Сроки репатриации валютной выручки

Репатриация валюты – это

В сфере бизнеса и политики выражением “репатриация валюты” никакого не удивить. Но если вы далеки от политики и бизнеса, то вам будет интересно узнать значение этой процедуры.

Что имеется ввиду под данной процедурой

Репатриация валюты – это процедура, которая осуществляется с целью возврата денежных средств на родину из другого государства.

Под репатриацией также понимают сознательную попытку государственных лиц вернуть денежный капитал, который незаконным путем был переведен за границу. В этом случае репатриация – это инструмент для правительства и Банка России:

  1. осуществлять контроль показателей инфляции;
  2. следить за изменениями курса государственной валюты;
  3. контролировать уровень качества финансовых расчетов.

Процедура репатриации будет также полезной в случае экспорта капитала. В данной ситуации репатриация позволяет государству повысить:

  1. показатели валютно-обменных операций;
  2. показатели национального баланса платежей.

В процессе репатриации валюты принимают участие два государства – государство, которое хочет вернуть денежные средства, и государство, в котором эти деньги находятся.

Для чего государству нужна репатриация валюты

Репатриацию валюты используют как способ экономического развития страны. К этой процедуре вспоминают, когда в государстве прогрессирует кризис. В этот период правительство старается ограничивать потоки денежных средств. Когда экономическая ситуация в стране становится более стабильной, правительство послабляет ограничения на экспорт и импорт денежных капиталов.

Регулировать денежные потоки могут также для удовлетворения интересов национальных компаний-монополий.

Процедура репатриации прибыли государства

Бывают случаи, когда государство решает получить прибыль, которую оно получило от иностранных вложений. Репатриация прибыли в этой ситуации связана с акциями. Возврат денежной прибыли обозначает продажу акций.

Процесс продажи акции – это их обмен на валюту, которую государство-продавец может легко обналичить на своей территории. После продажи продавец уходит из рынка. Покупать и продавать акции государство может несколько раз в день.

Репатриация валюты и налоговая

Некоторые страны не упускают возможности пополнить государственную казну при осуществлении процедуры репатриации денежных капиталов. Они взымают налог при выводе денежных средств в другие страны. Уплатить этот налог – это обязанность субъекта, который осуществляет процедуру перечисления доходов. Как правило, данный налогообложения касается пассивных доходов.

Некоторые государства узаконили на такой случай особые виды налоговых вычетов. К примеру, иностранный бизнесмен, который уплатил такие налоги, получает от государства “подарок” в виде снижения размера налогов.

Размер налоговой ставки на репатриацию доходов

Пока не разработано никаких универсальных международных правил, которые могли бы регулировать процесс уплаты налогов на репатриацию дохода.

Кроме того, каждая страна может иметь собственную систему сбора денежных средств в государственный бюджет. Например, Кипр установил нулевую налоговую ставку.

Страны, которые являются участниками ЕС, устанавливают налоговую ставку на уровне 10% и выше.

Тенденции развития процедуры репатриации в России

Для России процедура репатриации является вариантом защиты экономической системы от оттока денежных капиталов за границу.

На данный момент репатриация валютной выручки – это самое приоритетное законодательственное направление. В будущем правительство будет ужесточать и детализировать этапы репатриации с участием резидентов РФ.

Источник: https://LawCount.ru/otchet/repatriatsiya-valyutyi-eto/

Репатриация валютной выручки — обязательность возврата

Репатриация в валютном законодательстве

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов

Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению

Когда возврат валютной выручки не обязателен

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Вина в невозврате денег в РФ

Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Репатриация в валютном законодательстве 

Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора. 
  3. Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).    

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов 

До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части).

Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли.

Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

Источник: https://rusjurist.ru/valyutnoe_regulirovanie/repatriaciya_valyutnoj_vyruchki_obyazatelnost_vozvrata/

Что такое репатриация валютной выручки и как проходит эта процедура, что нужно знать, чтобы не получить штраф?

101 миллион > Бухучет > Прочие расчеты > Выручка > Что такое репатриация валютной выручки и как проходит эта процедура, что нужно знать, чтобы не получить штраф?

Термин «репатриация» обозначает возвращение на родину. Его можно применить в отношении возвращения в родное государство граждан, беженцев, военнопленных, а также облигаций, капитала и выручки.

Установление правил репатриации, является важным рычагом в валютном регулировании каждой страны.

Понятие и порядок возврата валютной выручки, а так же многие другие аспекты, более подробно рассмотрим в статье.

<\p>

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 . Это быстро и !

Что это такое?

Репатриация валютной выручки представляет собой возвращение резидентом валютной выручки, которую он получил в результате заключения внешнеэкономической сделки. Следует отметить, что законодатель обязывает это сделать в отношении как иностранной, так и национальной валюты. Репатриация очень важна в поддержке объема материальных благ в государстве.

