Экологический налог, платежи за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды

Экологический налог заменит плату за негативное воздействие на окружающую среду

14 августа 2018#Налоги

Минфином РФ разработан законопроект, утверждающий новый федеральный налог – экологический.

Данный налог заменит существующий неналоговый платеж – плату, взимаемую за негативное воздействие на окружающую среду.

Новому налогу будет посвящена отдельная глава, состоящая из 9 статей.

Так, согласно поправкам, плательщиками экологического налога станут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, ведущие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом налогообложения, в свою очередь, будет являться негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое в результате выброса в воздух загрязняющих веществ, сброса загрязненных сточных вод, образования, хранения, захоронения, накопления и размещения отходов производства и потребления.

Перечень веществ, загрязняющих окружающую среду, будет поименован в отдельном перечне.

Не будет признаваться объектом налогообложения негативное воздействие, осуществляемое в рамках деятельности, финансируемой из бюджета (федерального, регионального или местного), размещение отходов на объектах не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, а также накопление отходов в целях их утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их образования.

Ставка по экологическому налогу будет зависеть от вида загрязняющих веществ и класса опасности отходов производства и потребления.

Отчетность по экологическому налогу необходимо будет сдавать раз в год, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Налог также нужно будет платить по итогам года. Налогоплательщики, не являющиеся субъектами МСП, должны будут дополнительно уплачивать ежеквартальные авансовые платежи (кроме 4 квартала).

В настоящий момент законопроект, утверждающий данные изменения, находится на стадии публичного обсуждения и срок вступления его в силу неизвестен.

Пожалуйста, оцените или поделитесь новостью, если она была вам полезна:

Оплата негативного экологического воздействия осуществляется ежеквартально до 20 числа следующего после отчётного квартала месяца.

Природопользователь, у которого отсутствуют документы, подтверждающие факт оплаты за негативное воздействие может быть оштрафован по статье 8.41 КОАП.

За невнесение или несвоевременное внесение платежей негативного воздействия штраф составляет от 50 тыс. до 100 тыс. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Плата при экологическом воздействии обязательна за:

  • Размещение на полигоне опасных отходов всех классов опасности
  • Сброс загрязняющих веществ (ЗВ) в поверхностные и подземные воды
  • Выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ (ЗВ)

Расчет платы за негативное воздействие проводится пропорционально объёмам экологического воздействия. Особенностью экологических платежей является необходимость представлять расчёты платы в надзорные органы независимо от размера воздействия. Даже в случае отсутствия негативного экологического воздействия необходимо представить расчёты, это подтверждающие.

Должностные лица организации, не прошедшие Курсы обучения и ответственные за обеспечение экологической безопасности и обращение с отходами привлекаются к административной ответственности за несвоевременную оплату негативного экологического воздействия.

При осуществлении выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах ПДВ (ПДС), плата производится по основному тарифу.

Налог за экологию

В пределах согласованных лимитов — плата увеличивается пятикратно. В случае превышения согласованных лимитов, или отсутствии разрешения на выброс (сброс), плата за негативное экологическое воздействие осуществляется в пятикратном размере.

Сверхлимитное образование отходов означает необходимость платить за превышение лимита в 5-кратном размере. За отсутствие у организации лимитов или размещение организацией отходов на полигонах без лицензии на размещение отходов 1-4 кл. опасности, плата за негативное воздействие взимается в 5-кратном размере.

Оформленный расчет платы за экологическое загрязнение окружающей среды согласовывается в Департаменте Росприроднадзора по СЗФО. К расчёту прилагаются справки с полигонов о сдаче-приемке опасных отходов и соответствующие договора на утилизацию или размещение отходов.

Поручите разработку документов и решение всех вопросов с контролирующими органами нашей организации, заключив договор на экологическое обслуживание вашего предприятия.Профессиональная команда экспертов — залог своевременного решения экологических рисков.

Подробности по телефону: 8 (812) 385-72-56 или напишите на почтовый ящик

Экологические платежи

Общеизвестно, что далеко не все хозяйствующие субъекты, негативно воздействующие на окружающую среду, платят экологические платежи.

И дело не только в их жадности. К сожалению, многие спорные моменты, касающиеся исчисления такой платы и механизма ее внесения до сих пор не урегулированы.

Кто платит…

Источник: https://obd2bluetooth.ru/plata-za-zagrjaznenie-okruzhajushhej-sredy/

Экологический налог РФ в 2017-2018 году: Детальный обзор

  1. Платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Утилизационный сбор.
  3. Экологический сбор.

Содержание этой статьи:

В связи с использованием определённых объектов природы, возникает необходимость уплатить налоговый сбор. Рассмотрим подробнее, в каких ситуациях это происходит.

