Понятие налогового контроля

5.4 Налоговый контроль: понятие, виды, формы и принципы налогового контроля

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Различают следующие виды налогового контроля:

1) по времени проведения контрольных мероприятий:

– предварительный;

– текущий;

– последующий;

2) по субъектному составу проеряющих органов:

– контроль налоговых органов;

– контроль таможенных органов;

– контроль финансовых органов;

– контроль органов внутренних дел;

3) в зависимости от места проведения налогового контроля:

– камеральный;

– выездной;

4) в зависимости от объекта налогового контроля:

– документальный;

– фактический.

Формы налогового контроля, предусмотренны п. 1 ст. 82 НК РФ к ним относятся:

· налоговые проверки;

· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

· проверка данных учета и отчетности;

· осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

· иные формы, предусмотреные НК РФ

Принципами налогового контроля являются:

1) законность проводимых мероприятий налогового контроля. Проведение налогового контроля в формах, не предусмотренных НК РФ, не допускается. Проведение налогового контроля воз можно только по основаниям и в порядке, установленном НК РФ;

соблюдение пpaвовой процедуры. Налоговый кодекс РФ содержит требования к оформлению процессуальных документов, составляемых в ходе мероприятий налого

1) вого контроля. Несоблюдение процессуальных требований является основанием для отмены решений налогового органа;

2) соблюдение налоговой тайны. Сведения о налогоплательщике, полученные в ходе мероприятий налогового контроля, не могут разглашаться иначе как на основаниях, предусмотренных законодательством;

3) недопустимость причинения вреда при проведении мероприятий налогового контроля.

Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей;

4) соблюдение установленных презумпций и прав налогоплательщика. Налоговые органы и таможенные органы при осуществлении налогового контроля должны соблюдать презумпции и права налогоплательщиков, уважение их личных прав и имущественных интересов.

Основными формами налогового контроля согласно ст. 87 – 100 НК РФ являются налоговые проверки: камеральная и выездная (рис. 5.2).

Налоговые проверки могут охватывать не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), предшествующих году проверки. Налоговым кодексом РФ определен порядок:

· участия свидетелей (ст. 90);

· доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение (ст. 91);

· осмотра помещений при проведении выездной налоговой проверки (ст. 92);

· истребования документов (ст. 93, 93.1);

· выемки документов и предметов при проведении выездных налоговых проверок (ст. 94);

· проведения экспертизы при проведении выезных налоговых проверок (ст. 95);

· привлечения специалистов (ст. 96);

· участия переводчиков (ст. 97);

· участия понятых (ст. 98);

· составления протоколов (ст. 99);

· оформления результатов выездной налоговой проверки (ст. 100).

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится:

· по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;

уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) налоговой декларации (расчетов) и доку

· ментов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Камеральная налоговая проверка проводится в обязательном порядке для проверки обоснованности суммы НДС, заявленной к возмещению.

Если проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений сведениям, имеющимся у налогового органа, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать у налогоплательщиков документы:

· подтверждающие право этих налогоплательщиков на налоговые льготы;

· подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС;

· являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Предметом выездной налоговой проверки (ст.

89 – 100 НК РФ) является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (при отсутствии возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа).

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.  

По результатам проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен акт налоговой проверки.

Период, который может быть проверен в рамках выездной налоговой проверки  составляет не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить:

· две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;

· более двух проверок в течение календарного года (за исключением специальных решений руководителя ФНС РФ).

Продолжительность выездной налоговой проверки  (срок исчисляется  со дня вынесения  решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке) составляет:

· не более двух месяцев (данный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях до шести месяцев в порядке, предусмотренном ФНС РФ);

· не более одного месяца при проведении самостоятельной выездной проверки филиалов и представительств.

Данные сроки не применяются:

· к проведению выездной проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (проверяется не более трех лет);

· при назначении повторной выездной проверки.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

· истребования документов (информации);

· получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

· проведения экспертиз;

· перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Общий срок приостановлениявыездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев (срок может быть увеличен на 3 месяца в случае невозможности получения запрашиваемой информации от иностранных государственных органов в течение 6 месяцев).

Повторная выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за то же период (проверяется период, не превышающих трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решении о проведении повторной проверки)  может проводиться: 

· вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

· налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация).

Если при проведении повторной проверки выявлен факт совершения налогового правонарушения, которое не было выявлено при первоначальной выездной проверке, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Источник: http://libraryno.ru/5-4-nalogovyy-kontrol-ponyatie-vidy-formy-i-principy-nalogovogo-kontrolya-financiallaw/

Понятие налогового контроля и его формы

Налоговый контроль осуществляется ФНС (федеральной налоговой службой).