Ее суть состоит в том, что экономические агенты, участвующие в международных торговых отношениях не должны полученную выручку оставлять в стране контрагента.

Если из родной страны ушли материальные блага в виде, например, товара, то и уплаченные за них финансовые средства должны поступить сюда же. Основные правила, регулирующие порядок репатриации иностранной и валютной выручки отражены в статье 19 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Репатриацию должна быть совершена при возникновении двух видов правоотношений:

  1. Составляют отношения, в процессе которых по определенным договорам резиденты передают нерезидентам товары, информацию, исключительные права интеллектуальной собственности, а также оказывают услуги.
  2. Отношения, при которых обязательства не исполнены должным образом. Это случаи, когда резидент уплатил нерезиденту валюту за определенные соглашением товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности и исключительные права на них, а иностранный контрагент не выполнил свою обязанность по ввозу данных благ на территорию Российской Федерации. Этот блок отношений очень важен, так как часто является средством мошенничества.

Важно! Законодатель умышленно включил их в закон, что бы исключить умышленный вывоз валюты из страны.

В данном процессе участвуют три стороны. Резидент, нерезидент и банк резидента.

  1. Заключив внешнеэкономическое соглашение экономический агент должен известить уполномоченный банк о:
    • предельном сроке по истечении, которого на расчетный счет резидента поступят деньги от иностранного контрагента в соответствии с условиями, указанными в договоре;
    • предельном сроке по истечении, которого нерезидентом будут переданы товары, выполнены работы, оказаны услуги.
  2. Далее нужно оформить в банке паспорт сделки. Порядок его оформления установлен Инструкцией от 4 июня 2012 года № 138-И, утвержденная ЦБ РФ.
  3. После поступления валютной выручки на счет резидента, он должен принести соответствующую справку в уполномоченный банк для снятия с контроля данной сделки. Сроки предоставления данной справки варьируют в зависимости от вида валютной операции. Они также установлены в вышеназванной Инструкции.
  4. Если контрагент не выполнил свои обязательства по репатриации, резидент должен обеспечить поступление на свой банковский счет страховых выплат риска репатриации по договору страхования. Только в таком случае обязательства по репатриации будут считаться выполненными резидентом.
  5. Обязательство по репатриации может перейти к другому лицу (фактору), если ему уступлено право требования исполнения обязательств по заключенному договору.

    Внимание! При поступлении финансовых средств на счет фактора из-за границы, он обязан известить об этом лицо, уступившее ему право требования в течении 5 рабочих дней.

Когда не требуется?

Возвращать выручку на родину это общее правило. Однако из каждого правила есть исключения. Итак, резиденты могут не осуществлять зачисление национальной и валютной выручки, если выручка:

  1. Зачислена на счет юридического лица-резидента в иностранном банке для исполнения его обязательств по кредитным или долговым обязательствам перед правительственными агентами других стран, а также резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
  2. Связана с расходами резидента по возведению сооружений в иностранном государства, но только на время строительства.
  3. Получена от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами РФ, и направлена для покрытие расходов по их проведению, но на период проведения этих мероприятий.
  4. Является взаимозачетом по обязательствам агентов в области рыбной и транспортной отраслях, по обязательствам перестрахования, по обязательствам в газовой отрасли, в том числе связанных с транзитом газа.
  5. Зачислена транспортным организациям на их иностранные счета, но только для целей выполнения их функций за пределами РФ.

В какие сроки нужно осуществить?

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» репатриацию нужно осуществить в сроки, установленные внешнеэкономическими контрактами. Законодателем установлена такая обтекаемая норма в связи с тем, что каждые договорные отношения индивидуальны.

По некоторым оплата производится единовременно, по другим частями (например, ежеквартально). По некоторым оплата производится по факту доставки продукции, по другим только авансовым платежом. Таким образом, заключая внешнеэкономическое соглашение, уделите особое внимание пунктам о репатриации, с той целью, чтобы быть в силах исполнить требования действующего законодательства в этой части.

Ответственность и штрафы

За невыполнение требований валютного законодательства в сфере репатриации установлена следующая ответственность.

Невыполнение обязанности по поступлению валютной выручки на счет резидента по внешнеэкономическому контракту (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ) Невыполнение обязанности по возврату уплаченной валюты за навезённые товары, оказанные услуги, выполненные работы (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ)
Должностные лица 4000-5000 руб. одна стопятидесятая ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ.
Юридические лица 40 000-50 000 руб.
Читайте также:  Налоговым периодом по ндпи признается

Институт репатриации валютной выручки играет большую роль в финансовых процессах государства. С одной стороны, он обеспечивает удержание материальных благ в государстве, с другой стороны обеспечивает родину иностранной валютой. Бытует мнение, что данное обязательство ограничивает свободу экономических агентов, заключающие гражданско-правовые соглашения.