  1. Транспортный налог. В 2016 году его надо платить, если доказано, что транспортное средство наносит вред окружающей среде.
  2. Налог по добыче полезных ископаемых. Например, при добыче природных ресурсов, включая уголь и нефть, которые относятся к числу исчерпаемых.
  3. Водный налог. Платится в России за внесение дисбаланса в окружающую среду при использовании водных ресурсов.
  4. Сбор за эксплуатацию водных биологических ресурсов в России, объектов животного мира. Этот налог платится, если ущерб природе причинён в результате охоты или других видов ловли животных.
  5. Земельный.

back to menu ↑

Обязанность по перечислению денежных средств в бюджет государства лежит на руководстве организаций, работающих в сфере природопользования. А также экологический налог в 2016 году платят фирмы, арендующие оборудование, которое наносит вред окружающей среде.

Расчёт денежной суммы экологического налога в 2016 году осуществляется самостоятельно руководством, на основании:

back to menu ↑

Иногда обязанность по перечислению денежных средств за мусор в России лежит даже на тех, кто использует упрощённую систему налогообложения. Как и заполнение налоговой декларации.

Общее правило гласит, что плата за мусор взимается, когда размещаются отходы потребления и производства. Размещение – это не только складирование отходов в мусорные баки.

Но и содержание в специальных объектах для последующего захоронения. Если фирма занимается только этим – она складирует отходы, а не размещает их.

Другое дело – если предприниматель ведёт деятельность, и сам заключает договор со специальной фирмой по вывозу мусора (работающей по лицензии).

Выплата налогов тогда определяется условиями договора. Например, если по договору право собственности на отходы принадлежит фирме – тогда экологический сбор становится обязательным.

back to menu ↑

Экологический налог в России официально был введён только в 2015 году законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Плательщиками этого сбора, предусмотренного статьей 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ, являются организации и фирмы, импортирующие или производящие товары вместе с упаковкой, которые утилизируются после утраты потребительских свойств.

Но экологический налог в 2016 году нужно платить только в том случае, если компания не выполняет свои обязательства по утилизации.

Источник: http://yurface.ru/buhgalteriya/nalogi/ekologicheskij-nalog-stavka/

Как произвести расчет экологического налога

Чадящие трубы вредных предприятий, сбросы отходов от производственной деятельности в водные источники питьевой воды, или загрязнение сельскохозяйственных угодий – все это негативно влияет на жизнедеятельность человека.

Чтобы как-то нейтрализовать бездумные действия руководителей предприятий малых и больших объектов хозяйственной деятельности был введен так называемый экологический налог. Также вас сможет заинтересовать информация о том, как рассчитывается подоходный налог с зарплаты и насколько он большой.

Содержание

  • 1 Кто обязан платить
  • 2 Как рассчитать

Кто обязан платить

Согласно принципам экологического права, правительством Российской Федерации был издан Закон от 10.01. 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который обязывает лиц, от действия или бездействия которых, пострадала окружающая жизненно важная среда в той или иной степени загрязнения. Также вас сможет заинтересовать информация о том, кто имеет право на налоговые льготы.

Это относится к:

  1. Превышающим нормативам по выбросам в атмосферу неочищенного от вредных веществ воздуха.
  2. Сбросам болезнетворных микроорганизмов в водное пространство наземного и подземного происхождения.
  3. Чрезмерным загрязнениям земель бытовыми или производственными отходами;
  4. Негативному воздействию от шумовых, электромагнитных, ионизирующих установок, тепловой энергии.
  5. Нарушениям структуры почвенных слоев от прямого физического воздействия.

На видео- расчет экологического налога:

https://www.youtube.com/watch?v=kbYw6wSzEwI

А вот какие документы для возврата налога за обучение стоит собрать в первую очередь, подробно указано здесь.

Хотя эти виды прямого нарушения экологической обстановке очевидны, но платить налог обязаны предприятия малого и большого бизнеса за последствия негативного воздействия на окружающую среду в следующих случаях:

  • Стационарными производственными объектами, если от их деятельности в окружающий воздух попадают вредные для здоровья вещества;
  • Передвижными производственными объектами хозяйственной деятельности, если они чрезмерно загрязняют атмосферу;
  • При отсутствии утилизации вредных химических веществ по законодательным нормативам.

Возможно вас также сможет заинтеерсовать информация о том, как рассчитывается земельный налог и как он относится к категории налогов.

Конституционным Судом РФ было признано: экологический налог – это публично-правовой платеж каждого вредного производства, компенсирующий вредное воздействие природные объекты от хозяйственной деятельности. (10.12.2002 №284-О). Говоря о том, что такое природные объекты это естественносформированная экологическая система.

При оформлении лицензии или разрешений на многие виды деятельности уплата экологического налога обязательна, об этом говорит статья 8 п.2 НК РФ.

Но в тоже время выплата обязательного налогообложения не освобождает пользователей природных ресурсов от обязательств по сохранению природных богатств и окружающей внешней среды, разумному использованию и полному возмещению ущерба, принесенного от их неразумной деятельности.

А вот какова может наступить ответственность физических лиц за неуплату налогов, можно прочесть здесь.

Как рассчитать

А вот каковы сроки проведения камеральной налоговой проверки и как она назначается, можно прочесть здесь.

Расчеты платежей вычисляют исходя из превышения установленной нормы по выбросам в каждом конкретном регионе.

