налог является местным и существенно пополняет бюджет.

Именно поэтому чиновники и депутаты постоянно обсуждают возможность изменения его ставки 13%. Ведь даже ее повышение до 15% принесет бюджету дополнительные весомые средства, которых сейчас так не хватает.

Примечательно, что сторонников этой непопулярной меры довольно много.

О ней высказывались и сам действующий Президент РФ Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев, а также вице-премьер Ольга Голодец, которая курирует в правительстве социальный блок.

Чего уж говорить о Минфине, который заинтересован в наполнении бюджета в первую очередь. Вот и теперь журналисты выяснили, что в кабмине кулуарно обсуждают повышение ставки НДФЛ до 15% для граждан с годовыми зарплатами в 7–10 млн рублей.

Повышение ставки НДФЛ до 15%

Проще всего для чиновников не изменять подход к исчислению налога, а просто взять и повысить его, например, до 15%. Ведь в России в настоящее время подоходный налог довольно низкий, по сравнению с другими государствами, граждане которых отдают государству по 30% от доходов.

Сторонники такой простой, но очень непопулярной меры объясняют, что одинаковая ставка для всех плательщиков очень удобна для администрирования. Чтобы защитить граждан с небольшими доходами, чиновники намерены увеличить вычеты.

Дополнительные деньги, которые получит бюджет от повышения НДФЛ, планируется отправить на развитие образования и здравоохранения.

При этом, слухи о таком повышении НДФЛ ходят давно. В 2017 году президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин рассказывал, что экономический блок правительства обсуждает вариант налогового манёвра по формуле «21/20», предполагающей увеличение НДФЛ до 15%. Однако пока эта идея реальной поддержки в правительстве не нашла. А Дмитрий Медведев даже назвал такую меру вредной.

Прогрессивная ставка

За прогрессивную ставку уже давно ратуют коммунисты, ЛДПР и Справедливая Россия. Эти политические силы ежегодно направляют в Госдуму законопроекты о дифференцировании ставки налога в зависимости от доходов плательщиков.

В частности, в прошлом году представитеи КПРФ предлагали внести в Налоговый кодекс РФ поправки, в соответствии с которыми доходы ниже 100 тысяч рублей в год должны облагаться НДФЛ по пониженной ставке в 5%.

Одновременно доходы свыше 3 млн рублей в год должны облагаться НДФЛ по повышенной ставке в размере от 15% до 25%. Депутаты указывали, что прогрессивная шкала НДФЛ затронет порядка 484 100 человек — 0,72% от общей численности налогоплательщиков.

Коммунисты, а вместе с ними и социал-демократы уверены, что дифференцированный подход к налогообложению пойдет на пользу гражданам с небольшими доходами, но позволит сохранить и даже увеличить поступления в бюджет за счет НДФЛ обеспеченных граждан.

Ясность наступит весной

Каким будет решение власть имущих по НДФЛ, станет ясно только после марта 2018 года. Скорее всего, до того времени в Госдуму опять поступит пачка законопроектов от ведущих политических партий о введении прогрессивной ставки. Но последнее слово, как обычно, останется за Минфином и Правительством.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Источник: http://ppt.ru/news/141240

Слишком бедные для прогресса: повысят ли в России подоходный налог

Налоги — это не дойка кошельков граждан, а инструмент развития страныФото: studiostoks/Depositphotos.

com

«Пока время для таких решений не пришло», — сказал недавно глава МЭР Максим Орешкин по поводу введения в России прогрессивной шкалы НДФЛ в ответ на очередной подобный законопроект, внесенный в феврале в Госдуму. Какая шкала лучше — плоская или прогрессивная? Ответ россиянам может не понравиться.

Подумают: грабят

По данным некоторых СМИ, сразу после президентских выборов премьер Дмитрий Медведев провел совещание с членами правительства, на котором обсуждалась возможность повышения подоходного налога с 13% до 15% с введением некоего необлагаемого минимума.

