Методы финансового контроля: виды и формы

Виды, формы и методы финансового контроля | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

Финансовый контроль — проверка законности и целесообразности действий в области образования,

распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Виды финансового контроля:

1)     По содержанию:

а) бюджетный – проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т. д.;

б) налоговый — осуществляют налоговые, таможенные, правоохранительные и другие органы;

в) банковский — проводится ЦБ РФ, аудиторскими фирмами и т. д.;

г) валютный — осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного контроля;

д) контроль за страховой деятельностью — осуществляется Министерством финансов РФ и правоохранительными органами;

е) таможенный — осуществляется Государственным таможенным комитетом.

2) в зависимости от времени осуществления:

а) предварительный — осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств;

б) текущий — проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски;

в) последующий — проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма'контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

3) в зависимости от оснований проведения:

а) обязательный;

б) инициативный;

4) в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль:

а) контроль представительных органов власти:

— предварительный контроль;

— текущий контроль;

— последующий контроль;

б) президентский контроль – осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ.

Функции Главного контрольного управления:

— контроль и проверка исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, а также сами реализуют финансовый контроль;

г) контроль финансовых кредитных органов — осуществляется Министерством финансов РФ, входящими в него структурными подразделениями, органами Федерального казначейства;

д) ведомственный контроль — контроль министерств и ведомств за деятельностью подотчетных им предприятий, учреждений, организаций;

е) внутрихозяйственный финансовый контроль — является разновидностью ведомственного контроля;

ж) аудиторский контроль — независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, т. е. аудиторской деятельности;

з) общественный финансовый контроль.

Конституция РФ устанавливает:

1) права граждан на участие в управлении делами государства;

2) обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Методы финансового контроля – различные приемы, способы и средства его проведения.

В РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за:

1) исполнением федерального бюджета;

2) исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3) организацией денежного обращения;

4) использованием кредитных ресурсов;

5) состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

6) предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Методы финансового контроля:

1. Ревизия — основной метод, который используется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

2. Наблюдение — направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

3. Обследование отдельных сторон финансовой деятельности.

4. Проверка — метод, в ходе которого используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

5. Анализ — метод, который направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Источник: http://uclg.ru/education/pravovedenie/finansovoe_pravo/lecture_vidyi__formyi_i_metodyi_finansovogo_kontrolya.html

Виды, формы и методы проведения финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется в установленном порядке всей системой органов государства, а также специальными контрольными органами. Если рассматривать финансовый контроль в зависимости от осуществляющих его субъектов, то различается государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный контроль реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти и управления.

Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. Сейчас это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Общегосударственный контроль осуществляется в рамках всего государства и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития страны, проектов бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчетов по их исполнению.

Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов.

Вневедомственный финансовый контроль осуществляется специальными финансово-кредитными органами, такими, как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральное казначейство РФ и др. Деятельность данных органов будет подробно рассмотрена ниже, здесь же отметим, что финансовый контроль этих органов направлен на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Данный контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов.

Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Ведомственный контроль в настоящее время вызывает обоснованную критику, так как он все более не соответствует своему назначению. Ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля явилась одной из предпосылок создания института аудита в Российской Федерации.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.).

Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.).

Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также входящих в него структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Независимый (аудиторский) контроль осуществляется физическими лицами — специально аттестованными аудиторами и юридическими лицами — аудиторскими фирмами независимо от вида собственности. Это прежде всего предпринимательская деятельность (т.е.

деятельность, направленная на извлечение прибыли), основной целью которой является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

В этом заключается некоторое различие между аудиторской деятельностью и финансовым контролем государственных органов.

Форма финансового контроля — это способ выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов и доходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозяйственных органов в целом.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов в ходе осуществления хозяйственных или финансовых операций, когда, например, проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. В частности, проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнение финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

Указанные три вида контроля должны следовать один за другим, циклично приобретая качества предварительного, текущего и последующего.

Возможны и иные варианты классификации форм финансового контроля. Можно, например, выделить постоянный, систематический (дискретный) и эпизодический контроль.

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления.

Методы осуществления финансового контроля различны. Они могут подразделяться на ревизии, обследования хозяйственной деятельности, проверки, экономический анализ и др.

Ревизия — это всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действующему законодательству.