Порядок исчисления:

  1. Определить дифференцированную ставку налогообложения по каждому виду загрязнений, попадающих в окружающую среду.
  2. Определить нормативные и лимитные выбросы.
  3. За каждый параметр начисляются тарифные ставки и коэффициенты, определяющие конкретный потолок по всем видам.
  4. Высчитанный объем загрязняющих веществ перемножается на установленные тарифные ставки и повышающий коэффициент.
  5. По нескольким видам загрязнений производят отдельный расчет налогообложения, в итоге все данные суммируются.
  6. Для исчисления налогооблагаемой базы по размещению вредных отходов производства, вначале следует определить степень опасности для окружающей среды. Нормативную ставку умножают на объем отходов и понижающий или повышающий коэффициент (может быть нулевым) 0,3.
  7. Для каждого вида отходов следует определить нормативную ставку, а за превышение лимита отходов, начисляется повышающий или понижающий коэффициент для каждого вида грунта в регионе нахождения предприятия.
  8. Для передвижных источников загрязнений окружающей среды расчет налогообложения происходит за превышение допустимого значения норматива выбросов от сгорания топлива. При отсутствии данных о потребляемом топливе, расчеты ведутся исходя из установленных тарифных ставок за 1 т топлива по единому тарифу.

А вот какие необходимы документы для возврата налога при покупке квартиры, и куда их стоит подать, изложено в статье по ссылке.

Давайте разберем на примере расчет экологического налогообложения

Предприятие расположено в Пермском Крае, там применяется ставка коэффициента 2, а также повышающий коэффициент 1,2 за выброс опасных для здоровья веществ в черте городов.

Читайте также:  Увольнение работников при банкротстве

Служба надзора установила превышение нормы опасных для здоровья выбросов:

  • По Хлору норматив 2 т, на самом деле – 3, 5;
  • По Мышьяку – вместо 0,2 тонны – 0,6;

А вот как происходит исчисление транспортного налога для юридических лиц, можно увидеть здесь.

Теперь можно пересчитать нормативную ставку и сумму налогообложения:

340 х 2 х 1,2 = 816 рублей по Хлору;

3415 х 2 х 1,2 = 8196 рублей.

Выбросы по вредным веществам в пределах установленных нормативов, но превышают установленный конкретный лимит по Краю, исчисляем объемы превышений и умножаем их на установленные нормативные коэффициенты в Пермском Крае.

Источник: http://RuleConsult.ru/ekologicheskoe/e-principy/raschet-ekologicheskogo-naloga.html

Экология СПРАВОЧНИК

Примерами налогов, санкций и поощрений являются выплаты за загрязнения в пределах норм ПДВ, штрафы за загрязнения, превышающие нормы, компенсационные выплаты за ущерб здоровью рабочих в результате загрязнения окружающей среды, ставки страховых отчислений, учитывающие риск производственных аварий с учетом предполагаемых последствий, льготное налогообложение средств защиты окружающей среды, долевое безвозмездное финансирование рискоснижающих программ со стороны региона и государства.[ …]

В части платежей за загрязнение окружающей среды проектом второй части Налогового кодекса предложена принципиально отличная от действующей экономическая схема.

Платежи переведены в разряд обычных налогов, что полностью снимает с них стимулирующую роль, и в условиях переходной экономики подобные «экологические налоги» теряют смысл для предприятия, становясь еще одним налоговым бременем.[ …]

В отличие от платежей за загрязнение окружающей природной среды, природно-ресурсные платежи выполняют не только стимулирующую роль, но и фискальные функции, реализуя, таким образом, право собственности государства на природные ресурсы.

Поэтому изначально природно-ресурсные платежи полностью поступали в бюджеты разных уровней (т.е. по существу являются налогами), в то время как 90% суммы экологических платежей направлялось в экологические фонды, обычно имевшие внебюджетный статус.

[ …]

Отработка методики взимания платы за загрязнение окружающей среды с юридических и физических лиц — плательщиков единого налога Отработка порядка корректировки платы за размещение отходов по фактическим результатам природоохранной деятельности предприятия за год Нижегородгоскомэкология, Департаменты по охране природы и экономики и прогнозирования Нижегородгоскомэкология Департамент по охране природы 1999 г. 2000 г.[ …]

В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей природной среды представляют собой особый вид налогообложения, при котором облагаемой величиной является масса загрязнений, попадающая в окружающую среду, независимо от других результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовое бремя такого налогообложения распределяется между природопользователями пропорционально наносимому ими вреду окружающей среде, и у каждого из них появляется стимул к уменьшению облагаемой налогом величины.

Подчеркнем, что было бы неверно рассматривать платежи как компенсацию наносимого экологического ущерба, поскольку это, во-первых, порождало бы споры относительно определения величины ущерба и, во-вторых, противоречило бы п. 6 Ст.