ФНС осуществляет налоговый контроль в различных формах.

НК РФ говорит о формах налогового контроля. Глава 14 НК РФ говорит о налоговом контроле.

Статья 82 НК РФ – общие положения о налоговом контроле.

Налоговый контроль – это деятельность налогового органа (уполномоченного органа по контролю) за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Формы налогового контроля:

Читайте также:  Академический отпуск по семейным обстоятельствам: причины

1) Налоговые проверки. Это основная форма.

2) Получение объяснения налогоплательщиков (они получаются в основном в ходе налоговых проверок).

3) В ходе проверки данных учёта и отчётности.

4) Через осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли.

5) Закон говорит, что и в других формах.

Налоговые проверки бывают камеральная и выездная.

В результате налоговых проверок налоговый орган может выявить, что налогоплательщик не уплатил налог или уплатил его не полностью, либо выявляются несоответствия налоговому законодательству…

По результатам налоговой проверки и высылают требования об уплате.

Камеральная – это постоянная, перманентная проверка. Налогоплательщик предоставляет налоговые декларации по разным налогам. По предоставленным материалам налоговый орган выявляет, правильно ли всё уплачено.

По результатам камеральной (как и по выездной) налоговой проверки составляется акт налоговой проверки.

Выездная – не перманентная. Она в два года один раз (по одному налогу), с выездом на территорию налогоплательщика осуществляется. По общему правилу она длится 2 месяца, но может быть и продлена.

По окончании составляют справку – но это знаменует тот факт, что проверка была и её завершили.

Потом составляют акт налоговой проверки. Он составлен по определенной форме, в нём должны быть указаны выявленные нарушения со ссылкой на статьи НК РФ.

После этого идёт движение в охранительные правоотношения.

Эти акты налоговой проверки являются основанием для применения или неприменения мер налоговой ответственности. Этот акт является поводом к возбуждению производства о привлечении к налоговой ответственности.

В налоговом праве охранительные нормы имеют второстепенное значение; они не столь важны, как регулятивные нормы. Налоговые органы заинтересованы в том, чтобы налоги уплачивались бесконфликтно.

Более важные регулятивные, а не охранительные нормы. Та же пеня – это не охранительная, а регулятивная норма.

Мерой налоговой ответственности являются только штрафы.

Источник: https://students-library.com/library/read/16040-ponatie-nalogovogo-kontrola-i-ego-formy

Понятие налогового контроля

Налоговый контроль – представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.

Формы проведения налогового контроля закреплены в ст. 82 НК РФ. Основными формами налогового контроля являются налоговые проверки:

1) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

2) проверки данных учета и отчетности;

3) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

В зависимости от времени проведения контрольных мероприятий выделяют три основных вида налогового контроля: предварительный, текущий, последующий.

Принципы налогового контроля:

1) презумпция невиновности. Законодательную основу настоящего принципа составляет п. 6 ст.

108 НК РФ, в которой закреплено, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Таким образом, в процессе осуществления контрольных мероприятий налогоплательщик должен признаваться невиновным, а должностные лица налоговых органов обязаны воздерживаться от некорректного и предвзятого отношения к нему;

2) соблюдение налоговой тайны.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну;

3) взаимодействие налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел. В порядке, определяемом по соглашению между ними, они информируют друг друга:

а) об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;

б) о принятых мерах по их пресечению;

в) о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

33. Формы и виды налогового контроля.

Форма налогового контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

https://www.youtube.com/watch?v=6UCONSaHidU

Основными формами налогового контроля являются:

o проверки;

o получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

o проверки данных учета и отчетности;

o осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных НК.

Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля.

С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от источников получения сведений для проведения налогового контроля он может быть документальным и фактическим.

Документальный налоговый контроль – это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).

Фактический налоговый контроль – это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, замера, подсчета и т.п.

Существует классификация налогового контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, и характера полномочий на налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, таможенными органами и государственными внебюджетными фондами.

В зависимости от подведомственности и подчиненности налоговых органов налоговый контроль может быть классифицирован на: 1) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете; 2) налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Наряду с перечисленными видами налогового контроля, проводимого налоговыми органами, можно выделить и внутренний контроль, выражающийся в учете начисленных и фактически уплаченных налоговых платежей, пени и штрафов, а также возмещенных (зачтенных в счет текущих платежей или возвращенных из бюджета) вышеназванных сумм

Источник: https://studopedya.ru/2-69511.html

Понятие и виды налогового контроля

Налоговый контроль, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением действующего законодательства о налогах и сборах налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов путем проведения налоговых проверок, проверки данных учета и отчетности, получения объяснения от соответствующих лиц и осмотра помещений и территорий, которые используются для извлечения прибыли (дохода).