Однако, государству в первую очередь нужно думать о благосостоянии государства.

Источник: https://101million.com/buhuchet/prochie-raschety/vyruchka/repatriatsiya.html

Актуальные проблемы репатриации валютной выручки



В статье на основе обобщения судебной практики проанализированы различные проблемы, связанные с привлечением к ответственности за нарушение требований о возврате валютной выручки продавцами-резидентами.

Ключевые слова: репатриация валютной выручки, продавец-резидент, зачисление выручки от экспорта товаров, работ, услуг, участники внешнеторговой деятельности

Институт репатриации валютной выручки российскими резидентами является предметом регулирования Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валюте) [1].

Законоположения в данной части направлены на удержание нерегулируемого ввоза капитала за рубеж. Большое значение, которое придается этой проблеме, обусловлено возможными существенными экономическими потерями, а также опасностями правового характера для самих резидентов.

Законом о валюте содержит нормы, предусматривающие обязанность по репатриации валютной выручки.

В соответствии со ст. 19 названного Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, анализ положений ст.

19 Закона о валюте позволяет сделать вывод о том, что если участник внешнеэкономической деятельности не выполняет требования закона о возврате валютной выручки, не контролирует получение от своих контрагентов-нерезидентов оплаты по договору, он рискует оказаться подвергнутым ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.

Резиденты могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 4 или ч. 5 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ).

Если мы обратимся к общим правилам привлечения к административной ответственности, то увидим, что согласно ч. 2 ст. 2.

1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из этого правила следует вывод, что при рассмотрение дела в отношении резидента по обстоятельствам, связанным с невозвратом валютной выручки, необходимо дать оценку мерам, принятым лицом для получения от нерезидентов оплаты по договору в установленный срок и зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или возврата денежных средств, перечисленных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

Складывающаяся практика по оценке таких мер, а также поведения резидента, является неоднозначной и противоречивой, нередко суды при схожих обстоятельствах трактуют их по-разному, что вызывает вопросы.

Так, в одних случаях, по мнению суда, что доказательствами принятия мер по соблюдению требований закона являются — телефонные переговоры с контрагентом-нерезидентом, направление писем, требований либо напоминаний о сроках платежей, необходимости погашения задолженности [2], в других случаях суды принимают во внимание факт подачи иска к контрагенту, освобождают от ответственности только при предоставлении одновременно нескольких доказательств принятия необходимых мер по получению валютной выручки [3].

Отметим, что нередко на практике организации с целью избежать негативных последствий, связанных с привлечением к административной ответственности и наложением крупного штрафа, пролонгируют договор, увеличивая срок расчета, срок оплаты поставки товаров, работ, услуг, заключают для этого различные дополнительные соглашения либо применяют неденежные формы расчетов с нерезидентами, например, встречную поставку товаров.

Такого рода попытки суды трактуют как стремление уйти от ответственности и не принимают во внимание при оценке возможности освобождения от наказания [4].

В частности, Верховный Суд Российской Федерации не счел возможным освободить от ответственности организацию, которая договорилась с контрагентом-нерезидентом об оплате неполученной валютной выручки встречной поставкой товаров, несмотря на то, что стоимость товаров в несколько раз превысила сумму неполученной выручки [5].

В научной литературе встречается точка зрения, которая содержит очень рациональные доводы, согласно которым жесткая ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки далеко не всегда содействует борьбе с утечкой капитала из страны, а наоборот, может создать отрицательные последствия для добросовестных участников внешнеторговой деятельности [6].

Так, организация, которая поставила товары на экспорт и при этом не получила за них выручку из-за недобросовестности контрагента, дополнительно еще и обязана уплатить значительную сумму административного штрафа (заметим, что штрафы достигают нескольких миллионов рублей [7]).

В результате вместе целенаправленной взвешенной работы по получению в установленном порядке денежных сумм с контрагента-нерезидента организация начинает заниматься продлением действия сроков расчета.

Следует признать, что санкции, установленные ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, являются весьма жесткими и не всегда позволяют учитывать добросовестное поведение организации-резидента. Ранее применение суровых мер вписывалось в контекст требований ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 09.10.

1992 N 3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле», которым были установлены предельные сроки для оплаты по экспорту и импорту товаров (работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

В условиях современного валютного регулирования, когда стороны внешнеторговой сделки вправе самостоятельно определять сроки оплаты, вопросы, касающиеся применения подобных санкций, нуждаются в дополнительном обсуждении.

Нельзя в этой связи не отметить решение Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о конституционности ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, которое имело большое значение для многих российских предпринимателей, столкнувшихся со схожими проблемами.

В Конституционный Суд Российской Федерации обратилось ЗАО «Орлэкс», которое в своей жалобе сослалось на то, что положения п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и ч. 4 ст. 15.