20 Закона «Об охране природной окружающей среды», в которой сказано, что внесение платежей за загрязнение не освобождает от возмещения причиненного вреда. Внося платежи за загрязнение окружающей природной среды, предприятие участвует в финансировании природоохранной деятельности на данной территории, но отнюдь не получает амнистию по возможным искам организаций и граждан за причиненный ущерб.[ …]

Следует отметить, что с 1999 года плата за загрязнение окружающей среды заменена на экологический налог. Введение экологического налога предусматривается после принятия второй части Налогового кодекса РФ.[ …]

Если считать, что права собственности на окружающую среду принадлежат всему обществу в целом, то фирмы-загрязнители должны нести обязательную ответственность за причиненный ущерб.

Если налог на загрязнение или плата за выбросы отражают предельный ущерб, определенный до акта выброса, то в системе обязательной ответственности за ущерб плата рассчитывается по факту выброса (после него) конкретно для каждого случая.

Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана либо каким-то образом его компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим, либо сделать еще что-то. С этой целью оформляются специальные документы, закрепляющие обязательства на осуществление природоохранной деятельности под соответствующий залог.[ …]

Кроме неопределенностей при расчете уровня налога рассмотрим следующий аргумент. Предприятие 1 платит предприятию 2, чтобы второе сократило свои выбросы. Таким образом, деньги, уплаченные первым предприятием, в значительной мере идут на природоохранные нужды.

Торговля правами на выбросы позволяет переместить имеющиеся деньги туда, где на 1 дол. затрат можно добиться наибольшего сокращения выбросов. В схеме с налогами деньги уходят из системы и пополняют бюджет.

Исключение составляет тот случай, когда налоги за загрязнение окружающей среды направляются в специальные природоохранные фонды. Затем фонды каким-то образом расходуют их на поддержку мероприятий по сокращению выбросов.

Справедливости ради заметим, что такая схема налогообложения и направления выручки в специальные фонды является частным случаем системы торговли на выбросы. Все налоговые доходы поступают в бюджет, и вовсе не обязательно затем расходуются на природоохранные нужды.

Предпринимателю в этой ситуации нужно найти средства и на уплату налогов, и на осуществление природоохранной деятельности. В условиях переходной экономики эта задача почти не выполнима. Скорее всего, предприятие не заплатит налоги и не будет осуществлять природоохранные мероприятия.[ …]

Таким образом, теоретический анализ и наблюдения за практическими примерами развития методов управления охраной окружающей среды позволяют сделать вывод о предпочтительности механизмов торговли правами на выбросы по сравнению с налогами на загрязнение. С точки зрения теории распределение разрешений на выбросы — первый шаг создания схемы торговли правами на выбросы.

В отличие от налогов это гарантирует заданное качество окружающей среды. Схема торговли не хуже, чем использование налогов, способствует минимизации издержек на достижение заданного качества окружающей среды. Использование торговли правами на выбросы создает более мощные стимулы к реализации новых технологий по сравнению с налогами.

На практике в последнее время встречается все больше и больше примеров, когда налоги на загрязнение отвергаются политическими деятелями и предпочтение отдается торговле правами на выбросы. Хотя торговля правами на выбросы — это мощный и эффективный инструмент, он не является универсальным.

И там, где это необходимо, он должен быть дополнен мерами прямого регулирования выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.[ …]

В 2002 г был принят новый федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.), в котором, как и в предыдущем законе (1991 г.) имеется глава, посвященная экономическому регулированию (механизму) в области охраны окружающей среды.

Однако в новом законе, по сравнению с предыдущим, данный раздел претерпел некоторые корректировки в сторону сокращения возможных мер экономического регулирования.

В частности, отсутствуют внебюджетные целевые экологические фонды — важнейший источник финансирования природоохранных мероприятий с момента ведения платы за загрязнение; акцизы на экологически вредную продукцию.

В данном законе ничего не говорится об «экологическом налоге», хотя последний присутствует в Налоговый Кодексе. По-прежнему, в новом законе не решен однозначно вопрос об обязательном экологическом страховании: «может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование» [1].[ …]

Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение убытков, вызванных аварийным загрязнением окружающей природной среды, предполагает включение страховых взносов в себестоимость продукции страхователя.

Взносы не станут налогом в том случае, если они не будут фиксированы (в абсолютном или процентном отношении), а в каждом отдельном случае будут специально рассчитываться, и в основе расчетов будет лежать степень экологической опасности конкретного страхователя и величина потенциального убытка, причиняемого реципиентам в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды.[ …]

С утверждением нового Налогового кодекса РФ вместо платежей за загрязнение окружающей природной среды предполагается введение экологического налога.

Налогоплательщиками экологического налога в новом Налоговом кодексе признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоне вредное воздействие на окружающую природную среду.[ …]

Допустимость воздействия хозяйственной деятельности предприятия на окружающую среду в соответствии с этими показателями устанавливается на основе оценки воздействия на окружающую среду с использованием методов и средств измерений и испытаний. Результаты такой оценки предоставляются на государственную экологическую экспертизу.

Эта оценка проводится на всех этапах и стадиях жизненного цикла продукции, при разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проектов строительства, модернизации, реконструкции инженерно-технических объектов и коммуникаций, при диверсификации производства и продукции.