Кроме того, контроль налогового характера может проводиться и в другой форме, предусмотренной налоговым законодательством.

В соответствии с российским законодательством, каждый налогоплательщик обязан встать на налоговый учет в налоговые органы, причем независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение определенных обстоятельств по уплате налогов.

Постановка на учет реализуется в налоговых органах по месту нахождения организации или ее филиалов и представительства, по месту жительства гражданина, а также месту нахождения принадлежащего им движимого и недвижимого имущества, которое подлежит налогообложению.

Постановка на учет налогоплательщика производится налоговым органом в течение пяти дней с момента подачи соответствующих документов. В этот же срок налоговый орган обязан выдать свидетельство, форма которого определяется Государственной налоговой службой РФ.

Далее, посредством налогового контроля устанавливается достоверность данных о полноте и своевременности, а также об эффективности выполняемого задания, в том числе законность производимых операций и действий.

По срокам выполнения налоговый контроль принято подразделять:

– оперативный контроль – это проверка, осуществляемая внутри отчетного месяца по итогам завершения контролируемого процесса, действия или операции, согласно его качественной и количественной характеристики;

– периодический контроль – это проверка, осуществляемая за определенный отчетный период по данным планам, первичных документов, норм, смет и нормативов, а также материальных, производственных и иных отчетов, отчетности, записям в учетных регистрах и других источников.

Стоить отметить, что источники данных налогового контроля, также имеют определенное подразделение:

– документальный контроль, заключается в проверке, где содержание проверяемого объекта и его регламентированного значения определяется в соответствии с данными, которые содержатся в первичных и сводных документах;

– фактический контроль, заключается в проверке, при которой качественное и количественное состояние определенного проверяемого объекта производится на основании осмотра, обследования, обмера, пересчета, взвешивания, экспертизы и другими способами.

Налоговые органы при осуществлении проверки первичных документов и учетных регистраторов применяют сплошной или выборочный метод, то есть производится проверка всех документов с записями в регистрах бухгалтерского учета или проверяется лишь часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода соответственно.

Источник: http://mosadvokat.org/ponyatie-i-vidy-nalogovogo-kontrolya/

§ 1. Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды

Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля.

Приоритетность налогового контроля как направления контрольной деятельности, в первую очередь, обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. По численности контролируемых лиц налоговый контроль также занимает основную позицию.

Читайте также:  Текущие активы

Налоговый контроль относится к типу финансово-хозяйственного контроля. Данное направление контрольной деятельности соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим.

От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц.

Кроме того, данное направление имеет свои специфические цели и задачи.

Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.

Предметом налогового контроля, в первую очередь следует определить своевременность и полноту исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию.

Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст.

23 НК РФ, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

Состав субъектов налогового контроля определяется ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой, к ним, прежде всего, относятся налоговые органы.

Контрольными полномочиями налоговых органов наделены также таможенные органы и органы государственных внебюджетных органов.

Отдельными полномочиями по осуществлению проверок налогоплательщиков наделены и другие государственные органы – Счетная палата, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и некоторые другие.

Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и банки.

Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.

Наряду с основной целью налогового контроля выделяются также цели отдельных его направлений.

Так, целью контроля за расходами физических лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты учета выручки денежных средств в организациях.

К числу задач налогового контроля относятся:

– неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;

– обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);

– предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.

Содержание налогового контроля включает:

– проверку выполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;

– проверку постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей;

– проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

– проверку соответствия крупных расходов физических лиц их доходам;

– проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;

– проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;

– проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

– проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

– предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

– выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

– выявление нарушителей налогового законодательства и привлечение их к ответственности;

– возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Значительной спецификой отличаются также формы и методы налогового контроля. Под формой финансового (налогового) контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Выделяются такие основные формы финансового контроля, как ревизия, проверка и надзор.

Отличие между ними заключается в том, что ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля, проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности.

Надзор же производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов1.

Основной формой осуществления налогового контроля является проверка. Налоговый надзор фактически осуществляется органами прокуратуры. Использование такой формы, как ревизия в рамках контрольной деятельности налоговых органов или иных контролирующих органов также не исключается.

Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Методы налогового контроля различаются в зависимости от того, является он документальным или фактическим. Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:

– формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

– юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;

– встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;

– экономический анализ1.

Фактический же налоговый контроль предусматривает использование таких методов, как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза и экстраполяция. Последний из названных методов основывается на праве налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п. 7 ст. 31 НК РФ).

Эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля.

Оптимальные же их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля.

С учетом всего изложенного, налоговый контроль следует определить как важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.

Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Предварительный налоговый контроль предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций. Поэтому он позволяет предупредить нарушение законодательства о налогах и сборах.

Предварительный контроль призван, кроме того, помочь предпринимателям в организации учета и отчетности, и не нацелен на выявление нарушений.

Предварительным, по сути, является внутренний налоговый контроль, осуществляемый в организациях.

Текущий или оперативный контроль осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете. Примером оперативного контроля может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей и табачной продукции на налоговых постах.

Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени. Эта форма контроля осуществляется на основе анализа налоговых деклараций, отчетов и балансов.

Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. В частности камеральные налоговые проверки осуществляются только в виде последующего контроля. Ведь в соответствии со ст.

88 НК РФ, такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

По объекту выделяются комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий – плановый и внезапный налоговый контроль.

Комплексным является контроль, который охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

Тематический контроль ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот и т.п.

Например, тематической может быть признана проверка по вопросу уплаты страховых взносов.

Плановый контроль подчинен определенному планированию, а внеплановый (внезапный) – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости.

Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует признать плановый контроль.

Внеплановые же, то есть внезапные проверки проводятся лишь в случае необходимости.

Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный.

Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а выборочный налоговый контроль – предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.

Читайте также:  Повременная заработная плата это

По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок.

Камеральный и выездной налоговый контроль достаточно четко определены в налоговом законодательстве. Так, согласно ст. 88, 89 НК РФ, камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными, – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика.

Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

В зависимости от неизбежности для налогоплательщика, налоговый контроль подразделяется на необязательный (инициативный) и обязательный.

По общему правилу налоговый контроль не является обязательным. Согласно ст. 11 Закона РФ от 21 марта 1991 г.

“О налоговых органах Российской Федерации”, налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколько угодно долго в случаях, если: налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и сборов; последняя проверка не выявила нарушений законодательства о налогах и сборах; увеличение размера имущества организаций имеет документальное подтверждение; отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства. Тем не менее, в отдельных случаях налоговый контроль неизбежен. Например, обязательный налоговый контроль имеет место в случае осуществления проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет организацией в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость.

По периодичности проведения в налоговом контроле различаются первоначальный и повторный. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года.

Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Действующее налоговое законодательство ограничивает налоговые органы в праве осуществления повторных выездных проверок. Согласно ст.

87 НК РФ, проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок запрещается, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора – организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа.

Принимая во внимание источники данных, предлагается классифицировать налоговый контроль на документальный и фактический.

Документальный налоговый контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Фактический налоговый контроль учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и др.

Выделяется также встречный налоговый контроль. Он имеет место тогда, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок налоговые органы получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) от лиц, осуществлявших с ним деятельность или как-либо с ним связанных.

По субъектам налогового контроля выделяются: контроль финансовых органов, контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль органов государственных внебюджетных фондов.

Наряду с налоговым контролем, осуществляемым соответствующими государственными органами, можно выделить и внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителями, бухгалтерами или ревизорами организаций – налогоплательщиков.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_940_chapter_110__1._Ponjatie_nalogovogo_kontrolja,_ego_formy,_metody_i_vidy.html

Налоговый контроль 24 Понятие, виды и методы налогового контроля Налоговый

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГЛАВА 24

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

24.1. Понятие, виды и методы налогового контроля

Налоговый контроль, как и контроль вообще, является специ­альным способом обеспечения законности При этом налоговый кон­троль характеризуется некоторыми особенностями.

Во-первых, это не просто контроль за уплатой налогов и сборов, но и за соблю­дением финансовой дисциплины, связанной с уплатой налогов и сборов. Ведь в сферу деятельности контролирующих органов в этой области входит также и анализ правильности ведения налогового учёта, своевременность налоговой отчётности.

Во-вторых, для осу­ществления этого контроля создана система специальных налого­вых органов и некоторые из них наделены компетенцией, исклю­чительно связанной с налоговым контролем.

В-третьих, в основе налогового контроля лежат отношения власти и подчинения, бази­рующиеся на фискальных функциях государства, особенностью ко­торых является четко выраженный императивный характер.

В-чет­вёртых, налоговый контроль является специальным контролем, в основе которого лежит проверка не просто деятельности юридичес­ких и физических лиц, а исполнение ими налоговых обязанностей, а в этой связи может затрагиваться и анализ их деятельности. В-пя­тых, налоговому контролю присущ активный характер и он не свя­зан пассивным поведением контролирующих субъектов.

Налоговым контролем является специальный государ­ственный контроль, который представляет собой деятель­ность налоговых органов и их должностных лиц по проверке исполнения требований налогового законодательства лицами, реализирушщими налоговые обязанности или обеспечиваю­щими эту реализацию.

Задачей налогового контроля является обеспечение экономичес­кой безопасности государства при формировании централизованных государственных денежных фондов за счёт налоговых поступлений. Содержание налогового контроля включает1

I) наблюдение за деятельностью контролирующих субъектов;

2) анализ полученной информации, наметившихся тенден­ций, выработка прогнозов;

3) принятие мер по предупреждению нарушений законности и дисциплины;

4) учёт конкретных правонарушений, анализ их причин и обстоятельств;

5) пресечение противоправной деятельности,

6) выявление виновных в совершении налоговых правонару­шений (как налогоплательщиков, так и работников налоговых органов) и привлечение их к ответственности.

Виды налогового контроля классифицируются по несколь­ким основаниям.

I. По субъектам, осуществляющим контрольные функции

1. Государственный — налоговый контроль, осуществляе­мый государственными органами. В этом случае органы, осуще­ствляющие налоговый контроль, делятся на:

— органы общей компетенции (осуществляющие налоговый контроль наряду со своей основной деятельностью);

— органы специальной компетенции (созданы специально для осуществления налогового контроля — налоговые админи­страции (инспекции), налоговая милиция).

2. Независимый — налоговый конгроль, осуществляемый аудиторскими или общественными организациями

11.770 срокам осуществления контроля.

1. Оперативный — налоговый контроль, осуществляемый в пределах отчётного периода на основании количественных и ка­чественных показателей контролируемой операции.

2. Периодический — налоговый контроль, осуществляемый по истечении отчетного периода на основании анализа докумен­тов отчетности и иных источников.

III, По источникам контроля:

1. Документальный — налоговый контроль, осуществляемый на основании анализа документов, отражающих показатели контро­лируемого объекта или деятельности субъектов. Периодичность проведения плановых документальных проверок, как правило, не чаще одного раза в год, проверка осуществляется комплексно.

До­кументальные проверки по требованию правоохранительных орга­нов, встречные проверки, проверки по вопросам своевременности уплаты платежей в бюджет или возмещения из бюджета проводятся по мере возникновения необходимости (письма Государственной налоговой администрации Украины «О проведении документаль­ных проверок» от 3 февраля 1998года№ 10-10/10123-122 и «О про­ведении документальных проверок субъектов предпринимательской деятельности» от 10 февраля 1998 года ,45 1228/11/23-1215).

2. Фактический — налоговый контроль, осуществляемый на основании фактического анализа контролируемого объекта или де­ятельности контролируемых субъектов(например, обследование, обмер, пересчёт, взвешивание контрольной закупки и т. д.)

Налоговый контроль предполагает несколько методов.

А. Осуществление учета плательщиков налогов (эти вопро­сы затронуты при характеристике правового положения налого­плательщика).

Б. Осуществление налоговой проверки.

В Обследование территории и помещений, где могут нахо­диться объекты, подлежащие налогообложению либо использу­ющиеся для получения объектов налогообложения.

24.2. Налоговая проверка: содержание, вилы, последствия

Основным методом налогового контроля является налоговая проверка. Среди основных прав государственной налоговой службы выделены права налоговых органов на осуществление проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчётов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налоговых платежей

Налоговая проверка представляет собой деятельность налоговых органов (или, в некоторых случаях, аудиторских, общественных организаций) по анализу и исследованию пер­вичной учётной и отчётной документации, связанной с упла­той налоговых платежей, с целью проверки своевременной и полной уплаты налогов и сборов, правильного ведения нало-ювого учёта, исчисления сумм налоговых платежей, осуще­ствления налоговой отчётности.

Проведение налоговых проверок регулируется Законом Укра­ины от 14 декабря 1990 года «О Государственной налоговой службе в Украине» (с учётом изменений и дополнений). Декре­том Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года «О взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей»;

Источник: https://refdb.ru/look/2802580.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector