Налоги. их виды и функции

Сущность, функции и виды налогов

Сущность налога заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Налоги платят основные участники производства валового внутреннего продукта: • работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

• хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: • объект налогообложения; • налоговая база; • налоговый период; • налоговая ставка; • порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения являются: • прибыль (доход, включая дивиденды, проценты по долговым обязательствам); • имущество (деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага); • операции по реализации товаров, работ и услуг;

• стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны.

Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений.

Источником этих отчислений также является произведенный ВВП.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина — это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции: • распределительную (социальную); • фискальную; • регулирующую; • контрольную;

• поощрительную.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Отсюда возникает главная распределительная (социальная) функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, что-бы налогоплательщик (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер.

Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

В налоговом регулировании возникла стимулирующая, дестимулирующая, а также воспроизводственная подфункции.

Регулирующая функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства посредством налоговых механизмов.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

Виды льгот: необлагаемый минимум объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; рассрочка или отсрочка уплаты налогов, налоговые кредиты, включая инвестиционные, введение специальных налоговых режимов, прочие налоговые льготы.

Действующие налоговые льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование: • финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство; • малых форм предпринимательства; • занятости инвалидов и пенсионеров;

• благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранительной сферах.

Формами льгот по уплате налогов являются отсрочка или рассрочка по уплате налога, т. е. изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога; 4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; 5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований называется налоговым кредитом.

Одной из преференций является также инвестиционный налоговый кредит, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта РФ.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; 2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Поощрительная функция налогов выражается в признании государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом и в предоставлении им определенных налоговых льгот (например, участникам Великой Отечественной войны и т.д.).

В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ взимаются следующие виды налогов и сборов: — федеральные; — региональные (налоги и сборы субъектов РФ);

— местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством.

Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов: • налог на добавленную стоимость; • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; • налог на прибыль (доход) организаций; • налог на доходы от капитала; • подоходный налог с физических лиц; • взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; • государственная пошлина; • таможенная пошлина и таможенные сборы; • налог на пользование недрами; • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; • сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; • лесной налог; • водный налог; • экологический налог;

• федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов: • налог на имущество организаций; • налог на недвижимость; • дорожный налог; • транспортный налог; • налог с продаж; • налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

В соответствии со ст. 14 (п.2) Налогового кодекса РФ при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов: • земельный налог; • налог на имущество физических лиц; • налог на рекламу; • налог на наследование или дарение;

• местные лицензионные сборы.

Читайте также:  Счет 94

До введения в действие части второй Налогового кодекса ссылки на конкретные законы приравнивались к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.

Особое значение имеет порядок отражения налогов в бухгалтерском учете — в составе издержек производства за счет финансовых результатов или налогооблагаемой прибыли. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Кроме того, налоги делятся на различные виды в зависимости от признака их классификации.

В первую очередь налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные — в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

Прямые налоги подразделяются в свою очередь на: • реальные — взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий);

• вмененные — взимается не с действительного, а с предполагаемого среднего дохода, получаемого в определенных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения; такими налогами прежде всего облагается имущество.

Помимо этого, налоги делятся на: — раскладочные (сейчас используются в основном в местном налогообложении, например, на нужды образования, на благоустройство территории и т.д.);

— количественные (долевые, квотативные), которые взимаются исходя из возможности налогоплательщика заплатить налог (при этом косвенно учитывается имущественное положение налогоплательщика).

Налоги также делятся на: — закрепленные — полностью или в частях закрепленные в качестве источника конкретного бюджета (в частности, таможенные пошлины);

— регулирующие — перераспределяемые ежегодно между бюджетами различных уровней при утверждении федерального бюджета для покрытия дефицита (например, акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Большую роль играют так называемые целевые налоги, в отличие от общих, т. е. налоги, взимаемые конкретно и целенаправленно для решения какой-либо определенной задачи. Так, в 1994 г. в Москве с владельцев автотранспортных средств взимался налог, который непосредственно шел на реконструкцию кольцевой автодороги.

Налоги в соответствии с периодичностью их взимания можно также подразделить на: — регулярные (систематические, текущие) — взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени пользования плательщиками имуществом либо занятия каким-либо видом деятельности, приносящей прибыль (например, земельный налог, подоходный налог с физических лиц и т.д.) и

— разовые — взимаются в связи с какими-либо несистемными событиями (в частности, налог с имущества, который переходит к другому лицу в порядке наследования, дарения и т.д.).

Источник: https://psyera.ru/3645/sushchnost-funkcii-i-vidy-nalogov

Функции и виды налогов

 Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают сле­дующие функции налогов (рис. 1).