На основе такой оценки устанавливаются регламентированные финансово-экономические отношения предприятия с налоговыми органами в части внесения платежей (налогов) за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Порядок взимания этих платежей устанавливается различными законодательными актами, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок платы за различного рода загрязнения окружающей среды установлен Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002).[ …]

Более того в первом квартале 2002 г. решением Верховного суда РФ была отменена плата за загрязнение. Дело в том, что платежи за загрязнение по своей природе не являются налогом, они взимались на основании Постановления правительства № 632 от 28.08.

92 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» [3], которое Налоговый Кодекс формально юридически как бы отменяет.

Этим поспешили воспользоваться особо продвинутые в правовом отношении предприятия.[ …]

В природоохранной деятельности основу российских экономических методов регулирования составляют экологические налоги (платежи) и экономические санкции за различные правонарушения в экологической деятельности.

Экологические требования и экономические санкции за нарушение этих требований устанавливают органы власти даже при отсутствии некоторого подобия экологического кадастра.

Тем не менее такой подход к экономическому урегулированию природоохранной деятельности одобрен представительной международной организацией — советом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Предполагается при этом, что государственные расходы ограничиваются общественными методами: экологическим образованием, экологическим мониторингом и контролем, а предприятия (экологические правонарушители) оплачивают полную стоимость всех видов работ по снижению загрязнений окружающей среды.[ …]

Постоянно действующие институты: природные кадастры, меры по материально-техническому и финансовому обеспечению, платность за использование природных ресурсов; платежи за загрязнение окружающей природной среды; льготы по кредитованию, налогообложению; освобождение от обложения налогами.[ …]

Практически требования платности использования природных ресурсов реализуются в настоящее время с помощью ряда областных и местных налогов и платежей, а также с помощью платежей за загрязнение окружающей среды.

Налоговый механизм регулирования природопользования включает плату за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем, земельный налог, курортный сбор и сбор за уборку территории, а также целевые сборы, вводимые по решению местных властей в соответствии со Ст.

21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».[ …]

В то время вопросам «устойчивости» процесса экономического роста не уделялось должного внимания. Английский экономист А.Пигу впервые в 20-х годах XX века обратил внимание на то, что от загрязнения окружающей среды страдает общество, которое берет на себя расходы на восстановление нарушенной окружающей среды, своего здоровья, падающей производительности труда.

Читайте также:  3-ндфл: сроки сдачи, до какого числа сдавать 3-ндфл в 2017 году

Для фирмы-производителя и загрязнителя окружающей среды — это внешние издержки. Пигу предложил, чтобы общество заставило фирму-загрязнителя интернализировать (ввести в себестоимость продукции) эти внешние издержки путем уплаты налога за загрязнение.

Такой налог повышает стоимость произведенной продукции на величину внешних издержек от загрязнения, и предельная стоимость произведенной продукции для частной компании теперь равняется ее предельной стоимости для общества.

Таким образом, фирма оказывается полностью информированной об общественных издержках ее функционирования и должна либо снижать объем производства, либо переходить на более экологичную технологию. А жертва загрязнения — общество -получает справедливое возмещение за нанесенный ущерб и повышает свое благосостояние.[ …]

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (механизмы) ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ — применение экономических стимулов в вопросах управления природопользованием и охраны природы. Различают поощрительные механизмы (субсидии, льготные кредиты, налоговые льготы и т. п.); принудительные механизмы (платежи, налоги и штрафы за загрязнение, продажа прав на загрязнение и т.п.

); восстановительные или компенсационные механизмы (создание специальных фондов для борьбы с загрязнением, страхование ответственности за экологический ущерб, материальные компенсации государству, регионам, фирмам и лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды). См.

также Принцип «загрязнитель платит», Платежи за загрязнение (на выброс, на продукцию), Торговля квотами на выбросы.[ …]

В XXI веке важной проблемой по-прежнему будет проблема сокращения потребления энергии, сокращения значительного, по крайней мере, на порядок. Придется максимально сократить энерго- и ресурсоемкость валового национального продукта и потребления энергии и ресурсов в расчете на одного жителя. И, очевидно, в связи с этим в оставшиеся до XXI в.

годы во всех странах мира должны пересмотреть действующую систему налоговых кодексов с целью смещения акцентов со штрафов за загрязнение окружающей среды на оплату его предотвращения, т.е. увеличения налогов на добычу и использование ресурсов. При этом надо полагать, что структуры экономики реорганизуются, для того чтобы снизить расход сырья и энергии.

[ …]

Источник: http://ru-ecology.info/term/6480/

Плата за загрязнение окружающей среды

Экологические сборы уплачиваются за негативное воздействие на окружающую среду, так как согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», такое воздействие является платным.

Сбор должны уплачивать природопользователи:

  • предприятия,
  • учреждения,
  • организации,
  • иностранные юридические и физические лица,

осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Обратите внимание: Уплата экологического сбора не освобождает природопользователей от осуществления мероприятий по охране окружающей среды, а так же — по возмещению причиненного вреда.

Не смотря на то, что экологический сбор не предусмотрен положениями Налогового кодекса, он является обязательным.