Напомним, что существуют два способа взимать налог на доходы: пропорциональная система и прогрессивная. Первая подразумевает плоскую шкалу: все платят одинаковую долю от своего дохода. В России с 2001 года это 13% (в большинстве случаев).

Прогрессивная система подразумевает, что богатые платят больше не только в абсолютном, но и в относительном выражении: чем больше доход, тем выше ставка налога. В 1990-х годах в России существовала прогрессивная шкала, но в 2000 году она была заменена на плоскую.

Главной целью такой замены было повысить собираемость налогов и вывести бизнес из тени.

Собираемость налогов и правда удалось сильно поднять, но последние годы на фоне неуклонно увеличивающегося разрыва в доходах между богатыми и бедными все чаще стали слышаться разговоры, что в России пора уже снова вводить прогрессивную шкалу. Чтобы богатые платили больше. Власть пока сопротивляется.

Читайте также:  Возврат ндс при экспорте из россии

Только прошлой осенью Госдума отклонила в первом чтении четыре законопроекта о введении прогрессивной шкалы.

В январе 2018 года министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что единая ставка в 13% пересматриваться не будет.

Правы ли в Госдуме и правительстве, оказываясь от законного способа отъема денег у населения? Большинство экспертов склоняется к мнению, что время прогрессивной шкалы в России еще действительно не пришло.

«Введение прогрессивной шкалы возможно лишь в условиях устойчивого экономического роста и ярко выраженных признаков развитой экономики, а именно: стабильности внутреннего спроса, при стабильном курсе валюты и развитом финансовом рынке, а также развитом промышленном комплексе, — говорит руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA Евгения Абрамович. — Пока Россия остается развивающейся страной, в отношении которой сохраняются достаточно высокие как экономические, так и политические риски, прогрессивная шкала налогообложения будет означать социальную напряженность и массовый уход бизнеса в тень».

Не готово к переходу на прогрессивную шкалу и само население: длительный советский период, когда люди поколениями не соприкасались с государством в части налогообложения их доходов, еще не забыт. А воспитание в гражданах ответственных налогоплательщиков еще не завершено, полагает адвокат практики налогового консалтинга «ФБК Право» Дмитрий Парамонов.

https://www.youtube.com/watch?v=k_aJAGuuypM

Каковы же главные аргументы «за» и «против» прогрессивной шкалы в современной России? Все аргументы «против» строятся на том, что введение прогрессивной шкалы означает увеличение налоговой нагрузки. А наш народ, особенно на фоне падения реальных доходов четыре года подряд, к такому повороту не готов.

На самом деле не 13%

«Простое увеличение налоговой нагрузки в связи с введением прогрессивной шкалы будет выглядеть как совершенно неприкрытый грабеж на ровном месте», — считает Дмитрий Парамонов.

«Каким бы ни был этот закон и какой бы ни была шкала, восприниматься экономически активным населением они будут негативно, так как Россия — страна с традиционно достаточно низкой собираемостью налогов, — говорит Евгения Абрамович. — Скажем, в прошлом году, по данным Счетной палаты, российские предприятия недоплатили почти триллион рублей».

По ее словам, дело не в национальном менталитете или несовершенстве системы сбора налогов, а в том, что налоги в России, в отличие от многих развитых стран, вовсе не гарантируют гражданам соблюдения их прав.

Но есть один момент, который часто оказывается в тени дебатов о налоговой шкале. Главным аргументом сторонников увеличения налогов (будь то введение прогрессивной шкалы или просто повышение ставки при сохранении плоской) является то, что нынешняя ставка в 13% — одна из самых низких в мире. Дескать, россияне и так слишком избалованны. Но это не совсем так.