25 КоАП РФ содержат неопределенность в том, какие конкретно меры являются достаточными для соблюдения продавцом-резидентом установленной законом обязанности по обеспечению получения от контрагента по договору иностранной валюты [8].

Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО «Орлэкс», Конституционный Суд Российской Федерации применил к правоотношениям, возникающим в сфере валютного регулирования и валютного контроля, правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П применительно к таможенным правоотношениям, согласно которой при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами; при этом он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания [9].

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации посчитал соответствующим Конституции Российской Федерации привлечение российских участников внешнеторговой деятельности к публично-правовой ответственности за действия третьих лиц, поведение которых они не имеют возможности контролировать, и предложил привлеченным к ответственности лицам рассматривать в качестве убытков взысканные с них в административном порядке штрафы своим иностранным контрагентам.

Полагаю, что данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, содержит очень важное положение, состоящее в том, что ответственность за нарушение правил валютного регулирования должна применяться лишь при условии наличия возможности для их соблюдения, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по соблюдения соответствующих правил.

На мой взгляд, существующая практика применения Закона о валюте в части привлечения к административной ответственности за нарушение правил о репатриации валютной выручки нуждается в совершенствовании:

1) следует определить четкие критерии добросовестного поведения организации-резидента, позволяющие определить достаточность мер, предпринимаемых для истребования неполученной валютной выручки;

2) обеспечить возможность (обязательность) страхования рисков невозврата валютной выручки, денежных средств, а также закрепить правила о предоставлении контрагентом-нерезидентом обеспечения возврата денежных средств.

Литература:

  1. Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859.
  2. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.05.2015 № Ф01–1585/2015 по делу А82–13654/2014 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Источник: https://moluch.ru/archive/181/46682/

Отмена репатриации валютной выручки ударит по рублю

Компаниям приходилось продавать почти всю экспортную выручку на локальном рынке.

Если компании будут не в полном объеме конвертировать свою экспортную выручку в рубли, при сохранении валютных интервенций Минфина произойдет некоторое ослабление рубля, объясняет аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. При этом бюджет выиграет, так как рублевая цена на нефть вырастет и профицит бюджета будет больше, говорит он.

Аналитик Нордеа-Банка Денис Давыдов соглашается, что если рынок лишится части валютной выручки, может произойти давление на российский рубль. Однако влияние на бюджет не обязательно будет позитивным.

«Да, рубль будет более слабым, однако важно, чтобы у государства имелась и валюта для выполнения внешних обязательств и для пополнения резервов. А если государство недополучает часть валютных средств, это вызывает риски финансовой стабильности. То есть ситуация не столь однозначна», — заключает Давыдов.

Половинчатые меры

В целом, послаблений, озвученных Минфином, недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию на рынке или даже полноценно защитить попавшие под санкции компании, сходятся во мнении опрошенные Forbes эксперты.

Если чиновники ограничатся только вопросом о штрафах, решится лишь часть проблем, с которыми столкнулись «токсичные» санкционные компании, говорит главный экономист банка ING по России и СНГ Дмитрий Полевой.

«Компании, попавшие под санкции, физически не могут репатриировать свою выручку. С этой точки зрения, послабление необходимо, чтобы эти компании не попадали под штрафы.

Однако, мне кажется, что намного большей проблемой при попадании компании в санкционный список с заморозкой активов является то, что компания просто не может распоряжаться своими активами.

Эту проблему предложенные Минфином послабления никак не решают», — говорит аналитик.

Нынешние предложения — это лишь часть инициатив, направленных на помощь компаниям под санкциями, считает партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая. По ее мнению, не исключено, что таким образом государство действует на опережение и предлагает закрепить механизмы, которые смогут облегчить участь компаний, лишь находящихся под угрозой попадания в лист SDN.

Читайте также:  Амортизация основных фондов

Полный отказ от обязательной репатриации валютной выручки вполне возможен в скором будущем, убеждена эксперт. «Пока же мы, очевидно, увидим некий компромиссный вариант», — заключает она.

В Минфине и ЦБ на момент публикации не ответили на запрос Forbes.

Спор Минфина с ЦБ

Минфин не единственное ведомство, которое ратует за либерализацию валютного законодательства. Например, осенью прошлого года министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что валютный контроль является «одним из рудиментов», препятствующим международной торговле.

К отмене валютного контроля в марте призывал и Центр стратегического развития (ЦСР). По мнению специалистов ЦCР, валютные ограничения и, в частности, требования по репатриации российской и иностранной валюты, полученной компаниями по внешнеторговым контрактам, мешают трансграничному бизнесу и не способствуют устойчивости российской валюты.