При проведении ревизий (плановых, внеплановых) может использоваться комплекс методов, таких, как встречная проверка, восстановление количественного учета, контрольное сличение и т.д. Существуют также специальные методы контроля, которые можно в свою очередь подразделить на методы документального и фактического контроля.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=36410

13.2. Виды, формы и методы финансового контроля

13.2. Виды, формы и методы финансового контроля

Читайте также:  Транспортная накладная: образец

Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

Различают несколько видов финансового контроля в зависимости от различных классификационных признаков.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль и характера контрольной деятельности, различают следующие его виды:

Государственный финансовый контроль осуществляют государственные органы власти и управления.

Главная его цель — обеспечить интересы государства и общества относительно поступлений доходов и расходования государственных средств.

От его организации во многом зависят пути экономического развития государства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений.

Ведомственный финансовый контроль применяется только до подведомственных предприятий и организаций. Он осуществляется контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств , охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций.

В последние годы в процессе административной реформы в связи с ликвидацией большого количества министерств и появлением предприятий новых форм собственности масштабы ведомственного контроля значительно сократились.

Гражданский (общественный) финансовый контроль осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзные организации и т.п.). Объект контроля зависит от задач, которые перед ним стоят.

Аудит — это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих началах. Появление и развитие аудита в современных условиях хозяйствования обусловлена следующими факторами:

— значительным сокращением масштабов неэффективного ведомственного контроля;

— появлением предприятий новых форм собственности, которые не подчиняются вышестоящей организации, которая осуществляет контроль за их деятельностью;

— невозможностью общегосударственными органами финансового контроля охватить регулярными и глубокими проверками все субъекты хозяйствования, что и возлагается на аудиторские фирмы.

В зависимости от источников информации и методики выполнения контрольных действий финансовый контроль подразделяется на документальный и фактический. Разделение по этому признаку является в определенной степени условным, потому что в основу его разграничения положен только разные источники данных, используемых при осуществлении контрольных действий.

Так, источниками информации для документального контроля служат первичные документы, бухгалтерская, статистическая отчетность, нормативы и другая документация. Фактический контроль базируется на изучении фактических данных об объекте контроля по данным их проверки в натуральном выражении.

А потому он не

может быть всеобъемлющим ввиду непрерывный характер финансово-хозяйственных операций.

В зависимости от целевой направленности контрольных действий выделяют тактический и стратегический контроль. Стратегический финансовый контроль

направляется на решение стратегических вопросов развития предприятия в будущем, тактический решает текущие вопросы их финансовой деятельности.

В зависимости от места осуществления финансового контроля выделяют такие его виды как контроль на местах, когда субъект выполняет контрольные действия непосредственно на подконтрольном объекте и дистанционный контроль при котором субъект контролирует удаленный от него объект с помощью информации, которая передается с помощью средств связи.

Контроль разделяют также на внутренний и внешний. Они могут носить характер иерархического контроля. Такой контроль можно рассматривать на разных уровнях:

— между законодательной властью и правительством;

— между центральной властью и бюджетными учреждениями;

— между распорядителями бюджетных средств различных уровне;

— между управлениями и подчиненными им подразделениями. Характерным признаком иерархического контроля является подотчетность. Это означает, что

нижестоящие учреждения ао подразделения отвечают за результаты деятельности на конкретном уровне, а вышестоящие — регулирующих соответствующую деятельность и контролируют ее.

Внешний контроль — контрольные мероприятия, осуществляемые извне и охватывают всю систему государственных органов, а потому могут восприниматься как макрозаходы.

Осуществление внешнего контроля начинается с выработки макроэкономической политики, определение допустимого уровня расходов и дефицита. На основании этих общих задач составляются планы использования средств, формируется бюджет, который, в свою очередь, является необходимой законодательной и административной основой ежегодного бюджетного цикла.

Центральные органы исполнительной власти имеют возможность выполнять соответствующие функции регулирования-они определяют правила использования внутренних систем учета, целевого выделения средств, нормы и принципы осуществления расходов, а также виды и формы отчетности и периодичности ее представления.

Внутренний контроль — оперативные мероприятия, проводимые самой организацией. Он дополняет макроэкономическую стратегию, разработанную центральными органами. Организация самостоятельно проводит стратегический анализ направлений собственной финансовой деятельности и подготовки соответствующих финансовых планов и бюджетов.

После составления и утверждения планов доходов и расходов основное внимание организации уделяют проблемам управления и оперативного финансового контроля.