Рис. 1. Взаимоувязка функций налогов

Фискальная функция. Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные сборщики ходили с большими кор­зинами, которые назывались «fiscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами.

Это был своего рода сбор за право тор­говли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства).

Фискальная функция реализует ныне основное предназначе­ние налогов — формирование финансовых ресурсов государства, бюд­жетных доходов.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объек­тивные и субъективные ограничения.

При недостаточности налого­вых поступлений и невозможности сокращения государственных рас­ходов приходится прибегать к поиску других форм доходов.

Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, ре­гиональным, местным займам. Размещение займов приводит к обра­зованию государственного долга.

Между налогами и займами формируется противоречивая взаи­мосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета по­требует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов).

С другой стороны, рост налогового бреме­ни вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вы­зовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к разме­щению новых займов. Возникает опасность становления «финансо­вой пирамиды», а значит, финансового краха.

Наш отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО при­вели к дефолту и девальвации рубля в августе 1998 г.

Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и рас­пределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осу­ществляемым налоговыми и таможенными службами, органами госу­дарственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача по­следнего — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его терри­ториальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом вы­деляют разные аспекты реализации этой функции, называемые под­функциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулирова­нии реализуется через систему налоговых льгот. Цель послед­них— сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщи­ка. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагае­мый минимум).

Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (до­ходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами на­логоплательщика, иными словами, плательщик имеет право умень­шить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произве­денных им расходов на цели, поощряемые государством.

Налоговый кредит — это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые креди­ты принимают следующие формы:

· снижение налоговой ставки;

· сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 Налогового кодекса РФ — получило название налоговых каникул);

· возврат ранее уплаченного налога или его части;

· отсрочка и рассрочка уплаты налога (в том числе инвестицион­ный налоговый кредит);

· зачет ранее уплаченного налога;

· замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природо­охранные мероприятия) реализуется через систему налоговых плате­жей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природ­ных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести сбор за право поль­зования объектами животного мира и водными биологическими ре­сурсами, водный налог, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распре­делительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначе­ние — обеспечение и защита конституционных прав граждан.

Необхо­димо обеспечивать справедливость по горизонтали — лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине на­логи; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные меха­низмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функ­ции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, приме­нительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются пе­речни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налого­вые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по по­вышенным ставкам.

В некоторых учебных и научных изданиях предлагается упрощен­ная система функций налогов:

фискальная, на базе которой образуются государственные и му­ниципальные денежные фонды;

экономическая, через которую стимулируются или сдерживаются темпы экономического развития, усиливается или ослабляется накоп­ление капитала, расширяется или сужается платежеспособный спрос;

социальная, на основе которой происходит некоторое «выравни­вание» уровней располагаемых доходов и уровня жизни;

природоохранная, призванная сохранять и приумножать природ­ные ресурсы страны, обеспечивать экологическую безопасность.

В зависимости от целей анализа в основу классификации налогов могут быть положены различные признаки (критерии).

По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредст­венно с налогоплательщика.

Косвенные налоги в виде фиксирован­ной добавки к цене опосредованно перекладываются па покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конеч­ным субъектом-налогоплательщиком.

По объекту обложения выделяют налоги: а) с дохода; б) с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.

); в) за выполнение определенных действии (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сдел­ки купли-продажи, займа и др.

); г) рентные (ресурсные); д) на по­требление; е) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги: а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т. е. косвенные налоги; б) относимые на себестоимость (издержки) про­дукции; в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль, с доходов от капитала, с доходов физических лиц); г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды на­логообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрес­сивное.

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанав­ливается равная сумма налога независимо от доходов или имущест­венного положения налогоплательщика. Оно выполняло исключи­тельно фискальную и перераспределительную функции. Сюда отно­сится самый древний и простой вид налогообложения — подушное.

В Российской империи для содержания армии в мирное время по­душное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718—1724 гг. В 1724 г. величина подушной подати была определена в размере 74 коп. в год (делением 5,4 млн податных душ на ежегодные расходы для содержания армии в 4 млн руб.).

Подушная подать для основной массы населения России была отменена только 14 мая 1883 г.

Согласно пропорциональному налогообложению для каждого пла­тельщика устанавливается обязанность уплатить государству одина­ковую часть своего дохода или долю имущества; т. е. налог уплачи­вается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налого­вая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиков заложена в ст. 224 ч. 2  НК РФ).

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы. При этом могут применяться:

— простая поразрядная прогрессия, суть которой состоит в том, что для общего размера налоговой базы устанавливаются ступени (разряды) и для каждого более высокого разряда определяется воз­растающая сумма налога;

Читайте также:  Расчет среднесписочной численности работников

— простая относительная прогрессия, при которой для общего размера налоговой базы также устанавливаются определенные разме­ры, но для каждого разряда определяются различные ставки.