«Минфин совершенно разумно говорит, что в условиях плавающего курса рубля обязательная репатриация валютной выручки бессмысленна — курс таким образом все равно не защитить», — объясняет инициативу ведомства генеральный директор ИК «Харитонов Капитал» Максим Харитонов. «Кроме того, правила репатриации сильно затрудняют экспортные операции, на что Минфин также указывает», — добавляет эксперт.

Однако несмотря на все плюсы либерализации валютного контроля, против этих мер активно выступает Банк России, по мнению которого требование об обязательной репатриации валютной выручки необходимо для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Сейчас, согласно закону о валютном регулировании, репатриация валютной выручки производятся компаниями, осуществляющими транзакции на внешних рынках, с контрагентами-нерезидентами в иностранной валюте и с использованием счетов в иностранных банках, напоминает Ирина Мостовая.

Возврат средств этими компаниями должен быть совершен в сроки, закрепленные внешнеторговыми контрактами. В случае задержки перевода средств на компанию налагается штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки. В случае полного или частичного непоступления средств размер штрафа варьируется в диапазоне от 75 до 100% от неполученной суммы.

Источник: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/361409-dollarov-ne-nado-oslablenie-valyutnogo-kontrolya-udarit-po-rublyu

Источник: https://brodv.ru/2018/05/14/otmena-repatriacii-valyutnoj-vyruchki-udarit-po-rublyu/

Репатриация валюты – что это такое? Ответственность за невыполнение требования репатриации валюты

Репатриация валюты – что это такое? Ответственность за невыполнение требования репатриации валюты.

Репатриация валюты происходит от лат.

repatriare – возвращаться на родину, а репатриация валюты заключается в зачислении на банковские счета в упомномоченных банках выручки в национальной и иностранной валюте от экспорта товаров, работ или услуг, а также национальной и иностранной валюты переведенной резидентом в пользу нерезидента для осуществления расчетов по импорту товаров, работ или услуг, в случае не полного или не своевременного исполнения обязательств нерезидентом. Одним словом требование репатриации национальной и иностранной валюты означает необходимость возврата в страну валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг или неиспользованного аванса за импорт путем зачисления их на счета в казахстанских банках.

Порядок и условия репатриации регулируется статьей 12 Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон ВРиВК)  и  в соответствии с  Правилами осуществления экспортно-импортного валютного контроля  в РК и получения резидентами учетных номеров контрактов по экспорту и импорту, утвержденными постановлением Правления Национального Банка РК от 24.02.2012 г. № 42, филиалы Национального Банка и банки второго уровня осуществляют контроль исполнения требования репатриации по контрактам на сумму свыше  50 тыс. долл США в эквиваленте. Целью данного требования является обеспечение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, и не допущения вывода из государства валютных ресурсов по каналам внешнеторговых операций. Согласно Закону ВРиВК обязанность выполнения требования репатриации в срок репатриации возлагается на резидента. Срок репатриации представляет собой период времени между датой экспорта и датой поступления валюты в оплату экспорта либо между датой платежа по импорту и датой импорта.

Неисполнение резидентом обязанностей по репатриации национальной и иностраной валюты в срок влечет административную ответственность предусмотренную статьей 251 Кодекса РК об административных правонарушениях, сумма штрафа за нарушение сроков репатриации составляет 20 процентов от суммы незачисленной валюты (но не более 2000 МРП). Если же сумма невозврата резидентом  средств в национальной и иностранной валюте  более 15 000 месячных расчетных показателей (1 МРП на сегодня составляет 2 269 тенге), статьей 235 Уголовного кодекса РК предусмотренна уголовная ответственность в виде штрафа в размере от 3000 (трех тыс.) до 5000 (пяти тыс.) месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Таким образом, резидентам рекомендуется при заключении договоров с иностранными партнерами  помнить о высокой ответственности и  важности соблюдения сроков репатриации, так как репатриация валюты — это не только одна из функций валютного контроля за движением капиталов, но также одно из – главных направлений по сохранению финансовой стабильности  государства.

Главный специалист-контролер

Жамбылского филиала Национального Банка

Али Мустафаевич Эминов

Источник: http://taraz-gov.kz/?p=3798

Репатриация — это что такое? Репатриация валютной выручки :

Термин «репатриация» достаточно широко используется в области политики и бизнеса. Что означает это понятие? Рассмотрим это в статье.

Терминология

Что такое репатриация? Это возвращение кого-либо или чего-либо из-за рубежа на родину. К примеру, граждане, которые проживают за границей, по каким-то обстоятельствам решают приехать обратно в страну, где они родились и выросли. Обычно так возвращаются люди на свою этническую родину.

В международной практике право на репатриацию было зафиксировано в Женевской конвенции от 1949 года. При ее принятии рассматривались вопросы возвращения граждан на родину в мирное время, в противовес перемещению граждан из страны в страну в период военных действий.

Кроме этого, существует понятие «репатриация выручки». В этом случае денежные средства, которые человек заработал за границей, направляются на его родину. Термин может быть связан и с областями искусства и культуры.