Оба вида контроля дополняют друг друга и между ними существует тесная связь. Лишь в оптимальном сочетании этих двух видов контроля можно добиться их полной отдачи и эффективности.

Важным признаком классификации финансового контроля является форма его осуществления как средство выражения содержания объекта контроля.

Формами финансового контроля являются определенные стороны выявления содержания финансового контроля в зависимости от времени осуществления контрольных действий. Выделяют следующие формы финансового контроля:

Предварительный, текущий и последующий. Критерий разграничения этих форм заключается в сопоставлении времени осуществления контрольных действий с процессами формирования и использования фондов финансовых ресурсов. В то же время они тесно взаимосвязаны, отражая тем самым непрерывный характер контроля.

Предварительный (превентивный) финансовый контроль проводится до осуществляется финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений.

Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и других макроэкономических показателей развития экономики государства, на микроуровне — в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составлении прогнозов балансов субъектов хозяйствования.

В условиях перехода к рыночной экономике превентивный финансовый контроль является наиболее эффективной формой, поскольку позволяет предотвратить перевитратам и потерям финансовых ресурсов, нарушению законодательства.

На стадии финансового прогнозирования и планирования превентивный контроль служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений.

Текущий (оперативный) финансовый контроль является органической частью оперативного финансового управления и регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, отраслей экономики.

Он проводится в короткие промежутки времени в процессе осуществления финансово-хозяйственных операций (перечисление налогов, сборов, образования фондов денежных средств, осуществления выплат и так далее). Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета и инвентаризаций, текущий контроль позволяет регулировать финансовые операции, быстро меняются, предупреждать убытки и потери.

Последующий (ретроспективный) финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода (по итогам месяца, квартала, года).

Он характеризуется углубленным изучением финансовой деятельности за предыдущий период, дает возможность масштабно оценить положительные и отрицательные стороны финансовой деятельности субъектов хозяйствования, разрабатывать мероприятия по их устранению.

Следует отметить, что все формы финансового контроля взаимосвязаны и дополняют друг друга. Так, предварительный контроль обеспечивает проверку проектов

бюджетов, финансовых планов, смет и т.п. Текущий контроль помогает своевременно выявить недостатки и нарушения в процессе финансово-хозяйственной деятельности и своевременно их устранить.

Следующий контроль выявляет недостатки, которые не были обнаружены предыдущим и текущим контролем.

Важным признаком классификации финансового контроля является его метод.

Основными методами финансового контроля, как конкретных способов (приемы) его проведения, являются: ревизия, проверка, обследование, надзор.

Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе бухгалтерских документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и принимаются меры по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий и учреждений.

В процессе обследования могут осуществляться определенные замеры выполненных работ, расходования материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение и т.д.

Характерным для обследования является использование приемов сопоставления фактического состояния дел с нормативным.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых приводит к отзыву лицензии.

Ревизия — это метод документального контроля за всей финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения за определенный промежуток времени с целью установления законности совершаемых операций, их целесообразности и эффективности, проверки соблюдения финансовой дисциплины, правильности учета и достоверности учетных и отчетных данных.

По отупению охвата хозяйственной деятельности субъекта различают следующие виды ревизий:

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Характеризуется общим глубоким изучением финансовой стороны деятельности организации, максимально возможным применением различных методов контроля.

Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участников финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Производится из определенного перечня вопросов посредством ознакомления с отдельными направлениями финансовой деятельности.

Комплексная ревизия является наиболее полной, охватывающей все стороны деятельности подконтрольного предприятия, организации, учреждения, хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности.

Читайте также:  Что такое - патентная система налогообложения для ип

Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии

привлекаются соответствующие специалисты, что позволяет обеспечить эффективность и полноту ее результатов.

Тематическая ревизия проводится в однотипных предприятиях, организациях, учреждениях по определенному перечню вопросов, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению. Она позволяет сосредоточиться лишь на отдельных аспектах деятельности.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных операций различают (полноты привлеченных документов):

Сплошные ревизии предусматривают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь подконтрольный период.

Выборочная ревизия — это проверка определенной части первичных документов за определенный промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участников сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать (охватить) крупные объекты с большим документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

По результатам проведенной ревизии оформляется акт, на основе которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Использование всей совокупности видов, форм и методов контроля в их тесном взаимодействии имеет чрезвычайно большое значение для эффективного функционирования системы финансового контроля в целом

Книга: Казначейская система — Юрий С.И.