При этом, не имеет значения, какую систему налогообложения применяет природопользователь. То есть, ИП и организации, применяющие особые налоговые режимы (например – УСНО) должны уплачивать экологический сбор наравне с организациями, применяющими общую систему налогообложения.

В соответствии с положениями ст.8.41 КоАП РФ, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Кроме своевременной уплаты экологического сбора, необходимо так же отчитаться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору), иначе и за это могут оштрафовать.

На основании ст.8.5 КоАП РФ, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации:

  • о состоянии окружающей среды и природных ресурсов,
  • об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы,
  • о радиационной обстановке,
  • о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды

лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

При этом, срок исковой давности составляет 1 год со дня совершения нарушения и отсчитывается со следующего дня, следующего за днем, когда нужно было сдать Расчет и заплатить сбор.

Регистрироваться в Росприроднадзоре плательщикам сбора не нужно – такого требования в действующем законодательстве нет.

Природопользователи рассчитывают сумму сбора и составляют Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам каждого истекшего квартала.

Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. В этот же срок нужно перечислить данный сбор в бюджет. Соответственно, с 21 числа начинает течь срок исковой давности.

Из нашей статьи вы узнаете порядок расчета суммы экологического сбора для владельцев и арендаторов транспортных средств, а так же порядок предоставления отчетности в Росприроднадзор.

В каких случаях организация должна рассчитывать и уплачивать экологический сбор

Взимание платы осуществляется за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • Выброс в атмосферу загрязняющих и иных веществ от стационарных и передвижных источников.

Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005г. №867 утвержден Порядок ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п.2 этого Порядка, объект негативного воздействия — это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной промышленной площадки).

Объекты негативного воздействия подразделяются на стационарные и передвижные.

Стационарным считается объект:

  • от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ и который прочно связанный с землей (то есть — перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно),
  • размещения отходов производства и потребления, а также взрыв.

Местом нахождения стационарного объекта считается:

  • территория соответствующего административно-территориального образования, на котором фактически находится стационарный объект.

Такими объектами признаются, например – котельные, заводские цеха и т.п.

Передвижными объектами считаются:

  • транспортные средства,
  • воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания,

оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

Местом регистрации передвижных объектов считается место (порт) приписки или место государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового — место регистрации на территории РФ владельца передвижного объекта.

Соответственно, к таким объектам относятся автомашины, строительная и сельскохозяйственная техника, дизельные генераторы и т.п.

Необходимо отметить, что плату за негативное воздействие платит та организация, которая использует вышеперечисленную технику и при этом не важно, принадлежит ли она компании или берется в аренду.

  • Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

В соответствии с положениями Водного кодекса РФ, к поверхностным водным объектам относятся:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
  • водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • болота;
  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • ледники, снежники.

Обратите внимание: Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (п.3 ст.5 Водного кодекса).

Соответственно, сбор необходимо уплачивать при осуществлении сбросов в вышеуказанные водные объекты.

Согласно п.11 ст.23 Закон РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах», не допускается размещение отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей:

  • питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
  • или промышленного водоснабжения,
  • либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
  • Размещение отходов производства и потребления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признаются:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления,
  • а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

К таким отходам относятся бытовой мусор, вышедшая из строя оргтехника и ее отходы, старые шины и аккумуляторы, люминесцентные лампы и другие ОС и МПЗ.

  • Другие виды вредного воздействия:
  • шум,
  • тепло,
  • вибрация,
  • электромагнитные, ионизирующие и другие виды физических воздействий,
  • радиационные воздействия,
  • и т.п.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Согласно п.3 ст.18 закона №89-ФЗ, ИП и организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства):

  • должны разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010г. №50.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет* в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в п.4 Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

*При условии ежегодного подтверждения ИП и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011г. №КТ-08-03-36/6068).

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в Росприроднадзор отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Соответственно, ИП и организации — субъекты малого и среднего предпринимательства не нужно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а необходимо лишь представить отчет в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010г. №30.

Утвержденный этим Приказом Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), предназначен:

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/36526-plata-za-zagryaznenie-okruzhayuschey-sredy.html

Плата за загрязнение окружающей среды: нормативная основа для неналогового налога

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за такое воздействие должны определяться федеральными законами.

В настоящее время федерального закона, устанавливающего формы и размеры платы за негативное воздействие на окружающую среду, не принято.

На рассмотрении в Государственной думе находится проект новой главы НК РФ об экологических платежах. Однако пока плата за загрязнение — не вполне налог.

А что это такое, чем регулируется и как это можно учесть, рассмотрим в сегодняшнем обзоре.

История вопроса

Плата за загрязнение окружающей среды впервые была установлена Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 в соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». В соответствии с п.4 данного Постановления конкретные размеры такой платы определяло Минприроды России.

Читайте также:  Состав личного дела работника-2017

28 марта 2002 г. Верховный Суд РФ Решением N ГКПИ 2002-178 признал это Постановление незаконным.

Судьи решили, что плата за загрязнение окружающей среды — это налоговый платеж, следовательно, ее должен устанавливать закон, а не постановление правительства.