В данном случае те либо другие ценности, которые находятся за границей, направляются в государство своего исторического происхождения.

Возвращение граждан

Гражданская репатриация – это процедура, имеющая свою специфику в зависимости от нормативной базы страны, выступающей в качестве родины для людей. В ряде государств взаимодействие правительства с переселенцами имеет свои национальные особенности. Например, в некоторых странах граждане, вернувшиеся на родину, имеют право на временное проживание.

В нормах других государств предусмотрено получение гражданства этими людьми. В мире существуют страны, в которых доля репатриантов достаточно высока. В частности в Израиле переселенцами является пятая часть всего населения. В некоторых странах проблеме возврата граждан на родину уделяется особое внимание.

К их числу, в частности, относят Россию, Армению, Венгрию, Германию, Грецию и др. Переселенцам здесь гарантируется достаточно много гражданских прав. Как считают эксперты, репатриация – это весьма позитивное явление. В первую очередь такое мнение обусловлено тем, что при возвращении граждан на родину пополняются трудовые и демографические ресурсы.

Исходя из этой точки зрения, репатриация – это большое благо для государства.

Возврат капитала

Существует несколько мнений о том, что такое репатриация прибыли. Как считает ряд экспертов, данная процедура представляет собой сознательную попытку государства вернуть капитал, вывезенный за его пределы ранее неправомерным способом.

Рассматривая понятие с этой точки зрения, можно усмотреть в нем элемент национального финансово-кредитного регулирования. Контроль над репатриацией позволяет правительству и ЦБ сдерживать инфляцию, стабилизировать курс собственной валюты страны.

Кроме этого, за счет управления перемещением денежных средств обеспечивается надлежащее качество экономических финансовых расчетов. Некоторые страны осуществляют экспорт капитала, неотъемлемым элементом работы с которым выступает репатриация валюты.

Это позволяет правительствам повысить показатели обменных процессов и платежного баланса.

Цели государства

Любое международное перемещение финансовых средств, в том числе и репатриация валютной выручки, выступает в качестве одного из инструментов национальной стратегии, в соответствии с которой развивается экономика.

Выше было сказано, что существуют государства-импортеры денег. Как правило, их политика находится в зависимости от реального положения дел в экономической сфере.

В случае нормального, стабильного развития государство смягчает ограничения на вывоз и ввоз финансовых средств.

Однако при наступлении кризиса оборот финансов может стать строго лимитированным. Это, в частности, касается репатриации валюты, вложенной в экономику таких государств.

Регулирование перемещения финансов может производиться в интересах существующих национальных монополий, а также для корректирования экономических макропоказателей.

Закон о репатриации в том или ином государстве может предусматривать дополнительные гарантии для процедур трансграничного перемещения денег, обеспечение страховой защиты иностранных финансов в случае политических рисков.

Налог на репатриацию

Он может предусматриваться в отдельных государствах и распространяться на нерезидентов. Взимание налога осуществляется непосредственно с источника в ходе фактического вывода финансов за рубеж. Выплаты производятся субъектом, перечисляющим нерезиденту дивиденды, роялти, проценты и прочие доходы.

Обычно такие сборы распространяются на пассивные поступления. В нормах ряда государств предусматриваются специальные налоговые вычеты в случае уплаты репатриационного сбора.

К примеру, если субъект ведет бизнес за рубежом, перечислил необходимые суммы в казну, то у него есть возможность получить компенсацию при отчислении средств в бюджет своей страны либо уплатить меньшую сумму.

Тариф

Необходимо сказать, что в мировой практике не принято каких-либо единых универсальных норм, касающихся налоговой ставки, регулирования уплаты сбора. Кроме этого, в пределах каждого государства может действовать достаточно сложная система по исчислению таких сумм в казну. В некоторых странах ЕС, например, налоговая ставка 10% и более.

Тонкости расчетов

Репатриация капитала касается непосредственно резидентов России, которые осуществляют внешнеторговую деятельность. На них распространяются нормы, согласно которым устанавливается обязательство обеспечивать получение от зарубежных субъектов деньги за услуги и товары в уполномоченных банковских организациях.

Кроме того, на территорию России должны возвращаться финансы резидентов в том случае, если зарубежному партнеру была перечислена предоплата, но он не поставил в РФ услуги или товары, принадлежащие ему.

В качестве исключения из правил (когда осуществлять какие-либо возвраты на родину нет необходимости) выступают случаи, при которых взаимодействие с иностранными партнерами основывается на выполнении определенных видов кредитных (долговых) обязательств.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-repatriaciya-eto-chto-takoe.html

Репатриация резидентами валютной выручки

Истории валютных правоотношений с давних времен известен институт валютного регулирования. Новоторговый устав 1667 г. тому подтверждение.