По та­кой системе, в частности, построена логика подоходного налогообло­жения граждан США — с ростом налогооблагаемой базы в зависимо­сти от разряда облагаемого дохода ставки изменяются следующим образом: 15% — 28% — 33% — 28%;

— сложная прогрессия, при которой налоговая база разделена на налоговые разряды и каждый разряд облагается отдельно по своей ставке, которая не зависит от общего размера налоговой базы.

В част­ности, по такой системе уплачивался подоходным налог с физических лиц РФ в период с 1992 по 1999 г.

(Сложная прогрессия использова­лась в России, например, при обложении доходов, полученных в рай­онах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где допла­чивалась специальная «северная надбавка». С нее платился минималь­ный налог в 12% независимо от общей величины налоговой базы.)

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом на­логовой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, рег­рессивным является всякое косвенное налогообложение.

Приведем при­мер. Пусть г-н Иванов, имеющий годовой заработок 25 тыс. руб., поку­пает импортные туфли, в цене которых косвенные налоги (импортная пошлина, НДС, налог с продаж) составляют 1250 руб.

Налоговая на­грузка составит 5%. Г-н Петров с заработком в 50 тыс. руб., купивший те же самые туфли, заплатит налоги в размере 2,5%, т. е. вдвое мень­ше.

Следовательно, косвенные налоги в большей степени ущемляют малообеспеченных лиц, получающих относительно меньшие доходы.

В зависимости от уровня органа государственной власти, кото­рый устанавливает налог и распоряжается им, в федеративных госу­дарствах (следовательно, и в Российской Федерации) выделяют на­логи федеральные, региональные, местные.

По характеру использования можно выделять общие налоги (ко­торые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

В зависимости от периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными, либо  … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/funktsii-i-vidi-nalogov-1410

Налоги, их виды, принципы, функции

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 22Следующая ⇒

Налоги– это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Отличительный признак налогов – их принудительный характер. Физические и юридические лица должны уплачивать налоги согласно существующему налоговому законодательству.

Налоги подразделяются на прямыеи косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы юридических и физических лиц. Косвенные налоги включаются в цену реализуемого товара.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, (то есть стоимостной или физический объект налогообложения).

Следует различать предельную и среднюю налоговые ставки. Предельная налоговая ставка выражает отношение прироста уплачиваемого налога к приросту полученного дохода (в данном случае речь идет о налоге на доходы физических лиц).

Средняя налоговая ставка – это отношение суммы выплаченного налога к величине налогооблагаемого дохода.

Виды налогов. В зависимости от того, какую долю дохода уплачивает налогоплательщик в связи с изменением своего дохода, налогообложение может быть прогрессивным, пропорциональным или регрессивным.

Прогрессивный налог означает, что ставки растут по мере роста дохода. Средняя ставка налога будет повышаться по мере возрастания дохода.

Регрессивный налог означает, что налог составляет большую часть низких доходов и меньшую часть высоких доходов налогоплательщиков. Прогрессивные налоги чаще всего представлены косвенными налогами.

Так, для богатых семей покупка телевизора, в цене которого заложен налог с продаж, представляет уплату меньшей суммы от общего дохода по сравнению с малообеспеченными семьями, покупающими такие же телевизоры.

Средняя ставка налога будет снижаться по мере возрастания дохода.

Пропорциональный налог означает, что налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода. В России в 1998 – 2000гг. существовало прогрессивное налогообложение, с 1.01.2001г.

введена пропорциональная 13%-ная ставка налога на доходы физических лиц. Только по некоторым видам доходов уплачивается более высокая ставка – 30 и 35%. Средняя налоговая ставка остается неизменной.

Принципы налогообложения предполагают справедливость, равномерность, удобство и дешевизну. Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, чтобы не снижать его экономическую активность.

Налоговая ставка должна устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика и уровня его дохода, малообеспеченным категориям налогоплательщиков должны предоставляться налоговые льготы.

Налоги, которые обязан уплачивать субъект, должны быть точно определены (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

Функции налогов. Налоги выполняют важнейшие функции в рыночной экономике, основными являются фискальная, стимулирующая и перераспределительная.

1. Фискальная функция – налоги обеспечивают доходную часть бюджета и создают материальную основу для выполнения государством общественных задач.

2. Стимулирующая функция. Изменяя налоговые ставки, государство может воздействовать на объемы капиталовложений и сбережений, уровень потребления, то есть оказывать влияние на экономическую активность субъектов.

3. Перераспределительная функция налогообложения затрагивает взаимосвязь двух проблем: справедливости и эффективности.

Изымая в виде налогов доходы у одной группы населения, и передавая их в виде различных социальных выплат (трансфертов) другим группам, государство стремится сгладить слишком сильное неравенство в распределении доходов.