И Кассационная коллегия Верховного Суда РФ оставила это Решение без изменения (Определение от 4 июня 2002 г. N КАС 02-232). По сути это означало, что с 4 июня 2002 г. начислять экологические платежи не нужно.

Однако уже 10 декабря 2002 г.

более высокая судебная инстанция — Конституционный Суд РФ в своем Определении N 284-О признал экологические платежи не налогом, а фискальным сбором, который не регулируется Налоговым кодексом.

Следовательно, такой сбор может устанавливаться постановлением Правительства. Это Определение вступило в силу с 25 декабря 2002 г. В результате получилось, что плата за загрязнение снова была признана законной.

12 февраля 2003 г. Верховный Суд повторно рассмотрел дело о законности Постановления N 632 (Решение N ГКПИ 03-49).

И, согласившись с Конституционным Судом по поводу того, что фискальный платеж — плата за загрязнение окружающей среды — может быть установлен постановлением правительства, одновременно признал недействующими два положения нормативных документов.

Во-первых, это п.2 Постановления N 632, согласно которому нормативы экологических платежей должно было устанавливать Минприроды России.

Во-вторых — п.9 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды, утвержденного Постановлением N 632. Этот пункт обязывал предприятия перечислять экологические платежи в сроки, которые также устанавливало Минприроды России, а при нарушении этих сроков разрешало списывать суммы недоимок в безакцептном порядке.

Таким образом, платежи за загрязнение окружающей среды — это фискальные сборы, то есть они законны. Но с другой стороны, 12 февраля 2003 года были отменены те пункты Постановления N 632, которые устанавливали нормативы платежей и сроки их уплаты.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на то, что Постановление N 632 действовало, рассчитать плату за загрязнение с 12 февраля 2003 года предприятия все равно не могли, так как не было ставок, по которым это можно было бы сделать.

Правительство РФ 12 июня 2003 г.

утвердило Постановление N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», выполнив таким образом требования Верховного Суда об установлении ставок платы Правительством, а не ведомством. Это Постановление вступило в силу 30 июня 2003 г. (см. уточняющее письмо МНС России от 25 июля 2003 г. N НА-6-21/826@). Именно с 30 июня 2003 года платежам за загрязнение окружающей среды снова придан законный характер.

Это важно! Постановление N 344 определяет лишь размер платежей (в рублях за тонну выбросов). Порядка их применения Постановление не содержит.

Однако так как по решению судебных органов плата за загрязнение окружающей среды не является налогом, следовательно, к ней не применимы нормы НК РФ о законной определенности объекта налогообложения и механизма внесения платежей.

Единственным нормативным актом, так или иначе регулирующем порядок внесения платы за загрязнение, в 2004 году пока по-прежнему остается Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632.

Расчет платежей за загрязнение

Размер платы зависит от наименования загрязняющих веществ и от того, куда производится их сброс — в атмосферный воздух либо в поверхностные и подземные воды.

Сумма платы зависит также от объемов выбросов. Они могут быть в пределах допустимых нормативов, в пределах установленных лимитов или вне установленных лимитов. В случае превышения нормативов ставки за единицу объема выбросов в пять раз выше. Если же выбросы превышают установленные лимиты, то плата за загрязнение увеличивается еще в пять раз.

Кроме того, к базовым нормативам устанавливается специальный коэффициент, который зависит от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России, а также от состояния водных объектов по бассейнам морей и рек. А если загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферный воздух на территории городов, то применяется дополнительный коэффициент 1,2.

Следовательно, чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, надо объем выбросов в тоннах умножить на базовые нормативы, а затем еще на экологический и городской коэффициенты.

Как подтвердить объем выбросов?

Это важно! Действующее законодательство РФ не дает разъяснений по вопросам, как определить объем выбросов. Практически, как и ранее, проблемой определения лимитов выбросов занимается территориальный орган Минприроды России — Комитет по природным ресурсам.

На основании представленных предприятием данных о видах деятельности, видах выпускаемой продукции, составу оборудования, специфике технологии, в комитете определяют примерные размеры допустимых нормативов выбросов или сбросов.

После этого организация должна своими силами или с помощью специальных лабораторий определить объемы выбросов и согласно своим расчетам начислять плату за загрязнение. Данные по начисленным платежам представляются в налоговый орган.

Как быть компаниям, которые производственной деятельностью не заняты? Как разъясняет МНС России, специального порядка для таких компаний нет. Следовательно, непроизводственным организациям также надо предоставить информацию о своей деятельности в Комитет по природным ресурсам.

Возможно, удастся доказать, что компания не загрязняет окружающую среду, а следовательно, платить ничего не надо. В то же время у предприятий не требуется доказательств, что самостоятельно рассчитанные ими выбросы соответствуют действительности.

Если у налоговых органов возникнут сомнения, то в соответствии с презумпцией невиновности доказывать объем выбросов придется налоговым органам.

Бухгалтерский учет

Начисленные платежи за загрязнение окружающей среды (как в пределах, так и сверх нормативов) в бухгалтерском учете отражают так:

Д 26 К 68 субсчет «Расчеты по плате за загрязнение окружающей среды» — начислена плата за загрязнение.