В данном историческом документе была регламентирована деятельность по внешней и внутренней торговле России. В соответствии с Новоторговым уставом 1667 г.

у иностранных купцов существовала обязанность по предъявлению иностранной валюты и ее обмену на таможнях на русские деньги, иначе она подлежала конфискации в пользу государства.

И в настоящее время контроль со стороны государства направлен на предотвращения незаконного оттока капитала за рубеж.

Федеральный Закон Российской Федерации N 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» регламентирует порядок действий резидентов по осуществлению валютных операций при совершении ими сделок внешнеторгового характера.

Репатриация резидентами валютной выручки является одним из инструментов валютного регулирования.

Само слово репатриация латинского происхождение и дословно переводится «как возвращение на родину». Соответственно и репатриация резидентами валютной выручки несет такую же смысловую нагрузку.

Репатриация резидентами валютной выручки предусматривает обязанность резидентов обеспечить получение денежных средств на свои банковские счета в уполномоченных банках от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые были ему предоставлены, за переданные нерезиденту информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также обеспечить возврат денежных средств, перечисленных резидентом своему контрагенту-нерезиденту за не исполненный им договор (не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы), за непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, резиденты предоставляют уполномоченным банкам информацию, связанную с осуществлением внешнеторговой деятельности (о максимальных сроках получения валютной выручки, о максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств — передача резидентам товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. в счет произведенных авансовых платежей.

Читайте также:  Консервация основных средств

Действующее законодательство предусматривает оформление паспорта сделки, в котором указываются сведения, необходимые для осуществления валютного контроля: сведения о резиденте и его иностранном контрагенте; сведения о внешнеторговой сделке (сумма и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке и др.).

Данный паспорт сделки необходим, если сумма обязательств по контракту или кредитному договору равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США.

Требование о репатриации не распространяется на поступления в пользу резидента из-за рубежа, не основанные на внешнеторговом контракте.

За нарушение валютного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушение требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования устанавливается ст. 15.25 КоАП РФ:

— осуществление незаконных валютных операций в обход уполномоченных банков;

— представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке иностранного государства;

— непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации;

— нарушение срока получения на счет в уполномоченном банке денежных средств за товары (работы, услуги), реализованные в адрес иностранцев;

— за неполучение резидентами на свои счета, открытые в уполномоченных банках или в банках за пределами РФ, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых оформляется паспорт сделки;

 — невозврат в Россию денежных средств, перечисленных иностранцам за не ввезенные в нашу страну товары (а также работы, услуги);

— нарушение порядка отчетности за валютные операции;

 — рецидивы вышеуказанных правонарушений.

Ответственность за перечисленные нарушения по валютному законодательству – это штраф различных размеров в зависимости от вида и тяжести проступка.

Что касается уголовной ответственности, то специальный состав закреплен в ст. 193 Уголовного кодекса РФ и предусматривает ответственность за нарушение правил репатриации валюты: руководитель организации несет ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте в крупном размере (более 9 млн руб.).

Также специальный состав закреплен в ст. 193.1.

Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении денежного перевода).

Кроме того, уголовная ответственность предусматривается за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, в том числе иностранной валюты и внешних ценных бумаг (ст. 186 УК РФ).

Таким образом, действующее законодательство о валютном регулировании и валютном контроле нацелено на предотвращения незаконной утечки капитала за рубеж.

Источник: http://www.dmitriev-advokat.ru/repatriaciya-rezidentami-valyutnoy-vy/

Репатриация валютной выручки

С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 29 июня 2004 г.

, далее — Закон) существенные изменения претерпел институт репатриации валютной выручки российскими резидентами, призванный предотвратить «бегство капиталов» из России и обеспечить ликвидность валютного рынка и стабильность курса рубля.

Участникам гражданского оборота важно четко знать, в чем состоят требования к порядку репатриации валютной выручки, в том числе при проведении посреднических внешнеторговых операций. В противном случае резиденты несут существенные экономические и правовые риски.

Обязанность по репатриации валютной выручки

Данная обязанность определена ст. 19 Закона и имеет два аспекта.

Первый связан с обязанностью резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона).

Следует обратить внимание на понятие выручки, на которую распространяется обязанность по репатриации.

Такой выручкой являются поступления в пользу резидентов по внешнеторговым договорам за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 3 ст. 21 Закона).

Таким образом, обязанность по репатриации не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не является внешнеторговый контракт.

Примером таких поступлений могут служить дивиденды, причитающиеся резиденту от участия в иностранных компаниях, поскольку юридическим фактом, из которого возникает право резидента на получение дивидендов, является не внешнеторговый договор, а участие резидента в уставном капитале иностранного юридического лица.

Данное определение подлежащей репатриации валютной выручки через основание ее получения является новеллой валютного законодательства. Ранее действовавший Закон РФ от 9 октября 1992 г.