Во-первых, шкала у нас хотя и плоская, но разнообразная: не все виды доходов облагаются по ставке в 13%. Эта ставка относится к заработной плате, полученным дивидендам и к доходу от сдачи недвижимости в аренду. А, например, выигрыш в лотерее облагается налогом в 35% (если его сумма или стоимость превышает 4 000 рублей).

Под такую же ставку попадает доход, полученный от слишком высоких ставок по депозитам в банке или от слишком низких ставок при кредитовании. Есть еще отдельные ставки для нерезидентов, работающих в России.

Но даже эти 13%, которыми ограничивается уплата подоходного налога для подавляющего числа россиян, всего лишь надводная часть айсберга.

«Дело в том, что косвенный налог на доходы в России — один из самых высоких в мире, он составляет почти 50% (платит его работодатель), — поясняет Абрамович.

— Если ввести еще и прогрессивную шкалу, в некоторых случаях он может достичь и 65%, то есть уровня налогов для людей с доходом свыше 50 тысяч евро в месяц в Швеции.

В ЕС в настоящий момент это самый высокий коэффициент налогообложения для частных лиц».

Поэтому если уж и браться за подоходный налог, то необходимо задуматься о комплексном реформировании налоговой системы в части, касающейся налогообложения граждан.

«Необходимо дать гражданам более широкие возможности для налоговых вычетов, чтобы увеличение налогового бремени было хоть в какой-то степени скомпенсировано возможностью его легального уменьшения, — уверен Дмитрий Парамонов из ФБК.

— В настоящее время возможности у граждан в части вычетов крайне ограниченны».

«Единственный аргумент в пользу прогрессивной шкалы заключается в том, что основная масса людей, получающих сверхвысокие доходы в виде зарплаты, являются государственными чиновниками или топ-менеджерами предприятий с государственным участием, — рассказывает Евгения Абрамович. — Такого рода законопроект мог бы создать некоторую иллюзию экономической заботы государства о населении и стать достаточно существенным экономическим импульсом для роста деловой активности».

То есть, по сути, мы говорим о том, что основа таких предложений — популистская.

Плоский вместо прогрессивного

А в это время в Италии популистские партии продвигают противоположную идею — ввести в стране плоскую шкалу налогов. Сейчас итальянцы платят подоходный налог в размере от 23% до 43%. Накануне недавних парламентских выборов «Лига Севера» обещала ввести плоскую шкалу в 20%, а «Вперед, Италия!» — 23%.

«Согласно самым консервативным расчетам, предложение «Лиги Севера» позволило бы собирать налогов на сумму 94 миллиарда евро в год, что на 58 миллиардов евро меньше нынешнего уровня, — рассказал ИА «Банки.ру» экономист, глава департамента Национальной комиссии Италии по компаниям и бирже (регулятор финансовых рынков) Энеа Франца.

— Иными словами, предложение «Лиги» стоило бы Италии 58 миллиардов евро».

Какой должна быть ставка, чтобы бюджет не пострадал? По мнению Францы, бюджет будет сбалансирован при плоской ставке в 35%. «Я считаю, что рассматривать переход к плоской шкале имеет смысл только начиная с уровня в 35%», — говорит экономист.

Но, скорее всего, вести такие разговоры в целом бессмысленно. Франца обращает внимание на то, что прогрессивный принцип налогообложения прописан в самой Конституции Италии — в статье 53. Изменение Конституции — задача нелегкая. Насколько она была бы оправданна?

«В условиях вялого роста и общеевропейской проблемы низкой инфляции, а также нарастающего кризиса финансового сектора страны временное введение плоской шкалы вполне оправданно, — считает Евгения Абрамович.

— С одной стороны, это поможет уравнять шансы северян и южан, с другой — избавит государство от части социальных обязательств, которые оно, в силу вялого экономического роста, не может выполнять в полной мере».

С этой позицией не согласен Дмитрий Парамонов. «Сторонниками введения плоской шкалы руководит желание установить видимое равенство, но на самом деле плоская шкала только увеличивает разрыв между богатыми и бедными, — полагает эксперт. — Выиграют от этого только богатые. Не налоги увеличивают благосостояние, а доходы, получаемые гражданином и государством в целом».