СОДЕРЖАНИЕ

На предыдущую

Источник: http://lybs.ru/index-9935.htm

Задачи, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации.

Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики.

Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля.

Непосредственным предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель — содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.

) законодательства; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях; выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.

Решение этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений.

Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины.

Для осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию правовой регламентации их деятельности.

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды: .

государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Федеральной службой налоговой полиции РФ, Счетной палатой РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Центральным банком РФ и др.).

Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности; — ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности; — внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность; — общественный контроль, исполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности; — правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

— гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.

По времени проведения финансовый контроль условно подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов.

Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля.

Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное значение. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т. д.

Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода.

В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений.

При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций.

Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным контролем, базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода. Он позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

Основными методами проведения перечисленных видов финансового контроля являются проверки, обследования, анализ и ревизии.

Проверки, проводимые органами государственного финансового контроля (например, налоговыми органами), подразделяются на документальные (выездные) и камеральные.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц.

Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация.

Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещено законом.

В то же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, расхищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они (документы) могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.

Читайте также:  Коэффициенты финансовой устойчивости? формула по балансу

Один из методов контроля — обследование. Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.

Важный метод финансового контроля — анализ, проводимый на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

В ходе анализа выявляется уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий и организаций, смет доходов и расходов бюджетных учреждений, соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой дисциплины и т.д.

Основной метод финансового контроля — ревизия. Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля.

Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых хозяйственных операций, бюджетных процедур; соблюдение финансовой дисциплины; сохранение государственной собственности; обеспечение достоверности ведения учета и отчетности.

Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

Виды ревизий классифицируются по ряду признаков: по ведомственной принадлежности ревизуемых органов — ведомственные, внутрихозяйственные; по полноте охвата ревизуемых материалов — полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные; по отношению к плану контрольно-экономической работы — плановые, внеплановые, внезапные; по привлекаемым материалам и способам проверки — документальные и фактические;

по очередности использования одних и тех же документов — первичные, дополнительные, повторные; и др.

Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки, избирается в зависимости от характера стоящих перед ревизией общих и частных задач, особенностей деятельности проверяемого объекта и т.д.

Ревизионный процесс условно подразделяется на четыре этапа: подготовительный; собственно проверка; систематизация и обработка материалов ревизии; реализация выводов и рекомендаций по итогам ревизии.

Акт ревизии традиционно состоит из трех частей: вводной — с атрибутикой ревизионной группы и ревизуемого объекта; основной — с констатацией нарушений и обоснованием их причин; заключительной (результативной) — с окончательными выводами, заключениями, рекомендациями.

Источник: https://psyera.ru/5771/zadachi-formy-i-metody-finansovogo-kontrolya

Организация финансового контроля, его виды, формы и методы

Существуют различные формы, виды и методы финансового контроля.

Под формами контроля понимаются отдельные стороны проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Выделяют следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций. Его цель предупредить незаконные действия, нецелевое расходование средств, предотвратить другие нарушения и несоблюдение действующего законодательства.

Предварительный контроль по своей сути является наиболее эффективной формой контроля, так как носит предупреждающий характер.

Он осуществляется в процессе планирования, рассмотрения (до утверждения) планов, смет, бюджетов, а также проектов, законодательных актов, касающихся финансовых вопросов.

Такой контроль производят:

-главные бухгалтеры субъектов хозяйствования, иных юридических лиц путем проверки правильности составления платежных документов, соблюдения установленных норм расходов, тарифов, обоснованности расчетов по налогам и др.

− министерства и ведомства путем анализа проектов финансовых планов, смет подведомственных предприятий, организаций, учреждений;

− кредитные учреждения путем проверки правильности оформления платежных документов до оплаты, контролируя наличие средств на счете;

− финансовые органы при рассмотрении проектов бюджетов, при финансировании бюджетных учреждений (до перечисления средств);

− налоговые органы при постановке юридических и физических лиц на налоговый учет, а также при проверке расчетов по налогам до их уплаты в бюджет.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, смет, бюджета, а точнее — во время оформления и совершения операций.

Например, в момент перечисления в бюджет налогов и неналоговых платежей, при открытии кредитов, перечислении бюджетных средств распорядителям кредитов и т. д. Эта форма контроля тесно связана с бухгалтерским учетом.

Текущий финансовый контроль возложен на работников экономических служб субъектов хозяйствования, иных юридических лиц, которые следят за своевременным выполнением производственной программы и реализацией готовой продукции, выполнением обязательств перед бюджетом, использованием средств но целевому назначению и т. п. Текущий контроль проводится ежедневно, систематически, путем рассмотрения текущей финансовой информации, анализа для оперативного устранения сбоев, нарушений, закрепления положительного опыта работы.

Последующий контроль осуществляют практически все контрольные органы. Суть последующего контроля состоит в том, что он проводится после совершения операций.

При последующем контроле устанавливаются достоверность отчетов, полнота отражения доходов, законность и целесообразность расходов, их целевое направление.

На основе последующего контроля принимаются меры по устранению совершенных нарушений: наказываются виновные лица, принимаются меры по возмещению ущерба государству, в случае необходимости вносятся предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

Последующий финансовый контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий. Под контрольным мероприятием понимается проведение проверок, обследований, ревизий, анализа, других контрольных действий.

Эффективность контроля во многом зависит от разнообразия видов финансового контроля.

Проверка применяется для изучения определенного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, иных юридических лиц.

Проверки классифицирую по следующим признакам:

1) по организационному признаку — плановые и внеплановые.

Проведение планового контроля предусматривается в планах работы контрольных органов. Внеплановый контроль проводится при неудовлетворительном состоянии финансово-хозяйственной деятельности, а также по требованию следственных и других органов;

2) по кругу вопросов — комплексные и тематические. При комплексной проверке проверяются все стороны и участки финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, а при тематической — отдельные вопросы и некоторые стороны;

3) по объему проверяемых объектов — сплошные, выборочные, комбинированные.

При сплошном контроле проверяются все без исключения документы и бухгалтерские записи за проверяемый период времени.

При выборочном — лишь определенная часть. При комбинированном — сочетание этих двух способов. Например, если при выборочном методе установлено много нарушений по определенному участку, то его, как правило, проверяют сплошным методом.

Обследование— комплекс контрольных действий, в процессе которых устанавливается состояние контролируемого объекта по отдельным интересующим проверяющих вопросам.

При обследовании проводятся опросы, анкетирование, составляются таблицы, которые анализируются, делаются выводы, все эти действия по своей сути близки к анализу.

Обследование может проводиться с целью выявления тенденции и совершенствования действующего механизма, уточнения законодательства. Результаты обследования могут быть положены в основу будущей проверки.

Ревизия — это комплексная документальная проверка производственной и хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования, иного юридического лица, при которой устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также устанавливается правильность постановки и ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами; проверка достоверности учетных, отчетных и статистических показателей; проверка эффективности, результативности ведомственного, в том числе внутрихозяйственного контроля.

По результатам ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, возмещение ущерба, а также на мобилизацию средств внутренних резервов.

При осуществлении финансового контроля широко используется анализ.

Анализ— это оценка финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, иного юридического лица, выявление причин тех или иных результатов его деятельности, определение факторов улучшения имеющегося положения. Анализ может проводиться как самим юридическим лицом, так и органами, осуществляющими контроль, — финансовыми органами, банками, аудиторскими фирмами.

При проведении контрольных мероприятий применяются различные методы (приемы, способы) установления достоверности и правильности операций:

− формальный (визуальный) метод, который заключается в проверке правильности оформления документов;

− метод фактической проверки (инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей);

− метод встречной проверки, когда достоверность хозяйственной операции подтверждается через партнеров, клиентов;

− корреспондентский метод — сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах, в подразделениях подконтрольного объекта;

− аналитическо-нормативный метод, когда проверяется соблюдение установленных норм и нормативов;

− метод изучения законности операции — установление соответствия произведенной операции действующим законодательным и нормативным актам.

Проведение контрольного мероприятия состоит из нескольких этапов: подготовительного (составление программы и плана проверки), непосредственно проверки, согласования и подписания акта (справки), реализации материалов проверки, контроля за устранением выявленных нарушений. Если в ходе проверки не было установлено каких-либо нарушений составляется справка, во всех остальных случаях — акт.



Источник: https://infopedia.su/18x3d68.html

Ссылка на основную публикацию