N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (п. 1 ст.

5) такого признака репатриируемой выручки не предусматривал, и обязанность по репатриации по общему правилу распространялась на все виды поступлений резидента в иностранной валюте.

Вторым аспектом обязанности по репатриации является обязанность резидента возвратить в РФ денежные средства, уплаченные нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (пп. 2 п. 1 ст. 19 Закона). Данное правило применяется при иной структуре договорных отношений, чем та, которая касается первого аспекта обязанности по репатриации. Если в первом случае покупателем товаров, заказчиком работ или услуг выступал нерезидент, обязанный их оплатить, то здесь покупателем (заказчиком), несущим обязанность по оплате, является резидент.

При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Им в соответствии с п. 1 ст.

19 Закона является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав (в случае рассмотрения первого аспекта репатриации) и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг (в случае рассмотрения второго аспекта репатриации).

Ранее согласно п. 2 Указа Президента РФ от 21 ноября 1995 г.

N 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» такой срок жестко устанавливался исключительно по экспортным контрактам на поставку товаров и только в отношении обязанности по возврату ранее переведенных в оплату товаров сумм и составлял 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не было установлено ЦБ.

Таким образом, сейчас требования Закона о сроке репатриации валютной выручки более либерально для резидентов в плане экспорта товаров. Резидент и нерезидент сегодня имеют возможность предусмотреть в договоре более длительный, нежели 90 дней, срок для оплаты товаров нерезидентом (с учетом, разумеется, требований ст. 7 Закона).

Формально Указ Президента N 1163 до сих пор не отменен. Однако в настоящее время он не может применяться как противоречащий Закону (ч. 3 ст. 90 Ко

Источник: https://tradesmarter.ru/analitika/prs_repatriaciya-valyutnoy-vyruchki_e0821.html

Слепнев: требования о репатриации валютной выручки надо отменять

Глава РЭЦ надеется, что до конца мая Минфин внесет в Госдуму законопроект по либерализации валютного контроля

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 мая. /ТАСС/. Требования о репатриации валютной выручки нужно отменять, сообщил на ток-шоу о развитии несырьевого экспорта глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев.

РЭЦ является организатором данного ток-шоу в зоне презентаций ПМЭФ при поддержке EY и КСИИ.

В России действует норма об обязательной репатриации валютной выручки, согласно которой экспортеры обязаны зачислять валюту, полученную в оплату поставленных товаров, на свои счета в российских банках.

Если средства пришли с опозданием даже в один день, предусмотрен штраф в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки, а если не поступили вовсе или не полностью — штраф в 75-100% от неполученной суммы.

«Санкция смягчается, но функция остается, как и бумажная работа. Два дня назад мы направили в Минфин наши предложения. Надо в отношении экспорта требования о репатриации валютной выручки отменять», — заявил он.

Слепнев в свою очередь выразил надежду, что Минфин внесет до конца мая в Госдуму законопроект по либерализации валютного контроля, в том числе предусматривающий снижение штрафов в десятки раз.

Замглавы ФТС Тимур Максимов, также участвовавший в ток-шоу, уверен, что новое правительство продолжит работу над либерализацией валютного контроля. «Валютный контроль, который существует — это некий анахронизм.

Есть международные обязательства по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Но эти две темы можно законодательно развести. Мы сейчас подготовили свои предложения и направили в Минфин», — сказал он.

Заместитель министра экономического развития РФ Алексей Груздев в свою очередь отметил, что одна из мер для упрощения экспорта услуг как раз и есть отмена валютного контроля при выполнении ряда критериев в экспорте услуг, а также упрощение документов, предоставляемых в контролирующие органы. «Контроль необходим, но он должен быть не разрушающим, а должен точно осуществляться с применением всех современных технологий и ресурсов. Я могу вас заверить, что сейчас планируется к внедрению, многое сейчас делается для облегчения этого контроля», — парировал Груздев.

Ранее ЦБ РФ отмечал, что отмена репатриации валютной выручки «вызовет риски для платежного баланса». По словам замминистра финансов РФ Алексея Моисеева, правительство РФ поддержало позицию Банка России, и законопроект об отмене репатриации валютной выручки в ближайшее время в Госдуму вноситься не будет.

В начале 2018 года Минфин России предложил свой вариант смягчения валютного контроля: не штрафовать экспортеров за нарушение сроков получения выручки от нерезидентов, а импортеров — за несвоевременный возврат предоплаты за непоставленный товар, если просрочка составляет менее 30 дней. Штрафы за то, что средства вообще не поступили, министерство предложило снизить с нынешних 75-100% от суммы неполученных или невозвращенных средств до 33-50%.

Источник: https://tass.ru/pmef-2018/articles/5243126

Ссылка на основную публикацию