Плоская шкала как диагноз

Существует ли некий общий принцип, по которому то или иное государство выбирает систему налогообложения доходов частных лиц? Да. И ответ на этот вопрос не комплиментарен для России.

https://www.youtube.com/watch?v=gEM1zXyYv7w

Посмотрите на список стран, в которых применяется плоская шкала. Находите нечто общее между ними?

Список некоторых стран с плоской шкалой подоходного налога

Государство

Налоговая ставка, %

Абхазия

10

Андорра

10

Белоруссия

12

Боливия

13

Болгария

10

Венгрия

16

Гонконг

15

Гренландия

37

Джерси

20

Казахстан

10

Киргизия

10

Латвия

24

Македония

10

Румыния

16

Сербия

12

Тринидад и Тобаго

25

Чехия

15

Черногория

9

Эстония

21

Ямайка

24

Большинство стран мира, в которых применяется плоская шкала, — развивающиеся. Почти все из малочисленных развитых стран, оказавшиеся в этом списке, — налоговые оазисы. Оставим их за пределами нашего внимания. Итак, плоская шкала распространена в развивающихся странах.

Это случайно? Нет, как и то, что практически все развитые страны используют прогрессивную шкалу. Градация может различаться. Например, быть слабовыраженной, как в Японии, или экстремально высокой, как во Франции.

Но суть остается общей: до прогрессивной шкалы налогов надо дорасти: и обществу, и самому государству.

Плоская шкала: мотор развития

«Плоская шкала способствует собираемости налогов и развитию деловой активности, — объясняет Евгения Абрамович. — На микроуровне это один из важнейших экономических факторов роста предпринимательства и занятости.

Бизнесу нужно точно понимать правила игры, а работникам — какие отчисления их ждут.

В условиях отсутствия специальных институтов проверки добросовестности работодателя в отношении своих сотрудников (профсоюзы с этой функцией не справляются) это необходимое условие для комфортного роста бизнеса».

Граждане не сильно утруждают себя подсчетом налога, четко представляя, какую часть придется отдать государству.

«На макроуровне плоская шкала налогообложения обеспечивает легкость собираемости налога, задачи по администрированию возлагаются на налоговых агентов, то есть бизнес, который перечисляет налоги государству», — добавляет Дмитрий Парамонов.

То есть в целом с существующим уровнем налогообложения общество смиряется. А государство не прилагает дополнительных усилий по сбору налогов.

У плоской шкалы есть еще один неоспоримый плюс — вывод денег из тени.

«Введение плоской (недиверсифицированной) шкалы позволяет снизить налоговую нагрузку на физических лиц с высоким уровнем дохода, — указывает доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Татьяна Сафонова.

— Это стимулирует вывод доходов физических лиц из тени, облегчает налоговое администрирование и позволяет в целом увеличить налоговые поступления без существенного повышения затрат на проведение контрольных мероприятий».

Прогрессивная шкала: справедливость и ответственность

«Прогрессивная шкала вводится тогда, когда средний класс начинает расслаиваться по степени доходов», — говорит Евгения Абрамович.

В основе прогрессивной шкалы налогообложения лежит идея максимальной справедливости налогового бремени: богатые должны платить больше, чем бедные.

Причем эта справедливость должна воплощаться как в абсолютном (сумма налога), так и в относительном (ставка) выражении.

«Прогрессивная шкала на макроуровне, помимо увеличения суммы собираемого налога в абсолютном значении, решает вопрос уменьшения разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными, — отмечает Дмитрий Парамонов. — Очень большую чувствительность имеют вопросы как установления «ступеней» прогрессивной шкалы, так и ставок».

При прогрессивной шкале граждане сильнее вовлечены в процесс расчета налога, больше взаимодействуют с налоговыми органами и более заинтересованы, чтобы и окружающие не считали за доблесть уклонение от налогообложения.