Но подобное перераспределение может так изменить стимулы экономического поведения людей, что общество столкнется с неэффективным размещением экономических ресурсов.

Возникает вопрос, какими должны быть налоги, чтобы они в наибольшей степени соответствовали перечисленным выше функциям и принципам.

Какими должны быть налоговые ставки, чтобы стимулировать экономическую активность? Какой налог – прогрессивный, пропорциональный или регрессивный – является наиболее справедливым? В большинстве стран с рыночной экономикой подоходное налогообложение является прогрессивным, и многим это кажется справедливым. Однако другие полагают, что необходимо снижение ставок налога на богатых, поскольку свое состояние они получили благодаря предприимчивости, стремлению идти на риск, инновациям и т.д. В течение 2001-2004гг. в России были снижены ставки подоходного налога, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, отменен налог с продаж, что должно стимулировать деловую активность и повысить собираемость налогов.

Влияние налогов на экономику. График Лаффера

На вопрос об уровне оптимальной налоговой ставки однозначного ответа экономическая наука не дает. Но в результате многочисленных дискуссий была найдена зависимость между ставкой налога и деловой активностью.

Американский экономист Артур Лаффер, в начале 1980-х годов один из влиятельных консультантов в администрации Р.Рейгана, последователь теории «экономики предложения» (см.

ниже в разделе 7) доказал, что стремление правительства пополнить бюджет, увеличивая налоговые ставки, может привести к противоположным результатам.

При ставке подоходного налога выше определенного уровня предпринимательская деятельность становится невыгодной, деловая активность снижается, налоговые поступления в бюджет сокращаются.

Более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению производства. В результате расширяется налоговая база, которая может поддерживать налоговые поступления на высоком уровне, даже при условии более низкой ставки налога. Связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений получила название эффекта Лаффера, что представлено на рисунке 13.2.

Налоговые

поступления

в долл. ————-M

L N

m n ставки налога (в %)

Рис. 13.2. Кривая Лаффера

График Лаффера выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Если налоговая ставка равна нулю, то поступлений в бюджет нет.

При 100%-ой налоговой ставке никто не заинтересован работать, легальная экономика «уходит в тень», и налоговые поступления также отсутствуют. При некоторой ставке m сумма, взимаемая государством в виде налога, достигает максимума, или точки M.

Любые попытки повысить налоговые ставки, например, до уровня n приведут к снижению налоговых поступлений до точки N.

График Лаффера показывает связь между ставками налога и налоговыми поступлениями, но не дает ответа на вопрос, при какой именно ставке налогов поступления в бюджет будут максимальны. Реальная ставка налогов различна в разных странах.

Критики идей Лаффера выдвинули ряд возражений против непосредственной взаимосвязи между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями. Во-первых, они считают, что нет однозначной зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда и ростом деловой активности.

Одни группы людей при снижении налогового бремени действительно готовы больше работать, другие предпочитают увеличить свободное время. Во-вторых, снижение налоговых ставок имеет длительный лаг времени воздействия на экономику.

Увеличение производства возможно в отдаленной перспективе, а не сразу после снижения налоговых ставок. Следовательно, в краткосрочном периоде происходит сокращение доходов бюджета.

В-третьих, невозможно однозначно определить, являются ли налоговые ставки в данный момент выше оптимальной (m). Ведь если они ниже, то дальнейшее их снижение приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет.

Идеи Лаффера были воплощены в налоговых реформах, проведенных в США Р. Рейганом в 1981 и 1986гг., а также в 2002-2003гг. администрацией Дж. Буша с целью стимулирования экономической активности.

Однако, как показали эмпирические исследования, налоговые ставки находились ниже уровня m, поэтому налоговые поступления в бюджет не увеличились. Дефицит бюджета возрастал и составил к 1 октября 2004 г. около 413 млрд. долл.

Тем не менее, многие экономисты придерживаются мнения, что именно снижение налогов создает благоприятные условия для экономической населения и экономического роста

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x647e.html

Виды, сущность и функции налогов :

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др.

В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах.

Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги — это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке.

Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении.

Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

  • целевые отчисления в 15 внебюджетных государственных фондов;
  • налоговый контроль и методы исчисления налогов;
  • совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, которые взимаются на территории страны в установленном законодательством порядке;
  • компетенция органов государственной власти в сфере налогового регулирования и способы их взаимодействия.

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.
  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель — поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход — выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях.

Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение).

Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична — формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления — производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот.

На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное.

А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие.

Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств.

При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены.

В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми.

В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов.

Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-vidy-sushhnost-i-funkcii-nalogov.html

Ссылка на основную публикацию