Для целей налогообложения в расходы принимается плата лишь за выбросы в пределах допустимых нормативов.

А плата за выбросы в пределах установленных лимитов и сверхлимитные выбросы налогооблагаемую прибыль не уменьшают в соответствии с пунктом 4 статьи 270 НК РФ.

Следовательно, к счету 26 можно открыть такие субсчета, как «Плата за загрязнение в пределах допустимых нормативов» и «Плата за загрязнение сверх допустимых нормативов».

Из-за различий бухгалтерского и налогового учета платы за загрязнение может возникнуть постоянная разница — расход, который уменьшает только бухгалтерскую прибыль (п.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02). Следовательно, в бухгалтерском учете нужно отразить постоянное налоговое обязательство по правилам ПБУ 18/02.

Штрафы и пени за неуплату

Ни Постановление N 632, ни Постановление N 344 штрафов за неуплату экологических платежей не предусматривают. Нормы Налогового кодекса к данным платежам — как неналоговым платежам — неприменимы. Следовательно, взыскание штрафов за неуплату платы за загрязнение возможно только в судебном порядке.

Начислить пени за просрочку экологических платежей на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ также невозможно. Кроме того, пени по определению начисляются за нарушение сроков.

А сроки внесения экологических платежей Правительством не установлены. Те же сроки, которые были утверждены Минприроды России в соответствии с п.

9 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды, с 12 февраля 2003 года не действуют.

Источник: http://www.pravowed.ru/weekly/2004/06/13

Делаем расчет платы за загрязнение окружающей среды

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2017 года осуществляется на основании правовых норм, не входящих в состав НК РФ. В эти нормы периодически вносятся изменения, которые необходимо отслеживать и учитывать при определении размера подлежащих уплате в бюджет сумм.

Законодательные основы для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Плательщики сборов за нанесение ущерба экологии

Определение базы начисления по загрязняющим выбросам

Расчет платежа: ставки, дополнительные коэффициенты, льготы

Форма расчета экологического сбора

Законодательные основы для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Базовым документом, на основе которого строится весь спектр взаимоотношений плательщиков с бюджетом по средствам, уплачиваемым за вред, наносимый экологии, служит закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он нередко подвергался внесению изменений и дополнений на протяжении всего периода своего существования. Под его действие подпадают:

  • Индивидуальные предприниматели, перечисляющие плату в срок до 10 марта, после того как окончится отчетный год.
  • Прочие субъекты, на которых возложена обязанность по уплате сбора за загрязнение, по завершении каждого квартала уплачивают авансы в срок до 20-го числа месяца, следующего за ними. В качестве их размера применяется 25% от выплат предыдущего года. По завершении года происходит окончательный расчет до 1 марта следующего года.

При этом данные выплаты не подпадают под правило о продлении срока при совпадении дня его окончания с выходным или праздничным нерабочим днем. Сам механизм расчета урегулирован ст. 16.

3 закона 7-ФЗ и иными правовыми актами в данной сфере, на основе которых происходит исчисление платежа за загрязнение окружающей среды.

В качестве источника информации для самостоятельного определения базы обложения при этом служат:

  • документы об объеме загрязнения тем или иным типом веществ;
  • ставки, применяемые для расчета платежей;
  • коэффициенты, установленные для исчисления.

Общая сумма платежей складывается из итога, полученного сложением расчетных величин, исчисленных по каждому отдельному типу отходов и выбросов.

Плательщики сборов за нанесение ущерба экологии

Существуют различия между двумя типами платежей, связанных с нанесением ущерба экологии:

  • плата за негативное воздействие на природу;
  • перечисления за выбросы отходов на основании ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Они появились в 2014 году, после того как начала действовать ст. 24.5. До этого оба описываемых бюджетных обязательства идентифицировались как общий экологический сбор. Фактически теперь второй вид платежей должны осуществлять компании, занимающиеся производством продукции и упаковки, которые при потере ими возможности использования по назначению подлежат утилизации.

Рассмотренный ранее закон 7-ФЗ регламентирует прочие обязательства компаний, связанные именно с выбросами вредных примесей, элементов в окружающую среду. То есть под данный сбор подпадают компании, осуществляющие загрязнение природы за счет выделяемых в результате производства вредных веществ, отходов деятельности, мусора.

Как следствие существуют два типа обязательств, которые необходимо разграничивать:

  1. Непосредственно экологический сбор:
    • уплачиваемый за утилизацию испорченной продукции и тары;
    • основанный на положениях закона 89-ФЗ;
    • официально введенный в 2014 году.
  1. Сбор за загрязнение окружающей среды:
  • уплачивается за непосредственное распространение загрязняющих химических соединений, твердых промышленных и бытовых отходов;
  • опирается на пункты закона 7-ФЗ, однако в части размещения отходов также подпадает под действие закона 89-ФЗ;
  • действует начиная с 2002 года (до этого практически идентичные обязательства компании несли на основании закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Источник: https://buhnk.ru/nalogi-i-vznosy-uplata/delaem-raschet-platy-za-zagryaznenie-okruzhayushhej-sredy/

Ссылка на основную публикацию