«В целом прогрессивная шкала свойственна странам, в которых государство готово к открытому диалогу с гражданским обществом.

А само общество осознает свой общий интерес и не только платит налоги, но и само передает в руки государства тех, кто уклоняется от их уплаты», — добавляет Парамонов.

Это свойственно даже Италии. Вроде бы тоже страна с правовым нигилизмом, как и Россия, тоже процветают серые схемы. Но не в таких масштабах, как в России. Что же касается стран с более сильной трудовой этикой, например, на севере Европы общественный контроль крайне силен не только в части сбора налогов, но и в части последующей траты государственных денег.

Одним из наиболее ярких примеров может стать отставка вице-премьера Швеции Моны Салин в 1995 году после того, как она купила две шоколадки, расплатившись рабочей кредиткой, а расследование показало, что всего на личные цели она потратила немногим менее 7 тыс. евро.

Татьяна Сафонова проводит параллель между высоким уровнем налогообложения в Северной Европе и высоким стандартом социальных услуг, получаемых за счет государства.

Но, конечно, не стоит идеализировать ситуацию. Да, на бумаге богатые платят больше. А на практике…

«Ирония в том, что состоятельные граждане имеют возможность пользоваться инструментами, которые позволяют им легально платить существенно меньше, чем предполагается, либо не платить налоги вовсе, — отмечает Дмитрий Парамонов.

— Государство в результате существенно ужесточает наказание за противоправное уклонение от уплаты налогов, но ничего не может поделать с теми, кто закон не нарушает». Основная нагрузка в итоге ложится на средний класс и на обеспеченных, а вовсе не на самых богатых.

Причем речь идет именно о легальных инструментах. Накануне своего избрания президентом Дональд Трамп любил прихвастнуть, что платит налогов меньше, чем уборщица в его офисе.

Ждать ли нам увеличения налогов?

Можно ли после слов Орешкина и Силуанова считать дискуссию о введении прогрессивной шкалы подоходного налога в России законченной? Вряд ли. Скорее всего, скоро мы услышим об очередной инициативе.

Не стоит забывать и о том, что полтора года назад в своем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин говорил о необходимости пересмотреть налоговую систему в 2018 году, чтобы 2019-й встретить уже «с новыми стабильными правилами на долгосрочный период». Вполне возможно, что теперь он вспомнит о своих словах.

И дело не только в том, готово общество или нет, а в том, что государству нужны деньги. Для этого, возможно, придется повышать налоги. Но какие?

«В ситуации кризиса эффективным считается повышение налоговой нагрузки на физических лиц и снижение уровня налогообложения бизнеса, — говорит доцент РАНХиГС Татьяна Сафонова. — Этому может способствовать введение прогрессивной шкалы для налога на доходы физических лиц».

Соглашаясь, что в таком случае существует риск роста теневых доходов, Сафонова все же полагает, что «несущественная диверсификация шкалы со снижением до нуля для беднейшего населения и незначительным поднятием для обеспеченных слоев населения, вероятно, способствовала бы стимулированию экономики и поднятию уровня жизни».

Однако такие налоговые изменения неизбежно повлекут, с одной стороны, перенос обязанности по уплате налога на самого налогоплательщика, а с другой — государству придется потратиться на усиление администрирования процесса декларирования и уплаты налогов, обращает внимание Дмитрий Парамонов.

И государство должно тщательно рассчитать, стоит ли это делать, учитывая, что население России в целом очень небогато. «Если государство будет готово к таким открытым отношениям со своими налогоплательщиками, то можно начинать процесс трансформации налоговой системы в сторону введения прогрессивной шкалы.

В противном случае лучше оставить все как есть, пока оно работает», — заключает Парамонов.

Милена БАХВАЛОВА, Banki.ru

Источник: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10340961

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector